25 января в Школе управления «Сколково» состоялась дискуссия о высшем образовании, приуроченная ко Дню студента.
В беседе приняли участие ректор Школы управления «Сколково» Юрий Левин, президент МТС Вячеслав Николаев, генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина, ректор МФТИ Дмитрий Ливанов и директор Института общественных стратегий Школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков.
Юрий Левин высказал мнение, что привычный образовательный путь, в котором обучение ограничивается окончанием вуза, неминуемо уходит в прошлое. Теперь специалисты стремятся постоянно актуализировать свои знания и получать новые навыки, а учебные заведения подстраиваются под новый тренд.
Родителям нужно не мешать своим детям, когда те выбирают свою будущую карьеру, уверен Андрей Волков. Профессор в целом выступает за то, чтобы передать инициативу в обучении студенту и задавать вопрос «Чему и как учиться?» вместо «Чему и как учить?».
«Нам кажется, что нужно начинать обучение с более фундаментальных вещей, не так уж гибко в первый маленький период. Потом давать больше самостоятельности студентам, давать возможность выбирать и, кроме того, очень быстро добавлять практическое применение», – согласилась Елена Бунина. По ее словам, сегодня, в отличие от, скажем, еще десяти лет назад, студенты постоянно спрашивают, где можно будет применить то, что они изучают.
Как отметил, в свою очередь, Вячеслав Николаев, его корпорация стремится нанимать неравнодушных людей, которые хотят чего-то добиваться. Сегодня ценятся инициатива и ответственность.
Почему университетских знаний недостаточно
Сейчас у студентов и слушателей различных программ не получится ограничиваться студенческой скамьей и рассчитывать на университетские знания всю жизнь, акцентировал внимание Юрий Левин.
«Существует потребность как личная, так и профессиональная к постоянному образованию. Мы — те, кто работает в разных сферах образования, должны быстро адаптироваться к этим трендам. Подход Lifelong Learning, когда человек непрерывно учится, совершенствуя свои навыки, сейчас как раз-таки воплощается в жизнь», – сказал он.
Подход доказывает свою особую актуальность в эру цифровой экономики. И Школа управления «Сколково», среди прочего, делает упор на обучении техническим навыкам. Однако для развития цифровой экономики так же сильно необходимы soft skills, отметил ректор СКОЛКОВО. Возможность работать в команде, подстраиваться под других, не бояться смотреть в глаза своему собеседнику — всему этому традиционные вузы не уделяют достаточного внимания.
«Сейчас люди учатся значительно больше, чем они учились 20, 30, 40 лет назад — просто по продолжительности, я даже не говорю про содержание», – согласился Дмитрий Ливанов.
Кто будет нужен через 10 лет?
Спрос на специалистов в IT сегодня действительно очень высокий, рассказал Вячеслав Николаев. Однако именно профессиям этой сферы уже в ближайшем будущем будет угрожать искусственный интеллект, ведь ему так хорошо поддается алгоритмизация.
«Нужна будет общая IT-грамотность, которая будет являться для всех естественной. Например, журналисты не перестают быть востребованными. При этом профессия журналиста абсолютно точно требует навыков IT, потому что и получение информации, и распространение информации полностью изменились», – пояснил глава МТС.
Количество людей, которые будут нужны в IT-профессиях, скорее всего, очень быстро начнет снижаться, прогнозирует он. Но наверняка будут востребованы гуманитарные профессии, связанные с человеком, плюс обязательно будет спрос на людей, которые умеют быстро адаптироваться, изобретать технологии и понимать, где их применить. Будущее — за фундаментальными знаниями и социальными навыками.