Кризис – это серьезное испытание для лидера, потому что проверяет на прочность именно лидерские навыки менеджера. И никакие другие. Очень многие лидеры, увлекшись сегодня решением сиюминутных, хотя и, безусловно, жизненно важных, проблем, по окончании рецессии могут обнаружить свои компании на последних местах. Почему? А потому, что они забыли о том, что должны делать в первую очередь, – им нужно сегодня думать о завтрашнем дне, то есть о тех временах, когда ситуация нормализуется.
Конечно, сейчас люди растеряны, обеспокоены и озлоблены, они чувствуют, что не могут больше доверять компаниям-работодателям, они не верят своим «ведущим». Но и лидерам несладко. Они тоже ощущают бремя кризиса, для большинства из них он стал таким же неожиданным и непредсказуемым, как и для простых работников. И только единицы могут предположить, когда и как все это закончится, но мотивировать и вдохновлять на работу подчиненных и самих себя нужно всем. И при этом у лидеров есть четкое осознание того, что у них нет права на ошибку. Оплошностей им не простят ни рынок, ни подчиненные.
Каким же должно быть лидерство в этих обстоятельствах?
Лидер для других
Некоторые вещи никогда не меняются. «Ведущий» не должен в эти тяжелые времена отказываться от своих повседневных скучных забот, он должен делать то же, что и всегда, только на повышенных скоростях. Создавать команды. Заботиться о сотрудниках. Учить их. Создавать видение компании. Формировать ее будущее. Вводить инновации. Лидеры должны источать положительную энергию, это вселяет уверенность в людей, заставляет идти вперед, несмотря ни на что.
Но если менеджер управляет командой, подразделением или компанией сейчас, есть один аспект лидерства, которым он не может, не должен пренебрегать в кризис, – создание будущего. Лидер управляет людьми, продажами, затратами и в то же время инвестирует в будущие проекты, пытаясь спрогнозировать тенденции рынка, воспользоваться ими и таким образом гарантировать непрерывность деятельности организации. Это, кстати, весьма интересный парадокс лидерства – способность делать и мечтать одновременно.
Сегодня, однако, большинство менеджеров только делает. Они сосредоточились на коротком промежутке времени. Конечно, во имя выживания компании лидеры вынуждены думать о том, как сократить затраты, уменьшить штат… Они сосредоточены на деталях, они пытаются заставить сотрудников работать быстрее, интенсивнее, эффективнее, иначе, весьма возможно, завтра не будет ничего – ни компании, ни рабочих мест.
Почему лидеры перестали мечтать? Частично - в силу особенностей человеческой натуры (решаем первоочередные проблемы, об остальном думаем завтра), но есть и другая причина – они пытаются предотвратить конфликт. Люди не готовы сегодня думать о том, что будет завтра, а уж тем более не могут смириться с тем, что компания вкладывает средства в будущие проекты, при этом сокращая рабочие места, увольняя их коллег. Но не стоит концентрироваться на этом, нужно прорваться сквозь этот шум, нужно донести до сотрудников, что когда-нибудь компания будет другой — лучше. Нужно мотивировать людей, доносить до них свои идеи, заставлять их верить. Вы – лидер, так позовите всех за собой!
Но если говорить о распределении времени и усилий между краткосрочными и долгосрочными задачами, то сегодня оно таково – 75/25% или 85/15%. Равномерное распределение будет самоубийством. Когда через год или два произойдет подъем экономики, деловой пейзаж будет совершенно новым. Будет меньше конкурентов, и, наверное, будет больше возможностей для тех компаний, которые будут готовы ими воспользоваться. Подумайте об этом, сделайте паузу в работе и помечтайте. Вы – лидер, и ваши мечты сбываются!
Лидер для себя
Мотивация «войск» и взгляд в будущее – это одна сторона медали. Но как лидеры мотивируют себя?
Это не праздный вопрос. В нынешний кризис тяжело всем, и лидеры не исключение. Коммерческие прогнозы рушатся, будущее весьма туманно, а компания умирает. Но они должны оставаться сильными и уверенными в себе, чтобы повести за собой людей. Как найти в себе силы?
Есть несколько способов самомотивации, которые подходят лидерам в нынешней ситуации.
Первый имеет отношение к чувству собственного достоинства. В любой изменчивой и неопределенной окружающей среде каждый человек чувствует себя неуверенно, но лидер должен преодолеть это, уверенность – вот ваш козырь. Стоит сказать себе: «Я не тот человек, который позволит себе потерпеть неудачу». Не всегда легко в это поверить, собраться, не дать слабину, но если начать сомневаться в себе, то единственное, что вас ждет впереди, – это поражение.
Рецессия почти всегда влечет за собой массовые увольнения, и лидеры отдаляются от других сотрудников, потому что слишком тяжело нормально общаться с теми людьми, которых завтра придется увольнять. Не делайте этого. Поверьте, вы получите колоссальный заряд энергии от ваших людей, вы ощутите себя нужным, необходимым, поймете, насколько они нуждаются в вас. Ваши люди добавят вам решимости выжить.
Другой способ самомотивации заключается в том, чтобы подходить к каждой проблеме как к захватывающей загадке, которую так интересно решать. Это превратит обязанность в творчество, и вы сами не заметите, как полностью погрузитесь в еще вчера ненавистную проблему. Наконец, лидеры могут повысить уровень собственной мотивации, обращаясь за поддержкой, за советом к друзьям и коллегам. Позвольте их вере в собственные способности поддержать вашу уверенность и ваш дух.
У лидерства тоже есть разные сезоны. Лидеру легко найти личный мотив во время роста, а вот мотивировать себя в кризис – задача нелегкая, но нужная и достойная. Вы сами станете сильнее, прежде всего.
Все советы, которые приведены выше, пригодятся не только менеджерам, занимающим высокие посты в компаниях, нет, они пригодятся всем, потому что лидер – это не должность, это самовосприятие. Если вы чувствуете в себе силы вести за собой хотя бы одного человека – вы лидер.
Реферат статей Jack and Suzy Welch Leadership: Inventing the Future Now и Finding Your Inner Courage из BusinessWeek
Фото: pixabay.com
Статья заводит и поднимает настроение, ежедневно убиваемое со всех сторон последствиями кризиса.Действительно, не надо забывать кто ты на самом деле и что люди верят в тебя. Потеря веры в себя - самое последнее для руководителя.И не стоит забывать, что кризис закончиться, а закрытые проекты развития аукнутся фирмам ,упадшим в депрессию.
Статья заводит и поднимает настроение, ежедневно убиваемое со всех сторон последствиями кризиса.
Действительно, не надо забывать кто ты на самом деле и что люди верят в тебя. Потеря веры в себя - самое последнее для руководителя.
И не стоит забывать, что кризис закончиться, а закрытые проекты развития аукнутся фирмам ,упадшим в депрессию.