Слова Ницше «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» – неверны. То, что нас не убивает – разочарования и уроки, которые мы называем опытом, - делают нас уставшими, угрюмыми и злыми.
Противоположность этому – азарт, игра. Но как его получить? Он появляется тогда, когда человек начинает выигрывать и двигаться к своей цели – пусть маленькими шажками. Здесь может действовать метод барона Мюнхгаузена по вытаскиванию себя за волосы из болота: не сначала бодрость, а потом действия, а сначала действия, и за ними и бодрость. Хорошим примером азартного человека может служить еще один известный персонаж – Остап Бендер. А для того, чтобы иметь цель, необходима страсть могучей натуры. Азарт, страсть – земное начало, а не духовное. Если мы говорим о мужчинах, это имеет отношение к маскулинности: азарт – первоначально ощущение охотника, который уже погнал свою дичь, но еще не знает, чем закончится погоня. И вот с земным, животным началом у многих современных мужчин проблема – пороха в пороховницах маловато. Если цель представить огромный кусок жареного мяса, то для того, чтобы его добыть, нужно, во-первых, быть не вегетарианцем, а плотоядным, а во-вторых, нужно хотеть покорять и добывать.
Страсть к жизни – это эпикурейство, это ощущение своего сильного тела, земных удовольствий, радость от вкуса жизни. Это стихийное начало, огонь внутри. Но современный мир (по крайней мере, офисный) требует от мужчины «остричь когти» и «вырвать клыки» – начальники любят послушных подчиненных, без каких-либо признаков здоровой агрессии. Иначе подчиненный будет напоминать типичному современному начальнику одноклассника, который над ним издевался.
Но все-таки узнать, как пробудить в себе страсть, можно, о чем речь пойдет дальше.
Азарт вызывается задачей, которую надо выполнить, препятствием, которое нужно преодолеть. И здесь есть важные детали: человек не знает точно, победит ли он в споре или спортивной игре, но у него достаточно сил и уверенности для предощущения победы. Это тоже дает ему ощущение эйфории. Вступая в спор, человек испытывает волнение, возбуждение – во всех смыслах этого слова, так как, подходя к красивой незнакомке, мужчина тоже в своем роде рискует – быть отвергнутым или попасть в какую-нибудь опасность… Но он уверен в себе и надеется на победу. А победа чрезвычайно важна для человека – по исследованиям психологов большая часть взрослых людей все-таки надеется на чудо и жизненный успех. Мотивация на выигрыш, победу – часть глубинного стремления к самореализации, что тоже имеет своей основой животный иерархический инстинкт – это и есть расшифровка такого, вроде бы, знакомого для всех понятия как «успех». Ведь хоть мы и используем речь, совершаем научные открытия и творим шедевры искусства, во многом мы руководствуемся звериными инстинктами, сами того не осознавая. Достаточно сказать, что большую часть информации о других людях мы до сих пор воспринимаем визуально и подсознательно, на уровне инстинктов: осанка, походка, мимика, жесты и т.д. В итоге складывается впечатление, которое мы потом пытаемся объяснить себе логически, иногда входя в противоречие: на уровне сознания, логики новый знакомый, вроде бы, говорил все хорошо и правильно. Но вот что-то в нем не нравится. Так и с глубинными мотивациями человека. Если объяснить «победу» с точки зрения биологии, то получается, что победитель тот, кто залез на самую вершину своего социума – будь то Уолл-стрит или обезьяний вольер. Экзистенциальная эйфория от победы одинакова – я смог, я добился, я ощущаю вкус жизни, стоя на вершине, куда большинство не сможет добраться за всю свою жизнь. Все стремятся, а я смог! Это торжествующий рев охотника, стоящего на поверженном мамонте.
