Корпоративная жизнь – не сахар, случается всякое: и обиды, и непонимание, и ссоры… Вот только будет лучше, если все эти вещи произойдут у вас с коллегами, а не с собственным начальником. Потому что если у вас не сложатся отношения с руководителем, вам одна дорога – вон из компании. Причем вам не обязательно разойтись во мнениях по профессиональным вопросам, существует масса других, отчасти непредсказуемых, поводов для неприязни – личные отношения. Вы можете просто не понравиться, выбрать неверный тон, не вовремя что-то сказать или наоборот промолчать. И все, ваша судьба решена: быстро или медленно, но ваш начальник от вас избавится. Зачем ему дискомфорт в отделе?
Что же делать сотруднику в этой ситуации? На первый взгляд, ответ очевиден: не ссориться с начальством. Но увы, простая формула «не возражать, соглашаться и говорить только то, что хотят услышать» не всегда работает. Хотя бы потому, что не все начальники ее предпочитают и часто предлагают подчиненным иной, более доверительный стиль общения, но и при этом возможность совершить роковую ошибку всегда остается. Даже если не брать в расчет намеренное провоцирование и создание открытой конфликтной ситуации, например, борьба за неформальное лидерство в коллективе, остается еще масса нюансов, на которых можно погореть. Мы часто не в состоянии объяснить даже самим себе внезапные симпатии и антипатии, но куда больше случаев, когда мы четко представляем причину нелюбви, но по различным соображениям не можем ее озвучить вслух. Однако все равно это провоцирует конфликт, в котором одна сторона заведомо слабее другой. Но так ли это, ведь и сотрудники бывают разные и некоторые ценнее для компании, чем иные руководители…
Сотрудник и начальник. Как разрешить конфликт между ними?
Галина Дмитриева, директор по маркетингу компании Ventra Employment: «Сейчас ключевые фигуры сильно вовлечены в бизнес компании, планы ее развития часто завязаны на них, и умный начальник никогда не станет притеснять курицу, несущую золотые яйца. Он, конечно, постарается не потерять свой авторитет и значимость, но в то же время не станет ущемлять «звезду». Все это касается ключевых, значимых для бизнеса сотрудников, которых заменить очень сложно без потери для компании. В отношении рядового персонала работает обычная схема: если сотрудник не смог наладить отношение с руководителем, он, как правило, увольняется. Мы часто сталкиваемся с кандидатами, которые вынуждены были уйти из компании только потому, что не нашли общего языка с руководством».
Однако, прежде чем переходить к боевым действиям и крайним мерам, специалисты советуют и той, и другой стороне попробовать уладить конфликт мирным путем. Главное - вовремя остановиться, и первым должен сделать шаг навстречу именно начальник, потому что риски для него с каждым днем увеличиваются. Не стоит тешить себя надеждой, что конфликт двух сотрудников будет проигнорирован остальными. Весь отдел тут же разделится на два лагеря, и атмосфера в коллективе станет такой, что о нормальной работе подразделения можно будет забыть. А ведь отвечать за результаты будет именно руководитель, ведь это его основная обязанность. Поэтому конфликт нужно «душить» в зародыше. Как? Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью рекрутингового агентства AVANTA Personnel (входит в Adecco Group): «Вне зависимости от того, кто прав-кто виноват, начальник отдела должен занимать максимально нейтральную позицию, искать выходы из сложившейся ситуации, быть готовым идти на компромиссы. Его противостояние с одним из членов коллектива неизбежно становится очевидным всем остальным. Сохранения авторитета можно добиться не директивными мерами, а мудрыми ходами. Эмоции придется сдерживать, даже если очевидно, что не прав другой. Вообще, перекладывание конфликта из эмоциональной в профессиональную плоскость может быть одним из выходов». Понятно, что улаживание конфликта – тяжелый труд, и часто у начальника нет никакого желания этим заниматься. Он же тоже человек и не всегда может переступить через обиды и личную неприязнь и первым пойти на сближение. Плюс еще на это накладывается психологический элемент: он – босс, самый главный, и вдруг идти на попятный и мириться?! Он – с протянутой рукой, вроде как признавая свое поражение? Ни за что. Да лучше уволить сотрудника и забыть о конфликте. Но есть и исключения. Ольга Иванова, менеджер департамента финансового рекрутмента компании Antal Russia, замечает: «Если сотрудник действительно ценен, компания постарается сделать все возможное для урегулирования конфликта и сохранения специалиста. Если возможности компании позволяют, то его могут перевести в другое подразделение».
