Стать Uber: почему это важно не только на рынке такси

Большинство руководителей крупных западных компаний, отвечая на вопрос «Каких конкурентов вы опасаетесь больше всего?» отвечают: новых фирм, темных лошадок. Как показывает практика, эти страхи вполне оправданы. Молодые компании вроде Uber или Gett еще несколько лет назад были никому не известны. А сегодня они занимают лидирующие позиции на рынках такси с миллиардными оборотами. И эти компании не ограничиваются только перевозками и ищут выход на новые рынки, где смогут в полной мере использовать преимущество своих отработанных технологий. Кто станет следующей жертвой и можно ли обезопасить свой бизнес? Давайте попробуем разобраться…

Задача: сделать убыточный сервис прибыльным

Размышлять на тему причин успеха компаний, вроде Uber, я начал, не отдавая дань моде, а работая над вполне конкретным проектом. Примерно полгода назад одна крупная компания, поставляющая в Россию торговое оборудование из Европы и Китая, заключила с нами договор на разработку стратегии своего нового сервисного подразделения и контроль за ее реализацией. Собственный сервис компании должен заменить сервис дилерских компаний в крупных городах, чтобы с одной стороны повысить удовлетворенность конечных пользователей продукции и увеличить продажи, а с другой – установить прямой контакт с клиентами. В регионах предполагается использовать сервис-партнеров из числа дилеров, которые должны были работать под присмотром московского подразделения и по единым стандартам.

Работа началась со сбора информации о рынке и организационной диагностики. Ситуация выглядела не очень обнадеживающе. Собственный сервис в компании по факту работал уже больше года, но, несмотря на достаточно большие обороты компании (более миллиарда рублей), был убыточным. Торговое оборудование не было технически сложным и уникальным. Конкуренты и фрилансеры-инженеры вполне успешно выполняли его ремонт и обслуживание. И хотя компания предлагала часть оборудования под собственными брендами, запчасти для него можно было свободно подобрать и купить на открытом рынке.

Было понятно: развитие сервиса по «классическому сценарию» займет многие годы. С учетом необходимости отбивать своих клиентов у конкурентов и предоставлять клиентам лучшие условия, вряд ли приходилось говорить о прибыли. При этом стояла задача выйти на показатели по обороту и прибыли, аналогичные сервису конкурентов, в течение полутора-двух лет. Идея сократить расходы, используя более дешевых фрилансеров, была забракована в самом начале. Наш клиент настаивал на том, что оперативный сервис должны представлять только штатные сотрудники. А значит, необходимо было найти решение, которое даст сервису компании значительные конкурентные преимущества.

Собственно говоря, выбор у нас был невелик: нужно было повышать эффективность бизнес-процессов. Универсальный показатель, определяющий эффективность оперативного сервиса в западных компаниях, называется Utilization и представляет собой долю времени, оплаченного заказчиком, к общему рабочему времени инженеров. Этот коэффициент в российских компаниях обычно составляет не более 40-50%. В западных компаниях за счет оптимизации бизнес- процессов, использования технологии бережливого производства, инвестиций в программное обеспечение, обучение, развитие, мотивацию персонала он может достигать 80-90%.

Потенциал сервиса компании мы оценили в $3 млн в год. Примерно половину оборота могла давать продажа запчастей и половину – оперативный сервис. При этом запчасти могли продаваться с маржинальной прибылью в среднем 30%, а оперативный сервис, по нашим расчетам, с учетом рыночной стоимости работ, планируемых затрат и Utilization 50% должен работать в ноль или с небольшим минусом. В итоге с учетом всех затрат получалась прибыль до вычета налогов (EBIT) около 12%.

Но нашему клиенту бизнес с прибылью в 12% был неинтересен, хотя прибыль от основного бизнеса компании – продаж – была гораздо ниже в процентном соотношении к обороту. Значит, следовало повысить коэффициент Utilization. У меня был подобный опыт во время работы директором по сервису в немецких компаниях DMG Mori и DEMAG. В DEMAG, в частности, мне удалось увеличить Utilization с 45% до 85%.

