Сейчас в Китае празднуют Новый год. Одно из классических поздравлений гласит: «Пусть 10 тысяч дел исполнятся, как вы хотели!». И не важно, как это пишется на пиньине или иероглифами. Искусственный интеллект уже переводит все в обе стороны – языковой барьер покрыт трещинами и долго не продержится.
А вот мощные мегатренды, появившиеся в Поднебесной в последнее время, похоже, заложены надолго. Это касается не только IT-гигантов со впечатляющими разработками, в том числе в сфере ИИ (вроде нашумевшего DeepSeek). Но и реально автономного не просто сегмента Интернета, а, скорее, целого отдельного Интернета.
У китайцев все хорошо и с применением онлайн-сервисов. Особенно в торговле и бизнесе. В тех самых делах, которые проще делать тысячами за год, если применяешь современные инструменты.
Назову пять примеров того, как тысячелетний Китай обновился, но не изменился. Страна продолжает жить своей жизнью, просто делает это по-современному и эффективно.
1. Деревни блогеров
Их довольно много. Есть выдающиеся медийные личности, такие как Ли Цзыци (Liziqi) с 25 млн подписчиков на YouTube. Это китаянка, которая живет в деревне с бабушкой и показывает свою повседневную жизнь (приготовление традиционных китайских блюд, труд в огороде, уборка дома и др.). Но и простые фермеры без модельной внешности тоже многим интересны.
Кадр с YouTube-канала Liziqi
Оказалось, что самые привычные для местных вещи интересны горожанам. Миллионы подписались, чтобы смотреть, как крестьяне занимаются бытом и работой. Им не пришлось ничего играть или выдумывать.
Когда мешок риса вручную поднимают на высоту в несколько километров без лифтов и лестниц, это вызывает восторг и уважение. Дети ползают по скалам, связанные веревкой, чтобы повысить шансы добраться до школы. Девушки готовят обед, а на фоне такие пейзажи, что дух захватывает.
Монетизация видео за день быстро начинает приносить месячный доход на террасных полях. Кроме того, публичность полезна для продаж всего, что в деревне производится. И с инфраструктурой начали помогать. Нехорошо ведь, когда знаменитости живут в очевидной нищете.
Я рассказал историю городка Лишань из провинции Сычуань, но таких мест в Китае много. Одни выращивают чай, другие плетут циновки, третьи делают еще чего-то. Каждому найдется место в лентах подписчиков.
Дети поднимаются по лестнице из лозы в школу (Лишань)
Довольно простой, однако не совсем очевидный метод. Ключевые моменты успеха, который можно повторить и в российской глубинке:
- Вместо слезных просьб о помощи, петиций и воззваний надо снимать красивые, трогательные сюжеты.
- Не переключаться на шоу, не наряжаться в кокошники, не плясать по лужам и не паясничать. Вести себя нормально, заниматься полезными делами.
- Гордиться своим краем, показывать его красоту. Понятно, что везде есть проблемы. Однако пробивать на жалость — стратегия вокзальных попрошаек, а не инфлюенсеров.
Как сказано у классика «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут».
2. Улицы онлайн-продавцов
Можно сказать, что, конечно, легко увлекать миллионы на фоне красивейших гор, покрытых зеленью, как в фильме «Аватар». Но правда в том, что сейчас где угодно можно открыть фабрику по производству контента.
Во многих крупных городах (а скорее во всех, просто четких подтверждений не нашел) есть улицы «инфлюенсеров». Приходится писать в кавычках, потому что в отличие от крупных звезд, они не продают на миллионы юаней за 5 минут.
Работа довольно тяжелая, и это именно работа. Просто десятки, сотни и тысячи людей со штативами и камерами, светом, микрофонами стоят на улицах и ведут стримы.
