Новая должность – это цель для большинства менеджеров. И часто не потому, что это престижно и денежно, но потому, что поднимает самооценку, веру в себя и дает возможность реализоваться на новом уровне. Но и не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в современном мире хорошая должность – это синоним успеха и главное его мерило, особенно среди молодых специалистов.
Однако рука об руку с радостью нового назначения идет страх. Страх неудачи. Вот и мечется менеджер бессонными ночами: с одной стороны – успех и почет, а с другой – «А вдруг не потяну? Вдруг не справлюсь? Что тогда?». Кстати, этот страх – вполне естественное чувство в подобных условиях. Не стоит его стесняться, но и поддаваться не следует. Стрессовое состояние, в которое некоторые себя вгоняют подобными страхами, отнюдь не способствует удачному решению задач на новом месте. О чем стоит подумать, прежде чем соглашаться на повышение?
Стоит рассмотреть две ситуации – новая должность в «родной» компании и пост у нового работодателя. В каждом случае есть свои нюансы. Ирина Кондратова, исполнительный директор международного агентства по подбору персонала Kelly Services, рассказывает: «Повышение в своей компании всегда предпочтительнее, чем повышение вовне, хотя увеличение заработка при этом не столь значительно. Все закономерно с точки зрения финансов: когда менеджер переходит в другую компанию, рисков гораздо больше, за большие риски платят большие деньги. Когда сотрудник находится «внутри», у него больше шансов спрогнозировать конечный результат. Сложности для него заключаются только в том, что сегодня он – рядовой сотрудник и у него есть коллеги, а завтра он – их начальник. Естественно возникает сопротивление, которое сложно перебороть, легче начинать на новом месте с нуля». В «родной» компании кредит доверия к менеджеру больше, все знают его хорошие стороны, видели его в деле, а значит, и руководство будет более лояльно к ошибкам и недочетам. Однако если менеджер хочет сделать карьеру и подняться максимально высоко по карьерной лестнице или стремится увеличить свой заработок, то, как показывает статистика, этого легче добиться, меняя работодателей. Кстати, компаниям не стоит забывать о том, что переход в другую организацию также позволяет менеджерам заретушировать и собственные ошибки.
А каковы те ошибки, которые с завидным постоянством совершают «вновьназначенные»? Если знать заранее, что тебя ждет, и понимать, что не ты один грешен, то, возможно, и страхи удастся преодолеть? Одна из самых распространенных ошибок при повышении, на которой горят многие, - то, что было до меня, неправильно. Не нужно сразу же кидаться все переиначивать. Ситуацию следует сначала изучить, ведь вы пришли в успешную компанию, вас взяли, потому что вы – профессионал, значит, и вокруг вас работают специалисты, которые не могут все делать «не так». Иначе как компания дожила до вашего прихода? А если уж вы в ней работали…
О другой частой ошибке рассказывает Юлия Забазарных, партнер и директор практики «Инженерные системы» компании «Агентство Контакт»: «Не стоит пытаться все делать самому. Грамотный менеджер должен, в первую очередь, уметь делегировать и контролировать выполнение заданий. Зачастую новоиспеченные менеджеры берутся выполнять все задачи самостоятельно, т.к. уверены, что лучше с этим справятся – «мне проще сделать самому, чем потом переделывать», - так они обычно это объясняют. В таком случае руководитель перегружен работой, а подчиненные наоборот недозагружены. У подчиненных происходит кризис доверия. В итоге страдает результат деятельности данного подразделения».
Как застраховаться от поражения? Где подстелить соломки, чтобы не упасть с высоты и не разбиться? Важно не бросаться в новую жизнь с зажмуренными или выпученными от страха глазами, а заранее все обговорить. Прежде всего, с начальником или работодателем. Ирина Кондратова советует: «Нужно, чтобы ожидания от вашей деятельности были достаточно четко сформулированы у ваших работодателей. Когда вы работаете внутри компании и вас уже знают, эти ожидания, скорее всего, четко сформулированы и люди понимают, кого они нанимают. Если мы говорим о новом месте работы, тут как раз и возникают ситуации, когда руководители «влюбляются» в нового сотрудника. Им кажется, что завтра случится счастье, однако счастье быстро не случается, и разочарование наступает так же быстро как и влюбленность. Тут как в любых продажах – не формулируй завышенные ожидания от себя самого». Продать себя задорого – умение важное, но может сыграть и злую шутку. Лучше оценивать себя объективно, тогда не будет обоюдного разочарования и провала.
Если самые страшные сны стали явью – вы не справились, в вас разочаровались, и вам указали на дверь. Что делать дальше? Это крест на карьере, или есть надежда все начать сначала? Стоит ли отказываться от карьерных амбиций? Эксперты дружно говорят «нет» паническим настроениям. Юлия Забазарных: «В случае неудачи, необходимо обсудить с руководителем, что именно было не так, чтобы извлечь из этого урок на будущее, иметь возможность научиться на своих ошибках. Важно хорошо расставаться с работодателем, заручиться поддержкой руководителя, который сможет впоследствии дать достойные рекомендации. И не надо бояться после неудачи на более высокой позиции спуститься на ступеньку ниже с перспективой карьерного роста. При этом нужно быть открытым с новым работодателем – рассказать, какие были допущены ошибки, какие были сделаны выводы. Ведь неудачный опыт – это тоже опыт». Этой же точки зрения придерживается и Ирина Кондратова: «Не справились, делайте выводы – возможно, это не ваше. Всегда лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном. Помните самое главное: если вас ни разу не увольняли, значит, вы в принципе ничего в жизни не делали. Если вас уволили, считайте, что это еще один шаг на пути знания о самом себе, радуйтесь этому, впереди меньше ошибок!» Отказываться от карьерных амбиций не стоит, нужно просто взять паузу, и все тщательно проанализировать. Самый неприятный момент в этой ситуации – если вы потерпели неудачу в новой компании, «нехорошую» запись в трудовой книжке придется объяснять еще долго, но это не повод поддаваться страху и отказываться от повышения. Воспринимайте это как урок – правильно рассказывать о неудачах тоже нужно уметь. Супермены, которые могут все и всегда на высоте, вызывают у рекрутеров подозрения – нет людей, которые не ошибаются. Поэтому один из излюбленных вопросов на собеседовании – вопрос о промахах.