Заложив в расчеты показатель Utilization 80%, мы получили весьма интересные результаты. Даже при крайне низких ценах на услуги сервиса и больших расходах на зарплату, инструменты, лизинг сервисных автомобилей и т.д. мы могли бы предложить клиентам услуги профессиональной сервисной организации примерно на 20% дешевле, чем в среднем по рынку, фактически на уровне фрилансеров. Это, на наш взгляд, было одним из важнейших условий быстрого роста и увеличения клиентской базы сервисной организации. При этом маржинальная прибыль оперативного сервиса по расчетам получалась на уровне 35%, а чистая прибыль (EBIT) всего сервиса – около 22%. Это вполне реальные результаты, которые я раньше получал в своей практике.

Но в первую очередь мы решили сосредоточиться на проверке внешних ограничений. В частности, выяснилось, что ввиду высокой конкуренции на рынке, где работала компания, многие конкуренты либо не брали оплату за выезд инженера к клиенту совсем, либо брали небольшую фиксированную сумму. В условиях, когда инженер тратит до 30% времени в пути до клиента, отсутствие или недостаточная оплата за это время делает коэффициент Utilization 80% величиной недостижимой. И вот в этом заключалась главная проблема, побудившая меня внимательно изучить опыт таких компаний как Uber.

Решение: экономия времени

На мой взгляд, у концепции Uber есть два основных преимущества. Во-первых, удобная коммуникация с клиентом. Чтобы вызвать такси, достаточно просто нажать на кнопку в телефоне и увидеть, через какое время машина приедет. Не надо никуда звонить. Во-вторых, экономия за счет отсутствия большого штата диспетчеров. А еще большая экономия получается за счет увеличения доли оплачиваемого времени – того самого коэффициента Utilization. Ведь заказ передается на ближайшую свободную машину, тем самым избавляя водителя от необходимости ехать большое расстояние до клиента через пробки, увеличивая неоплачиваемое время.

Те же самые принципы можно применить к работе сервисной организации. Если 30% времени инженера тратится на дорогу до заказчика и никак не оплачивается, то надо максимально сократить эти потери. Сотрудники должны работать в режиме home base: каждый должен отвечать за свой район, а потери времени должны быть минимальны. Диспетчер здесь лишнее звено, нужна прямая связь с заказчиком через мобильное приложение.

Мы рассчитали, что, используя технологию Uber, сможем сократить затраты времени на дорогу с 30% до 10%. Что значит экономия 20% времени для организации, имеющей в штате 50 выездных инженеров, как предполагал наш проект? С учетом стоимости часа работ на данном рынке это экономия около 1,7 млн рублей в месяц. Прибавьте к этому экономию на диспетчерах (200 тыс. рублей в месяц) и получится 1,9 млн рублей. Плюс экономия на бензине и обслуживании автомобилей. С учетом стоимости разработки мобильного приложения под iOS и Android, а также серверной части (около 3 млн рублей) этот вариант явно стоило рассмотреть.

И вот уже Utilization 80% не выглядит таким недостижимым. Но терять даже 10% времени совершенно не хотелось. А что если стоимость выезда инженера будет составлять совсем небольшую сумму, не более 5-7% от стоимости ремонта? Будет ли заказчик готов оплатить эти расходы с учетом других преимуществ – таких как удобство вызова, минимальное время прибытия и стоимость работ на 20% ниже, чем у конкурентов?

Очевидно, что ситуации бывают разные. Для одних поломка оборудования означает остановку производственного процесса, и они готовы оплачивать дорогу. В другом случае неисправный механизм просто поставят куда-нибудь в угол до лучших времен. Поэтому было решено предложить клиентам два варианта:

  • Срочный ремонт, при котором к клиенту выезжает ближайший свободный инженер.
  • «Режим заявки», которую клиент может оставить в качестве отметки с координатами на карте, и которая может быть принята любым свободным инженером, проезжающим в пределах определенного расстояния (или времени) от этой отметки.

