Собеседование с потенциальным работодателем

Данная статья может быть полезна тем, кто планирует поменять работу и не является профессионалом в области человеческих ресурсов (или, другими словами, не является профессиональным кадровиком).

Итак, вы решили поменять работу. Вы составили свое резюме, направили его потенциальному работодателю и договорились о первом собеседовании. Поздравляю, вы добились первого, но важного успеха!

Цель первого собеседования

Перед тем как говорить о процессе, кратко остановимся на ожидаемом результате, или, иными словами, уточним ваши цели и способы их достижения. Поскольку работодатель почти никогда не принимает окончательного решения на первом собеседовании, ваша цель – это договориться о втором собеседовании. Способ ее достижения очень прост – вам надо понравиться тому, кто проводит первое собеседование. При этом бессмысленно предлагать интервьюеру взятку или упрашивать его вас «продвигать», основываясь на своей трудной жизненной ситуации. Единственно как можно понравиться интервьюеру – это убедить его в том, что вы именно тот кандидат, найти которого ему поручил его руководитель.

Подготовка

Возьмите с собой распечатанную версию резюме (на случай, если оно будет потеряно собеседником), свои дипломы (вуза и дополнительных курсов) и рекомендательные письма. Не помешает паспорт (часто он требуется для оформления в бюро пропусков) и копия трудовой книжки (или ее оригинал, если вы не работаете). Также, хорошо, если вы распечатаете объявление о вакансии и карту, чтобы не заблудиться и не опоздать на собеседование. Проверьте зарядку своего мобильного телефона и убедитесь, что с собой у вас есть телефон и имя того, с кем назначена встреча (все это вам понадобится, если в пути вас задержат форс-мажорные обстоятельства).

За день-два до встречи уделите интернету 30 - 40 минут и ознакомьтесь с доступной информацией о компании. Не откладывайте это важный этап на последние 10 минут перед поездкой на собеседование – вдруг что-то случится, и достаточного времени на изучение информации у вас не останется.

В зависимости от размера компании, с вами будет разговаривать или менеджер по персоналу (рекрутер), или директор по персоналу, или начальник вашего будущего отдела, или директор компании. Узнайте, с кем назначена встреча, и какова его должность, заранее, по телефону.

Чего не следует ожидать

Не ожидайте увидеть на первом собеседовании профессионала в том, чем вы занимаетесь (не важно, продажи это, или IT, или любая иная работа). Такой человек в компании есть, но на данном этапе он, скорее всего, с вами общаться не будет. Не ожидайте также увидеть убеленного сединами психолога – чтеца человеческих душ, горящего интересом к особенностям вашей неповторимой личности, желающего наставить вас на Истинный Путь. Такого человека в нормальной компании быть не может.

Чем больше размер компании – предполагаемого работодателя, тем ниже должность и квалификация того, кто будет с вами общаться. Если вы пришли в очень большую компанию, лидер рынка, где работает более 10000 человек, то, вероятно, там имеется целое управление по работе с персоналом, со своими группами, отделами и департаментами. В этом случае вы будете общаться с рекрутером, недавним выпускником вуза, имеющим опыт работы до двух лет (чаще – девушкой). Если вы претендуете на работу в малом предприятии, численностью до 10 человек – то сразу будете общаться с директором.

Однако независимо от того, с кем вы общаетесь, будет ошибкой подчеркнуть на собеседовании свое моральное или материальное, или профессиональное превосходство над собеседником – так цели вы не добьетесь.

Чего следует ожидать

Вам могут предложить заполнить профессиональный или психологический тест. Чтобы не оказаться в ситуации, когда вы отпросились на час, а тестирование плюс собеседование занимает три часа, уточните длительность интервью заранее.

Вас попросят рассказать о себе. Заранее подготовьте краткую самопрезентацию на три-пять минут. Если вы редко рассказываете о себе, вам поможет простой прием – запишите свою самопрезентацию на магнитофон и прослушайте ее. Если вы не довольны услышанным – вряд ли оно понравится интервьюеру. Скорректируйте свое выступление и прослушайте его снова.

До начала собеседования постарайтесь вспомнить пять-шесть фактов из вашей биографии (коротких историй о производственных успехах). При рассказе о себе обязательно эти истории расскажите. Попробуйте оценить свои успехи количественно, но не как в рекламе женского крема для лица («купите наш крем, и лицо будет выглядеть на 25% лучше»). Вместо «я вел переговоры с покупателями» лучше сказать «за два года моей работы я заключил 15 договоров о продаже нашего оборудования на общую сумму 12 миллионов долларов».

Помните, что одновременно с вашим рассказом, собеседник будет пытаться ответить сам себе на три вопроса:

1. Можете ли вы выполнить требуемую работодателем работу?

2. Хотите ли вы выполнять требуемую работодателю работу длительный промежуток времени?

