Зачем компаниям создавать вокруг себя сообщества

Сообщество «IT для инноваций» в Самаре организовали после беседы участников конференции в «Жигулевской Долине», чтобы сохранить и развить доверительную атмосферу профессиональных разговоров «в кулуарах». С тех пор уже полтора года продолжаются регулярные встречи, причем они постепенно выходят за рамки личного общения коллег, «айтишных» разговоров и коммерческих вопросов. О чем же тогда говорят участники IT-сообщества? Кто их слушает? Кто и зачем присоединяется к этому диалогу? На вопросы Executive.ru отвечают основатели Сообщества «IT для инноваций»: Максим Афонасьев – предприниматель, партнер Moscow Knowledge Office, и Сергей Тюльпин – руководитель RunStudio, школы циклических видов спорта.

Executive.ru: На что ваше Сообщество больше похоже – клуб по интересам, профессиональная соцсеть? Возможно, это маркетинговый проект для исследования рынка? Или подготовка к созданию отраслевого учебного заведения?

Сергей Тюльпин: Мы с самого начала стараемся уйти от формата клуба. Клубный формат означает фокусировку на общении. Безусловно, общаться нужно. Это приятно и полезно, любое сотрудничество начинается с общения. Разница в том, что у нас упор на созидательную деятельность. Мы не ограничиваемся обсуждениями, а используем их для решения практических задач.

В IT не существует волшебных универсальных решений, говорит Максим Афонасьев, поэтому нет смысла не делиться своими знаниями

Максим Афонасьев: Вопросы про маркетинг и обучение действительно смежные. Но это скорее сопутствующие аспекты. Обсуждая любой бизнес-кейс, невольно затрагиваешь маркетинг, как же иначе. И результаты анализа всегда могут использоваться для обучения. В конечном счете, все наши материалы и выводы, возможно, сложатся в некий учебный курс. Но сейчас об этом рано говорить. Кроме того, мы не претендуем на звание «учителей». Наоборот, сами постоянно учимся новому и делимся этим с другими участниками, гостями Сообщества.

Executive.ru: В чем главная идея Сообщества? Чей был замысел, почему вы решили этим заняться?

М.А.: Изначально не было четкой идеи, было ощущение того, что нужен другой формат общения. Иной по сравнению с теми IT и другими конференциями, семинарами, круглыми столами, на которых главная задача выступающих – продажа определенных товаров или услуг. Между тем, IT для бизнеса не самоцель, а средство. Инструмент. Причем инструмент сложный, часто непонятный, иногда неудобный. Нужны разносторонние, как можно более объективные обсуждения, поиск оптимальных решений – прежде всего бизнес-решений, и затем уже, как следствие – переход к выбору IT-решений.

После одной из интересных, кстати, конференций в 2015 году, в Технопарке «Жигулевская долина», мы разговорились с коллегами и попробовали выйти за рамки предпродаж. Получилось очень информативно. Такой формат общения всем настолько понравился, что сразу решили – будем продолжать.

IT-сообщество – это не просто общение, это решение практических задач бизнеса, утверждает Сергей Тюльпин

С.Т.: Основное отличие наших презентаций в том, что мы предлагаем рассказывать не только о решении, а также о проблеме или задаче. То есть обратиться за экспертной помощью и поддержкой. Отсюда появились два ключевых принципа. Пришел – делись чем-то своим, только слушать не годится. И вместо критики чужих решений лучше предлагать свои альтернативы.

Executive.ru: Как эти правила сочетаются с отсутствием саморекламы? Если можно рассказывать о чем угодно, не опасаясь критики – это же идеальные условия для продвижения своих продуктов и услуг!

М.А.: Здесь происходит самое интересное. Оказалось, что доверительное общение автоматически поднимает планку обсуждения. Никому не хочется выглядеть некомпетентным среди коллег. Наоборот, каждый старается быть как можно более объективным при рассмотрении бизнес-кейсов.

