Специалист на час: как бизнес арендует сотрудников под свои задачи

По данным исследования Hays, больше 60% российских компаний в 2021 году стали чаще нанимать временных сотрудников – на проект, сезон или в помощь постоянному персоналу. Аналитики ждут усиления этого тренда, особенно в текущей ситуации нестабильности, когда бизнесу важно оптимизировать расходы, но не потерять эффективность труда. Во многих случаях сотрудник на час становится спасением – как для краткосрочной работы, так и для долгих проектов.

Как нанимать сотрудников на час

Способов «аренды» сотрудников у бизнеса по факту два: аутстаффинг и аутсорсинг. Первый – это как раз полноценный почасовой найм специалиста на определенный промежуток времени: день, неделя или больше. Сотрудник входит в команду или действует самостоятельно, и бизнес решает, как организовать его работу, как планировать загруженность, как контролировать и так далее.

Например, компания приглашает на аутстаффинг трех администраторов, которые выходят на смену по понедельникам и четвергам с 10:00 до 22:00 и так работают весь месяц. Все задачи, которые появляются, руководитель назначает администраторам сам. Он же проверяет, насколько эффективно они справляются с этим, корректирует график и так далее. Соответственно, компания, которая предоставляет «сотрудников на час», отвечает только за то, чтобы они прибыли и отработали положенный срок, но не несет ответственность за результат их труда.

Аутсорсинг – это передача конкретных задач компании-подрядчику, которая выделяет определенное количество своих сотрудников для выполнения работ заказчика и контролирует все процессы. Например, условный ритейлер арендует у аутсорс-компании специалистов отдела поддержки, и все звонки клиентов этого ритейлера уходят к ним с 10:00 до 18:00. Эффективность работы специалистов контролирует компания-подрядчик.

Какой вариант использовать, зависит от бизнеса и задач, которые планируется передать арендованным сотрудникам. Например, разработчиков приложения чаще нанимают на аутсорс – заказчику нет большой разницы, где будет находиться специалист: у него в офисе или в чужом, главное, чтобы сдал работу вовремя. А почасовой найм курьеров для условного флористического магазина чаще подразумевает аутстаффинг, когда их контролирует менеджер на стороне магазина.

Когда бизнесу нужна аренда сотрудников

Ситуаций, когда выгоднее или удобнее привлечь временный персонал, а не расширять штат, множество. Причем, не предполагается, что заемный специалист будет месяцами погружаться в деятельность бизнеса.

Вариант первый – сезонные работы

Когда увеличивается нагрузка на штатных сотрудников и возникает необходимость срочно найти дополнительные рабочие руки и головы. Как показало исследование HeadHunter.ru, 44% компаний в 2020 году нанимали временный персонал именно по этой причине.

Например, такой сценарий актуален для ритейла. Перед Новым Годом во многих магазинах ажиотаж, покупатели идут практически непрерывным потоком, кассиры и консультанты не справляются, магазины теряют потенциальных покупателей. Расширение штата нецелесообразно, потому что когда трафик упадет, часть сотрудников будут расслабляться на рабочем месте и получать деньги ни за что. Привлечение кассиров и консультантов «на час» для условных 2 недель ажиотажа – хороший способ увеличить выручку, не сильно повышая расходы на оплату труда, и при этом разгрузить штатных сотрудников.

Вариант второй – замена постоянного сотрудника на короткий срок

Например, специалист вышел в декрет, но не на 1,5-2 года, а на условные 5 месяцев. Или работник получил травму, и месяц не сможет выполнять свои обязанности. Нет смысла искать постоянную замену, особенно, если специалист отличный, нареканий на его работу не было, и прощаться с ним компания не хочет, логичнее и проще оформить временную замену.

Вариант третий – компенсация сокращенного ранее персонала

Для этого временных специалистов нанимает каждая десятая компания. По какой-то причине бизнес уволил 30% сотрудников, полагая, что оставшегося штата хватит для продолжения стабильной работы. Позже оказалось, что периодически рабочих рук не хватает. В такой ситуации оправдана разовая аренда персонала для временного выполнения работы.

Вариант четвертый – для разовой задачи

Подходит для проектов длиной в условные 3-4 недели. Когда открывать вакансию, искать и нанимать специалиста оказывается дольше, чем найти подходящую кандидатуру на аутсорсе или аутстафе и привлечь к задаче.

