Как разработать цифровую корпоративную стратегию

Подрывные технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и дополненная реальность, уже оказали радикальное влияние на бизнес-модели, которые хорошо работали в прошлом. Долгосрочный успех компании теперь все больше зависит от способности адаптироваться к этой изменяющейся среде и от уровня ее готовности к цифровому будущему. Для этого необходима подходящая цифровая стратегия.

В этой статье Астрид Кляйнханнс-Ролле, управляющий директор WU Executive Academy, объясняет, как компании могут наилучшим образом интегрировать цифровую политику в существующие бизнес-стратегии, разбив весь процесс на четыре этапа.

Обособленные департаменты, занимающиеся исключительно диджитал-проектами, остались в прошлом. Диджитализация давно стала неотъемлемой частью корпоративной стратегии каждой компании; она уже считается частью ДНК любой организации. Но как можно устойчиво внедрить цифровую стратегию во все сегменты бизнеса?

Возможно, ни для кого не удивительно, что разработка успешной цифровой стратегии - это не высшая математика. Здесь нужно сосредоточиться на соответствующих ключевых областях бизнеса и проанализировать их, задавая правильные вопросы.

Четыре области особенно важны, поскольку они оказывают наибольшее влияние на процессы трансформации: (будущий) рынок, цепочка создания стоимости, отношения с клиентами, и новая ориентация организации.

Если компании последовательно выполнят все четыре шага, они смогут успешно интегрировать цифровую стратегию во все сегменты бизнеса и подготовиться к цифровому веку:

Шаг 1: Определите рынок для вашего будущего бизнеса

В сегодняшнем неопределенном и быстро меняющемся VUCADD-мире (VUCADD — неустойчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность, динамика, многообразие) у компаний нет другого выбора, кроме как критически оценивать свои бизнес-модели. Цифровые бизнесы уже вызвали серьезные сбои в целых отраслях.

Airbnb стала крупнейшей туристической платформой, не владея при этом ни одним отелем. Uber — чемпион среди служб такси, но ни одна компания такси не принадлежит этому сервису. Потоковые сервисы, такие как Netflix или Spotify, произвели революцию на телевизионном и музыкальном рынке. Но не только цифровые продукты продолжают трансформировать экономику. Японский гигант электроники Sony недавно вышел за пределы своей основной сферы деятельности и представил первый электромобиль, оснащенный собственным программным обеспечением, работающий на основе датчиков и электроники Sony и управляемый через электронную платформу.

На этом фоне компании должны быстро консолидировать свой бизнес, радикально обновлять бизнес-модели и заново пересматривать свои экосистемы, включая заинтересованных сторон и инновационных партнеров, таких как стартапы. И все это без ущерба для бренда. Задача не из легких.

Вопросы, которые вы должны задать себе:

1. Рыночная среда:

Какие компании в моей отрасли можно назвать наиболее подрывными? Могу ли я сам вызвать нарушение работы текущей бизнес-модели за счет перехода на цифровые технологии, прежде чем это сделает кто-то другой? Как моя компания может использовать цифровые продукты и услуги, чтобы оставаться конкурентоспособными? И как я могу защитить сущность бренда, несмотря на все изменения, чтобы не отпугнуть существующих клиентов?

2. Бизнес-модель:

Какие методы и подходы я могу использовать для создания ценности и инновационных бизнес-моделей, и где я должен учиться у лучших?

3. Платформа:

Какие инновационные партнеры мне нужны в моей экосистеме? Как я могу управлять и эффективно использовать эту экосистему - например, через диджитал-платформу?

Шаг 2: Сделайте вашу цепочку создания стоимости более эффективной

Используйте цифровые технологии, чтобы сделать процессы в рамках цепочки создания стоимости более эффективными и инновационными». Благодаря обширному сбору и оценке данных можно предугадывать возможные периоды неэффективности и простоев в производстве и лучше понимать, где нужны улучшения и как их реализовать. Полученные таким образом необработанные цифровые данные, так называемые «умные данные» (Smart Data), могут использоваться для принятия важных стратегических решений будущего.

В эпоху Industry 4.0 появляются «умные» фабрики, которые характеризуются виртуальным планированием и основанными на данных бизнес-моделями и продуктами. Открытые инновации могут оптимизировать процессы исследований и разработок. В цифровом мире открываются новые каналы продаж. За счет применения омниканальной торговой стратегии можно привлечь внимание клиентов на разных уровнях.

Вопросы, которые вы должны задать себе:

1. Инновации:

Как я могу получить доступ к новым способам создания стоимости, используя открытые инновации и привлекая клиентов, партнеров и поставщиков?

