Зачем нам с вами крупные клиенты?

Существует мнение, что с крупным клиентом общаться нелегко: длинный цикл продажи, понты и всевозможные барьеры, начиная от неприступных секретарей и заканчивая высокомерием нужной вам персоны. Но на самом деле, все обстоит намного проще. С крупными клиентами общаться приятнее, потому что у них обычно высокий интеллект, а в развитой корпоративной структуре предельно ясно и понятно, кто за что отвечает. Когда ваш партнер работает в хорошей компании, зачастую он удовлетворен уровнем своей заработной платы и условиями работы, а, следовательно, вы общаетесь с позитивной и уравновешенной личностью. В большинстве случаев. Конечно, бывают и исключения, но они только подтверждают правило.

Но сейчас я бы хотела поговорить о другой стороне работы с крупными клиентами – а именно, о вас. Если вы читаете эту статью, следовательно, я делаю вывод, что тема по каким-то причинам вам интересна. Вы либо уже работаете с подобной категорией клиентов, либо планируете это сделать. Если это так, то ответьте, пожалуйста, мне, а лучше себе, на один вопрос. Зачем вам это нужно? Зачем вам работать с крупными клиентами? Возможно, в ответе на этот вопрос вы найдете много интересного. Ответ может помочь вам осознать причины вашего успеха, а, может быть, и неудач на этом непростом поприще.

Как это сделать? Предлагаю начать с одной истории. Однажды я решила подготовить тренинг по продажам ключевым (крупным) клиентам. Не переживайте, я не собираюсь его сейчас рекламировать, я хочу рассказать, как возник у меня вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. Так вот, я опросила разных коллег, друзей, родных по поводу того, что бы они хотели узнать о крупных клиентах. Но в формулировке вопроса я назвала клиентов «ключевыми», поэтому не все смогли сразу понять – о ком идет речь.

Ответы были совершенно разные. Кто-то сказал, что нужно рассказать обо всех пяти этапах продаж, но с адаптацией под крупных клиентов. Другой ответ был про то, как снять с ключевого клиента маску, чтобы «достучаться» до его настоящего «я». Были мысли по поводу того, что порой непонятно, как нужно вести себя с серьезным клиентом: неясно, как одеться, как себя подать, о чем лучше говорить, а о чем промолчать. Актуальными темами также были работа с возражениями и как заставить крупного клиента отвечать на все заданные вопросы, а не только те, которые он хочет обсуждать.

В итоге я написала тренинг с пятью этапами продаж, с блоками, посвященными конфликтным клиентам, и имиджу менеджера по работе с ключевыми клиентами.

И все бы ничего, но на этапе тестирования тренинга по моей программе я зашла в тупик. Дело в том, что у меня не было конкретной задачи от заказчика, и не было под кого подстраиваться. Не было реальных запросов, ответов менеджеров с реальными «больными» проблемами в работе с VIP-клиентами. А, главное, тренингу не хватало какой-то энергии, жизни, искры. Я долго думала над этим, и в итоге я поняла, в чем дело! В моей программе не было главной идеи, идеологии. Да, этапы продаж нужны, но кто их не знает? Да, имидж менеджера тоже важен, но разве можно решить этот вопрос в рамках одного блока одного тренинга?

И тогда я спросила себя: зачем моему слушателю нужно работать с крупными клиентами? Зачем мне нужно было много лет работать с ключевыми клиентами, и почему у меня это получалось? Что бы вы ответили на этот вопрос, применительно к себе?

Причины работы с крупными клиентами могут быть разные. Например, саморазвитие. Почему бы нет? С крупными заказчиками общаться интересно, узнаешь много нового, встречаешься с умными людьми, ведешь крупные проекты.

Другим ответом могут быть деньги. Если вы работаете в продажах, вероятно, получаете процент от продаж. Чем выше сумма контракта, тем больше ваш процент. С этой точки зрения ключевые клиенты довольно привлекательны.

Есть еще такой вариант – решение сложных задач. Некоторым людям не нравится рутина, хочется все время достигать новых вершин, находить выходы из сложных ситуаций, работать в режиме многозадачности. В этом плане проекты крупных клиентов могут быть интересны.

Причиной может быть стремление к карьерному росту. Если уже надоело работать с мелкими и средними клиентами, и хочется больше ответственности.

А, возможно, вам видится работа с крупными клиентами как череда бизнес-обедов и ужинов за счет компании и заграничных поездок а-ля командировок?