По нашим расчетам в случае, если 50 инженеров будут находиться в разных районах Москвы, то время прибытия составит не более 20 минут. При стоимости минуты рабочего времени 25 рублей получалось, что стоимость даже срочного вызова составит не более 500 рублей.

Мы ставили целью выполнение ремонта на месте в 80% случаев уже при первом приезде. А это значит, что инженер должен иметь в своем автомобиле определенный набор запасных частей для ремонта. Кроме того, он должен видеть наличие запчастей на складе через интеграцию мобильного приложения с 1С, а также на специальных передвижных складах-фургонах, расположенных в разных точках города. Кроме того, такие фургоны должны перевозить крупногабаритное оборудование, не подлежащее ремонту на месте, в сервисный центр. Запчасти, израсходованные инженером, должны автоматически включаться в список для нового заказа, а восполнять их должны специальные курьеры, выезжающие с центрального склада в свободное от пробок время.

Отчеты о затратах времени инженеров на выполнение заказов должны автоматически трансформироваться в счета для клиентов, а также передаваться руководителю сервиса для анализа эффективности использования ресурсов. Оплачивать услуги клиент может через мобильное приложение или по счету. Помимо удобства и экономии использование мобильных приложений позволяет получать и другие преимущества. Например, можно использовать получившуюся систему не только в Москве, но и других городах для организации работы сервис-партнеров за определенную комиссию. Нюансов очень много, в каждом случае следует учитывать специфику конкретного бизнеса и пожелания заказчика.

Кого завтра коснется уберизация

В итоге мы подготовили техническое задание на разработку мобильных приложений и серверной части, которое передали нашему заказчику вместе с другими разработанными нами документами: бюджетом проекта, маркетинговой стратегией, штатной структурой, диаграммой бизнес-процессов. Расчеты, сделанные в процессе работы, однозначно показывали эффективность сочетания методов бережливого производства и IT-технологий. Собственно, я всегда был в этом уверен, но работа над проектом побудила меня глубже погрузиться в эту тему. В данном случае речь шла о компании, продающей неуникальный продукт на высококонкурентном рынке с очень низкой маржинальной прибылью. Таких компаний очень много и экономия (а тем более получение прибыли) является важной задачей в подобных условиях. Но только ли об экономии идет речь?

Представьте, что вы – владелец дилерской торговой компании средних размеров, давно и прочно занявшей свою долю рынка вместе с четырьмя-пятью другими такими же компаниями. И вдруг сразу несколько ваших дилеров начинают жаловаться на то, что конкуренты предлагают сервис по демпинговым ценам, а качество этого сервиса при этом лучше, чем у вас, работать с ними интереснее. «Надолго их не хватит, скоро сдуются», – говорите вы, снижаете цены на свой сервис или даете дополнительные скидки дилерам. Но вот незадача: конкуренты не сдуваются и чувствуют себя прекрасно. А ваш сервис перестал окупаться за счет запчастей и приходится направлять на его содержание деньги, полученные с продаж оборудования. Приходится экономить, качество услуг падает, люди работают на столько, сколько вы им платите, мотивация нулевая. Что дальше? Конкуренты снижают цены на основной продукт, работают в ноль (они ведь могут себе это позволить, у них два центра прибыли) и начинают забирать ваших дилеров и клиентов. Неприятная картина.

Это, конечно, только один из вариантов, но вполне вероятный. И могут быть другие. Что мешает тому же «Яндексу», Uber или Gett Taxi начать работать на вашем рынке? Да, они его не знают, но у них есть деньги и у них есть уже готовые технологии, позволяющие намного повысить эффективность сервиса и предлагать клиентам цены, которые вы не сможете предложить без потери качества. Все, что им требуется – нанять хороших руководителей, купить готовую сервисную организацию и адаптировать свои технологии под новые задачи. И возможно, они прямо сейчас этим занимаются. Выглядит фантастично? Но вспомните, еще четыре-пять лет назад в России не слышали про Uber или Gett. А сегодня в Москве 80% такси заказываются через мобильные приложения. И произошло это в первую очередь благодаря качеству, удобству и демпинговым ценам.