2. Рабочий процесс и продажи:

Как я могу преобразовать существующую цепочку создания стоимости в цифровую? Как можно собирать и анализировать данные о цепочке создания стоимости и производственных процессах, чтобы постоянно повышать качество и эффективность? Какие из цифровых технологий (например, виртуальная и дополненная реальность и 3D-печать) способствуют достижению этой цели и подходят для моей компании?

Шаг 3: Осознайте потребности ваших клиентов. Сейчас и в будущем

Если говорить о завоевании и удержании клиентов, то диджитализация – это настоящая находка: ещё никогда компаниям не удавалось так много узнавать о своих клиентах и так целенаправленно обращаться к ним. Потребители оставляют в интернете огромное количество информации о собственных интересах, потребностях, свойствах и характеристиках. Они также оценивают в интернете различные продукты и услуги.

Отслеживание кликов клиентов помогает получить ценные данные, которые в дальнейшем можно использовать для улучшения качества обслуживания клиентов. Клиенты больше не хотят просто получать информацию; они ожидают, что компании будут их удивлять. И это можно сделать, обращаясь к ним индивидуально и настраивая таргетированную рекламу, основанную на интеллектуальных алгоритмах. Результаты такой рекламы проще измерить».

Вопросы, которые вы обязательно должны задать себе:

1. Привлечение клиентов:

Какие цифровые каналы я могу использовать более эффективно для привлечения и удержания клиентов? Могу ли я наладить их взаимодействие с существующими оффлайн-каналами? Что я могу узнать из анализа данных о поведении клиентов в интернете?

2. Удержание клиентов:

Какие интерактивные способы и точки взаимодействия я могу использовать, чтобы клиенты чаще сталкивались с моим брендом, продуктами или услугами? Могут ли социальные продажи создать добавленную стоимость для моих клиентов?

3. Измеримость:

Что цифровые инструменты говорят мне о маркетинговых расходах и эффективности моей коммуникации с клиентами? Как я могу собрать подходящие данные и проанализировать их для моих целей?

Шаг 4: Трансформируйте вашу организацию

Диджитализация оказывает влияние практически на все подразделения внутри компании: отдельные сотрудники и целые команды обязаны развивать цифровые навыки и методы работы. Рабочие процессы, а также внутренняя и внешняя коммуникация теперь реализуются в цифровом формате. Организационная структура компании также должна быть адаптирована и улучшена для возможности быстрого внедрения инноваций.

Кроме того, важно чётко распределить полномочия и обязанности в отношении цифровой трансформации. Более того, переход к цифровому миру бизнеса предполагает наличие эффективного контроля и управления изменениями. Похоже на сизифов труд? Диджитализация повсеместно сотрясает организационные структуры. Но компании могут использовать это и как возможность преобразиться и улучшить внутренние процессы.

Вопросы, которые вы обязательно должны задать себе:

1. Трансформация:

Как я могу решить проблемы, связанные с цифровой трансформацией? Есть ли нераспределенные задачи и отсутствуют ли какие-либо компетенции? Какие области пересечения и/или отделы и люди мне понадобятся? Кто за что отвечает?

2. Структура:

Существуют ли организационные структуры, которые необходимо создать для успешных цифровых преобразований? Могут ли цифровые инструменты облегчить рабочие процессы и сотрудничество?

3. Талант и ноу-хау:

Какие навыки и компетенции нужны людям, вовлеченным в процесс? Существуют ли области, для которых мне нужны данные? Как искусственный интеллект, алгоритмы и автоматизированные рабочие процессы поддерживают трансформацию? Как я могу нанять новых сотрудников для своей компании, используя инновационные и автоматизированные подходы?


До 15 июня 2020 года можно подать заявку на стипендию по программе Professional MBA по следующим специализациям: Digital Transformation & Data Science, Energy Management, Entrepreneurship & Innovation, Finance, Marketing & Sales, Project Management. Стипендия позволит сократить стоимость обучения на 35%. Подробнее о конкурсе 

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

VUCADD — неустойчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность, динамика, многообразие

красивое признание наличия в компании неполноценности и хронических недостатков управления изменениями и\или полного отсуствия стратегий

Консультант, Украина
Дмитрий Федоров пишет:

VUCADD — неустойчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность, динамика, многообразие

красивое признание наличия в компании неполноценности и хронических недостатков управления изменениями и\или полного отсуствия стратегий

Дмитрий, а как у вас с рекламным бизнесом - все стабильно? Например могли ли вы рассчитать, что биллборды станут бесполезны, так как в карантине их некому будет читать?