Я слышала также историю про одну девушку-риелтора, которая специально устроилась в риелторское агентство, чтобы… искать себе мужа. Агентство занималось арендой жилых помещений, а девушка брала заказы только на аренду элитных квартир. Естественно, вторым условием был клиент мужского пола. Мой риелтор, который и поведал мне эту историю, отметил, что девушка таки вышла замуж за одного из своих респектабельных клиентов.

Но вернемся к вам и к вашим целям. Зачем именно вам работать с крупными клиентами?

Если четкого ответа нет, это может помешать вам в успешном осуществлении вашего желания. Простое желание без четкой мотивации может рассеяться при первой же неудаче. А неудачи случаются, и они всегда сопровождают человека на пути к успеху, как бы банально это ни звучало.

Если ваша цель материальная, то есть, деньги, то я рекомендую заменить ее на что-то более существенное. Сами по себе деньги не имеют особого смысла, важно же то, что можно на них купить, согласны? Но цель заработать себе на безумный шопинг или на билет в Париж тоже не является чем-то особо мотивирующим. По моему мнению, важно выбрать что-то по-настоящему ценное. Новый автомобиль, а, может быть, квартира?

Однажды в личной беседе на корпоративном мероприятии один ключевой клиент поделился со мной своими методами подбора менеджеров в отдел продаж. Он сказал, что всегда задает на собеседовании вопрос о том, почему кандидат хочет зарабатывать больше. Отмечу, что обычно денежная мотивация является ведущей у продавцов. Иначе, зачем еще они идут в продажи? Итак, клиент сказал мне, что ему импонировали кандидаты, цели которых были связаны с покупкой квартиры. В этом случае, по мнению моего партнера, настрой менеджеров на хорошую работу оказывался намного выше.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Странно отдавать предпочтение соискателям чья цель квартира, а не деньги. Отдавать предпочтение нужно хорошему специалисту, а уж какие у него желания никого не касаются. Пусть он хоть чернозем мечтает скупить.

А риелтор которая желала посредствам компании выйти замуж за клиентом это вообще песня.


Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва

"Отмечу, что обычно денежная мотивация является ведущей у продавцов. Иначе, зачем еще они идут в продажи?" - мотивация не может быть денежной . Мотив -внутреннее побуждение человека. Стимул ( с греческого палка с острым концом для быков) внешнее воздействие - как правило денежная компенсация.

Партнер, Красноярск

"потому что у них обычно высокий интеллект, а в развитой корпоративной структуре предельно ясно и понятно, кто за что отвечает." - очень, очень распространённое заблуждение )))

Адм. директор, Санкт-Петербург

Крупные клиенты нужны прежде всего для размещения их логотипа/названия в разделе "наши партнёры" - то есть для поддержания или поднятия собственного имиджа!

По выгодности/простоте/удобству работы с крупным клиентом - у меня есть масса возражений. Если продаётся одна и та же товарная масса/объём услуги одному крупному или десяти мелким клиентам, то чаще всего экономически выгоднее - продать десяти мелким!

Практика такова, что КРУПНЫЕ КЛИЕНТЫ НУЖНЫ, но не в ущерб всему остальному...

Консультант, Самара
Игорь Володин пишет:
"Отмечу, что обычно денежная мотивация является ведущей у продавцов. Иначе, зачем еще они идут в продажи?" - мотивация не может быть денежной . Мотив -внутреннее побуждение человека. Стимул ( с греческого палка с острым концом для быков) внешнее воздействие - как правило денежная компенсация.

Игорь, спасибо за комментарий. Денежная мотивация - это термин, который используется в отделе продаж. В данном случае, речь идет о сумме денег, которая идет сверх оклада. Эта сумма служит мотивацией к выполнению плана продаж, например.

Консультант, Самара
Сергей Алейников пишет:
Крупные клиенты нужны прежде всего для размещения их логотипа/названия в разделе "наши партнёры" - то есть для поддержания или поднятия собственного имиджа!
По выгодности/простоте/удобству работы с крупным клиентом - у меня есть масса возражений. Если продаётся одна и та же товарная масса/объём услуги одному крупному или десяти мелким клиентам, то чаще всего экономически выгоднее - продать десяти мелким!
Практика такова, что КРУПНЫЕ КЛИЕНТЫ НУЖНЫ, но не в ущерб всему остальному...

Сергей, спасибо за комментарий. Буду рада выслушать ваши возражения по выгодности/простоте/удобству работы с крупными клиентами.

