Кризис, который всегда с тобой
Кризис 2008 года не остался на страницах учебников, он продолжает настойчиво проверять на прочность российские компании, и непростой 2014 год – логическое продолжение экономической турбулентности прошлых лет. Такие данные получены в ходе исследования, проведенного хедхантинговой компанией «Агентство Контакт» в июне-июле 2014 года.
В ходе исследования было опрошено 360 респондентов, 24% которых являются генеральными директорами компаний, 10,67% занимают должность замгендиректора и еще 10,67% числятся руководителями направлений. Большинство компаний, чьи представители приняли участие в исследовании, относятся к малому бизнесу, то есть число их сотрудников не превышает 100 человек, 20,27% – крупные компании, персонал которых насчитывает более 1 тыс. человек. При этом 30,51% компаний работают в сфере строительства и недвижимости, 22,03% – в сфере производства, 16,95% – в рекламе, консалтинге, маркетинге и PR.
При этом вне зависимости от сферы деятельности организаций большинство респондентов – 73,3% – как из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из регионов признают 2014 год кризисным. В частности, некоторые участники рассказали, что вынуждены были сократить свой бюджет из-за произошедших перемен в банковском секторе: были закрыты банки, через которые велись расчеты, что повлекло потери значительной части оборотных средств.
Говоря о максимально эффективном сокращении издержек в кризисные времена, 72% респондентов считают категорически неправильным решение об экономии средства за счет сокращения персонала. Комментируя свою позицию, многие придерживались мнения, что при принятии решения об экономии необходима сбалансированная стратегия, качественная оценка ситуации и индивидуальный подход. Однако при этом 56% участников исследования были все же вынуждены уволить некоторое количество своих сотрудников в 2014 году. Среди уволенных примерно равное количество занимали менеджеры среднего звена – 25,3% – и линейный персонал – 21,1%. В меньшинстве оказались топ-менеджеры – 8,4%.
Несмотря на экономические трудности, 71,4% респондентов в этом году не сокращали и не планируют сокращать заработную плату сотрудников.
При этом 51,4% респондентов отмечают, что при составлении бюджета на следующий год в их компании учитывалась вероятность кризиса. 24,3% отметили, что в их организации не было общего сокращения бюджета. 23% респондентов сообщили, что сокращение бюджета в их компании произошло, однако оно вызвано не кризисными временами, а общей политикой компании.
Прогнозы неутешительны – большинство опрошенных – 36,49% – считает, что в ближайшее время их компании грозит снижение финансовых результатов. Об улучшении финансовых показателей говорят 24,32% респондентов.
44% респондентов уверены, что кризисные явления этого года представляют собой продолжение кризиса 2008 года, и в своих прогнозах говорят о стагнации всех отраслей экономики в ближайшее время, – такого мнения придерживаются 48,6% высказавшихся. При этом в большей степени кризис коснется банковского отрасли и инвестиционного сектора, так считают 72,22% опрошенных, туризма и гостиничного бизнеса – 70,83%, маркетинга и консалтинга – 50%, рекламы и медиа – 50%.
Кризис – время не сокращать, а нанимать персонал
А вы почувствовали на себе экономическую непогоду 2014 года? Упали ли показатели компаний? Какой стратегии планирует придерживаться ваша компания? По мнению опрошенных E-xecutive.ru руководителей, 2014 год действительно выдался непростым, показатели многих организаций оставляют желать лучшего.
«2014 год действительно можно охарактеризовать как кризисный, год, когда большинство компаний испытывают проблемы и видят это в своих финансовых результатах, – рассказывает операционный директор Wyser Ольга Овчинникова. – Безусловно, меры по борьбе с кризисными явлениями всегда так или иначе связаны с персоналом, одной из которых является сокращение штата. Однако, на мой взгляд, наиболее передовые компании борются с кризисными явлениями, прежде всего, за счет повышения эффективности во всех аспектах своего бизнеса: оптимизации бизнес-процессов, разработки инновационных решений, пересмотра традиционных схем работы. Именно в этом направлении лежит путь преодоления кризисных явлений, а не в механическом сокращении численности сотрудников».
Ольга Овчинникова уверена – наиболее прогрессивные компании, как ни парадоксально, используют период кризиса для найма более эффективных сотрудников, и эту тенденцию можно было наблюдать во время экономического спада 2008 года. – Это объясняется тем, что рынок труда становится «кандидатским», и на нем появляется много ценных специалистов.
В свою очередь, директор по развитию кадрового агентства «Юнити» Людмила Чернякова уверена, что происходящие на внешнем и внутреннем рынке изменения делают людей крайне осторожным. Но осторожными не значит пессимистичными.
Людмила Чернякова: Будьте осторожны, но не впадайте в депрессию!
