Карьера умерла. Да здравствует новая карьера!

Почти каждый однажды начинает задумываться о возможности новой карьеры. Большинству людей, независимо от их профессии или квалификации, с годами работа начинает казаться менее интересной. Кто-то считает, что у него больше нет шансов на продвижение по службе; кому-то кажется, что его способности и навыки задействованы не в полной мере, что он перерос дело, которым занимается, компанию, в которой работает, или отрасль, с которой связан. Кому-то становится скучно из-за того, что он работает в неподходящей компании, отрасли или должности. Человек, у которого появились подобные мысли, может потерять всякое желание ходить на работу и, вполне вероятно, начнет подумывать об увольнении.

Мысли о новой карьере могут возникнуть и из-за особенностей жизни современных организаций: с каждым годом конкуренция в них становится все жестче. Постоянно ускоряющийся темп изменений приводит к тому, что даже молодой менеджер может столкнуться с угрозой устаревания его профессиональных навыков.

К 35-40 годам менеджеры, как правило, четко представляют, как высоко они могут подняться по карьерной лестнице. Специалист может оценить свои шансы, сравнивая скорость своего продвижения по службе с успехами коллег. Если последнее назначение уводит его в сторону от пути, который в данной организации ведет к высшей руководящей должности, движение вверх по служебной лестнице, скорее всего, завершено.

Но как правильно построить новую карьеру, на что стоит обратить внимание, чтобы избежать уже допущенных ошибок?

Построение новой карьеры — эволюционный процесс. Она может вырасти из интереса, который не находил воплощения или от которого человек отказывался во имя другого занятия.

Многие начинают новую карьеру в областях, расширяющих ту сферу деятельности, которой они занимались раньше. Например, открывают собственный бизнес в уже известных им отраслях. Проанализировав собственное прошлое в поисках интересов, пока не нашедших своего воплощения, менеджер может составить длинный список вариантов будущей карьеры. В то же время он может отказаться от занятий, которые его больше не интересуют или не приносят ему удовольствия.

Раньше людям фактически не приходилось управлять своей карьерой, однако времена сильно изменились. Сегодня нужно учиться управлять своей жизнью и карьерой самостоятельно.

Что это значит? Это значит, что в первую очередь нужно учиться развивать себя. Кажется очевидным, что люди добиваются результатов, если занимаются тем, что им хорошо удается. Однако очень немногие действительно знают свои сильные стороны, не говоря уже о том, чтобы использовать их себе во благо. Но не стоит пытаться изменить себя, лучше сосредоточиться на совершенствовании уже имеющихся навыков и браться за работу, которая соответствует вашему индивидуальному стилю. Действуя таким образом, можно превратиться из обычного работника в выдающегося профессионала.

Многим менеджерам кажется, что они понимают, какие виды деятельности им удаются лучше остальных. Но, как правило, люди ошибаются. Чаще они знают, в чем не очень сильны, но и тут заблуждающихся — большинство. Существует простой и эффективный способ, позволяющий точно определить свои сильные стороны, - обратная связь. Каждый раз, принимая важное решение или совершая решающий шаг, записывайте то, что, по вашему мнению, из этого может получиться. Через полгода или год сравните результаты со своими ожиданиями. Если постоянно применять этот несложный метод, то за достаточно короткий — два-три года — срок можно выявить свои сильные стороны. Метод также покажет, что из того, что вы делаете или не делаете, мешает вам в полной мере их использовать.

Анализ обратной связи создает основу для дальнейшего развития и построения новой карьеры. Первое и самое главное — сосредоточьтесь на своих сильных сторонах и выберите ту сферу деятельности, в которой они помогут вам добиваться результатов.

Но мало знать те черты, которые обеспечат вам преимущество, нужно постоянно усовершенствовать их. Результаты анализа быстро покажут, с какой стороны необходимо улучшить имеющиеся у вас навыки или приобрести новые. Кроме того, вы сможете определить пробелы в своих знаниях, которые, как правило, можно устранить. Математиками рождаются, однако выучить тригонометрию способен каждый.