Мой опыт указывает на то, что именно мелкие и средние клиенты могут быть не особо информированы, быть не в вашей "теме": не понимать конкретно, что вы предлагаете, задавать множество простейших (и этим раздражающих) вопросов, спорить не по делу и так далее.

Конечно, все клиенты правы и им нужно грамотно и этично все объяснить, просто получается, что на мелких клиентов вы тратите больше времени на эту разъяснительную работу, и стоимость вашего времени падает, вместе с доходами. Потому что в это время вы могли бы заняться другими клиентами и больше заработать.

С ключевыми же клиентами ситуация прямо противоположная - они более информированы, начитаны, образованы.

Конечно, везде есть исключения, но они только доказывают правило.

Консультант, Самара
Сергей Луч пишет:
Странно отдавать предпочтение соискателям чья цель квартира, а не деньги. Отдавать предпочтение нужно хорошему специалисту, а уж какие у него желания никого не касаются. Пусть он хоть чернозем мечтает скупить.
А риелтор которая желала посредствам компании выйти замуж за клиентом это вообще песня.


Сергей, спасибо за ваш комментарий.

Поясню свою мысль.

Есть люди, к которым, по всей видимости, вы не относитесь, учитывая ваш аргумент насчет чернозема, которые на полученные деньги делают совершенно не стратегические покупки.

Они начинают скупать дорогие ненужные вещи, тратят все в казино, идут в дорогой ресторан и шикуют. Бывший муж моей подруги мог на редкую, но внушительную премию, купить кожаную куртку, когда шел в магазин за продуктами - просто так, не планируя.

Спонтанность - это, конечно же, прекрасна. Но когда такое поведение наблюдается у человека, у которого нет своей квартиры, то есть, основы для стабильного существования, то можно сделать вывод, что человек довольно легкомысленный, спонтанный, эмоциональный и, простите, безответственный.

Накладываем эти качества на желаемого кандидата в свой отдел - и делаем выводы на счет того, кто находится перед нами.

Конечно, если у человека квартира есть, например, то ясное дело, он может распоряжаться своими инвестициями как ему угодно.

Здесь речь идет о критерии отбора именно по ответственный, надежный/ безответственный, ненадежный.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Елена Павкина-Денисова пишет:
Мой опыт указывает на то, что именно мелкие и средние клиенты могут быть не особо информированы, быть не в вашей "теме"

Елена, крупные клиенты практически всегда требуют для себя ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И ЭКСКЛЮЗИВНЫХ ЦЕН, прекрасно знают ваших конкурентов, на чём и любят играть! Мелкие, безусловно, доставляют больше хлопот, но и скидку от прайса в 30% они себе не смогут вытребовать! Также у "большого клиента" обычно и большие требования, а также часто своё, не подкреплённое нормами действующего законодательства, видение на порядок оформления основных и промежуточных документов по оплатам и получаемым товарам/услугам! Так что не соглашусь, что времени на них тратится меньше, по крайней мере - в ряде частных случаев!

Например, РЖД - достаточно крупный партнёр? Из практики нашего холдинга в СПб: один торгово-развлекательный комплекс мы строили и запускали самостоятельно, второй, находящийся на "землях транспорта", модернизировали и расширяли совместно с соответствующим подразделением ОАО РЖД. По времени наступления событий совпали:

1. Начало работ по оформлению земельного участка под "свой" ТРК, и начало работ по согласованию проекта реконструкции объекта, с получением "на выходе" торгового комплекса и встроенной станции для поездов пригородного сообщения.

2. Торжественное открытие "своего" ТРК, и согласование проекта реконструкции совместного объекта...

Как Вы можете догадаться, временной промежуток между этими событиями был значительный!

Финансовый директор, Москва

Почему-то мне кажется. что тренинг получился не очень:( поток сознания с сомнительными постулатами типа "Если ваша цель материальная, то есть, деньги, то я рекомендую заменить ее на что-то более существенное. Сами по себе деньги не имеют особого смысла, важно же то, что можно на них купить, согласны? Но цель заработать себе на безумный шопинг или на билет в Париж тоже не является чем-то особо мотивирующим. По моему мнению, важно выбрать что-то по-настоящему ценное. Новый автомобиль, а, может быть, квартира?


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Крупный клиент интересен в первую очередь увеличением оборота. Прибыльность с ним увы, почти всегда будет низкая - это что-то типа аксиомы. А всякий там цирк типа выхода замуж - это не сюда. времени на пустяки у таких покупателей обычно немного :)


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.