Иностранцы, которые никогда не работали с российскими компаниями, не имеют ни малейшего представления о том, как устроена наша таможня.
Как-то я была на встрече агентов одной итальянской производственной компании. Мы только начинали с ними сотрудничать. До того момента эта компания работала только на внутреннем рынке ЕС. Обсуждая итальянскую кухню, мы затронули тему эмбарго на сыры. Узнав, что мне, как частному лицу, разрешено ввезти на территорию России до 5 кг сыра, менеджер по экспорту этой итальянской компании со всей серьезностью сообщил, что с первой же поставкой в адрес нашей компании вложит коробку с сыром специально для меня. Можете представить себе лицо досматривающего инспектора, который обнаружил бы в составе промышленной установки для мытья печатных валов головку пармезана?
А как удивили бельгийцы, отправив на имя компании, занимающейся импортом исключительно промышленного оборудования, в качестве рождественского подарка несколько бутылок лучшего бельгийского пива? Ну не настолько мы хотели бесплатного пива, чтобы решать проблемы с акцизом, ЕГАИС и разрешающими документами. Хорошо, что груз не успел границу пересечь. Отправили в обратный путь, написав длиннющее письмо с объяснениями и извинениями.
Кто виноват?
Причина такой беспечности европейцев при отправке груза кроется в том, что их таможенные структуры работают совсем по-другому. Мы битых две недели получали разрешение от нашей таможни на реэкспорт, пройдя досмотр груза и предоставив документы, подтверждающие ввоз товара; контракт со всеми приложениями и платежными документами; документы, доказывающие брак изделий, претензию поставщику и его согласие на обмен; фотографии товара со всеми артикулами и серийными номерами. А наш поставщик в Дании получил этот груз через 48 часов после отправки, просто написав e-mail в свою таможню, сообщив, что это за груз.
Безусловно, иностранные компании, которые не первый год работают с Россией, никогда не позволяют себе отправку чего-либо, не относящегося к предмету поставки. Но и здесь могут поджидать сюрпризы. Как-то импортировали мы лабораторный сушильный шкаф. Это оборудование поставлялось в полностью собранном виде и не требовало монтажа, в составе поставки не было ни одной комплектующей части. При поступлении груза на склад временного хранения груз попал на досмотр. Вскрыли, распаковали, открыли дверцу и увидели коробочку с четырьмя переходниками на вилки для разных видов розеток.
Оказалось, производитель, чтобы не мучиться с отслеживанием того, в какую страну идет оборудование, и соответственно, какую вилку необходимо установить, решил устанавливать стандартную для своей страны вилку и комплектовать товар набором переходников. И сообщить нам об этом поставщик не счел нужным, ведь все понимают, ни у кого нет вопросов, для чего нужны эти переходники. Но формально инспектор имеет все основания задержать такой груз, так как в сопроводительных документах переходники не числятся, в описании для таможни отсутствуют и упакованы в фирменную коробочку стороннего производителя. И результатом таких вот переходников стоимостью 300 рублей может стать административное правонарушение со всеми вытекающими последствиями.
Таких примеров масса: то шведы в качестве бонуса вкладывают дополнительно 20 прокладок для узла соединения, зная, что они часто требуют замены; то финны со своим новым промышленным ножом, который отправили на «пробу» вместе со стандартным ножом, не считая нужным прописать это в контракте и сопроводительных документах. Ладно, если вы об этом узнаете от вашего кладовщика, который проверяет поступивший к вам на склад груз, миновавший, к счастью, досмотр и уже прошедший таможенную очистку. Если же вы об этом узнаете после отправки груза в ваш адрес и до прихода груза на СВХ, мой вам совет — встаньте на добровольный досмотр, показывая, что у вас есть сомнения по поводу состава поставки. Да, при досмотре найдут ваши «лишние» товары, но у вас будет возможность объясниться с таможней и выйти из всей этой истории без последствий.
Сколько вешать в граммах?
Не секрет, что при поступлении груза на СВХ его взвешивают, сверяя с весом, указанным в сопроводительных документах. Если вес при выгрузке меньше, чем указан в документах, под подозрение попадает ваш перевозчик – а вдруг украл? Тут еще можно договориться с СВХ, если вы действительно уверены в своем перевозчике, и думаете, что ошибка закралась в документах. Как правило, в такой ситуации удается избежать досмотра груза.
Если же вес отличается в большую сторону, то проблема уже у импортера. Однажды разница в весе в 1 кг на общий вес в 15 т послужила поводом для досмотра нашего груза. Даже если вы уверены на 100%, что ничего лишнего в вашем грузе нет, досмотр — дело не самое приятное. Во-первых, это время: как минимум, лишних два дня на СВХ ваш груз простоит. Во-вторых, это деньги: помимо хранения вы еще и за сам досмотр заплатите. Да-да, вы эту услугу не заказывали, но заплатить за нее вам придется.
