«Я просто не успеваю жить»: как не загнать своих сотрудников

Согласно опросу сервиса BestDoctor, 45% россиян отмечают у себя хроническую усталость, а 51% — проблемы со сном. Как переутомление влияет на команду в 2023 году?

Вчера – работник месяца, сегодня – отстающий

Продуктивность снижают не только «производственные» факторы. Происходящее вокруг и события в личной жизни также влияют на рабочее настроение человека. Например, Марсель Иванович поругался с женой — и стал рассеянным, замкнутым. Он меньше общается с коллегами, чаще допускает ошибки, хуже выполняет свои обязанности. У кого-то ситуация разрешается – он возвращается в привычное состояние. А у кого-то — перерастает в хроническую усталость.

Также к бизнес-апатии может привести нездоровая обстановка в коллективе и плохое отношение руководства, например: 

  • Ссоры: работники открыто конфликтуют между собой.
  • Жесткость: руководитель заботится только о достижении бизнес-результатов.
  • Перегрузки: сотрудник перерабатывает, чтобы все успеть.
  • Несправедливость: начальник придирается, лишает премий, поощряет «любимчиков».
  • Бесчеловечность: шеф не прислушивается к потребностям подчиненных, видит в них только ресурс для решения задач.

Важная задача любого руководителя – не перегибать палку со своей командой. А еще лучше — контролировать ее эмоциональное состояние. А также факторы, которые на него влияют.

Уставший сотрудник – удар по деньгам компании

Из-за переутомления страдает не только команда, но и сам бизнес. Если каждый работник немного напортачит – накопленный эффект скажется на результатах всей организации. Согласно исследованию Deloitte о роли руководителей в благополучии сотрудников, на пике усталости — можно потерять ценного коллегу. Вот несколько ключевых цифр:

  • 48% респондентов увольнялись, если испытывали психологические и эмоциональные проблемы;
  • 57% опрошенных готовы бросить работу и перейти в компанию, которая поддерживает своих сотрудников.

Каждый такой уход — это дополнительные расходы: на поиск, найм и адаптацию. Когда позиция пустует – бизнес стоит. Не забывайте об этом.

Как сохранить продуктивность

1. Не только говорите, но и слушайте. Может показаться, что разговоры никак не влияют на состояние команды. Это большая ошибка. Если руководитель регулярно общается, слышит и помогает сотрудникам – люди реже теряют эффективность. Трудности бывают у всех — в этом нет ничего постыдного. Если вы сами проходили через это — поделитесь своим опытом. Покажите, как исправить ошибку. А не карайте за нее. Так вы можете помочь коллегам. 

2. Найдите баланс. Если сотрудники беспрерывно «пашут» и «сгорают» на работе, начинает страдать их личная жизнь. У них совсем не остается времени на себя. К сожалению, мало кто это замечает. А потом становится слишком поздно.

Члены команды перерабатывают? Не сидите на месте. Разберитесь, почему возникают завалы. Устраните их причины и обязательно отметьте трудолюбивых работников. Отправьте их в мини-отпуск.

3. Умейте вовремя остановить. Большая нагрузка — это основной фактор эмоциональных проблем. Есть прямая связь между продолжительностью рабочего дня и отсутствием физической активности с выгоранием, чем больше вкалывает человек, тем ближе он к переутомлению. Нестрашно, если сотрудник задерживается в офисе раз в пару месяцев. Но регулярные переработки — это плохо. Самое простое решение — посмотреть, как распределяются задачи между членами команды. Подумайте — как вы можете разделить и оптимизировать нагрузку?

4. Четко проговорите свои ожидания. Во-первых, человек не может качественно трудиться, если не знает, чего от него ждут. Во-вторых, когда люди не умеют расставлять приоритеты – они хватаются за все задачи. А после начинают страдать от неопределенности и стресса. Это массовый факт. В-третьих, чтобы предотвратить это — создайте четкость в рабочей среде:

  • Сформулируйте цели. Расставьте приоритеты. Обсудите с командой.
  • Распределите роли. Назначьте ответственных. Создайте должностные инструкции.
  • Сформируйте чек-листы по регулярным задачам.
  • Отслеживайте прогресс. Вносите коррективы.

5. Создайте позитивную атмосферу в коллективе. Сложно процветать, когда заставляют «пахать», наказывают за недочеты, игнорируют конфликты между сотрудниками и влияние личных проблем.

Чтобы поддерживать здоровую среду в команде — нужно поощрять:

  • спокойное отношение к работе;
  • свободу экспериментов;
  • исправление ошибок;
  • предотвращение и разрешение ссор.

Здесь нужен руководитель. Он отвечает за климат в команде. И подает пример – показывает как нужно подходить к задачам и относиться с коллегами.