Кстати, есть один любопытный момент касательно увольнений. Как рассказывают специалисты, российские работодатели в подобных ситуациях увольняют сотрудников тут же, не заботясь ни об этике, ни о соблюдении законов. А в западных компаниях ситуация развивается несколько иначе. Рассказывает Галина Дмитриева: «У меня есть пример из жизни. В западной компании в результате конфликта с начальством был уволен талантливый руководитель отдела внутреннего рекрутмента, который замечательно решал вопросы набора специалистов, в том числе редких. В данном случае его непосредственный начальник дождался некоего прокола и после этого уволил неприятного сотрудника, выплатив все компенсации, то есть постарался придать всему законный порядок».
Однако увольнение сотрудника может выйти боком и начальнику. Во-первых, кто будет выполнять обязанности ушедшего? Нужно же будет перераспределять дела, искать нового человека, вводить его в курс дела… Хлопотно это очень. Но гораздо неприятнее другой момент. Надежда Ляховская предостерегает: «Увольнение сотрудника, провоцирующего конфликт, должно стать крайней мерой, так как может повлечь за собой непоправимые последствия: от снижения вашего авторитета до ухода остальных членов вашего коллектива вслед за своим лидером». За развитием конфликта наблюдают все сотрудники и делают выводы. При увольнении коллеги в подобной ситуации выводы будут весьма неприятными для начальника.
Как бы то ни было, сотрудник проиграл вчистую. Неприятности, которые возникнут у руководителя, уволенному могут принести разве только моральное удовлетворение. Если возник конфликт с начальником путь один – уход из компании. Или все-таки нет? А что если попробовать переиграть руководителя и тихо от него избавиться?
Однако Ольга Иванова этого делать не советует: «Если вы – умный человек, то лучше этого не делать. В больших компаниях обычно действует негласное правило: у кого выше позиция, тот и прав. И даже если «звезда» пойдет жаловаться на руководителя, то боком это все равно может выйти ей самой. Ведь начальник тоже многое знает и умеет и занимает свое место не просто так, и при рассмотрении спорной ситуации его позиция будет сильнее».
Неужели у сотрудника нет совсем никакого выхода: либо мириться с начальством, а если это невозможно (причем часто не по собственной инициативе), то уходить? Что можно реально предпринять, чтобы разрешить ситуацию и не навредить себе?
Специалисты советуют пойти на откровенный разговор с вышестоящим начальством или HR-ом. Этого не нужно бояться, просто нужно это делать правильно. Запомните: вы идете не жаловаться, а решать проблему, вы заботитесь об эффективности работы отдела, а не только о себе. И ни в коем случае не просите уволить начальника, просите о собственном переводе в другое подразделение. Хорошо, если вы сможете сразу предложить приемлемый вариант. Ольга Иванова дает совет, как вести себя в подобной ситуации: «Не стоит поддаваться эмоциям и идти наверх сразу после ссоры или бурного разговора. Нужно успокоиться, подобрать факты и аргументы и оперировать только ими, четко излагая свою позицию, но ни в коем случае не ставя ультиматумов. Вы пришли для того, чтобы найти конструктивное решение, которое поможет всем. Начать стоит со слов: «Я хочу остаться в компании… Мне нужен совет...» Такая постановка вопроса расположит к вам собеседника, ведь в этом заключена маленькая психологическая уловка: если вы просите совета, значит, во-первых, вы признаете, что ваш визави мудрее, а во-вторых, даете ему понять, что он нужен, незаменим. А это очень приятно слышать любому начальнику, так что ваши шансы счастливо избавиться от неприятного руководителя, но при этом остаться в хорошей компании возрастают.