Не менее важно избавляться от дурных привычек, т.е. способов действия или бездействия, снижающих вашу эффективность и производительность. Анализ обратной связи поможет быстро выявить подобные привычки. Например, специалист по планированию может обнаружить, что его замечательные планы не дают никаких результатов, потому что он не доводит их до конца.

Старайтесь тратить как можно меньше сил на то, чтобы совершенствоваться в областях, в которых вы некомпетентны. Чтобы подняться от уровня некомпетентности до уровня посредственности, нужно потратить намного больше сил и труда, чем для того, чтобы продвинуться от отличных достижений к совершенству.

Чтобы эффективно управлять своей жизнью и строить новую карьеру нужно также спросить себя: «Умею ли я работать вместе с другими людьми, или я по натуре одиночка?» Есть люди, которые лучше работают в роли подчиненных. Одни лучше работают в команде, другие эффективнее справляются с работой самостоятельно. Кто-то может стать замечательным консультантом и наставником, а кто-то просто не способен учить других.

Еще один важный вопрос: «Когда я добиваюсь лучших результатов — принимая решения или давая советы?» Многие люди — отличные советчики, но не способны взять на себя груз ответственности за принятие решений. Другие, наоборот, нуждаются в совете, чтобы заставить себя думать; получая подобную поддержку, они быстро, уверенно и смело принимают решения и действуют в соответствии с ними.

К слову сказать, именно поэтому второе лицо организации, став первым, часто терпит неудачу. Во главе должен стоять человек, умеющий принимать решения. Его заместителем, как правило, становится человек, выбранный руководителем из числа тех, кому он доверяет, и в этом качестве второе лицо не имеет себе равных. Однако, попав на место первого, человек, призвание которого — быть советником, терпит неудачу. Он знает, каким должно быть решение, но не может взять на себя ответственность за то, чтобы принять его.

Помните, что успешную карьеру, как правило, нельзя спланировать заранее. Она складывается, когда люди готовы к появляющимся возможностям, знают свои сильные стороны и могут грамотно их использовать. Правильное понимание себя позволяет обычному человеку — трудолюбивому и компетентному, однако в остальном ничем не выдающемуся, — стать прекрасным профессионалом.

Как правило, планировать стоит на срок, не превышающий полутора лет, и ставить при этом достаточно четкие и конкретные задачи. Поэтому в большинстве случаев нужно подумать: «В какой сфере и каким образом я могу достичь значимых результатов в ближайшие полтора года?» Наконец, результаты должны быть видимыми и по возможности измеримыми. Обдумав эти моменты, можно составлять план действий: что нужно сделать, когда и с чего начать, а также какие цели и сроки поставить.

Сейчас можно часто услышать о «кризисе среднего возраста» у руководителя. Основная причина этого — скука. К сорока пяти годам карьера большинства менеджеров достигает своего пика, и многие отлично это понимают. Занимаясь на протяжении двадцати лет по большому счету одним и тем же, они отлично справляются со своей работой, однако перестают получать новые знания, вносить новый вклад, воспринимать свою деятельность как вызов или получать от нее удовлетворение. Тем не менее, они в состоянии трудиться еще лет двадцать, поэтому, управляя своей жизнью, люди все чаще приходят к тому, чтобы начать строить новую карьеру.

Существует два способа построения новой карьеры. Первый — собственно взять и начать. Часто для этого достаточно просто перейти из одной организации в другую. Хотя все больше людей меняет направление своей профессиональной деятельности коренным образом. Второй – это строить вторую карьеру параллельно первой, как бы готовить почву для перехода.

Задачи, связанные с управлением собственной жизнью и построением карьеры, могут казаться очевидными, если не элементарными, а их решение— до наивности само собой разумеющимся. Однако управление собственной жизнью предъявляет к менеджеру новые беспрецедентные требования. Ведь в обществе знаний успеха ожидают от каждого.

Реферат статей «Управление собственной жизнью» Питера Друкера и «Новая карьера: мечта, которую можно воплотить в жизнь» Гарри Левинсона из сборника «Планирование карьеры», серия «Классика Harvard Business Review», «Альпина Бизнес Букс», 2007

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.