Скандал с Volkswagen плохо пахнет, и речь не только о выхлопных газах

Факты очень простые, и, благодаря сенсационной шумихе в СМИ, они широко известны. С подачи Университета Виргинии, при участии Калифорнийского совета воздушных ресурсов (CARB), Агентство по защите окружающей среды США (EPA) сначала заподозрило, а потом выявило и доказало намеренную фальсификацию показателей при прохождении экологических тестов в дизельных автомобилях производства Volkswagen. Оказалось, что специальный программный код в бортовых компьютерах дизельных VW Jetta, Golf, Passat, Beetle, Audi A3 отслеживал тестирование по формальным признакам, которые профессионалам автопрома прекрасно известны, после чего машины «прикидывались» белоснежными и пушистыми. Успешно сдав экзамен на допустимое содержание вредных веществ в выхлопных газах, двигатели возвращались в свой настоящий режим эксплуатации и начинали смердеть как скунсы. Расхождения с тестовыми показателями до 40 раз.

Руководство немецкого автоконцерна, прежде напиравшее на экологичность своих двигателей в качестве одного из преимуществ, 3 сентября 2015 года вынуждено было признать подтасовки. Разразился оглушительный скандал. Собственно, он только еще набирает обороты. Но уже по всему миру проводятся широкомасштабные проверки (и не только Volkswagen), юристы лихорадочно готовят исковые заявления (первоначальная совокупная оценка претензий только по США в районе $18 млрд), злоупотребления выявлены на примерно 11 млн автомобилей (расследования продолжаются) – в общем, кругом шутки, смех, веселье.

Особенно радостно в Volkswagen Group. Акции корпорации спикировали на 40%, опустошив карманы акционеров примерно на 20 млрд евро. Мартин Винтеркорн, возглавлявший концерн с 2007 года, заявил: «Я в шоке от того, что произошло в последние несколько дней. Я особенно поражен, что преступления такого масштаба в рамках Volkswagen Group было возможно». Затем, практически не переводя дыхания, добавил, что он ничего не знал, берет на себя всю ответственность и уходит.

Итак, мизансцена трагикомическая. По этому сюжету, несомненно, снимут фильм, и не один. В наличии полный комплект классических персонажей: маниакальные злодеи, их ничего не подозревающие многочисленные жертвы, отважные герои, а ближе к развязке – принципиальный шериф с расторопными помощниками. И вот уже впереди маячит happy end, когда все хорошие накажут всех плохих. Ура! Здесь факты заканчиваются и начинаются невеселые размышления о том, что до настоящего happy end, пожалуй, как до Луны на дизельном VW.

Экология на марше

Суть претензий к Volkswagen – так сказать, химический состав негодования базируется на ряде неприятных веществ и соединений, которых в выхлопных газах должно быть как можно меньше. В их числе тяжелые металлы (особенно свинец и кадмий), бензапирен, оксиды азота, окись углерода и другие гадости, приводящие к множеству различных заболеваний, продолжительным мучениям и в итоге к неминуемой смерти. Достаточно прочитать полный список недугов, инкриминируемых автодельцам, как еще до ознакомления с результатами экологических тестов хочется заглушить мотор, оторвать от машины что-нибудь увесистое и пойти пешком на штурм ближайшего автосалона, чтобы все там раздолбить, начиная с циничных торговцев смертью.

На самом деле пешком никто, конечно, ходить не собирается. И в автосалоны – только пускать слюну вожделения по витрине, либо за овеществлением мечты. Если честно, то и переходить на более экологичные модели автотранспорта люди торопятся очень, скажем так, вдумчиво. Так что показатели показателями, и выхлопные газы, правда, вреда приносят очень много, но на уровне обывателей благородный гнев слегка гипертрофирован и лицемерен.

Толпа любит простые, понятные символы. Например, экологи уже охрипли доказывать, что искусственная елка на Рождество вреднее для природы, чем настоящая, потому что производство пластмассы ни разу не экологичный процесс (это еще мягко сказано). Или эти замечательные акции с выключением света на час (типа спасем планету аритмичными перегрузками электросетей, ага). Оцепления вокруг АЭС из людей с образованием в три класса воскресной школы, истерика по поводу «сатанинских» ГМО и генной инженерии, «защита детей» от прививок, – стоит только подкинуть в массы очередной «экологический» символ, как его тут же подхватят и понесут на руках куда скажут очередные манипуляторы.