Вариант пятый – запуск новой функции

Для проверки рентабельности новой услуги или направления. Компания решает, что хочет делать что-то новое, и для этого нужны сотрудники: возможно, конкретных специалистов раньше не было совсем и команду нужно собирать с нуля. Открывать вакансию, искать людей, нанимать их, оформлять и обучать – это долго и это большие расходы. Если идея провалится, усилия окажутся напрасными. Почасовой найм помогает снизить объемы потраченных денег и сил.

Например, для ритейла и заведений общепита актуальна организация доставки, но не каждая компания понимает, сколько нужно курьеров, какая будет загрузка, окажется ли вообще услуга востребованной. Поэтому, прежде чем формировать штат, можно протестировать идею, взяв на условную неделю или месяц курьеров на час. А после этого решать, нанимать ли постоянных сотрудников, сколько, с каким графиком они будут работать, и так далее.

Когда специалиста на час привлечь нельзя

Нет смысла нанимать временного сотрудника, если речь идет о задачах, требующих высокой квалификации и долгого погружения. Зачастую просто экономически невыгодно ждать, пока человек разберется в работе компании, изучит проект досконально и приступит к работе: быстрее нанять постоянного сотрудника.

Кроме этого есть юридические ограничения по привлечению почасовых специалистов. Нельзя их нанимать, если организация находится в стадии банкротства, или если штатные сотрудники бастуют из-за невыплат зарплаты больше 15 дней. Для определенных видов деятельности почасовой найм не просто не подходит, но и запрещен. Это касается в первую очередь отрасли судоходства (экипаж морских судов) и работ, которым присвоены 1 и 2 классы опасности, 3.3 и 3.4 классы вредности, поскольку там нужен определенный уровень подготовки, а со стороны работодателя – определенная ответственность за жизнь и здоровье сотрудников.

Так ли нужны почасовые сотрудники

Временные специалисты – это экономически выгодно, и это важная причина, почему заказчик не хочет увеличивать штат, а привлекает временный персонал. Платить условным курьерам или даже бухгалтеру, которые работают 4 часа в день в течение месяца, нередко приходится меньше, чем тем же курьерам или бухгалтеру, которые оформлены в штат и находятся на своем месте полноценные 8 часов и более. Нагрузка на фонд оплаты труда ниже, с сотрудниками рассчитываются по факту реального рабочего времени.

Также почасовой найм позволяет оперативно закрывать внезапно возникшие задачи, например, закончить конкретный проект или не упустить огромный наплыв посетителей в магазине. Не приходится тратить время на поиск и найм сотрудников, которые не задержатся в штате. Если под рукой есть контакты подходящей компании-подрядчика, получить рабочие руки и головы можно буквально за день-два.

Кроме этого, если не заключен трудовой договор (только для штатного персонала) – это отсутствие дополнительных обязательств перед временными сотрудниками, в виде социальных гарантий, больничных, отпусков – что снижает экономическую нагрузку на бизнес.

Но у почасового найма в любой его форме есть и недостатки. Во-первых, это риски получить некачественную работу. Такое случается, когда неправильно выбран подрядчик, который предоставляет сотрудников, или когда сам специалист по какой-то причине расслабленно относится к поставленной задаче. Но если проблема в сотруднике, а не в компании-подрядчике, всегда можно оперативно заменить нерадивого исполнителя. Во-вторых, при почасовом найме возможны сложности с контролем временных сотрудников. Если это аутсорс, то все управление идет через менеджера – он может плохо выполнять свою работу. Если речь про аутстафф, у бизнеса могут возникать сложности с тем, чтобы мотивировать временных сотрудников выполнять задачи с максимальной эффективностью.

Еще один значимый минус, хоть актуальный не для всех компаний, – это риск утечки конфиденциальной информации. Для условного ресторана, который взял курьеров на час, больших проблем, скорее всего, не будет. А вот для условной юридической компании, привлекающей временного бухгалтера, утечка данных может оказаться критичной. Поэтому бизнесу важно правильно подбирать специалистов на час.

Также читайте:

Был ли у вас опыт найма временного персонала
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Информативная статья и тема интересная особенно  в настоящее время, когда многие  ищут подработку.  Час времени на выполнение задачи  по ТЗ  бизнеса - это  прото замечательно, особенно если задача не представляет для исполнителя  чрезмерной сложности, то есть соответствует его знаниям и способностям,  и главное будет оплачена заказчиком.  

