Анастасия Гончарова, руководитель направления систем управления цепочками поставок КРОК
В кризис многие компании находятся в поиске «умных» способов повышения эффективности ключевых бизнес-процессов, с помощью которых они смогут не только сократить затраты, но и добиться существенных конкурентных преимуществ. Одна из областей, в которой традиционно «скрыт» большой потенциал для оптимизации, – это логистика.
Согласно недавним исследованиям – более четверти (26%) опрошенных участников рынка оценивают издержки на транспорт и логистику в размере не менее 30% от производимой продукции. При этом требования к качеству логистических услуг постоянно растут. В результате, за последнее время в фокусе внимания компаний из транспортной, торговой и даже промышленной отраслей находится автоматизация логистики. Именно с ее помощью компании хотят найти оптимальный баланс между качеством сервиса и сокращением затрат. А согласно исследованиям, правильная организация этого процесса может увеличить годовую прибыль компании на 1% за счет увеличения оборота, не говоря уже об экономии тех самых 30% на транспортных расходах.
Сегодня, на рынке есть целый портфель IT-решений, способных, в зависимости от целей и потребностей компании-заказчика, автоматизировать либо всю цепочку поставок (SCM), либо ее составляющие – от прогнозирования спроса до управления перевозками.
Кликните на картинку, чтобы посмотреть в крупном размере
Многие ошибочно считают, что ключевая направленность систем автоматизации логистики – это только управление транспортом или складом. Однако современные ИТ-системы могут стать действенным инструментом и для решения более комплексных задач по стратегическому планированию и оптимизации цепочки поставок.
1. Оцените производственные мощности
На конец 2014 года один из заказчиков компании КРОК столкнулся со следующей дилеммой: поставщики продукции анонсировали повышение цен в связи с волатильностью рубля. С помощью внедренной системы управления цепочками поставок заказчик смог выполнить What-If анализ различных сценариев реакции и выбрать из них наиболее оптимальный. Выгоднее оказалось закупить товар до повышения цен даже с учетом затрат на его хранение, чем произвести закупку по плану.
Например, предприятие может оценить, достаточно ли у него производственных мощностей для того, чтобы обеспечить растущий объем спроса, или сможет смоделировать, каким образом стоит перераспределить логистические потоки в случае выхода компании на другие рынки.
2. Выстройте цепочку поставок
Кроме того, именно с помощью IT-решений компании могут выстраивать интегрированную цепочку поставок в зависимости от прогнозирования спроса в конечных точках продаж. Причем высокая точность прогноза достигается за счет учета влияния множества факторов, например, таких как сезонность, маркетинговые акции, экономические показатели, и многое другое. Именно на основе этих данных компании в дальнейшем планируют закупки, загрузку складов и перевозки.
Так крупный дистрибьютор фармацевтической продукции компания «Протек», поставляющая своим контрагентам, более 16 тысяч товарных позиций, завершила проект по модернизации системы управления цепочкой поставок. Внедренная КРОК система класса SCM позволила существенно повысить оборачиваемость товарных запасов и усовершенствовать сервисы для поставщиков и клиентов компании «Протек». Дистрибьютер добился максимальной точности прогноза продаж, синхронизировал планы закупок, продаж и перевозок и поддерживает оптимальный уровень складских запасов.
3. Поэтапно автоматизируйте процессы логистики
Но, конечно, не все компании готовы на такую кардинальную модернизацию принципов управления логистикой. В таком случае я рекомендую поэтапную автоматизацию процессов логистики. Начинать можно с той области, оптимизация которой принесет компании наибольшие выгоды.
В рамках проекта с одним крупным ритейлером, в торговую сеть которого входит 115 гипермаркетов и 26 супермаркетов в 62 городах России, КРОК внедрил систему по оптимизации логистики. Благодаря этому решению заказчику удалось сократить расходы на доставку и повысить качество перевозок за счет ускорения процессов заказа транспорта, автоматизации планирования, взаиморасчетов, приема и отгрузки товара.
Кстати сейчас сервис по автоматизации транспортной логистики настолько развит, что компании, которые по каким-то причинам не хотят инвестировать в создание собственной IT-инфраструктуры, могут спокойно получать его из облака. Два года назад несколько заказчиков КРОК перешли на аутсорсинговую модель управления транспортной логистикой (TMS) из облака. В их числе компания «Мон’дэлис Русь», которая развернула в публичном облаке свою систему по автоматизации транспортной логистики. В частности, благодаря использованию TMS из облака, скорость обработки заказов возросла в 2 раза, при этом сократился бюджет транспортных расходов и оптимизировала затраты на сопровождение и поддержку информационных систем. С помощью облачного TMS компания без дополнительных затрат обновила используемое приложение до последней версии, а также получила более производительный сервис, круглосуточную техническую поддержку и возможность гибко управлять потребляемыми ресурсами.
На фоне импортозамещения начинают набирать популярность системы управления транспортной логистикой и управление складом от российской компании 1С, тем более что стоимость лицензий в этом случае будет существенно ниже, чем у западных аналогов.
Еще один тренд, который ярко проявился в условиях кризиса – это переход заказчиков на пошаговую реализацию крупных IT-проектов. В КРОК даже разработали каталог «экспресс-услуг», оказываемых в срок не больше месяца и в рамках бюджета до 1 млн руб. В их числе также услуга по оптимизации логистических потоков, включающая в себя их аудит, моделирование с использованием специализированного ПО и предоставление рекомендаций по их оптимизации или реорганизации.
Партнерский материал