Китайские стримеры под мостом в богатом регионе
(чтобы геолокация рекомендовала их богатым пользователям)
Опять же, китайская специфика несколько отличается от более привычного нам взгляда на онлайн-маркетинг:
- Никаких предисловий и сюжетов – сразу к делу.
- Все товары обязательно покажут. Да, лучше один раз увидеть.
- Харизма ведущего – как получится, но включенность в процесс – 100%.
И это приносит плоды. По данным министерства коммерции КНР, в 2023 году суммарный объем онлайн-торговли в Китае превысил $2 трлн. Между прочим, это также 11 лет подряд первое место в мире и многолетний рост на внутреннем рынке, не говоря об экспорте. Прошлый год не стал исключением, показатели растут и дальше.
Можно ли всерьез говорить о телемаркетинге как спасении в России? Вряд ли. Такие способы, тем более массово, применять вряд ли не получится.
Чему можно поучиться, так это фокусировке на деловых сообщениях аудитории без длинных предисловий. Заинтересованные подпишутся и купят, нецелевые – сразу переключатся. У нас так не принято. Долго запрягаем, а время тратится.
3. Размер имеет значение
Уже говорил, что китайцы заняты делом, на шоу не отвлекаются. Это не совсем так. Просто они и к зрелищам подходят серьезно.
Например, в городе Чанша открылся магазин с гигантскими упаковками. Все товары (в основном продукты питания) будто для Гулливера. Вместо чашек – ведра, вместо пакетов – мешки.
Огромная упаковка Choco Pie в магазине города Чанша
Получилось, что такой несложный маркетинговый ход всем понравился.
- Толпы покупателей рады сфотографироваться для соцсетей и превратить шопинг в посещение своеобразного музея.
- Продавцы отгружают по сути оптом, чеки выше на порядок – это успех.
- Бесплатная реклама по всему миру. Вот и я только что про них тоже написал, а вы прочитали.
Достаточно небольшого творчества в организации продаж, и все пойдет гораздо веселее. Такой способ можно и прямо повторить, либо немного переосмыслить.
Главное учитывать интересы всех участников процесса. Если сделать порции микроскопическими, интерес может и появится, но много так не заработаешь. А вот на мелком опте – еще как.
Возможно, стоит подумать о том, какие еще параметры стоит сильно увеличить. Собственно, для рекламы годятся почти любые «иксы». Навскидку:
- Тест-драйв до Владивостока занял больше месяца и превратился в увлекательное путешествие для покупателя и продавца из такого-то автосалона.
- Поедание пельменей наперегонки с поварами, которые их лепят, привлекло сотни горожан.
- Трехлитровые банки березового сока вернулись на прилавки.
Легко представить, как такие новости облетают СМИ и соцсети. Можно вложиться в упаковку, а разнесут товар по миллионам бесплатно.
4. Культура застолий
Общепит в Китае больше, чем просто общепит. Там принято есть на улице, в кафе, ресторанах. Есть целые кварталы домов вообще без кухонь. Жил в таком месяц, и, признаюсь, это было крайне неудобно.
Зато в этот месяц я больше гулял, знакомился и общался с людьми, пробовал новые блюда. А также платил за еду, разумеется. Не раз в неделю, а по несколько раз каждый день. Если умножить мои скромные юани на тысячи других горожан, получится солидный бюджет.
Пожалуй, тут важна именно традиция. Она не только китайская – по всей Азии люди часто и охотно едят вне дома. Но согласитесь, интересно, как много можно сделать, если получится внедрить что-то похожее у нас.
Ведь большой трафик людей на перекусах означает не только едоков. По сути, это бесконечный фестиваль — мечта торговцев самыми разными товарами.
Фудкорты давно прижились в крупных торговых центрах. Возможно, их реально организовывать гораздо чаще и в местах, которые раньше изобилием общепита не отличались.
5. Всегда говорить «Да»
Название фильма с Джимом Керри использовалось в Китае задолго до появления Голливуда. Продавец никогда не откажет клиенту, во всяком случае прямо.
