Высокое качество при минимуме затрат, доставка в указанный срок – так выглядит эффективная организация цепочек поставок (ЦП) в воображении большинства компаний. А что, если перевернуть представление о функциях цепей поставок? Превратить их в генератор экономического роста и плацдарм для инноваций, сделать фактором развития и основой для стратегии продаж и маркетинга?
Современные системы поставок давно вышли за рамки традиционных представлений. Сегодня это не просто организация своевременной доставки. Польза от применения инновационного подхода к управлению цепочками поставок не ограничивается снижением затрат и повышением качества и эффективности процессов. Понаблюдайте, как меняется привычная модель мышления.
Инструмент для инноваций
Чтобы представить цепочки поставок в этом качестве, руководители и менеджеры должны по-новому взглянуть на цепь поставок: не как на фоновую систему операций, а как на определяющий фактор в развитии компании.
Такие крупные компании как Apple и Amazon сделали прорыв в бизнесе благодаря новой модели мышления. Apple удалось «подстроить» рынок под собственную цепь поставок, благодаря чему компания опередила конкурентов в масштабах производства и объемах продаж. В свою очередь, Amazon сделала цепочки поставок ключевым направлением своей работы. Компания Apple жестко регулирует объемы производства, используя ограничения в поставках как инструмент для повышения спроса и борьбы с конкурентами.
Другой пример мы взяли из лакокрасочной промышленности. Здесь новая модель мышления также была сформирована под влиянием сдерживающих факторов в ЦП.
Раньше в магазинах были представлены краски всей цветовой палитры и широкий ассортимент отделочных материалов согласно объему потребительского спроса. Владельцам магазинов приходилось формировать внушительные запасы продукции, закрывая рабочий капитал в заполненном складе. Теперь же можно прямо в магазине путем смешивания различных красок создать тот цвет, который именно сегодня нужен конкретному покупателю. Это позволяет магазинам моментально реагировать на изменение спроса.
Этот инновационный способ продажи красок стал возможен благодаря объединению эффективной организации ЦП и усилий в сфере маркетинга и управления продукцией с целью сокращения срока реализации краски с нескольких дней и недель до считанных минут.
Адаптация системы поставок под индивидуальные запросы покупателей затронула не только магазины по продаже отделочных материалов. Преобразования в цепочках поставок спровоцировали колоссальные изменения и в других отраслях, включая услуги почтовых и курьерских служб (а именно срочную доставку), рынок электронных устройств и возникновение новых видов продукции в текстильной промышленности.
Чтобы разработать новую эффективную модель, руководство компании должно обдумать систему изменений в цепи поставок, которые позволят перенести адаптацию к колебаниям спроса на как можно более поздний этап, то есть, менять различные свойства и характеристики продукции уже на складе, а не в цеху. Необходимо также обозначить роль, которая отводится системе поставок в новой бизнес-модели, а именно, как она упростит процессы и как будет выполнять функцию дифференциатора.
Непредвзятый подход к изучению текущего состояния цепи поставок может способствовать настоящему перевороту в вашей стратегии выхода на рынок: компания получит стимул к разработке новых видов продукции, что откроет для нее новые рынки.
Интерес для изучения представляет и сфера взаимоотношений с основными партнерами как один из компонентов новой бизнес-модели. В качестве примера можно привести гиганта розничной торговли Best Buy, которая привлекла компанию сферы услуг Geek Squad в качестве партнера по бизнесу.
Рассмотрим, в каких случаях цепочки поставок можно использовать как двигатель экономического роста и площадку для инноваций.
Определите стоимость функционирования цепи поставок и начните оптимизацию
Беглого взгляда на затраты в цепи поставок недостаточно для полного понимания текущей ситуации. Только объективная модель совокупной стоимости цепи поставок, учитывающая все ценообразующие компоненты, откроет истинную картину о ЦП как о потенциальном источнике экономического роста.
Возьмем для примера некоторую фирму с облачной инфраструктурой. Наша компания отдала в аутсорсинг свои производственные процессы двум разным предприятиям. На данный момент компания реализует свою продукцию на рынках Соединенных Штатов, в то время как усилия направляются на расширение на рынках азиатского континента. Компания производит легко конфигурируемую продукцию при условии применения материала, поставляемого из Азии. Объемы спроса колеблются, поэтому организовывать своевременную доставку удается при условии умеренной нагрузки.
Производственные мощности первого предприятия расположены в Мексике; доставка товара клиентам из Штатов выполняется в период одного-двух дней. Второе предприятие-производитель сосредоточило свои мощности в азиатском регионе, и доставка в США занимает от трех до пяти дней. Как вы считаете, какая из двух моделей контрактного производства будет более выгодна нашей компании?
Объективный ответ может быть получен только в результате построения оптимизационной модели на основе конкретных данных. В нашей задаче правильный вариант ответа – предприятие, которое обосновало производство на территории Азии, и причина тому – сотрудничество с азиатскими поставщиками. Поскольку имеет место изменчивый спрос на продукцию, близкое расположение поставщиков дает возможность быстрее на него реагировать и не нести при этом значительных издержек.