Хотя для того, чтобы не пришлось выпутываться из столь щекотливой ситуации, в нее лучше не попадать. Поэтому гасите конфликты с начальством в зародыше.
Фото: pixabay.com
А вот хотелось бы, чтобы портал организовал дискуссию на тему: ''Что делать, если не везет?''
Прикололся и тут же испугался - а ведь организуют 8)
Не согласен с утверждением о порочной западной практике.
По этой самой порочной практике, линейный руководитель заказывает HRу найти сотрудника под Job Desription, но это не значит, что сотрудника примут без ведома линейного менеджера. HR играет тут роль рекрутингового агенства поставляя потенциальных кандидатов, а решение принимает все-равно линейный менеджер (может посоветоваться с коллегами, заручиться поддержкой своего вышестоящего начальства - но это опять-таки уже опции).
Что же касается найму ''по знакомству'', то лично мое мнение - это порочная практика.
Да, можно рекомендовать HRу рассмотреть еще и ''вашего'' человека. Если он по формальным требованиям подходит - почему бы и нет?
Но на равных условиях с другими кандидатами. Иначе на работу попадают чьи-то дети, зятья и просто приятели, что не ведет к росту корпоративной лояльности, а лишь формирует кланы внутри компании, что закладывает потенциальную почву для конфликтов.
Но даже прямой набор сотрудника его руководителем не решает проблемы возможных конфликтов между ними.
1. конфликт может возникнуть позже, например как реакция на конфликт интересов (скажем подчиненный не принимает на работу зятя своего руководителя).
2. руководитель может поменяться в результате перестановок в компании.
А выход действительно один - один из двух должен уйти.
Я не верю, что после серьезного конфликта пара подчиненный-руководитель сможет существовать эффективно, насколько бы профессиональны они не были.
В очередной раз корреспондент написал фейк, отработав свою зарплату. Весь контент статьи сосредоточен в первом предложении подзаголовка. Дальше можно не читать. Ноль практических советов. Бесполезно потратил время.
Интересно конечно высказался Н. Романов (пост вышел почти на статью), но к сути статьи не имеет никакого отношения - в статье описана не проблема оптимально отбора кандидатов, а конфликты с ними, ведь как пишет А.Фадеев ''1. конфликт может возникнуть позже, например как реакция на конфликт интересов.
2. руководитель может поменяться в результате перестановок в компании. ''
Или мало случаев, когда руководитель, принимая лучшего друга в подчинение - через время становился ''совсем не другом''?
Согласна с Максимом. Бредовые советы типа ''Пойдите к Эйчару''. Это-то сотрудник, если он не идиот, и сам сообразит. Но, во-первых, не всякому эйчару можно пожаловаться, с некоторыми просто не о чем разговаривать - они отрабатывают номер, и все. А, во-вторых, например, на Генерального директора или Президента компании кому пожаловаться? А они-то и избавляются от инакомыслящих чаще всего, а не начальники отделов. Выходов на самом деле два: или терпеть и улыбаться, стараясь делать свое дело как можно лучше (если уж очень хорошая зарплата), или валить оттуда со всех ног, потому что угробленное самодуром здоровье гораздо дороже зарплаты. 8)
Статья выйдет не менее поучительная, если слово ''начальник'' заменить на слово ''жена''
А если начальник тебя любит, и ты мужик и он мужик, то без потерь ты не уйдешь:::::::::::))))))))))))))
Наша раша! Красные трусяля.
Валяюсь. Причем здесь любовь ?
Это все таки работа.