Как выйти из-под удара и ударить самим

В первую очередь под ударом рынки, где преимущества существующих технологий IT-компаний очевидны. Это, например, ремонт бытовой техники в больших городах с проблемным трафиком и большим сосредоточением клиентов. Важно, чтобы рынок был достаточно большой, чтобы не требовалась слишком высокая квалификация сотрудников и дорогое обучение, а время в пути занимало значительную часть рабочего времени. Если вы работаете на таком рынке, ваш сотрудник (техник, монтажник) проводит в пути 30-40% времени и выполняет в день три-четыре заказа, то у вас есть повод для беспокойства. У этих ребят он будет выполнять пять-семь заказов, а стоить их услуги будут на 20-30% дешевле. Уже появилась, например, Gett-уборка. Кто мог представить, что таксисты станут конкурентами на рынке клининговых услуг?

Ну, продаж это не касается – есть и такое мнение. И это ошибка. Где сервис – там и продажи. Так бывает очень часто. Начинали как сервисная организация, получили довольных и лояльных клиентов – и клиенты «уговорили» заняться продажами оборудования, потому что хотят покупать у тех, кому доверяют.

На других рынках, куда «с улицы» попасть сложно, развитие технологий также несет риски и в первую очередь для небольших компаний. Если, например, несколько лет назад владелец сервисной компании, обслуживающей промышленное оборудование где-нибудь в Перми, благодаря удаленности и низким ценам мог не бояться конкуренции с официальным сервисом, то уже сейчас благодаря развитию систем удаленной диагностики официалы могут знать о состоянии оборудования лучше, чем техники, находящиеся на месте. Машины сами определяют, какие детали требуют замены, и официалы эту замену проводят в рамках ТО. Количество аварийных вызовов сокращается, стоимость договора с официалами снижается. Впору задуматься, что еще кроме низких цен, можно предложить клиентам, чтобы не остаться на обочине.

Развитие технологий происходит очень стремительно. Появляются новые возможности, границы между многими рынками размываются. Вполне возможно, что уже в ближайшие годы мы станем свидетелями усиления конкуренции профессионалов и технологических компаний. Лидерами станут те, кто первые смогут найти лучшее применение новых технологий на рынке и шансы, на мой взгляд, почти равны.

Есть такая поговорка: если революцию нельзя предотвратить, то нужно ее возглавить. Удачные решения будут копироваться очень быстро и максимальную выгоду получат те, кто первыми смогут их использовать в наибольшем масштабе.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Хороший кейс. Правда у меня есть ощущение, что на дальнем горизонте планирования наше государство может проявить интерес к данным технологиям на массовом рынке. Интересно как будет uber конкурировать с РОСТАКСИ ? :)

Аналитик, Москва
Андрей Коптелов пишет:
Хороший кейс. Правда у меня есть ощущение, что на дальнем горизонте планирования наше государство может проявить интерес к данным технологиям на массовом рынке. Интересно как будет uber конкурировать с РОСТАКСИ ? :)

Так и будет. Только это произойдет не в долгосрочной перспективе, а уже в краткосрочной.

Во-первых, сервисы такси - это, прежде всего, IT-стартапы, а основатели подобных стартапов обычно не планируют играть "вдолгую": быстро "накрутив" обороты, продают бизнес за хорошую цену. Этим и объясняется, по сути, демпинговая стратегия данных сервисов, которая зачастую противоречит рыночной экономике. В результате таксист в конечной точке маршрута часто озвучивает клиенту уже другую (повышенную) плату, а не ту, которая была указана в приложении.

Во-вторых, опыт Парижа делает перспективы существования сервисов такси еще более краткосрочными.

В-третьих, в кризис ужесточается борьба за более-менее лакомые активы.

Базовая проблема подобных сервисов заключается в том, что они начинают регулировать рынок под себя, имея, при этом, к данному рынку достаточно косвенное отношение. Такое только государству прощают.

