Основная функция руководителя – принимать решения
Решения руководитель принимает на основании картины, собранной из различных мнений и оценок источников, которые в свою очередь, сформировали их из собранной (целенаправленно, под конкретные задачи/интересы) информации. Производная от производной!
Информации вокруг избыточно много и мы осознанно или нет, склонны выбирать ту, которая нас устраивает и/или подтверждает нашу точку зрения.
Пример: руководитель направляет зама узнать, что происходит на удаленном заводе. Если у зама задача выявить слабые места и проблемные зоны, он их обязательно найдет. Если задача похвалить управляющего директора, – он обязательно найдет подтверждения его эффективности. Причем ту или иную информацию он может искать, опираясь на неосознаваемый, подсознательно полученный от руководителя сигнал во время постановки задачи (роль может сыграть контекст, интонация, настроение и т. п.). т. е. руководитель получит именно ту информацию, которую запросил!
Подводя итоги решательным ТРИЗ* – проектам, иногда мы сталкиваемся с такими комментариями: «мы это уже обсуждали», «это нам давно уже известно» и т. п. Действительно, бывает, что проблема известна давно, соображения по ней есть во многих подразделениях компании. Создается иллюзия, что «мы думаем об этой проблеме». А кто конкретно и как думает? Как происходит этот процесс?
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
Методика радикального улучшения технических систем, разработанная в середине ХХ века советским ученым Г.С. Альтшуллером.
В основе ТРИЗ лежат две ключевые идеи. Во-первых, развитие систем происходит через обострение и разрешение противоречий. В ТРИЗ входит целая система методик и приемов выявления и разрешения противоречий, возникающих при попытке улучшить систему. Во-вторых, технические системы развиваются по объективным законам, которые можно изучить и использовать.
В 90-е годы, после проникновения теории на запад, обнаружилось, что законы и инструменты ТРИЗ применимы для совершенствования не только инженерных, но и организационных систем.
В нулевых ТРИЗ завоевала популярность во всем мире. ТРИЗ-проекты реализованы в Samsung, General Electric, ALCOA, Procter & Gamble, методика интенсивно внедряется в Китае, Индии, странах ЕС. В последние годы интерес к ТРИЗ проявляют и крупнейшие российские компании, среди которых: «РУСАЛ», «Росатом», «Ростех», «Евраз», «Сибур», РЖД и др.
Инструменты ТРИЗ помогают сфокусироваться на конкретной проблеме, сформировать всестороннее представление о ней, а затем выявить множество обоснованных вариантов решений. Руководителю остается выбрать оптимальное в данной ситуации решение и поручить проработать его более детально.
Да, случается, что процесс поиска решений (долгий и трудоемкий) приводит проектную команду к тем же идеям, что предлагались «пять лет назад». Но, всем участникам процесса важно понимать, что в отличие от того раза, в этот мы точно знаем, что это наилучший из всех найденных нами, после тщательных поисков, вариант, и цена такой идеи значительно выше.
Для нахождения сильных решений, нужны точно поставленные задачи. А для этого нужна целостная картина о проблеме. Осмыслить-построить ее может только топ-менеджер. Но собрать он ее не может, т. к. не имеет физической возможности погружаться во все детали. Как быть?
Кейс: перед запуском решательного проекта провели три мини-сессии для формулировки задачи: тет-а-тет с директором, затем, с ним и его замами, а затем, с замами и проектной командой. На всех трех обсуждали задачу, которую поручим группе. На первом же воркшопе, после синхронизации участников проектной команды обнаружили, что не понимаем, что конкретно требуется. В итоге, после звонка генеральному директору по громкой связи, выясняется, что и него нет конкретного ответа на всплывшие при первом же обсуждении вопросы. Как так? После трех подготовительных встреч!
Проиллюстрировать этот «феномен» можно очень просто:
В зеленом автомобиле едут муж с женой. Жена за рулем. Муж: дорогая, припаркуйся за той машиной… Юрист с полной уверенность заявит: «за той, значит следом за ней, значит позади нее, а зад у нее, где багажник». А логист скажет «за той, это значит после нее, т. е. дальше нее». Ну, а жена рискует оказаться неправой в любом случае.
Как хорошо видно на этой иллюстрации, на верхнем уровне задача абсолютно очевидна – «припаркуйся за той машиной». Нюансы начинаются в деталях. Но она уже поручена исполнителям и задавать «дурацкие вопросы», чтобы выяснить, что имелось в виду, они чаще всего не решаются – себе дороже. А руководство ждет от них прорывных результатов...
Усугубляется все еще и тем, что среди топ-менеджеров «избыточное» погружение в детали часто считается микроменеджментом и может быть воспринято как неспособность «мыслить масштабно». Это может приводить к замалчиванию или искаженному восприятию значительных деталей, но у большинства руководителей нет осознания, что эта проблема есть – они уверены, что ставят предельно конкретные и адекватные задачи.
Получается противоречие: топ-менеджмент должен мыслить стратегически, смотреть верхнеуровнево, но при этом не упустить ключевые детали.
Применение ТРИЗ может стать одним из вариантов разрешения этого противоречия. Эта методика регламентирует работу с проблемой. Она позволяет участникам проектных команд структурировать детальную информацию по проблеме и представлять выводы – обоснованные варианты решения – на верхнем стратегическом уровне, при этом, не теряя возможности уточнять самые тонкие детали по тому или иному аспекту, при необходимости.