Следовательно, выигрыш – это как бы модель успеха в малом масштабе. А победитель в спортивном состязании или игре реализует свой иерархический инстинкт, став выше побежденных на ступень социальной лестницы. И сама игра, или состязание – модель охоты, только безопасной для «охотника». Приз символизирует добычу, возможность проиграть дает риск, волнение. Возможность выиграть – эйфорию, радостное возбуждение, воодушевление. Поэтому с древнейших времен люди любят азарт – из-за победы и эйфории. Но в больших дозах азарт может стать наркотиком – стремление к маленьким, символичным победам отодвигает человека от настоящего успеха в жизни: если для ощущения победы охотник будет убивать сусликов, у него просто не хватит времени на то, чтобы выследить и завалить мамонта. Так же, как и для условной победы в компьютерной игре и удовлетворения человек потратит время своей жизни, в то время как мог бы сам написать новую компьютерную программу и получить аплодисменты не персонажей игры, а настоящих людей, вбить свое имя не в списке победителей этой игры, а в списке настоящем. Игра «Жизнь» азартнее и приносит большие плоды, чем все прочие игры.
С другой стороны неразумно ударяться в крайность и полностью запрещать себе спорт или пари – которые тоже бывают очень азартны. В наш высокотехнологичный век, когда все расписано по деталям и подчинено правилам (особенно в мегаполисах), человек может начать терять инстинкты – а вместе с ними свою жизнестойкость, свое природное начало. К тому же отсутствие острых ощущений, риска отрицательно влияет на мужское здоровье и самооценку – в человеке все взаимосвязано. Тысячелетиями мужчина был охотником – и только с деградацией традиционного общества и ростом технического прогресса ежедневный риск перестал быть нужным. Оправдал ли себя технический прогресс, сделал ли человека счастливым – другой вопрос. Речь о том, что в далекие времена человек, homo sapiens, сформировался именно как охотник – даже на уровне физиологии. А охота для жизни сейчас нужна только в образном смысле – бизнесмены и сотрудники правоохранительных органов, конечно, ощущают азарт. Но что делать обычному офисному сотруднику? Обычно говорят, что без острых ощущений, риска мужчина становится вялым. Расшифруем: при волнении – на той же охоте, перед любой игрой, перед важной презентацией – у человека начинает вырабатываться гормон ярости: норадреналин. Потому что любое волнение – это мини-стресс. Фактически человек, одетый в костюм с галстуком, готовится к презентации, а на уровне физиологии в нем пробуждается древний охотник, для которого презентация с последующим профитом – важная охота, свое выступление – меткий бросок копья в жертву, а возможные противники и интриганы – ямы, колючие кусты и хищники, которые также хотят съесть эту жертву. XXI век или XXX – неважно. Организм наш все тот же, устроен так же, и хочет того же, что сорок тысяч лет назад. И общество по своей сути такое же, как и в древности. Любопытно, что восприятие жизни (или важного мероприятия) как игры, а конкурентов – как соперничающих хищников уменьшает объем негативных эмоций, следовательно, повышает шансы на победу: человек освобождается от чувства «несправедливости по отношению к себе» – ведь одно дело коллега, который «завидует», а другое «хищник» – если он нападет на тебя, ты будешь отбиваться, но ты не будешь злиться на него и рассуждать о «неправильном устройстве мира». В природе морали нет, и глупо обижаться на кота, похитившего твою рыбу. Так же человек, играя, больше не зависит от результата, потому что он наслаждается самим процессом игры – следовательно, у него не будет излишнего напряжения и суетливости, которые появляются от чрезмерного желания выиграть и, как правило, не помогают, а вредят.
Итак, при стрессе у человека учащается сердцебиение, дыхание, вырабатываются гормоны – к уже упомянутому норадреналину, гормону ярости, добавляются адреналин (гормон страха) и тестостерон (мужской гормон). Подсознание воспринимает презентацию, важное совещание, собеседование при приеме на работу как экстремальную ситуацию (драка, бой, охота). Поэтому в современном мире, где таких ситуаций относительно мало, где властвуют запреты и правила, у человека начинает снижаться выработка этих важных гормонов. И у него угасают жизненная сила, стремление добиться цели, ярость и азарт – что мы и называем вялостью. Также недостаток мужских гормонов делает мужчину малопривлекательным для женщин – они в среднем более «инстинктивны» (примативны), чем мужчины, и подсознательно не воспринимают такого мужчину, как дерзкого охотника, претендента на тушу мамонта. Чтобы сознательно выработать в себе эти гормоны, можно заняться контактными единоборствами, а также экстремальными видами спорта – которые тоже очень азартны. Вряд ли человек может сознательно выработать своим организмом гормоны по заказу, послав волевой импульс в подсознание. Но работать со своим организмом косвенно, используя физиологические механизмы, вполне. И победа в соревновании или прыжок с парашютом, съезд по крутому склону на «борде» гарантированно дают выработку гормона радости: эндорфина – что мы называем эйфорией и чувством приятной усталости.