Это не значит, конечно, что разумно игнорировать экологические нормы, нужно наплевать на контроль и задыхаться в городах от газообразных испражнений собственных машин. Здорово, что в Калифорнии, где VW вывели на чистый воздух, действуют такие строгие экологические нормы – а еще лучше, что они там правда соблюдаются, да еще столь внимательно. Вызывает уважение реакция европейских и прочих надзорных органов. Безусловно, с такими вопиющими нарушениями нужно бороться изо всех сил. Тут обсуждать нечего. Просто примерно каждый раз, когда очередной громкий скандал замешан на экологических претензиях, рано или поздно выясняется, что он не только вогнал виновных в миллиардные убытки (и поделом), но заодно лоббировал на похожую сумму интересы других контрагентов (просто повезло).

А еще часто оказывается, что совокупный ущерб, нанесенный мерзавцами, ничтожен по сравнению с совершенно законным и плановым ущербом вследствии других процессов. Например, рядом работает какой-нибудь целлюлозно-бумажный комбинат, который меланхолично сливает отходы в местное водохранилище – и никаких международных разборок, все тихо-спокойно, только рыбу там ловить нельзя, потому что леска в воде растворяется. Другими словами, наехали на Volkswagen по существу и за дело, тут без вопросов. Но есть мнение, что состав преступления, за которое их справедливо осуждает общественность, слабо связан с настоящими проблемами, которые теперь ждут всех нас (сюрприз).

Конспирологические версии

Тема настолько громкая и образцовая, что на этой плодородной почве начали расти теории в духе масонов, всяких заговоров и прочей ереси. Например, суммарный убыток от раскрытия махинации уже составляет порядка $25 млрд, вероятно, он будет больше с учетом всех дополнительных расследований, судов, выплат и особенно из-за сокращения рыночной доли VW. При этом вся дополнительная прибыль за годы выявленного подложного прохождения тестов на соразмерные «золотые горы» ничуть не похожа. Получается, руководство Volkswagen действительно могло быть не в курсе такой самоубийственной авантюры (зачем бы это им?).

Кто же тогда подвел процветающую корпорацию под удар? И зачем? Почему именно сейчас все обнаружилось? А что если вездесущие агенты США специально и заранее подложили свинью своим немецким партнерам, чтобы активировать информационную бомбу аккурат в момент сложных переговоров по каким-нибудь совершенно другим, неавтомобильным вопросам?

Или вот еще что – давайте вспомним, откуда колеса растут. Это же не много, не мало «народный автомобиль» Гитлера! Разработан по распоряжению фюрера на деньги нацисткой общественной организации. Приемочная комиссия первых VW состояла из сотрудников СС. Все, кто смотрел голливудские фильмы про фашистов, знают, насколько они коварны. Могли изначально предусмотреть и спланировать, а потом просто выжидали удобный момент.

Сейчас толпы беженцев штурмуют Европу, причем все настойчиво лезут именно в Германию. Напряженность в арийском обществе растет как никогда за очень долгое время. Осталось обострить конфликт, а потом внезапно найти правильных виновных – и добро пожаловать в новый рейх! Сплоченная нация со злорадными усмешками разъезжается по миру на своем народном автомобиле, нарочно газуя почаще на каждом чужеземном перекрестке.

Впрочем, тема серьезная, к сожалению. Зашутить ее не получится.

Мир держится на ниточках, и еще одна только что оборвалась

Экономика, политика, вообще все серьезные вещи на этой планете основаны на доверии. Помните, как Юрия Лужкова уволили «в связи с утратой доверия»? Это была одна из лучших, возможно, самая честная формулировка в истории HR. Все вопросы можно решить. Сломалось – починим. Растратили – заработаем. Фактически нет безвыходных ситуаций, всегда есть разные варианты для исправлений, улучшений и развития. До тех пор, пока люди доверяют друг другу. Как только эта хрупкая невидимая основа разрушается, все тут же идет вразнос.

