В 2003 году я закончил университет и устроился продавцом в магазин автотоваров. У нас была «незапароленная» 1С, и спустя некоторое время, я научился проделывать разные бухгалтерские операции.
После этого я долгое время работал программистом в одной сети франчайзи. Там я плотно работал с бухгалтерами: настраивал программу, автоматизировал процессы, делал удобными различные процессы.
После этого я пришел в «Небо». Здесь я уже стал поставщиком бухгалтерских услуг, то есть разрабатывал сервисы, которые помогают предпринимателям вести учет. В результате за 15 лет, я узнал бухгалтеров и делю их на 3 типа.
Специалист с автоматическим «Нет»!
Например, собственник бизнеса недоволен большими налоговыми платежами. Он приходит к бухгалтеру, и просит решить этот вопрос, то есть найти варианты уменьшения платежей.
Бухгалтер сразу говорит, что это невозможно. «Почему? Да, потому что нереально». Никаких развернутых объяснений, никакого диалога. Собственник решает, что бухгалтер плохой, а специалист будет рассказывать, что от него требуют невозможного.
Такие бухгалтеры находятся в начале своего профессионального пути, или они просто остановились в развитии. Они просто отказываются искать варианты и это вряд ли подходят бизнесу.
Специалист, который всегда говорит: «Да»!
Казалось бы, можно обрадоваться. Хозяин бизнеса предлагает какую-то схему, а бухгалтер сразу же соглашается. Например, не показывать часть доходов в учете, то есть делать меньше накладных.
Но, скорее всего, это означает, что бухгалтеру все равно, что будет с компанией. Он предусмотрительно снимает с себя ответственность («давайте подпишем бумажечку») и готов делать, что скажут.
И часто такие штуки проходят нормально: фирма работает и не испытывает проблем. Но ФНС почему-то часто приходит с проверками именно в момент максимального развития бизнеса. И компания оказывается перед фактом, что ей доначислили миллионы налогов, то есть ФНС показывает, как надо было платить, а не как предложил бухгалтеру собственник. Проблему придется решать в авральном режиме, стремительно теряя деньги.
Это еще не самое плохое.С таким бухгалтером можно нарваться и на уголовные преступления, и такие случаи есть.
Специалист с силой сопротивления
Грамотный бухгалтер знает, какие последствия для бизнеса могут наступить из-за использования серых схем. Он будет до последнего сопротивляться собственнику, аргументируя свой отказ.
Но в отличие от других, такой специалист всегда предложат варианты оптимизации законными способами, или скажет, как максимально снизить риски. Такой бухгалтер знает себе цену, и никогда к не согласится с желаниями собственника, если они противоречат законодательству. Именно такие специалисты приносят наибольшую пользу предпринимателям.
Как проводить собеседование с бухгалтером?
Бывает так, что бухгалтер нужен нам в отдел аутсорсинга. Подходящего специалиста трудно найти. Иногда на собеседование приходят люди, у которых за спиной семь лет опыта, но интервью они не проходят.
Даешь простой тест на проводки. Например, по начислению зарплаты. Кандидат в ступоре. И хорошо, если он скажет, что привык работать с программой, которая сама формирует проводки, но человек начинает меня убеждать, что это уже не нужно, и сейчас никто так не делает.
В бухгалтерии много творческих процессов, когда нужно работать не по алгоритмам. Важно, чтобы бухгалтер смотрел на свою работу и на бизнес, в целом, с разных сторон, а не просто знал, как работает программа. Мы придумали несколько правил при выборе бухгалтера. Думаю, что они будут полезны каждому.
- Проверьте внимательность. В объявлении вакансии сделайте небольшой тест на внимательность. Например, попросите начать отклик на вакансию с ответа на пример 5+7. Многие отсеиваются на этом этапе. Внимательность для бухгалтера – это все!
- Специалист должен опираться на законодательство. Бухгалтерия тесно связана с законодательством. Задайте профессиональный вопрос. Например,в программе есть счет-фактура, в которой есть строка с НДС и есть строка без НДС, там программа для ЭВМ. Почему так? Плохой специалист ответит, что так посчитала программа или так всегда записывают. Грамотный сошлется на статью 149 Налогового кодекса, где говорится, что программы для ЭВМ не облагаются НДС.
- Бухгалтер должен быть экологичным. Расскажите, что в компании проблемы с первичной документацией. Менеджеры постоянно забывают вовремя сдать акты и счета-фактуры. Поэтому появляются долги перед контрагентами и дебиторская задолженность. Хороший специалист скажет, что попробует решить вопрос или договориться. Плохой будет строить из себя царя и будет говорить, что с менеджерами всегда одни проблемы.
- Убедитесь, что вас не бросят. Хороший кандидат не оставит компанию в трудный период, а именно в отчетный. Поэтому если в трудовой в увольнениях есть январь, март, апрель, июль, октябрь, то выясните подробности.
- Распределите ответственность. Предложите бухгалтеру прописать ответственность сторон. Как правило, профессионалы этого не боятся, а наоборот.
