
Добрый день! От руководства поступило поручение провести оптимизацию подразделения бухгалтерского учета. Если сказать вернее, то необходимо провести оптимизацию численности подразделения. Я перечитала всю нормативную документацию, просмотрела описанные бизнес-процессы, ознакомилась с бизнес-требованиями по автоматизации, но так и не определилась в каком направлении следует искать решение. Возможно, кто-то сталкивался с подобной ситуацией и может посоветовать с чего начать и на что обратить особое внимание. То есть, какие существуют причины и нюансы, из-за которых подразделение работает неэффективно? Спасибо.
По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.
В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.
Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.
Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.
Добрый день.
Наверное, самая главная проблема с которой вы столкнетесь это то что часто оптимизация касается не только отдела бухгалтерии, а непосредственно тех мест где еще вводятся и генерятся документы.
И конечно, что вы хотите получить в конечном результате.
И готово ли руководство на это. И конечно, отвечает ли имеющееся на данный момент программное обеспечение вашим задачам и целям.
Здравствуйте, Наталья.
Были у меня такие задачи и они не самые приятные. Такая задача должна исходить от Главного бухгалтера, и только Главный бухгалтер может отвечать за результат. Вы же, как аналитик, можете выступать "правой рукой" Главного бухгалтера.
Решение задачи зависит от "миссии" бухгалтерии.
А именно, есть две крайности и много промежуточных состояний.
1. Бухгалтерия работает только ради МНС - главная задача, сдать отчетность и все.
2. Бухгалтерия ведет управленческую отчетность плюсом к налоговой отчетности.
Ход оптимизации здесь будет разный.
В первом случае, вы определяете производительность труда бухгалтерии и устраняете неэффективные операции, а затем и неэффективных сотрудников.
Во втором случае, вы ставите задачи и определяете ценность управленческого учета для топ-менеджеров и перераспределяете бухгалтерию на решение задач, которые нужны топ-менеджерам. В этом случае, можно обойтись без "смертей бухгалтеров".
Техника оптимизации состоит в
1. Измерении бухгалтерского процесса.
2. Установлении целевых показателей.
3. Определения управленческих воздействий (перераспределение полномочий, организационные изменения внутри бухгалтерии, объединение смежных участков для исключения лишних цепочек передачи ответственности).
4. Применение воздействий.
Для измерения бухгалтерского процесса нужно
1. Подсчитать количество проводок.
2. Подсчитать число небухгалтерских процессов, которые подвешены на бухгалтерию (например, на бухгалтерию могут повесить оформление некоторых видов договоров, некоторых видов лицензий).
3. Подсчитать количество отчетов (внешних - отдельно, внутренних - отдельно).
4. Подсчитать количество платежных документов (платежек, чеков, кассовых документов и авансовых отчетов).
5. Подсчитать количество исправлений уже сделанных проводок.
6. Подсчитать количество персонала на выполнение 1-5.
Теперь можно выдвинуть показатели - сколько документов или проводок должен обрабатывать бухгалтер в день, в час.
Для этого применяется два инструмента:
"Фотография рабочего дня" и "Хронометраж операций".
Это инструменты так называемой "научной организации труда". Она же - система Тейлора.
После это обычно уже все видно и ясно.
Кроме того, бывает полезно объединять сходные процессы в руках одного бухгалтера. Это называется "разделение бухгалтерского труда".
Например, если есть много юридических лиц в пределах одной группы компании, то одно из юридических лиц берет на себя функцию бухгалтерского учета. Внутри этой бухгалтерской фирмы организуются участки "разделения бухгалтерского труда".
Например, пусть все кассовые книги всех юр.лиц ведет один бухгалтер. Тогда у этого бухгалтера вырабатывается устойчивый навык и знания, и в итоге получается очень качественная и эффективная работа.
Но тут нельзя эксплуатировать.
Если этот бухгалтер быстро сделал свою работу - то его нужно отпустить домой, а не заставлять за те же деньги исправлять чужую ошибку.
Можно поручить, конечно, другую работу, но в виде "подработки на стороне".
Тогда все работает почти идеально. Почти, потому что потом начинает в дело вступать обычная человеческая зависть к успешным сотрудникам.
Поэтому в конечном итоге все зависит от Главного бухгалтера и формальная оптимизация ничем не поможет, если руководитель не хочет или не умеет.
Надеюсь, был полезен...
P.S. Решить задачу численности бухгалтерии никогда не удастся с использованием "научного подхода". Она решается сама собой - путем удачной автоматизации, путем удачного устройства бизнес-процессов, путем передачи смежных с бухгалтерским учетом операций другим отделам (например, снабженцы сами должны делать свои проводки - что достигается автоматизацией ввода документов поступления материалов), путем достойной оплаты квалифицированных бухгалтеров, путем "вычисления" неумелых и устроившихся по блату бухгалтеров, всяких подружек, племянниц и прочих родственников и "очень хороших людей".
Решил я однажды задачу оптимизации работы 3-х наших бухгалтерий. Фирмы:
- строительная – электромонтаж на стройках, от трансформаторных подстанций до светильников-лампочек-выключателей-розеток;
- производственная – разработка и изготовление электрораспределительных шкафов-щитов-щитков;
- торговая – поставки электротехнических материалов и комплектующих на заводы и стройки (без наших работ).
Задача и её решение исходили от меня, при категорическом несогласии 3-х главных бухгалтеров. Но, у них были хронические проблемы с бухучетом, обусловленные большим материальным оборотом (особенно по ассортименту) и полным нигилизмом руководителей среднего звена к внутреннему документообороту. В бухгалтерии можно было добавить (в первые 2 фирмы) по бухгалтеру-материалисту. Но, это решение кроме невыгодности в плане ФОТ, не решало специфических проблем нашего оборота. Меня поддержали владельцы фирм. Поэтому, главбухи согласились на 2-х-месячный эксперимент.
Функции бухгалтеров-материалистов были перенесены в планово-экономический отдел. Общий для трех фирм. ПЭО я создал из двух студентов: одного – выпускника экономфака; а второго – пятикурсника. У них было двойное подчинение:
- начальнику ПЭО;
- главбухам (функционально, в рамках работы бухгалтера-материалиста).
Такое решение было основано на признании того, что в бухгалтериях выполняются работы, имеющие разную «ритмику»:
- ритмика фискальных отчетов – раз в месяц (в квартал, …);
- ритмика документарного обеспечения материального оборота – «день в день».
Через 2 месяца главбухи (освобождённые от трудоёмкой рутины ежедневного учета!) стали самыми заинтересованными в осуществлённой оптимизации.
Всем большое спасибо за информацию))
Обратите внимание на те участки, где используется ручной ввод информации на входе, а также где вручную формируются в Екселе отчеты на выходе.
В первом случае желательна автоматизация и/или переход на электронный документооборот, во втором нужно проследить, все ли отчеты идут в работу. Бывает так, что отчет какой-то делается вручную на основании 1Ски, по традиции несколько лет, а на основании его никакие решения не принимаются. Это пустая трата времени рабочего.
Иногда первичные документы дублируются. Например на заводе начальники смен выработку сначала пишут на бумажке, потом бухгалтер вбивает. Решение в данном случае - поставить на производстве комп и заставить мастеров вбивать сразу в программу. Бухгалтеру быстрее будет проверить, чем заново по каракулям набивать.
Еще, если много компаний в холдинге, и между ними есть операции, то программистов можно заставить написать импорт-экспорт, что бы входящие и исходящие фактуры не набивать два раза. Похоже можно оптимизировать банк-клиент, если он разносится в ручную.
Вообще многое очень зависит от хорошего программиста. Есть примеры, где один программист хороший держит одинаковую бухгалтерию, при росте объемов выручки и операций в десятки раз.
Думаю, неспроста через три года активировали рассылку этой темы. При том, что сегодня профессию бухгалтера разместили уже в "отмирающую профессию". Бухгалтерия - процесс, похожий на перевод, только "переводим" явления в язык цифр (Дт и Кт), и потом от качества этого перевода зависят управленческие решения. Задача бухгалтерии - не забить что-то в программу, не сложить стопками документы, а принять решение, как правильно перевести тот или иной процесс в язык бухучета. Вряд ли есть программист, готовый расписать полную блок-схему принятия решений для отражения в учете и последующем учете этих явлений. Считается, что все просто и единообразно, а на самом деле от бухгалтера требуют вариативности принятия решений в зависимости от конкретных целей фирмы. Съэкономить получится, если главбух располагает базой знаний, в том числе с использованием справочных систем, имеет юридическую поддержку для верного трактования сути отражаемых явлений в лице юриста по налоговым вопросам, организует бухгалтеский учет с прицелом на управленческий, чтобы цифры баланса раскрывали большую часть информации. Но, к сожалению, руководители зачастую не только баланс читать не умеют и делать выводы, но и заглядывают в баланс раз в квартал, когда в налоговую отправляют (а не ежедневно следят за изменениями). А вот любой грамотный главбух только по балансу сразу скажет, чем живет фирма, какие существуют проблемы. Только бухучету учиться надо, а не чураться этого гениального математического универсального инструмента , которому замены нет в современном мире. Тогда понятна и значимость учета будет, и значимость людей, сделавших правильный перевод. Качество исходного материала (бухучета) определяет жизнеспособность фирмы, вопрос ее существования, никак не меньше. "Учет и контроль" - вот главные приоритеты выживания, известные уже лет 100, по-моему.