Мы не осознаем, как много в жизни построено на доверии. Вот вы встаете утром, доверяя звукам будильника и показаниям часов – производитель смартфона и программисты не подвели, отлично. Открываете холодильник, который работает в заданном режиме и не бьет вас током, потому что его произвели как надо, и при транспортировке грузчики не надорвали силовой кабель. Достаете продукты, которые не отравлены и не испорчены, они прошли через сотни рук и организаций – все молодцы, сработали как надо, приятного аппетита. Закрываете дверь на ключ, доверяя разработчику замка, а может, ставите помещение на сигнализацию, доверяя охранной фирме. И так постоянно, всегда и во всем. Незнакомые парикмахеры стригут нас, угадывая заказ в мычании: «Эээ... ну примерно как было... чуть покороче, да». Мы с легкостью доверяем им свою внешность на ближайшие пару недель или месяц. Пилоты, которых мы вообще в глаза не видели, на самолетах с непонятным принципом летания несут нас сквозь облака в далекие дали, о которых мы прочитали в интернете. Там же с незнакомыми людьми или роботами через автопереводчик договорились о бронировании отелей, экскурсий, транспорта. Здесь за каждым словом доверия больше, чем у королевы, посвящающей очередного лесного гопника в рыцари короны. А медицина? Вы же лично не экзаменуете врачей, надо полагать? Скорее всего, даже не спросите у них диплом или лицензию. Речь идет о здоровье или жизни! Куда уж серьезнее. Мы всем доверяем, слепо и безоговорочно.

Точно так, на доверии, построена вся финансовая и политическая система. Работа давно уже не просто разделена на виды деятельности и оптимизирована в виде синхронизированных процессов. Все зашло гораздо дальше. Средний человек, как правило, вообще не подозревает о том, что именно и зачем конкретно он делает для получения зарплаты. Более того, принцип «Разделяй и властвуй» реализован так блестяще и подробно, что и те, кто ставит задачи, обычно тоже не в курсе подробностей. Общую картину видят единицы – и даже им приходится опираться на доверие к итоговым отчетам и обобщающим концепциям, потому что вникнуть лично во все детали абсолютно нереально.

Доверие пронизывает все, оно давно стало основой и во многом – главным содержанием. Взять те же деньги, что это такое? Цветная бумага, настоящая стоимость которой прекрасно ощутима в странах с подорванным доверием к национальной валюте. Акции, ценные бумаги, фондовый рынок в целом – дистиллят доверия, там вообще ничего нет, кроме ожиданий и обещаний (как правило, ложных, но это сути не меняет).

Финансовые кризисы происходят не потому, что неожиданно заканчиваются ресурсы, или технологии, или потребности в товарах и услугах. Ничего подобного. Все то же самое на тех же местах, просто доверие снизилось – и вот кредитные линии закрываются, дебиторы в ужасе, кругом расходятся концентрические волны паники – это «всего лишь» недоверие. Если процесс упустить, следствия ошеломительно катастрофичны и превосходят любые механические подсчеты на калькуляторах.

Вот что произошло с этими злосчастными тестами и выхлопами. Кто-то задыхался постоянно, по улицам было не проехать потому что все завалено трупами – начали искать, в чем причина, обнаружили – теперь оштрафуют или посадят виновных, и все наладится? Как бы не так!

Проверяй, но доверяй

Только в комиксах добро торжествует в момент расправы над главным злодеем. В реальной жизни все гораздо сложнее и путаннее. Будем надеяться, что спланированное преступление, с помощью которого кто-то пытался осознанно навредить здоровью миллионов людей, безнаказанным не останется. А что дальше?

В состав концерна Volkswagen входит целая линейка брендов: Porsche, Lamborghini, Bentley, Bugatti, Skoda, Audi, Seat, MAN. Это крупнейший производитель в мире, ежегодно выпускающий около 10 млн автомобилей. В том числе грузовиков, автобусов и различной специальной техники. Сотни компаний, 600 тыс. сотрудников. Среди акционеров – сама Германия, между прочим – целиком, в виде государства. Сложно оценить количество людей, компаний, финансовых и других структур, которые косвенно оказались вовлечены в этот обвал. Никто из них, надо полагать, не принимал участия и даже не подозревал о махинациях. Тем не менее, убытки понесут все.