Что вы можете сделать прямо сейчас

  1. Контролируйте нагрузку, не поощряйте хронические переработки.
  2. Поговорите с коллегами тет-а-тет: узнайте их эмоциональное состояние, обсудите причины усталости, определите факторы низкой эффективности.
  3. Подумайте, успевают ли ваши сотрудники восстановиться и не нужен ли им отдых.
  4. Ставьте конкретные задачи, проговаривайте цели.
  5. Постарайтесь разобраться с конфликтами.
  6. Начните продвигать позитивные корпоративные ценности.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Я видел всего 2 типа отношений руководства с подчиненными:

1) подчиненные рассматриваются руководством....нет, не как коллеги или парнтеры (этого уже давно нигде нет), а как запчасти машины руководства. То есть вот есть у руководителя машина, он на ней ездит. Ему нужно, чтобы она была исправной, нормально ездила, не ломалась. Для этого он регулярно проходит техосмотр, плановый ремонт и т.д. То есть он следит за состоянием машины чисто в прикладных целях - чтобы она ездила, а не потому, что ему ее жаль, он ее бережет и ею дорожит.

2) подчиненные рассматриваются руководством как тягловый скот, как расходный материал, которого много и не жалко. Как строительный материал, из которого руководитель строит свою карьерную лестницу. То есть ему наплевать на людей, он их не бережет и не ценит, не жалеет. Его задача - максимально "отжать и выбросить" тот персонал, которым он руководит, далее заменить на новый. Использовать все "выжатые соки" с пользой для себя.

Так что если у вас руководство из первого примера - вам повезло. Если из второго - наоборот. Что интересно - именно руководители из примера №2 очень любят много говорить про корпоративные ценности, команду, лояльность и прочие высокие материи.

По типу управления руководители тоже бывают разные:

1) именно занимается управлением - то есть справедливо распределяет работу среди подчиненных с учетом их особенностей и квалификации, решает возникающие между ними конфликты, отстаивает интересы своего отдела на уровне руководителей других отделов и высшего руководства компании - в общем, ведет себя как тренер команды, задача которой - победить

2) занимается чем угодно, но не управлением - задачи распределяет исходя из своих личных предпочтений, несправедливо и неравномерно, кто-то оказывается перегружен, а кто-то вообще ничего не делает, конфликты между сотрудниками никак не решаются - руководитель их просто не замечает, это не его проблемы, ему это не интересно, ему глобально плевать на свой отдел, он даже не пытается как-то отставивать его интересы

Тут опять то же самое - с руководителем 1 типа вам повезло, а вторые ведут себя как временщики (как та самая пресловутая "оффшорная аристократия", если понимаете, о чем я). Что я понял из своего опыта - хороший руководитель на вес золота. Когда он адекватный, вменяемый и профессиональный - сегодня это очень большая редкость.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

"Каждый такой уход — это дополнительные расходы: на поиск, найм и адаптацию. Когда позиция пустует – бизнес стоит. Не забывайте об этом."

Вот это очень интересная история. При том, что каждый более-менее вменяемый руководитель и собственник прекрасно понимает, что поиск, найм и обучение / адаптация нового сотрудника - это долго и дорого, и не факт, что он в итоге не уйдет в другую компанию, у большинства из них одна и та же позиция "у нас за дверью очередь стоит", "у нас незаменимых нет". Когда сотрудник просит адекватного повышения зарплаты (обычно это не так уж и много - 10-30%) - ему отказывают - не нравится - увольняйся. То есть руководителям важнее "не прогнуться", "не дать слабину", но потом нести затраты на поиск, в разы превышающие то увеличение, о котором просил сотрудник, чем повысить сотруднику зарплату и сэкономить все эти деньги на новых сотрудников. Может это потому, что деньги не их, а компании, и им все равно, сколько будет потрачено на поиск нового сотрудника?

А вообще приведенные в статье советы выглядят диковато для России с ее классическим-историческим отношением к подчиннным как к скоту, а смысл жизни скота в том, что он должен пахать на хозяина.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Дмитрий Карусев пишет:
А вообще приведенные в статье советы выглядят диковато для России с ее классическим-историческим отношением к подчиннным как к скоту, а смысл жизни скота в том, что он должен пахать на хозяина.

Наверное - в сегодняшних реалиях всё немного лучше описанного...

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Дмитрий Карусев пишет:
А вообще приведенные в статье советы выглядят диковато для России с ее классическим-историческим отношением к подчиннным как к скоту, а смысл жизни скота в том, что он должен пахать на хозяина.

Дмитрий, будьте аккуратны - эта медаль работает в обе стороны. Сейчас вы думаете, что вы пастух, но однажды не заметите что сами стали одним из стада и больше не можете его покинуть. 

Дмитрий Карусев пишет:

Я видел всего 2 типа отношений руководства с подчиненными:

1) ...

2) ...

...

По типу управления руководители тоже бывают разные:

1) ...

2) ...

Мир не чёрно-белый. Одинаково справедливо как утвердить перечень стандартов и сказать "ориентируйся только по ним", так и сказать "мне не важно как ты сделаешь эту работу, это твоя обязанность", и специалист уже собственным чутьём, путём проб и ошибок, и совещаний с коллегами утвердит перечень стандартов своими усилиями. 

Менеджмент не в том, чтобы указывать людям как делать их же работу, а в том чтобы знать кому и когда раздавать поручения. 