Поэтому же, согласно оценке ученых, мужчины более азартны, чем женщины – ведь мужчина – это охотник.
Также для моделирования риска, стрессовой ситуации может отлично подойти какое-нибудь соревнование, или, как сейчас модно говорить, «вызов». Или же пари. Можно объединить это. Например, один человек заключил со своим другом пари на эту тему на следующих условиях: друг дал ему $2000 при условии, что он бросит курить. Если же курильщик не справится с собой, он отдаст другу $4000.
Человеку необходимы полнота и острота ощущений, экстрим – что можно расшифровать с помощью языка науки как осознанную, косвенную выработку гормонов норадреналина, адреналина, тестостерона и эндорфина. Именно этот коктейль имеет вкус жизни. И именно этот коктейль может взбодрить современного человека, добавить перцу в его пресную жизнь, заключенную в цикле: дом-семья-работа-дом. Он же поможет внутреннему огню инстинктов снова загореться и сделать из офисного сотрудника мужчину, привлекательного для женщин. Но тут, видимо, надо разжигать огонь инстинктов в меру. Дело в том, что, сознательно или нет, современные правила офисной жизни превращают людей в бесполых унисекс существ. Здесь игра обоюдная: как человек может делать себя более горячим, живым, азартным, так и его могут пытаться «притушить», чтобы он был безынициативным и послушным, что негативно скажется на его жизненных силах. Это тоже может дать нам азарт – если вы так, то я все равно найду способ противостоять вашему воздействию и победить вас! Может даже, пробудив в себе вольного охотника, создать свой бизнес и подняться на вершину своей пирамидки.
Бывает, что кто-то «подсаживается» на этот вкус жизни – заядлые любители экстремального спорта, например. Ими же могут быть люди, чья профессия подразумевает риск. В основном люди рискуют периодически, ради своего удовольствия. Но бывают и те, кто избрал сам азарт своей профессией и судьбой, сторонники особо сильных и долгих ощущений. Сейчас таких, как правило, называют мошенниками, а раньше называли авантюристами – искателями приключений.
Авантюрист – человек, рискнувший своей жизнью или судьбой. Можно только представить, что испытывал авантюрист XVIII столетия, убеждая какого-нибудь короля в грандиозном и заведомо невыполнимом проекте, прося под него столь же грандиозную сумму. Казнить короли в Европе тогда уже вряд ли могли под настроение, но посадить в подземелье на железную цепь вполне. Азарт, риск, наслаждение от игры, в которой фигурой являешься ты сам. Известными для нас авантюристами являются граф Калиостро и Казанова.
Бизнесменов современности, по большей части, нельзя назвать авантюристами, но азартными людьми вполне. Билл Гейтс: «Бизнес — увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил». Знаменитый рассказ Хемингуэя из шести слов: «Продается: Детские башмачки. Ни разу не одетые» возник в результате спора в баре. Великий писатель выиграл $10 на этом пари.
Азарт – необходимая часть жизни человека (особенно, человека современного), но, как и любое явление в нашем мире, он может быть и ядом, и лекарством: все зависит от меры.
Фото: ironzen.org
Какая чудесная сексистская статья, подпитывающая стереотипы. :)
По содержанию эта ''реплика из зала'' как раз самое заурядное клише. По смыслу это вопль раненого - охотник поразил одну из целей (промежуточную). Это радует.
Сергей, стремление морально возвыситься над собеседником естественно - иерархический инстинкт, но - лучше делать это естественными, а не виртуальными способами. Ну хотя бы разместить крутую статью. Об этом я, кстати, писал в своем материале. А Остап в конце решил переквалифицироваться в управдомы.