Согласно опросу сервиса BestDoctor, 45% россиян отмечают у себя хроническую усталость, а 51% — проблемы со сном. Как переутомление влияет на команду в 2023 году?
Вчера – работник месяца, сегодня – отстающий
Продуктивность снижают не только «производственные» факторы. Происходящее вокруг и события в личной жизни также влияют на рабочее настроение человека. Например, Марсель Иванович поругался с женой — и стал рассеянным, замкнутым. Он меньше общается с коллегами, чаще допускает ошибки, хуже выполняет свои обязанности. У кого-то ситуация разрешается – он возвращается в привычное состояние. А у кого-то — перерастает в хроническую усталость.
Также к бизнес-апатии может привести нездоровая обстановка в коллективе и плохое отношение руководства, например:
- Ссоры: работники открыто конфликтуют между собой.
- Жесткость: руководитель заботится только о достижении бизнес-результатов.
- Перегрузки: сотрудник перерабатывает, чтобы все успеть.
- Несправедливость: начальник придирается, лишает премий, поощряет «любимчиков».
- Бесчеловечность: шеф не прислушивается к потребностям подчиненных, видит в них только ресурс для решения задач.
Важная задача любого руководителя – не перегибать палку со своей командой. А еще лучше — контролировать ее эмоциональное состояние. А также факторы, которые на него влияют.
Уставший сотрудник – удар по деньгам компании
Из-за переутомления страдает не только команда, но и сам бизнес. Если каждый работник немного напортачит – накопленный эффект скажется на результатах всей организации. Согласно исследованию Deloitte о роли руководителей в благополучии сотрудников, на пике усталости — можно потерять ценного коллегу. Вот несколько ключевых цифр:
- 48% респондентов увольнялись, если испытывали психологические и эмоциональные проблемы;
- 57% опрошенных готовы бросить работу и перейти в компанию, которая поддерживает своих сотрудников.
Каждый такой уход — это дополнительные расходы: на поиск, найм и адаптацию. Когда позиция пустует – бизнес стоит. Не забывайте об этом.
Как сохранить продуктивность
1. Не только говорите, но и слушайте. Может показаться, что разговоры никак не влияют на состояние команды. Это большая ошибка. Если руководитель регулярно общается, слышит и помогает сотрудникам – люди реже теряют эффективность. Трудности бывают у всех — в этом нет ничего постыдного. Если вы сами проходили через это — поделитесь своим опытом. Покажите, как исправить ошибку. А не карайте за нее. Так вы можете помочь коллегам.
2. Найдите баланс. Если сотрудники беспрерывно «пашут» и «сгорают» на работе, начинает страдать их личная жизнь. У них совсем не остается времени на себя. К сожалению, мало кто это замечает. А потом становится слишком поздно.
Члены команды перерабатывают? Не сидите на месте. Разберитесь, почему возникают завалы. Устраните их причины и обязательно отметьте трудолюбивых работников. Отправьте их в мини-отпуск.
3. Умейте вовремя остановить. Большая нагрузка — это основной фактор эмоциональных проблем. Есть прямая связь между продолжительностью рабочего дня и отсутствием физической активности с выгоранием, чем больше вкалывает человек, тем ближе он к переутомлению. Нестрашно, если сотрудник задерживается в офисе раз в пару месяцев. Но регулярные переработки — это плохо. Самое простое решение — посмотреть, как распределяются задачи между членами команды. Подумайте — как вы можете разделить и оптимизировать нагрузку?
4. Четко проговорите свои ожидания. Во-первых, человек не может качественно трудиться, если не знает, чего от него ждут. Во-вторых, когда люди не умеют расставлять приоритеты – они хватаются за все задачи. А после начинают страдать от неопределенности и стресса. Это массовый факт. В-третьих, чтобы предотвратить это — создайте четкость в рабочей среде:
- Сформулируйте цели. Расставьте приоритеты. Обсудите с командой.
- Распределите роли. Назначьте ответственных. Создайте должностные инструкции.
- Сформируйте чек-листы по регулярным задачам.
- Отслеживайте прогресс. Вносите коррективы.
5. Создайте позитивную атмосферу в коллективе. Сложно процветать, когда заставляют «пахать», наказывают за недочеты, игнорируют конфликты между сотрудниками и влияние личных проблем.
