Многие штатные сотрудники стремятся вырваться из офиса и работать удаленно. В голове картинки ноутбука под пальмой, два часа работы в день, путешествия с небольшим отрывом на задачи. На деле все иначе. Обычно путешествия ограничиваются переездами из комнаты в комнату: ноутбук на кухне, затем на диване и столике в спальне. Занятость много часов в сутки в хаотично-интенсивном режиме. Но самое неприятное – ощущение изоляции. Увы, частая ситуация: вместо желанной свободы удаленка приводит к бессоннице, тревоге и одиночеству.
Что делать, чтобы remote-сотрудник ощущал себя частью коллектива
Социальная изоляция – ключевая проблема тех, кто работает дома, это касается и штатных удаленщиков, и фрилансеров. Распространенная проблема удаленки – «вольные» сотрудники не ощущают себя полноценными участниками коллектива и общего рабочего процесса, не чувствуют себя важными для компании в глобальном смысле, видят только свою работу, но не осознают общий вклад. И иногда из-за этого сами не верят в смысл своей работы.
Что делать, чтобы фрилансеры качественно трудились, занимали проактивную позицию и чувствовали себя частью большого дела? Делюсь собственным опытом.
1. Погружайте фрилансера во все процессы и общие цели
Мы подробно обозначаем сотруднику его непосредственные обязанности, ставим личный KPI, доходчиво рассказываем о его задачах. Но часто человек и не подозревает, какой вклад вносит в общий финальный результат. Расскажите: к чему стремится компания, чем занимается, какая структура, кто здесь работает, какие глобальные цели и задачи стоят перед бизнесом. Каждый сотрудник должен быть в курсе происходящих процессов. Чем больше человек знает о компании, тем больше отождествляет себя с ней.
2. Познакомьте с коллегами
Также важно представить всех членов команды друг другу. Можно организовать онлайн-встречу или подготовить подробную презентацию с фотографиями. Я внедрила новый формат – стратегическую видеопланерку с участием всех членов команды и подрядчиков. На ней обозначила наши достижения, глобальные цели и планы, показала каждого специалиста, и рассказала, в чем он молодец. Многие видели друг друга впервые, особенно подрядчики по автономным задачам – бухгалтерия, юридическая и PR-поддержка.
3. Организуйте удобный формат для общения
В любой компании есть формальное и неформальное общение, и удаленные команды не исключение. Сделайте этот процесс удобным, но подконтрольным. У нас есть отдельный чат для нерабочего общения, называется «шутки за 300». Как в офисе можно зайти в соседний кабинет попить кофе, так и здесь можно зайти в этот чат, чтобы просто поболтать, порефлексировать – это нужно.
4. Дайте возможность проявить себя
Видя цельную картину, у человека могут появляться идеи по оптимизации общих процессов. Когда сотрудник получает доступ к более широкой информации, он начинает мыслить по-другому. Дайте возможность занять проактивную позицию. Главное, придерживаться правила: не критикуй, а предлагай, и будь готов потом принять участие в реализации своих же идей.
5. Адекватно оценивайте задачи
Важно правильно оценивать, сколько времени и усилий требуется для выполнения каждой задачи. Также обсудите, как фрилансер будет действовать в случае «завала» по нескольким проектам одновременно. И хотя он сам ответственен за регулирование своей нагрузки, важно расставить приоритеты. В случае объективного перегруза следует вовремя ранжировать задачи или учитывать это в денежном эквиваленте.
6. Выстраивайте системную работу
Каждый участник распределенной команды должен понимать: какая у него загрузка, стоимость услуг и KPI, ожидаемый результат. Когда специалист воспринимает заказчика как один из многих своих проектов, обычно результат получается не очень, и уровень вовлеченности не радует. Я за то, чтобы мой проект был главным для фрилансера.
7. Играйте вдолгую
Брать специалистов на маленькие и короткие задачи – только тратить время на подбор персонала. Эффективней выстраивать работу с позиции долгосрочного сотрудничества. Фриланс-команда должна формироваться с теми же ценностями, как и в офлайне. Это партнеры надолго, с отношениями, основанными на взаимоуважении.
8. Выстраивайте корпоративную культуру
Корпоративная культура сближает людей, как и общие ценности. Выстраивайте жизнь remote-команды по принципам обычной офисной жизни, только в Сети. Например, поздравления с днями рождения в онлайне можно сделать еще активней и душевней. Мы в чате посвящаем имениннику целый день, порой происходит так мило, что очень радует.
Также читайте:
Все очень хорошо , но не хватает главного пункта - адекватной оплаты, при ее наличии все пункты являются приятными дополнениями, а ее недостаточность ничто не заменит
Какими средствами коммуникации/планирования/контроля исполнения задач внутри команды пользуетесь?
Совершенно не спорю с Татьяной. Хорошая статья. Безусловно полезная. Но в ней не хватает описания технологических особенностей. Ведь всё это хорошо и правильно, кто тут будет спорить - познакомьте с коллегами, удобный формат общения, чат для шуток...Хотя многие руководители не понимают даже таких вроде бы мелочей.
Настраивание удалённой работы требует огромных усилий. Ремоутер (сам придумал:) ) - это не курьер, появляющийся по щелчку пальцев, по первому зову. Он так же нуждается в прозрачном планировании, в деловом общении с коллегами, Руководителю удалённой команды приходится тратить больше времени на планирование работы ремоутеров - написать план, согласовать план, подвести итог. Я не люблю моду на KPI, на мой взгляд это пустая затея, по крайней мере в ИТ точно. Но когда удалёнщик день за днём сидит и совершенно не знает, чем сейчас занимается команда, это катастрофа.
Каналы общения - очень важно. Хорошо, если они будут узкоспециализированы - для постановки задач, для обсуждения задач, для планирования. Хуже нет, когда задачи несогласованно падают то из емейла, то из вотсапа, то из телеги.
Зуб даю - жира, телега. Хлорошо, если есть корпоративное облако.
Так Atlassian уже блокирует свои продукты. Это 12 пакет санкций Евросоюза. Этот запрет устанавливается в Регламенте Совета (ЕС) № 2023/2878: согласно Регламенту, ограничения вступили в силу с 20 марта 2024 года. Запрет на распространение ПО вводится не в отношении каких-то конкретных программ, а в отношении тех, которые определяются по родовому признаку. В частности, в список входят: системы по планированию ресурсов предприятия (erp); управлению взаимоотношениями с клиентами (crm); бизнес-аналитике (bi); управлению цепочками поставок (scm); корпоративные хранилища данных (edw); компьютеризированные системы управления техническим обслуживанием (cmms); программы для управления жизненным циклом продукта (plm); программы для бухгалтерского учета; программы для управления автопарками; программы для управления логистикой; программы для управления кадрами.
Так что, скорее всего что-то типа SimpleOne или аналоги.
Возможно, в Казахстане это выглядит иначе. И понятно, что дело не в чате для шуток.
Распределённая и удаленная работа - далеко не новость и никогда не была привязана к какому-то конкретному продукту. Но процессы, лежащие в основе работы такой организации, должны быть хорошо продуманы, проверены на практике и понятны исполнителям.
Золотые слова!
Так по секрету скажу, у нас вордом полстраны пользуется. ))))