В чем проблема взвесить правильно груз? Проблемы нет, просто многие компании этого не делают вовсе. Дело в том, что многие заграничные компании, идя по пути автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, не взвешивают каждый раз груз перед отправкой. Они когда-то забили все данные о весе и габаритах товара в программу, она-то и выдает эти данные при формировании упаковочного листа. Здесь можно только надеяться, что при первоначальном сборе таких данных не было допущено ошибок, или что данные каждый раз корректируется при изменении каких-либо вводных. Например, сменился у них поставщик паллет, и они взвесили новые паллеты; или сменился поставщик двигателя для вентилятора: мощность та же, технически характеристики не изменились, а он оказался чуть легче или тяжелее предыдущего.
В общем, надо быть уверенным, что данные взяты не с потолка, и что они корректируются при изменении условий. Другие компании все же взвешивают груз, но не зная о важности каждой десятой, а то и сотой, килограмма, округляют до целого. Есть у вас 10 паллет: вес каждой округлили на 500 грамм, вот вам и расхождение по общему весу в 5 кг.
Что делать?
Неужели заставить иностранцев изучать наш таможенный кодекс? Конечно, нет — тут бы самим разобраться. Но есть несколько инструментов, которые стоит взять на вооружение:
- Объясните, насколько требовательна наша таможня – любая ошибка в документах или неупомянутая в документах запасная часть может привезти к досмотру, запросу дополнительных сведений. Можете привести пример с переходниками для наглядности. Дайте понять поставщику что то, что кажется ему незначительным или само собой разумеющимся, может привезти к серьезным проблемам при таможенной очистке у нас в России.
- Вы должны знать до болтика состав вашей поставки. Если в документах указан «ремонтный набор», вы должны знать, что в него входит, из чего он сделан, как выглядит и для чего каждая его часть. Расписывать ли состав в контракте и инвойсе или же просто указать в описании для таможни – это другой вопрос. Вопрос оптимизации таможенных платежей.
- Требуйте от поставщика, чтобы он отправлял вам документы для проверки перед отправкой груза. Лучше ваш специалист потратит час на проверку документов, чем потом вы и ваш поставщик будете писать объяснительные с формулировками «в документах техническая ошибка»/«допущена ошибка специалиста по документообороту». Ошибки в документах не критичны, но вопросы от таможни точно будут, и от вас потребуются лишние и никак не добавляющие ценности продукту телодвижения.
- Самое простое, что можно сделать, чтобы избежать проблем при взвешивании, — перед отправкой требуйте от поставщика фото груза на весах, где будет видно, сколько, собственно, весит груз. Да, и груз должен быть уже упакован к моменту взвешивания – сверяется вес брутто при первичном взвешивании на СВХ.
- Вы всегда можете себя подстраховать, заказав дополнительную услугу у перевозчика по взвешиванию вашего груза. Услуга небесплатная, но, на мой взгляд, 50-100 евро небольшая цена за возможность избежать досмотра.
- Обратите внимание, что многие поставщики сейчас отправляют инструкции и руководства пользователя на электронных носителях. И да, в составе поставки они это не указывают – ведь это же не товар, а просто инструкция. Для нашей таможни инструкция – когда она на бумаге напечатана. И при наличии электронного носителя придется доказывать, что вы не нарушаете права интеллектуальной собственности, что на носителе нет секретных данных или материалов порнографического свойства. Получите это руководство по электронной почте и здесь уже на флешку запишите. Этим вы значительно упростите себе жизнь.
И не бойтесь все ваши требования прописывать в контракте. Так у специалиста с той стороны поубавится недовольство от ваших вопросов, просьб прислать фото, описание, состав, материал и прочих запросов.
Российская таможня - это просто песня. Чего стоят, авансовые платежи и заморочки с ними, например. Но не только.
Несколько лет назад фирма, в которой я тогда работал,заказала партию товаров из Китая. А у них есть скидки за объемы от суммы покупки. И присылают китайцы, значит, инвойс в котором указана цена/кол-во/стоимость по каждой номенклатуре, сумма без скидки, затем скидка, а также сумма уже с учетом скидки. Наши им говорят, мол, Вы что совсем? Наша таможня сразу подумает, что мы искусственно занижаем стоимость по сравнению с рыночной. При этом они могут не просто доначислить все налоги, пошлины, а также оштрафовать. Они вообще могут посчитать стоимость товара на основе своих ценовых индексов и уже от этой цены посчитать все налоги и пошлины. Разумеется, с наибольшей вероятностью эта цена будет выше базовой стоимости в инвойсе. Попросили китайцев "спрятать" скидку в ценах. А они: "А как это?" Пришлось мне ювелирно распределять эту скидку пропороционально номенклатуре. Выслали все это китайцам и они уже сделали инвойс как надо.
Вместо тысячи слов - этим всё сказано.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У неё особенная стать
В Россию можно только верить.
Когда я служил в таможне, то в Таможенном Кодексе (ТК) имелась статья "Предварительная Таможенная Декларация". Я думаю, что есть такая статья (или аналог) и в текущей редакции ТК.
Эта статья описывает инструмент "Как пройти таможню российскому импортеру?" без рисков понести убытки, нарваться на штрафы или попасть под суд. Стаья ТК гораздо более содержательнее и полезнее этой, т.к. сработает в любой теоретически возможной ситуации, а эта статья поможет только в похожей ситуации...