Любая компания сейчас находится в состоянии сдерживаемого хаоса, а с ростом энтропии - важны не выстроенные процессы а механизмы быстрого выстраивания с учетом меняющейся обстановки.

Выжывают не сильнейшие (динозавры), а самые приспособляемые (млекопитающе).

 

Генеральный директор, Москва

Много вопросов к качеству перевода.

Можно ли увидеть ссылку на оригинальную публикацию?

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:

Выжывают не сильнейшие (динозавры), а самые приспособляемые (млекопитающе).

 

Согласен. Выживают те, кто быстрее и лучше адаптируется к изменениям среды обитания. 

Директор по продажам, Ставрополь

Несуразная какая-то статья, никому не адресованная и ничего не несущая. Публикуемый материал ценен тогда, когда им можно воспользоваться на практике. А из этого и взять-то нечего, не смотря на наукообразность. Такое впечатление, будто автор предполагает, что в читателе одновременно существуют две сущности. Одна, которая ничего не знает по излагаемой теме и к которой автор и обращается со своими рекомендациями. И в этом же читателе как бы есть и вторая его сущность, которая всё знает и к которой надо лишь обратиться с правильными вопросами, чтобы всё сразу стало ясным и понятным по сути дела. И роль автора здесь: по-менторски помочь читателю сформулировать эти "правильные" вопросы самому себе и у себя же получить нужные ответы. Как то всё это не по-взрослому. Да если бы я или любой другой человек внутренне знал эти ответы, то мы бы и в цифровизации были бы далеко впереди и внедрили бы всё успешно и давно. А вот на практике помочь с ответами на все вопросы, вот это было бы ценно.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Дмитриев пишет:
А вот на практике помочь с ответами на все вопросы, вот это было бы ценно.

Да легко) Добавляйтесь ко мне в ФБ, во вторник будет объявлен старт мастер-класса с предварительным бесплатным погружением в тему. Только в ЛС сразу пишите, что с этой темы на Экзе зашли

 

Директор по рекламе, Москва
Андрей Роговский пишет:
все стабильно? Например могли ли вы рассчитать, что биллборды станут бесполезны, так как в карантине их некому будет читать?

инвентарь уже давно пересчитан, так же как и планы производства у больших брендов они не пишутся заново (приостановление это не перепланирование) мир предсказуем (не предсказуем для не производственных культур и мелких бизнесов)

Консультант, Украина
Дмитрий Федоров пишет:
Андрей Роговский пишет:
все стабильно? Например могли ли вы рассчитать, что биллборды станут бесполезны, так как в карантине их некому будет читать?

инвентарь уже давно пересчитан, так же как и планы производства у больших брендов они не пишутся заново (приостановление это не перепланирование) мир предсказуем (не предсказуем для не производственных культур и мелких бизнесов)

И как давно вы предсказали пандемию в 2020? Есть ли публичные осведетельствования в сети?

Вот Билл Гейтс предсказал это в 2018. Умеет человек рассчитывать. Причем - не просто предсказал а даже организовал ряд мер за свои деньги.

А вы как?

 

Директор по рекламе, Москва
Андрей Роговский пишет:
И как давно вы предсказали пандемию в 2020? Есть ли публичные осведетельствования в сети?

не нужно передергивать - эффективность инвентаря в наружке о котором вы спрашивали известна слишком хорошо (не с лучшей стороны), планы производства основных брендов просто приостанавливаются и потом снова продолжатся по давно известным планам, баланс наружки в медиамиксах будет двигаться в том тренде в котором он двигался, мир предсказуем

отрасли современной промышленности продолжат развитие, Китай купит много дешевой нефти по возможности про запас и в России все так же будут пытаться поймать за штанину Билла Гейтса, Трампушку или еще какой нибудь медийный образ на предмет его предсказательной силы

но и у нас все наладится, отрасли рано или поздно через пробы и ошибки и снова попытки заработают, товары наконец начнут совершенствоваться и производится, люди продолжат ходить на двух ногах а не начнут прыгать на головах, все только вопрос более долгих временных периодов или менее долгих

Консультант, Украина
Дмитрий Федоров пишет:
Андрей Роговский пишет:
И как давно вы предсказали пандемию в 2020? Есть ли публичные осведетельствования в сети?

не нужно передергивать

Ясно, значит у вас ничего не готово. Как и личного самолета на случай бегства, когда по ТВ расскажут, что правительство выдало деньги, но злые бизнесмены их прикарманили.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.