Из результатов оценки реальной стоимости руководители компаний могут сделать вывод о необходимости применения стратегии, предусматривающей сегментацию продукции и оптимизацию продуктового портфеля, в результате чего возрастет прибыль и конкурентоспособность компании. Для эффективной оптимизации продуктового портфеля необходимо подсчитать реальную совокупную стоимость продукции, куда входят далеко не только затраты на производство и доставку, а еще множество дополнительных издержек. Так, избыток продуктов, образовавшийся в результате перепроизводства, неизбежно повлияет на результат. И изменчивый спрос всегда добавляет в общую формулу расчета альтернативные издержки. Проведя комплексный анализ совокупной стоимости продукции, данных о ситуации на рынке и текущем состоянии в цепях поставок, вы сможете получить объективную картину.
Приведите систему поставок в соответствие с потребительским спросом
Большинство компаний озабочено наличием товаров на полках магазинов гораздо больше, чем вопросами колебаний спроса. Традиционная модель мышления подсказывает, что чем ближе товар к покупателю, тем проще удовлетворять потребительский спрос. А как вы отнесетесь к тому, чтобы вместо месячного запаса продукции у вас под рукой была информация?
Имея в распоряжении нужные сведения, вы не просто обеспечите наличие товара, но и его доступность для покупателя в нужном месте, в нужный момент и удовлетворите его запросы относительно количества и стоимости. При такой организации системы поставок конкурентные преимущества будут на вашей стороне.
Здесь два фактора имеют решающее значение: прогноз и время доставки. Эффективное прогнозирование спроса и сегментация продукции помогут определить продукт, максимально удовлетворяющий потребности клиентов. Принимая меры для сокращения времени доставки нужной продукции, вы придете к стратегии быстрого реагирования на изменения спроса.
Подобно магазину красок, который сумел шагнуть в развитии благодаря заказам отдельных банок тех цветов, которые требуются для смешивания непосредственно в магазине, новая система поставок, ориентированная на спрос, может стать инструментом для управления рынком для вывода нового вида продукции в дальнейшем.
Получается, что цепь поставок, которая ориентирована на содействие быстрой реакции бизнеса на колеблющийся спрос, является одним из инструментов для создания продукции и бизнес-моделей, способных изменить ситуацию на рынке.
Аналитика – вот решение
Термин «аналитика» все чаще употребляется менеджерами и руководителями компаний. И все же, далеко не все они научились применять средства аналитики в своей работе и до конца понимают, что она является движущим фактором инноваций. Составлять яркую картину ситуации в компании из сухих статистических данных – непростая задача, но ее решение станет основой для более эффективной организации процессов и генерации прогрессивных бизнес-идей.
Многие компании применяют простейшие средства аналитики: наблюдают за спросом и моделью поведения покупателей. Полученные данные применяются для разработки и внедрения инноваций, которые позволят приносить больше пользы клиентам.
Например, компания, предоставляющая услуги беспроводной связи, применяла сегментный анализ для наблюдения за поведением рынка по отношению к различным группам клиентов. Появление новых разработок в сфере телекоммуникаций привело к тому, что компания выпустила из внимания чуть заметные изменения рынка, определяющие спрос. Благодаря сегментации услуг и эффективному прогнозированию, фирма вовремя обеспечила себе возможность удовлетворить спрос, возникший в соответствующем рыночном сегменте.
Цепочки поставок – это кладезь важнейших данных для бизнес-аналитики.
Как воплотить идею в жизнь?
Чтобы иметь возможность наблюдать цепь поставок в роли дифференциатора, компании сначала необходимо ответить на несколько вопросов:
1) В чем заключается наша идея?
2) Какое влияние на ее реализацию оказывает цепь поставок?
3) Какие факторы, определяющие поведение покупателей, могут быть приведены в действие посредством нашей цепи поставок?
4) Как можно применить сильные стороны нашей ЦП для вывода на рынок новой продукции?
Чтобы найти ответы, руководителям следует посмотреть на цепочки поставок с позиции менеджеров по маркетингу и менеджеров по управлению продукцией. Образно говоря, цепь поставок подобна запоздалой идее, которая пришла уже на этапе разработки и выпуска продукта. Вовлечение менеджеров по маркетингу, продукции и даже проектировщиков в процесс организации цепи поставок может дать рождение совершенно новым, перспективным идеям. А если сама цепь поставок принимается во внимание на этапе разработки продукции, она вполне может превратиться в эпицентр инноваций и источник экономического роста компании.
В нашем примере магазин отделочных материалов стремится предоставить каждому клиенту нужный оттенок краски в течение нескольких минут. Чтобы этого добиться, магазину необходимо было разработать совершенно новые методы работы, а не просто волшебным образом сократить на пару дней срок доставки нужной банки со склада. Поэтому было принято решение объединить процессы производства и цепочки поставок с тем, чтобы на месте готовить краски, нужные покупателю, благодаря чему был получен ключевой дифференциатор.
Некий амбициозный замысел заставит вас мыслить иначе. Максимальное использование потенциала системы поставок превратит ее в ключевой дифференциатор, необходимый для реализации этого замысла, а формирование нового видения цепи поставок позволит вашей компании выйти на новые рынки и запустить новые производственные линии.
Завершая тему о красках, надо сказать, что для объективной оценки произведения искусства не нужно зацикливаться на каком-то одном мазке, а лучше отойти подальше и со стороны взглянуть, как многочисленные элементы складываются в целостную картину.
Цитата: "компания, предоставляющая услуги беспроводной связи, применяла сегментный анализ для наблюдения за поведением рынка по отношению к различным группам клиентов... И как это связано с выводом "Цепочки поставок – это кладезь важнейших данных для бизнес-аналитики."