Внутри IT-сообщества, на обычных встречах, рассказ о новых продуктах и решениях, разумеется, возможен, и даже приветствуется. Главное, чтобы это было интересно участникам, и потенциально полезно тоже.

С.Т.: Очень важный момент, еще раз подчеркну: каждый выступает от своего имени. На кону всегда личная репутация. Поэтому ни разу не было ситуации, когда кто-то попытался злоупотребить общим вниманием.

Executive.ru: В таком случае у вас, наверное, достаточно жесткий фейс-контроль? Как происходит отбор участников? Любой желающий может придти в Сообщество и выступить по своей теме?

М.А.: Никакого фейс-контроля, тем более жесткого. По большому счету любой может прийти, послушать и высказаться. Но в основном приходят по рекомендациям, и это отсекает неадекватных персонажей. Кроме того, все участники и гости Сообщества имеют непосредственное отношение к IT или бизнесу. В последнее время происходит расширение аудитории – люди из разных сфер деятельности, студенты, есть первые ласточки из властных структур. Так или иначе, все вопросы касаются IT и бизнеса.

С.Т.: Темы предлагаются участниками заранее. Если предложений много, то голосованием выбираются самые интересные. Спонтанные разговоры не возникают.

Executive.ru: Как решаются другие оргвопросы? Другими словами, как осуществляется управление Сообществом?

С.Т.: У нас есть оргкомитет, который собирает и обрабатывает предложения участников, выбирает конференции для посещения, назначает график встреч. Обычный ритм для нас – личные встречи раз в две недели, и регулярное общение онлайн.

М.А.: Нужно добавить, что нет специального «управленческого органа». Оргкомитет был сформирован простым объявлением: приходите, кому интересно. И двери всегда открыты. По мере появления новых участников некоторые из них присоединяются к оргкомитету.

Сообщество принадлежит участникам, оно не может быть чьим-то. Есть участники – есть сообщество, нет участников – не о чем говорить. Поэтому никакой специальной иерархии мы не планировали, и не собираемся.

Executive.ru: Сколько всего сейчас участников? Какой процент активистов?

С.Т.: Примерно 7-8 человек образуют ядро. Состав меняется, иногда кто-то занят, приходят другие люди. Но в целом пропорция сохраняется. Пожалуй, 10-15 человек можно отнести к активистам. Они предлагают новые темы, инициируют рассмотрение кейсов, фонтанируют идеями. Около 70 человек регулярно участвуют в мероприятиях Сообщества. Пара сотен в общей сложности принимали участие, в том или ином качестве.

М.А.: Суммарную аудиторию всех, кто знаком с нашей деятельностью, читал публикации, с кем пересекались на мероприятиях, оценить сложнее. Наверное, несколько тысяч человек. Мы налаживаем связи с другими сообществами, и не только IT. Есть партнеры в PR, HR, по другим направлениям. Мы не гонимся за цифрами и формальными показателями. Не рекламируем Сообщество, весь рост органический. Люди слышат наши выступления, читают публикации, узнают от коллег, партнеров – и приходят. Многие сначала хотят посмотреть, как это выглядит. Можно сказать, у нас постоянный день открытых дверей. Всегда можно заглянуть на встречу, принять участие разово. Многие из тех, кто пришел «просто посмотреть», потом присоединились и теперь в числе активистов.

Executive.ru: Поскольку вы говорите о регулярных личных встречах, речь идет в основном о жителях Самары? Есть идеи по расширению географии?

М.А.: В основном местные участники, конечно. Иногда приезжают из других городов и регионов. На нашей карте помимо Самары сейчас также Екатеринбург, Москва, Саратов, Астрахань. Нас тоже начинают приглашать в другие города, зовут на выставки, конференции. Мы открыты к общению.

