Сегодня компании в самых разных сферах бизнеса имеют шанс расти по экспоненте. Однако движение на высоких скоростях таит определенные риски. Управление бурным ростом включает серьезную работу с командой, для которой подобные перемены всегда основательный стресс и проверка «на прочность». Задача руководителя помочь сотрудникам адаптироваться. Расскажу, как это происходит в нашей компании.
1. Ограничение людей в прямом подчинении у босса
Лидеру крайне важно уметь грамотно распределять свое время, чтобы гибко реагировать на изменения. Я отдаю себе отчет, что от того, как я планирую день, в каких мероприятиях участвую лично, зависит не только моя собственная продуктивность, но и показатели компании.
В условиях бурного роста от моей сосредоточенности и целенаправленности зависит слишком многое, чтобы я могла позволить себе тратить время на микроменеджмент. Поэтому процесс изменений в компании всегда сопряжен со структурным апгрейдом – наймом линейных руководителей, если их недостаточно. В прямом подчинении у босса остается ограниченное число людей. Наиболее комфортное число лично для меня – до 10 человек. Но пока мы к этому лишь стремимся. Перестройка – всегда большая работа и повышение нагрузки для всех. И да, те же новые линейные руководители первое время напрямую обучаются под моим контролем и это, конечно, увеличивает нагрузку.
2. Организация адаптационных тренингов
Прежде всего при любых изменениях в компании мы следим за уровнем стресса у сотрудников. Мне известно, что люди по-разному воспринимают изменения. Некоторые, как Черчилль – видят даже в кризисе новые возможности, другие паникуют уже при изменениях в привычном распорядке дня, держась за рутину как за якорь или островок спокойствия.
Известно, что изменения – это стресс, но не все задумываются, что и он бывает полярным (со знаком плюс и со знаком минус). Есть даже разделение на эустресс, так называемый стресс созидателей, обеспечивающий мобилизацию сил и абсолютную работоспособность и дистресс, истощающий нервную систему и разрушающий нас изнутри.
Поскольку при найме персонала мы используем типологию MBTI, мы знаем, как отреагируют наши сотрудники на перемены, в том числе на стремительные изменения. В стрессе даже высоко осознанный человек всегда ведет себя так, как велит ему его психотип.
Мы используем эту информацию при назначениях, при создании новых подразделений и, разумеется, при проведении адаптационных тренингов, минимизируя токсичный, разрушительный стресс. В частности, я признаю «поощрение ошибок»: любая задача, в которой есть инновационность, подразумевает обучение через ошибку.
Уже сейчас, а в бурных изменениях компания находится, начиная с апреля этого года, почти 9 месяцев, мы видим результаты, которые подтверждают, что мы движемся в нужном направлении.
Работая с так называемой «культурой роста» (growth culture), мы следим, чтобы люди находились на своем месте, поскольку это способствует психологической стабильности как сотрудников, так и всего коллектива. В этом контексте мне очень нравится аллегория Альберта Эйнштейна про то, что «не нужно пытаться загнать рыбу на дерево». Совершая перестановки в коллективе, я всегда вспоминаю это проверенное самой жизнью правило.
3. Апгрейд системы наставничества
В нашей компании прижилась практика наставничества. Она всегда помогает быстро перестроить любой отдел, отдельного сотрудника, команду под новые вводные и задачи. Например, если мы водим в оборот новый продукт, обучение продажам идет по нарастающей. Наши сотрудники приучены делиться опытом, работать с новичками, перемещаться между отделами. Мое мнение, отлаженная система наставничества эффективно работает в быстро растущих компаниях.
Наличие наставника помогает даже так называемым «индивидуальным игрокам» настроить процесс саморегуляции и перейти на новый уровень, способствующий повышению продуктивности.
Кроме того, осваивая новые направления, мы всегда привлекаем профессиональных консультантов. Так было при формировании глобального отдела продаж, так работает и во всех остальных сегментах моего бизнеса.
4. Отсев «опасных» сотрудников
Все мы наслышаны про токсичность, более того, слово toxic стало словом года по версии Оксфордского словаря пару лет назад. Токсичность опасна и, главное, заразительна. И мы стараемся избегать ее в нашем коллективе. Негативно настроенные сотрудники, противящиеся росту, в буквальном смысле слова «пускают круги по воде» на каждое нововведение. И такое поведение «отравляет» весь коллектив, тянет его назад. Вместо того, чтобы сосредоточиться на достижении новых целей, сотрудники тратят свои ресурсы на анализ произошедшего. И даже если при этом не теряют мотивацию, то время, израсходованное на «когнитивные метания», уже ничем не восполнить.
Опыт показывает, что если с такими сотрудниками вовремя не распрощаться, то они именно в период перемен приносят самый серьезный ущерб компании.
5. Взращивание амбассадоров миссии компании
Одновременно с отсевом токсичных игроков команды, важно уделять внимание философии бизнеса. Пусть она будет особым топливом локомотива, несущего компанию к новым горизонтам. Формирование миссии компании, если это возможно, достаточно важный и работающий на практике момент.
В нашем случае, миссия очевидна – мы помогаем врачам лечить пациентов, улучшаем качество жизни людей, помогаем им быть здоровыми, крепкими, активными. Мы знаем, что наша работа важна и делает существование человека проще и лучше. Поэтому одновременно с наставничеством, о котором я говорила выше, мы работаем над формированием пула «амбассадоров» нашей философии, чей настрой и оптимизм особенно важны в периоды турбулентности и бурных перемен.
И в завершение, хочу поделиться личным лайфхаком по «выживанию» в период бурного роста компании и сопутствующих этому процессу стрессов. Для меня крайне важным оказалось найти свою личную «точку контроля» — то, над чем я имею полную власть, к чему могу без труда возвращаться, и что дает мощный импульс моему чувству благополучия. Так вот, для меня это ежедневная быстрая прогулка пешком. Я живу за городом, и утренняя прогулка по красивому заснеженному лесу перед рабочим днем заряжает меня драйвом на дальнейшие свершения!
Читайте также: