Компания «Такском» – оператор электронного документооборота и аккредитованный удостоверяющий центр – регулярно проводит информационно-образовательные, практико-ориентированные мероприятия для бухгалтеров, управленцев, предпринимателей. На них разбираются актуальные вопросы и сложности, с которыми может сталкиваться бизнес.
Так, на январском вебинаре советник Управления информационной безопасности ФНС России Инна Махнева и генеральный директор компании «Такском» Денис Булкаев помогли налогоплательщикам разобраться с изменениями в законе об электронных подписях. А самое главное, на конкретных примерах разъяснили слушателям особенности получения сертификатов. Публикуем их ответы.
– Если у организации два директора, могут ли оба получить по сертификату?
Если оба директора указаны в ЕГРЮЛ, то каждый может получить сертификат. Если в ЕГРЮЛ директор один, то вы можете заказать дополнительные ЭП для ваших сотрудников.
– Есть ли возможность удаленного перевыпуска сертификата в личном кабинете на сайте ФНС?
Такой возможности пока не предусмотрено.
– Если ООО зарегистрировано в Санкт-Петербурге, можно ли генеральному директору получить квалифицированный сертификат в ИФНС-46 в Москве?
Да. Услуга получения ЭП на первое лицо в ФНС – экстерриториальна. Список – на сайте налоговой службы, см. документ «Перечень подразделений в регионах Российской Федерации».
– Можно ли будет копировать ключ, выпущенный в ФНС на генерального директора?
Нет. Копирование невозможно. Если для работы вам не хватает одной ЭП, вы можете заказать дополнительные ЭП для ваших сотрудников.
– В каком случае и кому можно выдавать обезличенные сертификаты?
Обезличенные ЭП выдает только ФНС и только операторам информационных систем – по одному на каждую.
– В памятке, выданной налоговой, указано, что с собой принести USB-носитель (токен). Подойдет ли обычная флешка?
Нет. Для записи, хранения и использования ЭП подходят только сертифицированные токены – их можно приобрести в офисах Такскома или с доставкой.
– Услуга Такскома «Онлайн-подача заявки на электронную подпись с проверкой данных в ФНС» работает в Ростовской области?
Да, эта услуга предоставляется в ходе реализации совместного с ФНС проекта и работает по всей России, в том числе и в Ростовской области.
– Перечислите, пожалуйста, конечный список документов, относящихся к документам, удостоверяющим личность при получении ЭП?
Обязательные документы для получения ЭП – рекомендуем уточнять в вашей инспекции ФНС: заявление на создание сертификата, паспорт заявителя, СНИЛС заявителя
Дополнительные документы: ИНН заявителя – физического лица, ИНН организации
– Необходимо ли заменить сертификат при смене фамилии его владельца, наименования ООО?
Да, обязательно. Смена реквизитов влечёт замену ЭП. Документ, подписанный ЭП с неактуальными реквизитами, не имеет юридической силы.
– Федеральная пробирная палата требует для подключения к ГИИС ДМДК обезличенную ЭП (даже для индивидуальных предпринимателей). Возможно ли получение такой подписи в ФНС России?
Да. Для первого лица организации и для ИП налоговая выдаст ЭП совместимую с ГИИС ДМДК. А для ваших сотрудников совместимые ЭП выдаст удостоверяющий центр Такском.
– У меня своя сеть алкомаркетов. До 2022 года на каждой торговой точке было по одному «Рутокену 2.0» с подписью директора + RSA ключ с сайта ФСРАР для продажи алкоголя. Слышал, что на каждой торговой точке теперь должен быть ключ кассира, выданный на физлицо с привязанной к нему доверенностью от генерального директора. Так ли это?
На данный момент такой схемы не предусмотрено, но планируется выдача и обновление УТМ (универсальный транспортный модуль) для совместимости использования сочетания ЭП физического лица + МЧД. Сертификат, который вы получили до нового года, можно использовать и в этом году (до истечения срока действия ЭП).
– Раньше получали сертификат ЕГАИС на первое лицо организации. Теперь на кого получать?
На первое лицо организации или ИП сертификаты выдаёт ФНС. При получении необходимо сообщить инспектору, что планируется использование сертификата в системе ЕГАИС. На сотрудников – можно получить в Такскоме.
– Также вопрос возникает по сертификатам для торговых площадок с дополнительным OID. Как поступать в случае, если генеральный директор – единственный сотрудник в организации?
Вам необходимо обратиться в службу поддержки площадки, на которой вы работаете.
– Смогу ли я работать с сертификатом, полученным в ФНС, в Росреестре?
Нет, сертификат пока не совместим с Росреестром, рекомендуем получить дополнительный сертификат на ваших сотрудников в УЦ Такском.
– ФНС выдает подписи под криптопровайдер VipNet CSP? Или только под «КриптоПРО»?
На данный момент ФНС выдает подписи и под VipNet CSP, и под «КриптоПро CSP» по просьбе заказчика.
– Рассматривается ли возможность встраивания лицензии на программное средство криптозащиты информации (СКЗИ) в сертификат?
Нет, ФНС не выдает сертификат со встроенной лицензией СКЗИ. Но она вам всё равно потребуется, её можно приобрести в УЦ Такском.
– Какой УЦ выдает КСКПЭП руководителям бюджетных организаций?
Удостоверяющий центр Федерального казначейства.
– Пока являюсь физлицом, где получать ЭП для открытия ИП?
Электронную подпись для ваших личных целей вы можете получить в УЦ «Такском».
– Удостоверяющие центры будут выдавать подписи сотрудникам по старым правилам до конца 2022 года? Или до 1 марта 2022 года?
Коммерческие УЦ будут выдавать подписи сотрудникам организаций пока действуют их аккредитация и нынешнее законодательство.
– Где самозанятому продлить ЭП?
В коммерческих УЦ.
– Обязательно ли получать сертификат директору для отправки отчётности в ИФНС? Или можно получить сертификаты только доверенным лицам (сотрудникам) и отправлять отчётность от доверенных лиц?
Да, обязательно. Если у вас нет действующего сертификата, то подписать электронную доверенность директору будет нечем.
В заключение напоминаем, что до конца 2022 года в соответствии с новыми требованиями законодательства первые лица организаций и ИП должны будут получить электронную подпись в ФНС.
Такском на грядущих вебинарах продолжит рассматривать актуальные для бизнеса в 2022 году вопросы: машиночитаемая доверенность (МЧД), электронная транспортная накладная (ЭТрН), обязательный электронный документооборот (ЭДО) для разных категорий маркированных товаров и другие.
Спикерами вебинаров выступают эксперты-практики в бухгалтерии, в аудите, в налогообложении и в электронном документообороте. В качестве лекторов регулярно привлекаются сотрудники центральных аппаратов ФНС России, ФСС, ПФР и их региональных филиалов, а также специалисты «Честного ЗНАКА» – национальной системы маркировки.