А можно ли отказаться от повышения? Что будет, если сотрудник скажет «нет» компании или кандидат отклонит предложение кадрового агентства? Его уволят, занесут в черный список? Нет, конечно. В случае с кадровым агентством лучше заранее обговорить ваши ожидания и возможности, а если обращение к вам инициатива рекрутеров, то нужно точно также вежливо донести до них ваши пожелания. Если же говорить о предложении компании, то Юлия Забазарных советует: «В случае отказа от повышения, сотруднику желательно привести убедительные аргументы: например, он не успел до конца изучить специфику бизнеса компании или отрасли, не достиг должного уровня управленческих компетенций и т.д. Это будет его позиционировать как ответственного, осознано подходящего к построению своей карьеры человека. Нередки случаи, когда сотрудник, достигший своего потолка, хочет развиваться профессионально и не имеет желания переходить на более высокую ступень по карьерной лестнице. Тут важно, насколько он успешен на своей текущей должности». Есть люди, которые не могут быть руководителями, ну не получается у них, не созданы они для такой работы, им комфортнее быть исполнителями, здесь они блистают. И это замечательно, главное вовремя понять и донести это понимание до начальника. Ведь часто вернуться на прежнюю должность невозможно, и приходится менять компанию. Если же менеджер отказывается от повышения, ведомый исключительно собственным страхом, то ему важно подумать о том, кому в этом случае предложат место. Сможет ли он ужиться с новым руководителем, придется ли ко двору и не приведет ли новичок свою дружину? Может, взвесив все, стоит рискнуть?
На первый взгляд, представляется, что от повышения сегодня, несмотря на все страхи и сомнения, не откажется никто. Однако это не совсем так. По оценке Юлии Забазарных, «в среднем количество кандидатов, которые отказываются от повышения составляет не более 10%. Начиная с ноября 2008 года, когда разгорелся мировой финансовый кризис, этот процент немного вырос, но максимум до 15%. Люди стали чаще осторожничать, потому что цена ошибки возросла в разы. Сегодня больше вероятность быть уволенным, если деятельность менеджера не решает поставленных перед ним задач в оговоренные сроки, и компания терпит в связи с этим убытки». Изменившаяся ситуация на рынке, новый подход компаний к оценке труда сотрудников любого уровня добавили менеджерам неуверенности.
Но со страхом нужно уметь справляться. И страх «новой должности» ничем не отличается от многих других. Его нужно преодолевать, потому что он ограничивает вас, мешает вам развиваться, осваивать новое. В детстве почти все бояться воды, но потом ведь с удовольствием плавают. Главное объективно себя оценить, не замахиваться сразу на великое, поверить в себя и… сделать первый шаг.
Фото: pixabay.com
Статья написана очень небрежно, и стилистически, и грамматически, и содержательно.
Тема актуальная. Но она осталась нераскрытой.
Есть смысл дораскрыть в дискуссии.
А мне статья понравилась. Саша - молодец. Согласен так же, что не плохо бы немного откорректировать стиль подачи материала на сайте, если распечатанную версию читать более ли менее удобно, то читать с монитора не удобно, быстро устают глаза.
По статье, понравилась тем, что помогла еще раз прочувствовать состояние смены рабочего места. Переживание смены должности или работы абсолютно естественны и не стоит их бояться или стесняться.
Вам Лариса хорошо бы в данной дискуссии пояснить, в чем же небрежность (стилистически, и грамматически, и содержательно). В противном случае получается неконструктивная критика.
Мне кажутся очень ценными два тезиса из статьи:
-- смотреть на должность, как на новые задачи;
-- четко сформулировать, чего от тебя хотят, и не формировать завышенных ожиданий.
Я считаю, что если есть ''червячок сомнения'', значит, что-то осталось не проясненным. О чем-то или просто забыли, или одна из сторон вела переговоры нечестно/недоверительно. Отсюда и страх.
Про бОльшее доверие сотруднику, пошедшему на повышение внутри компании - это, мягко говоря, не всегда соответствует действительности. А мне кажется, что в половине случаев не соответствует. И требований к ''своему'' больше, особенно сейчас, в кризис - типа, мы тебя повысили, ты сам на это согласился, так сейчас мы нагрузим тебя тааааак.
Менеджерам со стороны чаще дают сначала карт-бланш.
И вообще, принято говорить о ''бодрись, настройся на лучшее'', как корпоративный сговор какой-то. Это так же мало имеет общего со здравым смыслом как панические страхи. Я особенно придираюсь в этом смысле к выражению про кредит доверия - поверьте, кредит недоверия тоже может сформироваться. И это часто личная особенность руководителя, а не соотношение успехов и ошибок сотрудника.
По-моему, это банально... :)