3. Будет ли ваш предполагаемый начальник испытывать моральный дискомфорт от общения с вами? Управляемы ли вы?

Кстати, слово «управляемость» у кадровиков не несет никакого негативного подтекста, наоборот, как раз негативно оценивается «неуправляемый человек» (тот, кто курит в метро, или иным образом нарушает сложившиеся писанные или неписанные правила).

Идеальный для работодателя кандидат получает оценку пять баллов по пятибалльной шкале по всем трем вышеуказанным вопросам. Если Вы сами себе готовы поставить максимум три балла по направлению, например, «может выполнять работу», то постарайтесь получить оценку «шесть баллов» по остальным двум направлениям. Иногда супер-заинтересованность и супер-управляемость могут заставить собеседника закрыть глаза на недостаток профессионализма.

Не поддавайтесь на иногда встречающиеся в СМИ утверждения о том, что «в стране рынок труда – это рынок кандидата», и ни при какой ситуации не заявляйте работодателю, что вы пока не хотите у него работать, но подумаете, если он вас заинтересует. Конечно, бывает, что работодатель уговаривает потенциального работника (я знаю случай, когда этот процесс шел ежедневно и занял шесть месяцев). Однако таких эпизодов не более одного процента от всех случаев трудоустройства.

Таким образом, предварительное решение о том, хотите ли вы работать у данного работодателя, вам следует принять до того, как вы придете на собеседование. На собеседовании желательно задать собеседнику уточняющие вопросы, и если его ответы изменят ваше первоначальное желание о трудоустройстве, то так ему и скажите.

Будет идеально, если в конце собеседования вы подведете итог, например: «Таким образом, я могу выполнять эту работу, поскольку успешно делал ее ранее, я хочу ее выполнять – она в области моих интересов, и со мной легко общаться начальникам – это мне все мои начальники говорили».

В ходе собеседования избегайте двух крайностей: нельзя смотреть в пол или на дверь (это признак не умения общаться), и нельзя пристально смотреть в глаза собеседнику во все время разговора (это факт агрессии). Говорят, что в уставе армии США отмечено, куда должен смотреть солдат при разговоре со старшим по званию - смотреть ему рекомендовано в центр лба. Тогда у старшего по званию возникает иллюзия, что он выше ростом. Наблюдайте за тем, с кем вы разговаривайте, и его мимика вам подскажет, приближаетесь ли вы к цели собеседования или отдаляетесь от нее. Учтите, что народные артисты России, способные сыграть любую эмоцию, собеседований обычно не проводят, а все остальные редко могут обмануть внимательного собеседника.

Выслушав вопрос собеседника, постарайтесь ответить конкретно на него, а не высказать свои мысли по широкому кругу вопросов. Если ответа на заданный вопрос вы не знаете, то не увиливайте, а скажите прямо – ответ не знаю, но могу выяснить за день (неделю, месяц – в зависимости от вопроса).

Заранее подготовьте ответы на стандартные вопросы: почти всегда интервьюер спрашивает о причинах увольнения от предыдущих работодателях, о том, кто может вас рекомендовать, о ваших сильных и слабых сторонах, о примерах ваших успехов и неудач, и о том, что вам нравится в компании, которую он представляет. Часто спрашивают о ваших ожиданиях по заработной плате.

В конце собеседования вам, вероятно, предложат задать свои вопросы. Обязательно придумайте как минимум один умный вопрос и задайте его, даже если вы предполагаете, что знаете ответ. Можно задать два-три вопроса. Больше трех вопросов для первого собеседования - это перебор. Желательно, чтобы из ваших вопросов было ясно, что вы ознакомились с сайтом компании до собеседования.

Будьте вежливы, доброжелательны и энергичны. Помните о цели и верьте в успех.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Полезная информация для соискателей. И что важно без пафоса и словоблудия. Постараюсь применить на практике при поиске работы. Желаю удачи всем!!!

Генеральный директор, Нижний Новгород

Респект автору уже поставил. :)