Чтобы поддерживать здоровую среду в команде — нужно поощрять:
- спокойное отношение к работе;
- свободу экспериментов;
- исправление ошибок;
- предотвращение и разрешение ссор.
Здесь нужен руководитель. Он отвечает за климат в команде. И подает пример – показывает как нужно подходить к задачам и относиться с коллегами.
Что вы можете сделать прямо сейчас
- Контролируйте нагрузку, не поощряйте хронические переработки.
- Поговорите с коллегами тет-а-тет: узнайте их эмоциональное состояние, обсудите причины усталости, определите факторы низкой эффективности.
- Подумайте, успевают ли ваши сотрудники восстановиться и не нужен ли им отдых.
- Ставьте конкретные задачи, проговаривайте цели.
- Постарайтесь разобраться с конфликтами.
- Начните продвигать позитивные корпоративные ценности.
Читайте также:
Я видел всего 2 типа отношений руководства с подчиненными:
1) подчиненные рассматриваются руководством....нет, не как коллеги или парнтеры (этого уже давно нигде нет), а как запчасти машины руководства. То есть вот есть у руководителя машина, он на ней ездит. Ему нужно, чтобы она была исправной, нормально ездила, не ломалась. Для этого он регулярно проходит техосмотр, плановый ремонт и т.д. То есть он следит за состоянием машины чисто в прикладных целях - чтобы она ездила, а не потому, что ему ее жаль, он ее бережет и ею дорожит.
2) подчиненные рассматриваются руководством как тягловый скот, как расходный материал, которого много и не жалко. Как строительный материал, из которого руководитель строит свою карьерную лестницу. То есть ему наплевать на людей, он их не бережет и не ценит, не жалеет. Его задача - максимально "отжать и выбросить" тот персонал, которым он руководит, далее заменить на новый. Использовать все "выжатые соки" с пользой для себя.
Так что если у вас руководство из первого примера - вам повезло. Если из второго - наоборот. Что интересно - именно руководители из примера №2 очень любят много говорить про корпоративные ценности, команду, лояльность и прочие высокие материи.
По типу управления руководители тоже бывают разные:
1) именно занимается управлением - то есть справедливо распределяет работу среди подчиненных с учетом их особенностей и квалификации, решает возникающие между ними конфликты, отстаивает интересы своего отдела на уровне руководителей других отделов и высшего руководства компании - в общем, ведет себя как тренер команды, задача которой - победить
2) занимается чем угодно, но не управлением - задачи распределяет исходя из своих личных предпочтений, несправедливо и неравномерно, кто-то оказывается перегружен, а кто-то вообще ничего не делает, конфликты между сотрудниками никак не решаются - руководитель их просто не замечает, это не его проблемы, ему это не интересно, ему глобально плевать на свой отдел, он даже не пытается как-то отставивать его интересы
Тут опять то же самое - с руководителем 1 типа вам повезло, а вторые ведут себя как временщики (как та самая пресловутая "оффшорная аристократия", если понимаете, о чем я). Что я понял из своего опыта - хороший руководитель на вес золота. Когда он адекватный, вменяемый и профессиональный - сегодня это очень большая редкость.
"Каждый такой уход — это дополнительные расходы: на поиск, найм и адаптацию. Когда позиция пустует – бизнес стоит. Не забывайте об этом."
Вот это очень интересная история. При том, что каждый более-менее вменяемый руководитель и собственник прекрасно понимает, что поиск, найм и обучение / адаптация нового сотрудника - это долго и дорого, и не факт, что он в итоге не уйдет в другую компанию, у большинства из них одна и та же позиция "у нас за дверью очередь стоит", "у нас незаменимых нет". Когда сотрудник просит адекватного повышения зарплаты (обычно это не так уж и много - 10-30%) - ему отказывают - не нравится - увольняйся. То есть руководителям важнее "не прогнуться", "не дать слабину", но потом нести затраты на поиск, в разы превышающие то увеличение, о котором просил сотрудник, чем повысить сотруднику зарплату и сэкономить все эти деньги на новых сотрудников. Может это потому, что деньги не их, а компании, и им все равно, сколько будет потрачено на поиск нового сотрудника?
