Платформа омниканального маркетинга Calltouch, банк для предпринимателей и предприятий «Точка» и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru обновили Индекс здоровья российского бизнеса* за III квартал 2023 года.
В среднем по всем отраслям индекс составил 55 баллов и снизился на 11% год к году. Однако положительные изменения, заложенные в первом полугодии, сохраняются. Так, обороты компаний выросли на 8%. Открываются новые предприятия и растут объемы найма персонала. Количество открытых вакансий в III квартале текущего года выросло на 45%, а медианные заработные платы в МСБ составили 63 300 рублей, увеличившись на 20% год к году.
В III квартале 2023 года наблюдается рост по отдельным сегментам экономики. Среди самых быстрорастущих отраслей оказались отстающие в прошлом квартале машиностроение (+5 баллов), транспорт (+17) и реклама (+12). Их индекс здоровья составил 62 балла, 67 и 46 баллов соответственно.
Машиностроение
В 2023 году отрасль** начала восстанавливаться после падения: в III квартале 2023 года индекс здоровья составил 62 балла (+5 баллов относительного аналогичного периода прошлого года). Среди субъектов МСП наиболее уверенно чувствуют себя микро- и средние предприятия: 65 баллов (+8 баллов) и 56 баллов (+6) соответственно. Ситуация в малом бизнесе менее оптимистична: индекс достиг отметки 64, потеряв 10 баллов по сравнению с рекордным III кварталом 2022 года. Однако по сравнению с прошлым кварталом малый бизнес в машиностроении прирос на 10 баллов.
Драйверами роста стали уход зарубежных производителей, быстро растущий спрос со стороны внутреннего потребителя, увеличение инвестиций со стороны государства, внедрение современных технологий. По итогам III квартала 2023 года количество зарегистрированных компаний в машиностроении превысило количество ликвидаций в 2 раза. Обороты машиностроительных предприятий снизились на 3%.
Открытие новых предприятий, расширение производственных мощностей и объемов производства увеличили потребность отрасли в квалифицированных кадрах. По итогам III квартала 2023 на предприятиях машиностроения было открыто в полтора раза больше вакансий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самые высокие медианные зарплаты предлагают компании малого бизнеса (122 600 рублей). При этом на средних предприятиях рост зарплатного предложения показывает более высокие темпы роста (+38% год к году).
Транспорт и логистика
В 2022 году нарушились логистические цепочки, упал товарооборот с западными странами, появились сложности с обновлением и ремонтом автопарка. Индекс здоровья бизнеса транспортных компаний начал падать. Так, в I квартале 2022 года он составлял 51 балл, во II квартале он снизился до 45. В 2023 году сегмент грузоперевозок начал восстанавливаться, на конец III квартала 2023 года индекс здоровья бизнеса составил уже 67 баллов (+17 баллов год к году), а обороты транспортных компаний выросли на 12%.
Драйвером к восстановлению дальних грузоперевозок стала ориентация на Восток, увеличение товарооборота с КНР, Казахстаном, Турцией. Развитие электронной коммерции, маркетплейсов, спрос со стороны селлеров на услуги фулфилмента обеспечили рост в LTL и 3PL сегментах. По итогам сентября количество обращений клиентов в компании выросло на 9%. С ростом спроса на грузоперевозки на рынок вышли новые игроки, и в III квартале 2023 года количество зарегистрированных компаний-грузоперевозчиков превысило количество ликвидированных в 1,9 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение числа работодателей приводит к стабильному росту объемов найма: количество вакансий за тот же период выросло на 26%. Зарплаты особенно быстро росли в малом бизнесе — +27% за последний год.
Реклама
Реклама — одна из самых чувствительных к изменениям в экономике отраслей. Весной 2022 года эксперты прогнозировали падение отрасли до 70%. Индекс здоровья бизнеса во II квартале снизился на треть и составил 39 баллов. Однако бизнес быстро адаптировался: по итогам III квартала 2023 года индекс вырос на 7 баллов и составил уже 46 баллов.
Восстановлению рекламного рынка способствовало появление новых брендов, возобновление работы части ушедших компаний, рост рекламных бюджетов. Быстро стали развиваться альтернативные инструменты: инфлюенс-маркетинг, классифайды, ритейл-медиа, аудиореклама, реклама в онлайн-играх и т.д. Развитие новых каналов стимулировало появление новых игроков на рынке рекламы, маркетинга и PR. Так, число регистраций новых компаний в III квартале в 1,8 раза превысило число ликвидаций, а количество обращений клиентов в рекламные агентства по итогам сентября увеличилось на 149%. Обороты компаний, работающих в сфере рекламы и маркетинга, выросли на 12%
Рост рекламного рынка сопровождается увеличением объемов найма. Так, количество вакансий в III квартале текущего года выросло на 6% в среднем сегменте, на 9% — в малом бизнесе и на 14% — в микробизнесе. Увеличились и медианные зарплаты специалистов в сфере PR, маркетинга, рекламы. По итогам сентября самый высокий рост зарплатного предложения был на микропредприятиях — +16% год к году.
*Для исследования было проанализировано более 500 тысяч компаний из микро-, малого и среднего бизнеса в 20 различных индустриях.
**Динамика отрасли машиностроения в МСБ измеряется на основе данных компаний, которые занимаются производством и модернизацией машин и комплектующих, используемых в сельском хозяйстве, производстве, строительстве и прочих отраслях. В Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 15 396 компаний машиностроительной отрасли.