«Происходящие изменения влекут за собой конец времени «легких денег». Рынок усложняется, становясь более требовательным, профессиональным и избирательным. Во время кризиса первыми всегда страдают отрасли и направления, связанные с созданием картины будущего. Мы это видим на примере смещения акцентов в динамике и качестве поступления вакансий от наших клиентов и по рынку в целом.
Маркетинг, консалтинг, медиа, девелопмент, продажи в luxury-сегменте, авто, недвижимость и строительство сейчас снижают активность. По-прежнему устойчивы фармацевтика, IT/Telecom, сектор FMCG, производство и логистика», – рассказывает Людмила Чернякова.
Комментируя для E-xecutive.ru предварительные итоги 2014 года, генеральный директор компании VENTRA Марина Симонова отмечает: «Если ранее мы наблюдали ежегодное увеличение объемов бизнеса, то финансовые результаты 2014 года, по нашим ожиданиям, будут на уровне предыдущего года. Тем не менее, решение о сокращении издержек за счет персонала является в корне неверным. Наша компания не собирается «урезать» заработную плату сотрудников или проводить массовые сокращения персонала, однако и говорить об индексации заработной платы или расширении штата в сложившихся условиях нельзя».
Марина Симонова: Стагнация затронет многие отрасли российской экономики
Также не наблюдается инвестирования в новые проекты или расширения существующих. Мы судим об этом, будучи кадровым агентством, предоставляющим услуги для ведущих российских и западных организаций, – говорит Марина Симонова.
«Некоторые крупные проекты, особенно в банковской сфере, «замораживаются» на неопределенный срок. Стратегией, которой придерживается бОльшая часть компаний-клиентов, является оптимизация расходов и максимальное использование имеющихся мощностей. Это особенно актуально для производственных компаний. Общее экономическое состояние в стране, рост инфляции и снижение покупательной способности повлечет за собой стагнацию во многих отраслях экономики, а также окажет существенное влияние на рынок ритейла», – считает специалист.
Говоря о том, какой стратегии придерживается ее компания, Марина Симонова отмечает: «Мы продолжим стратегию по сокращению затрат компании на текущую деятельность и отлаживанию внутренних процессов с целью увеличения эффективности бизнеса и снижения себестоимости услуг, не жертвуя при этом качеством и уровнем сервиса».
Продолжая комментировать предварительные итоги 2014 года, руководитель департамента «Офисный подбор» аутсорсинговой компании «СТС Групп» Анна Иванова отметила, что 2014 год отличился уходом с рынка некрупных игроков, в том числе закрытием многих небольших организаций, например, туристических фирм и банков, неэффективных филиалов и отделов, а также сокращением сотрудников, работа которых не приносила пользу предприятию.
При этом эксперт особо отмечает – увольнение сотрудников увеличивает риск возникновения негативных настроений и волнений в коллективе, что может отразиться на работе компании в целом. «Такую ситуацию можно избежать, проводя сбалансированное и не кардинальное снижение расходов по всем направлениям, а не исключительно в штате предприятия», – рекомендует специалист.
В результате подведения предварительных итогов уходящего годы картина складывается довольно безрадостная. Однако эксперты советуют не впадать в депрессию, ведь если жизнь усложняется, значит, она становится интереснее. Тем более, что в ряде отраслей кризисные явления проявляются не так сильно.
По мнению руководителя департамента «Executive Search and Management Selection в отрасли «Розничные сети и электронная торговля» компании «Агентство Контакт» Анны Сус, хороших специалистов компании всегда стараются удержать вне зависимости от экономических условий. И ваша задача – стать одним из них. «Если все же говорить о сокращении штата, то к этому процессу следует подходить грамотно и взвешенно, увольняя наименее эффективных сотрудников. Что касается, например, рынка розничной торговли, несмотря на кризисные явления этого года, снижения активности с точки зрения заказов не наблюдается. Можно говорить лишь о том, что изменился список наиболее востребованных специалистов», – заключает эксперт.
Материалы исследования вы можете посмотреть здесь.
Фото: pixabay.com, hint4.me, личные архивы спикеров
В статье упорно навязывается мысль , что причина падения
промышленного производства -мировой кризис 2008 года,в то
время , как рост экономики продолжался уже в 2010:
''По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[75] По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,5 %.[5] Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.[76]''/ВИКИ/.
Про банковский кризис 2014 года , про санкции ,как основные причины
стопора в экономике ...как-то умалчивается...
Может потому, что надо будет называть главного виновника
нового кризиса .
Кризис в компании от безграмотности хозяина компании и её топ-менеджмента. Напоминаю одну из закономерностей предпринимательства: компания имеет гарантии своего завтрашнего дня, если участвует в формировании рынка сбыта своей продукции. А этим ни одна компания в России не занимается.