Руководитель проекта, Москва
Если автор позволит, я бы добавила несколько штрихов
«Единственно как можно понравиться интервьюеру – это убедить его в том, что вы именно тот кандидат, найти которого ему поручил его руководитель.»
Редко мне встречалась HR’ы, которые могут полностью абстрагироваться от собственного субъективного ощущения (нравится - не нравится) и анализировать пришедшего кандидата только с точки зрения руководителя/заказчика. Как не обидно, но часто мы встречаем отказ кандидату со стороны HR даже в том случае, если HR даже приблизительно не может оценить квалификацию соискателя (например, какого-нибудь IT архитектора). Причина - сильный дискомфорт во время 1-го интервью/собеседования с кандидатом. Поэтому я бы добавила важный штрих. Встреча с HR-м – тоже переговоры и работают там все те же законы. «Понравиться» HR’у – это означает еще и установить с ним нормальную коммуникацию с первого же момента. Это продумать свое настроение и свое отношение к HR’у еще заранее, на подступах. Если крутить в голове мысль типа «Ну вот! Опять это ненужное препятствие в виде HR’а! Опять будет глупая девочка задавать глупые вопросы», то можно разворачиваться уже на пороге и не тратить бессмысленно свое и чужое время. Метапрограмма, доброжелательность, подстройка (раппорт) и построение продуктивного диалога с точки зрения законов эффективной коммуникации – всё на этом этапе имеет большое значение (не кидайтесь, плиз, помидорами за нлпишные термины :) )
Руководитель проекта, Москва
До начала собеседования постарайтесь вспомнить пять-шесть фактов из вашей биографии (коротких историй о производственных успехах). При рассказе о себе обязательно эти истории расскажите.
Подтверждаю и хотела бы немного развить. Во-первых, эти кейсы нужно подготовить заранее. В ситуации волнения можно поддаться обаянию HR’а и рассказать о том, о чем хорошо бы умолчать. Однажды, например, на вопрос: «Расскажите о своем главном достижении в жизни», кандидат – взрослый серьезный мужчина, юрист – погрузился в воспоминания и стал рассказывать о том, что его главное достижение в жизни – выход из запоя после развода с женой (реальный случай). Далее. Я бы посоветовала отработать такие рассказы с точки зрения системности изложения. Ситуация (цель) – мои действия (хорошо бы их также разбить, если есть возможность, по блокам: аналитика, планирование, организационные действия, творчество). Итог – что получилось. Здесь тоже хорошо бы продумать - о чем ты будешь говорить. Встречалась с крайне эгоцентричными самопрезентациями, когда звучало в основном: я научился, я сделал, я приобрел возможность, я оценил себя и т.п. и ни одного слова о компании и ее бенефитах в этом проекте. Далее – хорошо бы сказать «почему этот кейс важен для меня» и аккуратно встроить в эту часть упоминания о своих положительных качествах. Например: «Я понял, что я – отличный организатор. В ситуации стресса я действую спокойно и эффективно». Когда такие «хвалилки» встроены в контекст рассказа о событии, ситуации, они выглядят отлично и очень помогают. Рассказы о конкретных ситуациях неизмеримо лучше стандартного и банального перечисления обязанностей. Они снижают уровень тревожности собеседника (HR’а) – он теперь знает о Вас больше. Кроме того, они делают кандидата «живым, объемным», позволяют включать в общение визуальные образы (HR как бы видит/представляет конкретные действия человека в определенных ситуациях), что опять же служит выстраиванию выгодной для кандидата коммуникации
Партнер, Москва

А существует ли СТАНДАРТ, согласно которому происходит ОБЩЕНИЕ ОДНОЙ ЖИВОТНОЙ МАССЫ с ДРУГОЙ ЖИВОТНОЙ МАССОЙ при приеме на работу?

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Кауров, да, конечно! Только в каждой компании он разный... :D
Партнер, Москва
Алексей Лапшин пишет: Александр Кауров, да, конечно! Только в каждой компании он разный...
Это все равно, что садитья играть в игру, ПРАВИЛ КОТОРОЙ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ и ТЕБЕ О НИХ НЕ СООБЩАЮТ.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Кауров пишет: Это все равно, что садитья играть в игру, ПРАВИЛ КОТОРОЙ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ и ТЕБЕ О НИХ НЕ СООБЩАЮТ
Не совсем так, ИМХО. Ты имеешь представление о правилах, а вот как играет ''противник'' (в данном случае - потенциальный работодатель) - должен вычислить и довольно быстро, а потом подстроиться под его манеру ''игры''. Покер мне это напоминает. Там тоже не сразу понятно как играет оппонент - осторожно или рисково. Но вот когда вычислишь - стратегия твоей игры уже более-менее ясной становится. Но правила (комбинации) - для всех одни.
Партнер, Москва

- Этот пахнет как мой БЫВШИЙ
- А у этого ТОЛСТЫЙ ЗАД
- Эта дура мне мне всех женихов разгонит
- Если приехала на BMW, то думает, что ей все можно, не угадала

Покажите мне ЭТИ ПРАВИЛА.
Сравнение с ПОКЕРОМ считаю НЕКОРРЕКТНЫМ, ибо там есть ПРАВИЛА ИГРЫ и ОНИ ОДИНАКОВЫ ДЛЯ ВСЕХ.
Что касается ТАКТИКИ и СТРАТЕГИИ ведения игры-это УДЕЛ КАЖДОГО ИГРОКА.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Нууу, в покере тоже есть индивидуумы, которые с 2-мя двойками идут олл-ин. :) А то и с 2-3... :D

И от таких дураков ты и на собеседованиях не застрахован.
Но придерживаясь определенных правил поведения на собеседовании, можно успешно пройти все этапы таки в большем количестве случаев, нежели тебе откажут из-за того, что ты ''пахнешь как бывший''. ;)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.