Уважаемая Наталья, добрый день!
Почему задача поручена Вам? По каким критериям руководство решило, что подразделение нужно оптимизировать?
На что ориентируются? На кол-во бухгалтеров по отношению ко всем сотрудникам компании? На ФОТ? На ошибки? В зависимости от целей, пути оптимизации и критерии оценки могут быть разные.
Согласна, что главный бухгалтер должен занять лидирующую роль в этом процессе.
Почему оптимизацию поручили аналитику из отдела информационных технологий, как раз понятно - Главный бухгалтер уже оптимизировал все, что смог, и требуется свежий взгляд со стороны. Другой вопрос - это ужасающие масштабы того сопротивления, с которым придётся столкнуться при такой оптимизации. Ведь сам факт такого поручения будет воспринят сотрудниками бухгалтерии как акт недоверия и сомнения в компетентности их руководителя, и как следствие, каждого члена их команды лично.
Ещё один вопрос, это каковы ожидания руководства от такой оптимизации. Если ожидания (вне зависимости от того, как формально сформулировано задание): все то же самое, только за меньшие деньги и меньшим числом рабочих рук, то вероятнее всего им не суждено сбыться, и следует подумать о том, как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Войну на 2 фронта (одновременное сопротивление изменениям со стороны бухгалтерии и руководства) выйграть не возможно.
Какие именно мероприятия по оптимизации проводить, какими методами анализировать текущее состояние - это дело техники, это конечно важно, но не самое важное. А то получится"гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Сама лично была свидетелем нескольких хорошо спланированных и дорогостоящих проектов, которые провалились из-за тихого упорного сопротивления 1-2 человек, причём исполнителей, а не руководителей.
Бухгалтерия, да если ещё и многочисленная - это государство в государстве, со своими традициями и ценностями, отличными от ценностей всей остальной компании. Ценности нельзя отменить приказом, к ним можно либо присоединиться, либо уничтожить вместе с носителями. Кроме того, бухгалтеры, видимо, на данный момент уже перегружены, и дополнительные нагрузки и стресс точно не будут способствовать повышению производительности, и могут поломать даже то, что сейчас более-менее работает.
Образно выражаясь, информация - это кровь организации, тогда бухгалтерия (финансовое подразделение) - её сердце. Невозможно оптимизировать только бухгалтерию, она слишком сильно связана с другими подразделениями. Поэтому разработку процесса оптимизации нужно приучить не аналитику, а самим сотрудникам бухгалтерии (не одному главному бухгалтеру). А аналитику и главному бухгалтеру выступать только в роли координаторов. А творчество бухгалтеров можно ограничить через чётко сформулированные пользовательские запросы от руководства и других подразделений. Таким образом мы демонстрируем бухгалтерам доверие и уважение, и уверенность в их компетентности (а это действительно так, они эксперты в этом вопросе), а так же не посягаем на их ценности. Кроме того бухгалтеры мотивированы облегчить свой труд (если не стоит задача кого-то сократить по результатам оптимизации и заранее придумать, куда деть освободившиеся человеко-часы). То, насколько удовлетворяются запросы, покажет самим бухгалтерам, насколько эффективно работает их подразделение, и все лишнее само собой отвалится.
Наверно, это наивно и излишне оптимистично, но другого выхода я пока не вижу.
Зато это сэкономит кучу времени и нервов на описание текущей ситуации, как аналитику, так и бухгалтерии. Главное - это максимально полно собрать запросы и проанализировать их на предмет необходимости и ценнос, а результат донести до бухгалтерии.
Коллеги, вопросы заданы в 2014 году, с кем вы собираетесь их обсуждать?