Таким образом, ТРИЗ из теории для инженеров-изобретателей превращается в инструмент для топ-менеджеров.
Очень важная статья. Будет ли продолжение от автора?
Или серия статей готовится редакцией? - было бы интересно.
Хорошая статья, без воды. Сотни раз сталкивался с ситуацией когда вроде всем все ясно, но проект тормозит на месте очень долго. Точнее пока сам не начнешь раздавать указания. И порой, они естественно не являются не то что единственно верными решениями, а вообще не верными. Теория решения изобретательских задач наверное позволяет избежать подобных ситуаций. Надо пробовать :)))
Цитата - Методика радикального улучшения технических систем, разработанная в середине ХХ века советским ученым Г.С. Альтшуллером.
Я бы уточнил - Г.С.А. совместно с Р.Шапиро (имя которого неоправданно забывается).
Цитата - В основе ТРИЗ лежат две ключевые идеи. Во-первых, развитие систем происходит через обострение и разрешение противоречий
Я бы уточнил - во-первых через использование диалектики, которая предложила рассматривать развитие (систем) через законы развития, в частности закона единства и борьбы противоположностей (через обострение и разрешения противоречий).
Цитата - после проникновения теории на запад, обнаружилось, что законы и инструменты ТРИЗ применимы для совершенствования не только инженерных, но и организационных систем.
Я бы уточнил - А поскольку законы диалектики носят всеобщий характер, не удивительно, что АРИЗ можно применять не только для решения технических задач. Но поскольку АРИЗ до перестройки не был сильно распространен на Западе (были его плохие аналоги, критикуемые самим Г.С.А., а также получившие распространение в последнее время инструменты ТОС), то они поэтому и удивились.
Цитата - среди топ-менеджеров «избыточное» погружение в детали часто считается микроменеджментом и может быть воспринято как неспособность «мыслить масштабно».
Я бы отметил противоположное - рассмотрение вопросов управления на микроуровне - это сложно, и потому топ-менеджеры, предполагаю, будут сторониться такого погружения (например, есть вопрос коммуникации - одна из функций управления, реализуемая при принятии решений, но чтобы ее реализовать более эффективно, нужно понимать работу таких подпроцессов. как запоминание и выслушивание оппонента).
Цитата - Получается противоречие: топ-менеджмент должен мыслить стратегически, смотреть верхнеуровнево, но при этом не упустить ключевые детали.Применение ТРИЗ может стать одним из вариантов разрешения этого противоречия.
Я не вижу в этом примере никакого противоречия, считаю его надуманным.
Есть вопросы стратегические. Но при их решении нужно использовать инструментарий, который потребует более детального анализа.
Мое мнение противоположное (у одного читателя одно мнение на публикацию, у другого - другое) - можно строить противоречие? :)) и ... применять АРИЗ (построение ТРИЗ - рядом специалистов АРИЗ оспаривается например, представителями нижегородской школы, у кого я учился).
Цитата - Основная функция руководителя – принимать решения
Кроме автора публикации подобного мнения придерживаются Ансофф и Акофф. Но это не верное мнение. Принятие решений - одна из равноценных функций управления, Есть еще 5 штук, таких же важных.
Цитата - Зачем теория для инженеров-изобретателей топ-менеджерам?
Мой вариант ответа - теория для инженеров не нужна топам, она нужна специалистам, где эта теория применяется.
А вот расширение АРИЗ на задачи бизнеса - Это, - как говорил известный актер в известном фильме, - нормально.
Михаил, спасибо.
Да, ровно в этом и убеждаемся практически в каждом проекте.
Андрей, спасибо.
Цели написать серию статей не было. Это, что называется "о наболевшем". Но мысль хорошая.
Владимир, спасибо за Ваши комментарии.
Про Шапиро - согласен полностью. Спасибо, что обратили на это внимание.
>>> … топ-менеджмент должен мыслить стратегически, смотреть верхнеуровнево, но при этом не упустить ключевые детали.
/// Кто бы возражал против этого. А против содержания статьи возражения есть. Например:
.==============================.
>>> Решения руководитель принимает на основании картины, собранной из различных мнений и оценок источников, которые в свою очередь, сформировали их из собранной (целенаправленно, под конкретные задачи/интересы) информации.
/// Нет. У руководителя должна быть достаточная квалификация, чтобы иметь свою собственную «картину», в которую он и укладывает различные мнения и оценки. Или надо иметь квалифицированного зама и уметь применять знания оного. Иначе, руководитель рискует оказаться жертвой манипуляций.
.==============================.
>>> В ТРИЗ входит целая система методик и приемов выявления и разрешения противоречий, возникающих при попытке улучшить систему.
/// Значит, если не пытаться улучшать систему, то и противоречий в ней не возникнет?
.==============================.
>>> В 90-е годы, после проникновения теории на запад, обнаружилось, что законы и инструменты ТРИЗ применимы для совершенствования не только инженерных, но и организационных систем.
/// В книге Г.С.Альтшуллера «Творчество как точная наука» описаны уровни изобретательских задач и противоречия, содержащиеся в задачах разных уровней. Так вот, задачи совершенствования организационных систем относятся к первому уровню изобретательских задач. И порождаются они административными противоречиями. А почему «после проникновения теории на запад, обнаружилось …»? – Да, потому что в советские времена изобретателей-охотников решать административные противоречия не было. А если они обнаруживались, то их «лечили».
.==============================.
. . .
Содержание статьи – это не реклама ТРИЗ-а, а дискредитация.