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

А как быть например с защитой персональных данных. Вы наняли временных курьеров на доставку, им даются какие-то персональные данные клиента, как минимум имя (может фамилия), адрес и телефон.

Понятно, что персональные данные утекают и от постоянных сотрудников, но у таких почасовых работников ответственность за это вообще нулевая.

Я уже не говорю о том, что человек, которого Вы отправляете к клиенту, может быть судимым, иметь хронические заболевания или иные противопоказания для работы с людьми.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
Вы наняли временных курьеров на доставку, им даются какие-то персональные данные клиента, как минимум имя (может фамилия), адрес и телефон

Это ещë ладно. И, понятен риск. Спëр товар и делов-то. Интересует специалист на час в рамках проекта. Что ждут от этотого спеца в течение часа? Какая отдача? 

Инженер, Томск

Схема подходит для простых работ с нормированным функционалом, все остальное мимо.

Менеджер, Москва
Михаил Лурье пишет:

А как быть например с защитой персональных данных. Вы наняли временных курьеров на доставку, им даются какие-то персональные данные клиента, как минимум имя (может фамилия), адрес и телефон.

Понятно, что персональные данные утекают и от постоянных сотрудников, но у таких почасовых работников ответственность за это вообще нулевая.

Я уже не говорю о том, что человек, которого Вы отправляете к клиенту, может быть судимым, иметь хронические заболевания или иные противопоказания для работы с людьми.

Вы когда заказываете что-то в интернет-магазине сами даёте адрес, имя и телефон.

имя и телефон не являются персональными данными. Там несколько критериев должно быть соблюдено. Э

Или вы ничего не заказываете? 

Консультант, Москва
Валерий Андреев пишет:
Михаил Лурье пишет:Вы наняли временных курьеров на доставку, им даются какие-то персональные данные клиента, как минимум имя (может фамилия), адрес и телефон
Это ещë ладно. И, понятен риск. Спëр товар и делов-то.
Интересует специалист на час в рамках проекта. Что ждут от этотого спеца в течение часа? Какая отдача? 

Разные бывают проекты. К примеру  есть спрос на информативные статьи, которые являются одновременно  рекламой товара в интернет магазине, есть обзорные статьи  для фирм оказывающих   различные  услуги.  Грамотный копирайтор   может написать за один час  не одну статью.  

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валентина Путилина пишет:
Грамотный копирайтор   может написать за один час  не одну статью.  

Это другое. Это не специалист на час или два. Это обычный сторонний заказ, как вызвать уборщика на дом или взять машину с водителем в аренду на день или поездку. Вопрос именно о аутстаффинг и/аутсорсе. Есть проект, туда пригласили специалиста. Пригласили на час, два, день. Как кажется рук-лю, он справится за это время и оправдает ожидания. Могу допустить, что такое возможно. Но, в какой области? 

Консультант, Москва
Валерий Андреев пишет:
Валентина Путилина пишет:Грамотный копирайтор   может написать за один час  не одну статью.  
Это другое. Это не специалист на час или два. Это обычный сторонний заказ, как вызвать уборщика на дом или взять машину с водителем в аренду на день или поездку. Вопрос именно о аутстаффинг и/аутсорсе. Есть проект, туда пригласили специалиста. Пригласили на час, два, день. Как кажется рук-лю, он справится за это время и оправдает ожидания. Могу допустить, что такое возможно. Но, в какой области? 

Меня название темы ввело в некоторое заблуждение  - Специалист на час: как бизнес  арендует  сотрудников под свои задачи.

Я так понимаю - аренда это и есть сторонний заказ! А так как я "написатель", то  посчитала, что можно и такого  специалиста  арендовать!  И  на ваш вопрос - в какой области можно получить результат за час, возник ответ - можно написать рекламную статью. Может я и не права.

Тогда сами  дайте ответ - какого специалиста можно  арендовать на час?  

Менеджер группы продуктов, Москва

Наша компания в высокий сезон приглашает почасовых разнорабочих для сортировки и сканирования заказов; перемещения паллет между цехами и другими простыми работами.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Валерий Андреев пишет:
Это ещë ладно. И, понятен риск. Спëр товар и делов-то. Интересует специалист на час в рамках проекта. Что ждут от этотого спеца в течение часа? Какая отдача? 

Смотря какая задача и какой проект. Это может быть, например, работы по сертификации продукции, разработка какого-то узла по ТЗ, проведение аудита или инспекции производства, разработка ПО или какой-то части. Вариантов много. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.