А вообще приведенные в статье советы выглядят диковато для России с ее классическим-историческим отношением к подчиннным как к скоту, а смысл жизни скота в том, что он должен пахать на хозяина.
Наверное - в сегодняшних реалиях всё немного лучше описанного...
Дмитрий, будьте аккуратны - эта медаль работает в обе стороны. Сейчас вы думаете, что вы пастух, но однажды не заметите что сами стали одним из стада и больше не можете его покинуть.
Мир не чёрно-белый. Одинаково справедливо как утвердить перечень стандартов и сказать "ориентируйся только по ним", так и сказать "мне не важно как ты сделаешь эту работу, это твоя обязанность", и специалист уже собственным чутьём, путём проб и ошибок, и совещаний с коллегами утвердит перечень стандартов своими усилиями.
Менеджмент не в том, чтобы указывать людям как делать их же работу, а в том чтобы знать кому и когда раздавать поручения.
Возможно у карусева психическое расстройство. Он везде видит себя скотом и ему кажется, что им постоянно помыкают. Что ему может помочь? Я скоро буду в Краснодаре, прекрасном Краснодаре. Готов встретиться с карусевым и пособеседовать.
Михаил когда будете помогать Дмитрию, будте максимально аккуратны и осторожны.
Статья не нова по теме. Но я согласен с выводами и предложениями автора. Всё ценно и дай бог, чтоб мы с вами, наши коллеги прислушались к этим советам.
Я согласен с выводами автора -
Как сохранить продуктивность:
1. Не только говорите, но и слушайте.
2. Найдите баланс.
3. Умейте вовремя остановить.
4. Четко проговорите свои ожидания.
Но всё-таки замечу и следующее. Уважаемые сограждане, если мы хотим ездит не на китайских-американских, немецких автомобилях. Если мы хотим отдыхать не на курортах Таиланда, а на озере Байкал, то надо вкалывать, а не жаловаться на начальство.
Вкалывать, как китайцы, как немцы, как американцы. Как житель мегаполиса (хотя последнее время чаще провожу в деревне) вполне понимаю усталось от ежедневной круговерти. Но эта крговерть никакого отношения к производительности труда не имеет. Да, автор сто раз прав - начальник должен соображать, что даже ежедневная поездка в метро выматывает до скрипу. И руководитель не должен делать вид, что от твоей офисной дисциплины рухнет мир. Я убеждён, что в 21 веке руководитель должен думать не только о принуждении своих подчинённых к работе, но и о их бытовой эффективности. Для современного руководителя нужна гораздо большая гибкость. Несравнимо выше!
Мне скажут - ну а производство? Я работал на производстве. Если ты у непрерывного станка, то твоя зп должна быть высокой, если ты в отделе перснонала, то можешь работать по гибкому графику, но получаешь меньше. Так ведь и в СССР было и многие конторские уходили в рабочие, чтоб денег или стаж заработать.
----
Только всё-таки не надо ныть про то, как мы все устали в офисе, выгорели и "жизни нет". Каждый выбирает себе дорогу сам. Поверьте, сейчас выбор профессий и занятий просто огромен! Только не сидите на месте, пока вы молоды и интересны кому-то. Я бы вот с удовольствием поехал сейчас Тихоокеанскую жд строить в бухту Эльга. Какая же там красота, парни! Дальний Восток!
Пока вы молоды тратье свои силы и энергию не на Турецких пляжах, а в тайге под гнусом. С тиграми и красной рыбой. Потом будет жалеть, но будет поздно.
По-моему, я вас не оскорблял, хотя мне бы очень хотелось. Учитесь вести цивилизованную дискуссию, и потом, может быть, мы с вами встретимся и пообщаемся. Хотя из наших с вами прошлых дискуссий я уже давно сделал вывод о вашей неадекватности, поэтому смысл мне с вами общаться? Идите своей дорогой и игнорируйте мои комментарии.
Я никогда не думал, что я пастух. Я в стаде, в числе всех прочих.
Такая модель отношений начальник-подчиненный складывалась в России чуть ли не десятилетиями. Не вижу никаких оснований для ее изменения даже в текущих реалиях