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
Сергей Алейников пишет:
Дмитрий Карусев пишет:
А вообще приведенные в статье советы выглядят диковато для России с ее классическим-историческим отношением к подчиннным как к скоту, а смысл жизни скота в том, что он должен пахать на хозяина.

Наверное - в сегодняшних реалиях всё немного лучше описанного...

Возможно у карусева психическое расстройство. Он везде видит себя скотом и ему кажется, что им постоянно помыкают. Что ему может помочь? Я скоро буду в Краснодаре, прекрасном Краснодаре. Готов встретиться с карусевым и пособеседовать.

Начальник участка, Москва
Михаил Кузнецов пишет:
Сергей Алейников пишет:
Дмитрий Карусев пишет:
А вообще приведенные в статье советы выглядят диковато для России с ее классическим-историческим отношением к подчиннным как к скоту, а смысл жизни скота в том, что он должен пахать на хозяина.

Наверное - в сегодняшних реалиях всё немного лучше описанного...

Возможно у карусева психическое расстройство. Он везде видит себя скотом и ему кажется, что им постоянно помыкают. Что ему может помочь? Я скоро буду в Краснодаре, прекрасном Краснодаре. Готов встретиться с карусевым и пособеседовать.

Михаил когда будете помогать Дмитрию, будте максимально аккуратны и осторожны. 

 

Аналитик, Москва

Статья не нова по теме. Но я согласен с выводами и предложениями автора. Всё ценно и дай бог, чтоб мы с вами, наши коллеги прислушались к этим советам. 
Я согласен с выводами автора -

Как сохранить продуктивность:
1. Не только говорите, но и слушайте.
2. Найдите баланс.
3. Умейте вовремя остановить.
4. Четко проговорите свои ожидания. 

Но всё-таки замечу и следующее. Уважаемые сограждане, если мы хотим ездит не на китайских-американских, немецких автомобилях. Если мы хотим отдыхать не на курортах Таиланда, а на озере Байкал, то надо вкалывать, а не жаловаться на начальство.


Вкалывать, как китайцы, как немцы, как американцы. Как житель мегаполиса (хотя последнее время чаще провожу в деревне) вполне понимаю усталось от ежедневной круговерти. Но эта крговерть никакого отношения к производительности труда не имеет. Да, автор сто раз прав - начальник должен соображать, что даже ежедневная поездка в метро выматывает до скрипу. И руководитель не должен делать вид, что от твоей офисной дисциплины рухнет мир. Я убеждён, что в 21 веке руководитель должен думать не только о принуждении своих подчинённых к работе, но и о их бытовой эффективности. Для современного руководителя нужна гораздо большая гибкость. Несравнимо выше!

Мне скажут - ну а производство? Я работал на производстве. Если ты у непрерывного станка, то твоя зп должна быть высокой, если ты в отделе перснонала, то можешь работать по гибкому графику, но получаешь меньше. Так ведь и в СССР было и многие конторские уходили в рабочие, чтоб денег или стаж заработать.
----
Только всё-таки не надо ныть про то, как мы все устали в офисе, выгорели и "жизни нет". Каждый выбирает себе дорогу сам. Поверьте, сейчас выбор профессий и занятий просто огромен! Только не сидите на месте, пока вы молоды и интересны кому-то. Я бы вот с удовольствием поехал сейчас Тихоокеанскую жд строить в бухту Эльга. Какая же там красота, парни! Дальний Восток!

Пока вы молоды тратье свои силы и энергию не на Турецких пляжах, а в тайге под гнусом. С тиграми и красной рыбой. Потом будет жалеть, но будет поздно.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Михаил Кузнецов пишет:
Сергей Алейников пишет:
Дмитрий Карусев пишет:
А вообще приведенные в статье советы выглядят диковато для России с ее классическим-историческим отношением к подчиннным как к скоту, а смысл жизни скота в том, что он должен пахать на хозяина.

Наверное - в сегодняшних реалиях всё немного лучше описанного...

Возможно у карусева психическое расстройство. Он везде видит себя скотом и ему кажется, что им постоянно помыкают. Что ему может помочь? Я скоро буду в Краснодаре, прекрасном Краснодаре. Готов встретиться с карусевым и пособеседовать.

По-моему, я вас не оскорблял, хотя мне бы очень хотелось. Учитесь вести цивилизованную дискуссию, и потом, может быть, мы с вами встретимся и пообщаемся. Хотя из наших с вами прошлых дискуссий я уже давно сделал вывод о вашей неадекватности, поэтому смысл мне с вами общаться? Идите своей дорогой и игнорируйте мои комментарии.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Александр Ковалёв пишет:
Дмитрий, будьте аккуратны - эта медаль работает в обе стороны. Сейчас вы думаете, что вы пастух, но однажды не заметите что сами стали одним из стада и больше не можете его покинуть. 

Я никогда не думал, что я пастух. Я в стаде, в числе всех прочих.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Сергей Алейников пишет:
Наверное - в сегодняшних реалиях всё немного лучше описанного...

Такая модель отношений начальник-подчиненный складывалась в России чуть ли не десятилетиями. Не вижу никаких оснований для ее изменения даже в текущих реалиях

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.