Эти правила подходят, если ищите специалиста в штат. Если сотрудничаете с бухгалтером на аутсорсе, обязательно заключите договор. Внимательно проверьте ответственность и убедитесь, что доступ к бухгалтерской базе будет в облаке, а не на серверах компании-аутсорсера.
Чтобы не повторяться, сошлюсь на свои комментарии к Е-хе-статье:
указанной Е-хе-редактором (в разделе «Как проводить собеседование с бухгалтером?»).
Наверное, надо было эти комментарии объединить и развернуть в статью. Потому что, до сих пор главбуха представляют в ложных ипостасях:
Но, номинально, главбух – это Нестор-летописец, описывающий хозяйственное житие предприятия на языке счетов. А реально (в соответствии с правилом "где кормлюсь, то и защищаю") главбух бывает еще и консультантом для предприятия, в части налогов.
Встречала еще один тип бухгалтеров. Они не говорили ни да, ни нет, и не сопротивлялись. А очень четко, аргументированно, излагали последствия принимаемых решений. Бывало, после такого объективного анализа руководители изменяли решения. А если не изменяли, то более четко понимали меру ответственности и степень риска.
Всегда интересно, это не отсеивает какую-то часть адекватных кандидатов, которые не готовы всерьез начинать свое деловое письмо с ответа на такой вопрос?
Хороший главный бухгалтер должен знать, что программы для ЭВМ не облагаются НДС? Вне зависимости от того, в какой отрасли работает главбух?
В каком смысле строить из себя царя, как это противоречит тому, чтобы попробовать решить вопрос или договориться?
Ну согласитесь, профессионалы или лохи - это зависит от бизнеса, с которым они подписывают такой договор)
Часто руководители воспринимают это как сопротивление: "Опять вы меня штрафами пугаете, в тот раз пронесло и в этот пронесет".
Но если у руководителя есть доверие к словам главбуха, такое хладнокровное изложение последствий действительно самый лучший формат взаимодействия.
Нет, не отсеивает. Самые адекватные кандидаты пишут в одном тексте и серьезное, и про 5+7. Выглядит это, например, так: "...Прошу рассмотреть мое резюме... P.S. 5+7=12".
Не так. Хороший главный бухгалтер должен ссылаться на нормативные документы, налоговый кодекс или хотя бы Гарант с Консультантом. Плохой - на "программу 1С" или "традиции".
В моем представлении хороший главбух из другой отрасли ответит примерно так: "Я не знаю, почему. Попробую разобраться, как оно должно быть: почитаю Гарант/Консультант/Налоговый кодекс".
А никак не противоречит. Просто лучше, если кандидат привык решать вопросы теми же методами, какие приняты в вашей компании.
Соглашусь). Хочется, чтобы профессиональных бизнесов было больше, чем других, для того и пишем статьи).
Просто я знаю, что есть практика просить начинать переписку с ответа на этот вопрос. Если так, как Вы привели - выглядит адекватнее.
Ну это другое дело, коллега)
Здесь, может, вопрос этики, но я часто вижу профессионалов, которые ходят с короной на голове. Может быть, это связано именно с тем, что им приходится брать на себя чужие обязанности - например, если хороший главбух вынужден заставлять менеджеров по продажам вести учет, он начинает считать себя достойным общаться именно так.
В разных дискуссиях по статьям обсуждаемой темы я писал одно и тоже:
Кстати, 25 лет назад, я не рекомендовал главбуху головной фирмы принимать к учету несостоятельный документ. Но, директор-владелец повторил своё требование об учете. Главбух выполнила. Через года полтора, по результатам налоговой проверки, предприятие заплатило в 5 раз больше, чем тогда "заработало". Так что, согласие главбуха не увеличит шансы директора выиграть в "рулетку". А если директор уверен в выигрыше, пусть применяет своё право заменить подпись главбуха своей подписью.
Кажется, в той ситуации для директора слова главбуха были лишь одним из факторов, учитываемых при принятии им решения. И судя по принятому решению - не самым весомым.
Как по-вашему, что влияет на весомость мнения главбуха для директора при принятии подобных решений?
А легко. Скажу как человек с другой стороны.
- Есть бухгалтеры, которые знают о проблемах людей, работающих в поле. И знают, откуда в компании деньги берутся. Когда РП и манагеры не сдают первичку, им напоминают, звонят, выстраивают политику по варианту "строгая мама не оформит новых счётов, пока не сдадите старые накладные", поют чайком и прочие игры во взаимодействие. В итоге РП, ощущая чувство вины перед хорошими бухгалтерами, старается проблемы решать.
- Есть бухгалтеры, которые строят из себя царя, встают в позу и, фактически, парализуют деятельность по поступлению денег в организацию.
Ну просто у бухгалтера рабочий день 9.00 - 18.00 + ещё немного. А у РП рабочий день эээ ВЕСЬ :))). И сбор первички, который для бухгалтерии самое главное, для РП самое НЕ главное. Отсюда у сотрудничества продажников, РП и бухгалтерии ВСЕГДА проблемы во взаимодействии.
-- Заявление главбуха директору:
И пусть директор меряется весомостью своего мнения не с главбухом, а с государством.