Так или иначе, у подобных сервисов два основных сценария развития: они будут упразднены росчерком государственного пера; они будут проданы госструктурам или аффилированным с государством олигархам.



Генеральный директор, Нижний Новгород

Опыт требует осмысления для более широкого распространения технологии убер. +1.

Я в последнее время привожу другой пример (что мы уже начали осмыслять) - издательство РидерО (оно не клиент для меня, а партнер=продавец услуг, что я покупаю, будучи одним из 65 000 покупателей) превратило своих поставщиков (авторов) в покупателей своих услуг (аналогично уберу), и за 3 последних квартала число покупателей выросло с 20 000 - 25 000 до 65 000, вот ссылка на мое видео по этому кейсу - https://www.youtube.com/channel/UC2h18m_6WkkkAIN-w...

видео КОС 2017

Директор по рекламе, Москва

Насчет Uber и всего всего - лет 10 назад была международная конференция о развитии интернета и принципах интернета 3.0. - как будет меняться вся сеть в будущем, что станет ее центром, уберизация очень точно выполняет те стратегические тезисы - "среда вокруг юзера"

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Хороший кейс, но причем здесь Убер?

1) Убер является посредником и не имеет активов для оказания "основной" услуги, что здесь общего?

2) Убер использует динамическое ценообразование в реальном времени в зависимости от уровня спроса и доступного в конкретном месте предложения, здесь так же?

3) Убер позволяет независимым подрядчикам самим определять объем предложения в текущий момент времени, гарантируя (или хотя бы приближая) адаптацию Capacity к спросу, как здесь?

Ну и, конечно, утверждение, что "таксисты станут конкурентами на рынке клининговых услуг", что называется, доставляет. А Гетт еще и стекла для айфонов менял, думаете, прибывший по вызову таксист глушил двигатель и доставал ремкомплект для замены стекла? Кроме того, по-моему, Гетт больше не оказывает такие услуги.

И вообще, очень трудно обсуждать кейс, не имея представлений о том, какого рода оборудование ремонтируется. Одно дело менять тормозные колодки у легковых машин, когда хватает домкрата, другое - радиаторы у домашних холодильников (там сварочный аппарат нужен), да и размеры запчастей и их номенклатура существенно различны. Не надо искать Убер там, где его не может быть.

Генеральный директор, Москва
Андрей Коптелов пишет:
Хороший кейс. Правда у меня есть ощущение, что на дальнем горизонте планирования наше государство может проявить интерес к данным технологиям на массовом рынке. Интересно как будет uber конкурировать с РОСТАКСИ ? :)

Андрей, спасибо за комментарий, рад что статья показалась Вам интересной. Мне кажется, я понимаю о чем Вы говорите. В нашей стране государство - своеобразная "суперкорпорация". Нет необходимости внедрять новые идеи, проще взять под контроль успешный бизнес. Вот только если Uber станет государственным, это будет уже не Uber. Проблемы госкомпаний в крайне низкой эффективности из-за бюрократии и отсутствии мотивации в изменениях у руководителей. Самые большие рынки, возможно, действительно перейдут под контроль окологосударственных структур. Но эти структуры всегда будут отставать, и многие коммерческие организации успеют "снять сливки". Кроме того, далеко не все рынки и сегменты интересны государству. Я думаю, большинство читателей Executive работают на таких. Не встречал я тут топ-менеджеров "Газпрома" и "Роснефти". Статья не про рынок такси, а про то, как можно получить значительные конкурентные преимущества при минимальных инвестициях. Все что для этого нужно - перестать работать по устоявшимся за долгие годы правилам, так, как работают ваши конкуренты, искать возможности применения современных управленческих и технологических решений в своем бизнесе. Хорошие идеи часто "лежат на поверхности", как в моем примере. И некоторые компании за годы кризиса начинают это понимать.

Генеральный директор, Москва
Михаил Ободовский пишет:
Хороший кейс, но причем здесь Убер?

