В условиях постоянных перемен и вызовов со стороны экономики, технологий и общества системы управления эффективностью становятся ключевым инструментом для успеха компании. Грамотно организованная система не только помогает сотрудникам развивать свои навыки, но и обеспечивает прозрачность и объективность в оценке их вклада. А забота о благополучии персонала способствует развитию культуры сотрудничества и инноваций.
Несмотря на очевидную ценность систем управления эффективностью, руководители часто выражают обеспокоенность по поводу их фрагментарности, несогласованности и недостаточной ясности в процессах. Так какие системы наиболее эффективны для конкретной компании? Должно ли вознаграждение быть ориентировано на индивидуальные или командные достижения? Как рационально распределить ограниченные ресурсы?
Ответы на эти вопросы лежат в понимании четырех ключевых элементов управления эффективностью: постановке целей, анализе эффективности, непрерывном развитии, вознаграждении. Разумеется, не существует идеальной системы для конкретной организации, все зависит от специфики бизнеса. Выбор правильной системы управления эффективностью является критическим фактором для достижения успеха и помогает компании достигать стратегических целей.
Краткий обзор ключевых элементов управления эффективностью и варианты их настройки под конкретную компанию представлены в таблице:
Что нужно сделать, чтобы система управления эффективностью работала
Существует набор ключевых принципов, которые позволяют сделать систему управления эффективностью работающей. Эти принципы интуитивно понятны, но их не всегда легко применять на практике. Последовательное соблюдение этих принципов может привести к впечатляющим результатам.
1. Согласованность и единство
В нестабильных условиях системы управления эффективностью должны позволять легко согласовывать цели и предоставлять целостное видение того, как различные части системы будут работать вместе для достижения общей цели. Это поможет сотрудникам сосредоточиться на наиболее важных инициативах.
Какие digital-инструменты могут помочь: платформы для управления целями – позволяют оцифровать процесс постановки целей для сотрудников организации и контролируют достижение этих целей.
Автоматизация целеполагания оптимизирует цикл постановки и согласования целей, снижает временные затраты руководителей за счет упрощения рутинных процессов. В таких системах, как правило, предусмотрены регулярные сессии «сотрудник-руководитель», направленные на согласование целей и их корректировку, подведение итогов и оценку результатов, что способствует прозрачному администрированию процесса целеполагания.
Кликните на изображение, чтобы посмотреть в полном размере
2. Регулярная обратная связь
Ежегодная аттестация не должна быть единственным источником обратной связи в компании. Для совершенствования системы управления эффективностью важно настроить регулярный поток обратной связи в разных форматах.
Какие digital-инструменты могут помочь:
- HelpDesk-платформа позволяет сотрудникам задавать вопросы и получать ответы от руководства или HR-отдела. Она может включать функционал для создания тикетов, отслеживания статуса запросов и отправки/получения обратной связи.
- Чат-бот – автоматизированный инструмент, который может предоставлять информацию и собирать обратную связь в режиме реального времени. Интегрированные в корпоративные порталы чат-боты могут задавать вопросы о производительности, собирать мнения о проектах или инициативах, а также запрашивать рекомендации по оптимизации бизнес-процессов.
Какое бы решение не было выбрано, стоит предусмотреть возможность анонимного предоставления обратной связи – это в разы повышает достоверность полученных сведений.
3. Система рейтингов
Важно сделать систему рейтингов прозрачной, чтобы сотрудники понимали, как оцениваются их достижения и усилия, а также могли видеть, какие критерии используются для определения их успеха и возможностей для роста в компании. Также важно упростить систему и усилить связь между рейтингами и результатами.
Какие digital-инструменты могут помочь: интерактивные рейтинги на корпоративном портале с возможностью отслеживать свое текущее положение могут значительно повысить вовлеченность сотрудников и их мотивацию. Такие рейтинги позволяют каждому члену команды видеть, как его достижения соотносятся с результатами коллег, а также предоставляют возможность сравнивать свои успехи с установленными целями.
4. Использование искусственного интеллекта
ИИ – ценный инструмент для управления эффективностью, помогает менеджерам собирать данные, анализировать информацию и организовывать коммуникации с сотрудниками.