С.Т.: Для радикального расширения границ нужно использовать интернет. Пока есть группа на Facebook, там идет основной поток общего общения – и группа активистов в WhatsApp, для более узких вопросов. Но этого мало. Сейчас решаем технические вопросы, чтобы проводить полноценные онлайн-встречи.

Executive.ru: Насколько откровенными получаются беседы? Участники охотно делятся своими know-how и идеями, в том числе с конкурентами? Зачем они это делают?

М.А.: Действует механизм саморегуляции, о котором уже говорили. Опасения публично «потерять лицо» переводят конкуренцию из плоскости продаж в более широкую и объективную категорию – соревнование компетенций. Меняется атмосфера, сам подход. Насколько могу судить, никто не пытается утаить какую-то информацию, «придержать» до более выгодного момента.

Тем более что в IT, вопреки удивительно стойкому мифу, не существует волшебных универсальных решений. По большому счету, все игроки владеют одинаковым набором фишек. Информации в открытом доступе более чем достаточно. Вопрос в комбинаторике, что именно и когда использовать. А это уже экспертные оценки. Такое сложно масштабировать, не получится механически перенести с одного проекта на другой. В отличие от репутации. Поэтому всегда выгоднее поделиться, чем промолчать. Поднимая свой личный и корпоративный авторитет, каждый повышает шансы на получение более крупных и выгодных заказов.

Executive.ru: Сообщество тоже выполняет какие-то заказы? Вы ведете совместные проекты, с участниками из разных компаний?

С.Т.: Заказов в буквальном смысле не выполняем. А совместные проекты ведем. Более того, это одна из главных целей Сообщества. Мы помогаем бизнесу применять IT эффективно. Проводим внешнюю независимую формализацию идей и гипотез, показываем, какие пути для решения задачи возможны, что и почему оптимально, на наш взгляд. Далее, когда решение выбрано и есть понимание, что проект действительно нужен, заказчик может пойти стандартным путем – провести тендер, найти конкретного исполнителя.

М.А.: В качестве характерных примеров приведу пару кейсов. Один негативный, когда компания при планировании серьезного проекта (бюджет в десятки миллионов рублей) решила собственно от планирования отказаться, от рассмотрения готовых продуктов тоже. Все делали сами, потратили два года и примерно в полтора раза больше денег, чем изначально собирались. Между тем, все что требовалось – спросить профессионалов, и прислушаться к ним. Это могло быть платной экспертизой, или в виде бесплатного разговора, как происходит у нас в Сообществе. В любом случае, очень быстро и гораздо дешевле можно получить весьма ощутимый рост эффективности.

Второй пример позитивный. Производитель окон был недоволен IT-решениями по своей сфере деятельности. Спросил у нас в Сообществе, какие еще продукты посоветуем. Оказалось, что один из участников недавно делал похожее решение, только не про окна, а про двери. Заказчик понял, что есть смежная область с похожим функционалом. Весьма показательный случай, когда просто иначе взглянув на проблему, можно открыть целый класс новых решений.

Executive.ru: Что мешает взаимопониманию между бизнесом и IT больше всего, по-вашему?

М.А.: Нет общепринятых критериев оценки успешности IT-проектов, выраженных в бизнес-результатах. Как нужно оценивать успешность внедрения в IT? Например, для CRM. Сначала стратегические критерии бизнеса. Потом критерии развития клиентской базы. Затем критерии бизнес-процессов, реинжиниринг. И в последнюю очередь – критерии для выбора программного обеспечения.

На практике бизнес часто пытается «перепрыгнуть» через все ступени и начать с конца. Кроме того, IT-разработчики и дистрибьюторы сами зациклены на технических параметрах. В результате получается, что настоящие бизнес-задачи как бы сами по себе, IT-инструменты несколько обособленно. Это большая системная проблема.

Executive.ru: Как вы считаете, в чем может заключаться решение этой проблемы?