Нет нужного размера? Предложит другие. Цвета нет? Посмотрите такие. Вообще спрашивали чего-то иное? А как вам вот это или такой вариант. Местные знают, что прямого буквального «Нет в наличии», скорее всего, услышать вообще никогда не получится. Разве что в очень туристических районах, где все так устали от бестолковых лаоваев, что научились уже выговаривать вслух «меййоу» («нет»).
Однако нормой поведения, общения и бизнеса служит постулат про обязательную помощь. Кстати, необязательно за деньги. По поводу севера страны не уверен, но учтивые южане точно постараются помочь. Они могут не знать, где находится нужная улица, но будут искать вместе с тобой. Возможно, не понимают, какой автобус ты ищешь, но соберутся толпой и станут спорить об этом. Никто не скажет, что не в курсе, мимо не пройдет.
Ожидание того, что твоя просьба точно будет рассмотрена и люди сделают все возможное, чтобы ее выполнить, задает дружеский тон даже между незнакомцами.
Этикет не ограничивается поддакиванием. Например, пресловутая чайная церемония на рынках позволяет хоть полдня дегустировать дорогие сорта чая. За удобным столиком, со светским обслуживанием и предложением все новых и новых заварок. Потом можно поблагодарить, ничего не купить и уйти. А на завтра вернуться снова. Никто и бровью не поведет, принесут лучший чай, нальют снова и снова.
Больше скажу. Однажды случайно зашел в чей-то дом. Перепутал с отелем и думал, что сижу в лобби. Подошел хозяин, спокойно посмотрел, как я заряжаю телефон в его розетке. Налил чаю и ушел. Частный дом, незнакомый человек, путник с улицы.
Искреннее, безусловное радушие торговле, мягко говоря, не мешает. Просто хочется купить все, что только можешь у тех, кто относится к тебе будто к родному. А когда понимаешь, что они делают это не ради денег — тем более.
Перенять чужую тысячелетнюю культуру сложно. Но учиться таким вещам стоит. Там, где обычаи другие, такое определенно будет выделяться.
Сплав прошлого и будущего
Архаичные деревни, где старики заняты древними ремеслами в тени солнечных батарей, а по вечерам ведут стримы. Уличные рынки, на которых все точно так же, как сотни лет назад — но залито неоновым светом, у каждого смартфон или два, а вокруг бесшумно снуют электрические байки.
Сюрреалистичная картина сегодняшнего Китая не будет полной без QR-кодов и WeChat. Практически все везде оплачивается с телефонов. Наличные еще в ходу, только видно, что по инерции. Уже не каждый найдет сдачу наличными, они выходят из моды.
Мне нравится в Китае эта их черта, способность принимать новое, не отказываясь от старого. Действительно, зачем что-то терять, когда можно приобрести?
Западный подход к автоматизации, да сам термин «внедрение» новинок звучит как непримиримая борьба. Причины появления концепции «Разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим» понятны, но она не выглядит оптимальной.
Киберпанк в деревне с бревенчатыми избушками, широкополосный Интернет в полях и где угодно, стримы оттуда, куда Макар телят не гонял и уверенные пользователи любого возраста, которые наперегонки осваивают современные онлайн-сервисы — совсем другое дело. Как и яркие маркетинговые решения, привычка говорить всем «Да», быть гостеприимным, ненавязчивым.
В конечном счете именно такая культура похожа на здоровую среду для развития любых инноваций.
Читайте также:
В поездке по Китаю были на 4-х часовой экскурсии в одном из городов.
Парнишка, лет двадцати пяти - помощник гида, знал по русски слов десять, но смеялся и улыбался на все наши подколы.
Мы пропустили по паре стопочек, пока ехали, а ему русскую водку наливали по пол стакана.
Он не отказался ни разу, а к концу экскурсии спал на заднем сидении автобуса.
Слабак...
Это я про тренды.