Какие digital-инструменты могут помочь: встроенный в корпоративный портал AI-ассистент позволяет автоматизировать рутинные задачи, например, создавать отчеты о производительности, планировать встречи, составлять чек-листы и заполнять формы.
5. Развитие навыков менеджеров
Важно инвестировать в развитие навыков менеджеров в области постановки целей, оценки эффективности и предоставления обратной связи.
Какие digital-инструменты могут помочь: системы управления обучением или корпоративные университеты позволяют организовать обучение и развитие навыков менеджеров. Корпоративные университеты помогают бизнесу формировать корпоративную культуру, транслировать ценности, адаптировать и удерживать сотрудников.
LMS-платформы позволяют HR-менеджерам разрабатывать и настраивать систему компетенций компании и строить схемы путей развития для каждой должности. Созданные шаблоны автоматизируют обучение сотрудников, обеспечивая гладкий и эффективный переход из одной роли в другую.
Инструменты для оценки 360 градусов – автоматизация метода оценки деловых качеств сотрудника через опросы его окружения: руководителя, коллег, подчиненных, клиентов, а также через самооценку. «Оценка 360» может применяться как для точечной, так и для массовой оценки персонала, гибко настраиваясь под разные должности и уровни подготовки.
Преимущество оцифрованных решений по методу «Оценка 360» – интеграция с другими HRM-системами, в том числе с интранет и системами обучения. Встроенная в корпоративный портал «Оценка 360» обеспечивает прозрачный контроль над процессом оценки и предоставляет доступ к информации как сотрудникам, так и руководителям. Кроме того, инструмент генерирует отчеты о результатах оценки, включая динамику развития сотрудников, что позволяет отслеживать прогресс после прохождения программ обучения и развития, а также определять внутренних экспертов по различным компетенциям.
С чего начать трансформацию системы управления эффективностью
С диджитализации. Важно отметить, что некоторые организации сначала разрабатывают архитектуру бизнес-процессов, а затем ищут подходящие решения, в то время как другие ориентируются на предложения рынка HR-tech, рассматривая их как лучшие практики.
Оба подхода могут быть эффективными, но первый вариант снижает риск ненужных затрат ресурсов на внедрение неэффективных инструментов. Реализовать такое решение позволяет проектный подход к внедрению информационных систем, который предполагает:
- Четкое определение цели и задач автоматизации бизнес-процессов.
- Глубокое вовлечение всех заинтересованных сторон, включая сотрудников, руководителей, IT-специалистов.
- Поэтапное внедрение, что позволяет оперативно вносить изменения, а также облегчает процесс обучения сотрудников.
Кроме того, перед началом внедрения необходимо предусмотреть:
- Поддержку со стороны топ-менеджмента, которые расскажут о ценности нововведения.
- Вовлечение в проект службы безопасности.
- Активное участие в процессе функционального заказчика.
- Выбор руководителя проекта.
- Создание группы агентов изменения.
- Наличие мобильной версии системы.
Игнорирование этих моментов может привести к недостаточной поддержке со стороны сотрудников. Без должного внимания к потребностям основной аудитории – сотрудникам компании – есть вероятность провала всей системы управления эффективностью.
При трансформации системы, ее автоматизации нужно помнить, что digital – это не цель, а инструмент, которым будут пользоваться люди. Поэтому так важно обеспечить активное вовлечение сотрудников на всех этапах внедрения, чтобы они чувствовали свою значимость и понимали, как новые технологии могут повысить эффективность их работы. Только так можно достичь гармоничного взаимодействия между людьми и цифровыми инструментами, что приведет к повышению общей эффективности и конкурентоспособности компании.
Также читайте:
Логично описано ! Развитие системы управления бизнесом без автоматизации, конечно будет малоэффективным. Есть в статье и спорные утверждения. Например:
Вопрос ! А почему анонимного ?
Потому, что из за слишком жёсткой системы штрафов работники боятся высказаться ?
Или малоэффективный линейный менеджмент боится, что высший менеджмент заметит толковых исполнителей и будет заменять ими управленцев среднего звена ?
Потому, что в случае НЕ анонимного включается фактор социально одобряемых ответов. А он может существенно (!) искажать результат.
Более того, появляются взаимные корреляции ответов участников, если каждый видит кто и какую обратную связь выдал до него.
В итоге всё это превращается в балаган.