М.А.: Если очень коротко, то в переходе от учета данных к управлению знаниями. Это не новость. Такому тренду в Америке и Европе уже лет 25, в Азии лет 10. В России тоже есть люди и организации, которые давно занимаются управлением знаниями. Думаю, к нашим лидерам в этом плане можно отнести ГК «Росатом», там прогрессивный подход к менеджменту. Но в среднем по рынку – мы на самом старте. И это опасно, потому что отставание растет.

Executive.ru: Поясните, пожалуйста, чем отличается управление знаниями? И что нужно сделать для перехода на следующий уровень по этому вектору?

С.Т.: Сколько не читай про езду на велосипеде, пока сам не попробуешь – не научишься. Но это очень общее, скорее даже обывательское определение. Бизнес означает кооперацию. Необязательно лично набивать все шишки. Можно и нужно обмениваться опытом. Здесь кроется другая большая проблема – как правило, люди редко осознают полезность своих знаний. То, что для профессионала очевидно – сложно и непонятно другим. Нельзя просить без конкретизации: расскажите, научите. Это ничего не даст.

М.А.: Именно так. Нужна формализация, методика извлечения неявных знаний, причем в понятном для других виде. Нам кажется, что формат Сообщества создает условия, которые помогают людям задавать правильные вопросы и получить полезные ответы.

Тем более что знания усваиваются через действия, но передаются-то они через доверие. Когда очередной продавец буквально пытается чего-то «впарить» бизнесу, к нему логично низкое доверие. Даже если звучат трезвые, правильные вещи – их вряд ли услышат. В ходе партнерского общения и перекрестной беседы с разными взаимодополняющими мнениями получить более-менее объективное представление гораздо проще.

Executive.ru: IT остается одной из наиболее быстро меняющихся отраслей. Какие приоритеты вы ставите перед собой и Сообществом? На чем фокусируетесь?

С.Т.: Общение с бизнесом. Мы налаживаем мостик между IT и бизнесом. В том числе это означает большую самостоятельную работу, взаимопонимание между коллегами по IT. Но главное – найти способ, формы, процедуры для продуктивного общения. Добиться того, чтобы мы с бизнесом слышали друг друга.

М.А.: Один из важных вопросов в связи с этим – продвижение российского профессионального стандарта «IT-менеджер», утвержденного министерством Труда в июле 2016 года. Профессиональный стандарт и сертификация позволят топ-менеджерам более четко определить роль и компетенции IT-специалистов, IT-специалистам будет проще себя позиционировать на рынке труда и строить карьеру. Стандарты должны внести ясность, это всем пойдет на пользу.

Executive.ru: Спасибо за беседу!

Согласитесь, есть основания считать, что парадный формат выставок, семинаров и презентаций в IT исчерпал себя. Из года в год «лидеры отрасли» с важным видом проникновенно доносят до аудитории одно единственное сообщение: покупайте у нас. Этот тезис по-разному иллюстрируют. Его сопровождают разговорами о новых технологиях и заботой об интересах заказчиков. Часто показывают пачки восторженных отзывов. Иногда даже приводят референсы «живьем», то есть приглашают на трибуны представителей бизнеса – но их речи, как ни странно, подозрительно похожи на чтение вслух тех же самых рекламных буклетов, просто начиная с другой страницы.

Самарское IT-сообщество – один из обнадеживающих ростков новой формации. Логично концентрироваться на реальных задачах бизнеса, обсуждать сначала их – а только потом переходить к поиску решений. Выбор конкретных продуктов и подрядчиков и вовсе отдельная тема, которую нужно выносить за скобки – что невозможно, разумеется, в рамках лоббирования чьих-то коммерческих интересов.

Переход к таким сообществам как самарское очень полезен и гораздо более важен, чем может показаться. По контрасту со сложившейся традицией односторонних трансляций, сообщества позволяют вести двусторонний и даже многосторонний диалог между IT, бизнесом, властью, обществом, в котором каждый может высказаться и быть услышанным.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.