Михаил, здравствуйте. Спасибо за комментарий и хороший отзыв. Статья действительно не про Uber на рынке такси, я уже написал об этом Андрею в предыдущем комментарии. Мы не ставили задачу полностью скопировать эту модель. Невозможно и не имело смысла в масштабах бизнеса нашего клиента. Мы использовали мобильное приложение для прямой коммуникации с клиентами, контролем и управлением работой сервис-инженеров. Подобные принципы использует Uber, отсюда и название. Вместе с работой по настройке бизнес-процессов в сервисе это позволяет экономить рабочее время = деньги. В данном проекте экономия 1,9 млн. руб. в месяц при инвестициях в создание программного обеспечения 3 млн. В итоге сервис может предлагать цены на услуги примерно на 20% ниже, чем в среднем по рынку и приносить прибыль около 22% вместо 12%. С учетом сравнительно небольших инвестиций подобные решения могут быть доступны и небольшим компаниям, и я решил написать об этом статью. Ведь сейчас многие ищут способ снизить расходы, предложить более низкие цены своим клиентам, повысить эффективность бизнеса. Возможно, этот пример кому-то может быть полезен.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Еще раз повторю, что не зная, о каком торговом оборудовании идет речь, можно сильно ошибиться, но судя по тому, что его ремонтируют инженеры-фрилансеры, это стационарное торговое оборудование. Оно установлено в магазинах, оно НЕ имеет системы удаленного мониторинга. Возможно, оно требует периодического технического обслуживания, подобно автомобилю, но, возможно, и нет. Зачем здесь клиентское мобильное приложение? Что, директор магазина нуждается в сообщении типа "Ваш инженер по обслуживанию прибывает через две минуты по адресу ..."? Почему компании такси используют мобильные приложения, понятно - потому что такси заказывают обычно с улицы ... по крайней мере, в странах с мягким климатом :). Какая коммуникация с клиентами идет через мобильное приложение - не могу себе представить, не отношусь к фанатам просмотра документов, например, счетов на оплату, с 5-дюймового экрана. Сервис-инженеры - да, нуждаются в мобильном приложении, и то, вероятно, адаптированном для планшета, а не для смартфона, это просто мобильное рабочее место, да, автоматизированная система диспетчеризации заказов необходима, но вот мобильное клиентское приложение ...

И опять повторюсь - это не Убер. Просто по use case это не Убер, ну разве что торговое оборудование настолько низкого качества, что ломается по три раза в неделю.

Генеральный директор, Москва
Михаил Ободовский пишет:
Еще раз повторю, что не зная, о каком торговом оборудовании идет речь, можно сильно ошибиться

Михаил, я не могу сказать, это может помешать планам нашего клиента. Мобильное клиентское приложение нужно для прямой коммуникации клиент - инженер. Иначе нужен call центр. Ещё мобильное приложение клиента позволяет сразу определить стоимость выезда и клиент решит нужно ли вызывать срочно или оставить заявку на бесплатный выезд. Ещё клиент может оплачивать через приложение. Если бы я назвал это не "технология Uber", а, например, "технология Serviceadviser", меня бы тут же обвинили в плагиате.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Ещё мобильное приложение клиента позволяет сразу определить стоимость выезда и клиент решит нужно ли вызывать срочно или оставить заявку на бесплатный выезд.

А зачем мобильное приложение клиенту, простой web-сервис не подойдет? Какая коммуникация требуется между клиентом и инженером? В Убере пассажир даже комментарий не может оставить водителю, дело пассажира - выбрать класс автомобиля и подтвердить или скорректировать автоматически определенную точку подачи. Минимум ввода текста.

Еще раз: почему в описанном проекте потребовалось мобильное приложение клиента? Высокая частота обращений? Приходится оставлять заказ на сервис, находясь не у стационарного компьютера? Заявки размещаются должностными лицами клиента, рабочее место которых не оборудовано стационарным компьютером?

Клиент может оплачивать через приложение ... это сильно. Клиенты, если я правильно понимаю, кто использует торговое оборудование, юридические лица или, по крайней мере, ИП. Они хотят оплачивать это дело с карточек через приложение???

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.