В одном только Volkswagen Financial Services занято более 5 тыс. человек, которые оперируют десятками миллиардов евро в десятках стран мира. Это даже не немецкая проблема, и уже не только европейская. Например, Volkswagen Group принадлежит ощутимый пакет акций японской Suzuki Motor Corporation. Таких международных связей множество, мы живем в глобальном мире. Автопром тесно интегрирован с большинством отраслей, и не только технологических. Через второй, третий уровень связей влияние масштабных событий будет ощутимо очень далеко от эпицентра, практически повсеместно.

Получается, что из-за нескольких единичных уродов во всем мире снизится суммарное взаимное доверие. То есть, на самом деле наказание ждет не только плохих, а вообще всех без разбора, оптом. И это не разовые убытки. Наоборот, они системные и очень долгоиграющие.

Когда Бернарда Мэдоффа поймали на финансовых махинациях, тоже был шок. Подумать только, бывший председатель совета директоров Nasdaq! Это же вершина вершин. Многолетние подтасовки отчетов и подложные аудиты надолго обеспечили молчание Федеральной комиссии по ценным бумагам. А потом грянул гром – и его слышно до сих пор, хотя пик пришелся на 2008 год. Гм, знакомое число... Ничего не напоминает? Да это же мировой финансовый кризис. Вот так совпадение. Тогда многие запомнили урок, и финансовый климат заметно изменился. Потеря $50 млрд, которую понесла компания Мэдоффа – пустяк по сравнению с теми колоссальными тектоническими сдвигами, которые начались из-за этой и нескольких похожих историй. Инвесторы утратили доверие к структурам и организациям, прежде считавшимися столпами надежности.

Сейчас похожая спираль из падающих костяшек домино начинает разворачиваться вокруг Volkswagen. Это очень неэкологично прозвучит – но уже неважно, кого и на какие суммы или сроки там накажут. Важно, что пройдена еще одна веха недоверия. На этот раз к самому что ни на есть реальному сектору, и там, где никто не ожидал масштабного подвоха. Еще несколько таких поворотов в тупик поглубже, и будет окончательно не до шуток.

Источник фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

Доверие это тоже товар.
В WV кто то не смог или не захотел выкупить депозитарные расписки по данному товару, и вот итог.
Не согласен с автором что все потеряют. TOYOTA почти не использующая собственные дизели, думаю выиграет, Приусы пойдут ещё лучше везде, а в Америке Volt.

Вопрос в том что сейчас всё больше вещей можно проверить, есть кому проверять.
Например насколько вредны ТЭЦ? И от чего там больше вреда от сажи, вредных металов, CO2 или радиоктивных изотопов.

Да никто не толком не сравнивал, просто их назначили самими грязными из всех поставщиков энергии и всё, хотя современные ТЭЦ даже шлака не оставляют.

Так что никакого глобального кризиса доверия пока не предвидится, просто процессы становятся более прозрачными.

Генеральный директор, Тольятти

«Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте, сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет. Это всеобщий естественный закон.». Ломоносов М.В., Полное собрание сочинений, Том 3, М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952 г., с. 383.

Упавшее к VW доверие перетекло в CARB и EPA. Ушлые маркетологи Toyota и пр. могут попытаться откусить себе немного.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Всё абсолютно верно - руководство фольксваген занималось мошенничеством, но виновата в этом Америка. По другому последние года два просто не бывает.

Директор по маркетингу, Тула

про доверие очень точно сказано, вот если я не вижу доверия к маркетингу (и моей работе) уже на собеседовании, я не пойду работать в такую компанию

Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

"про доверие очень точно сказано, вот если я не вижу доверия к маркетингу (и моей работе) уже на собеседовании, я не пойду работать в такую компанию"

Ой ли, вот уже доверие пошатнулось :-)
Думаю, тут скорее как в старом анекдоте про ночь с Английской королевой.

Нач. отдела, зам. руководителя, Курск

Кризис доверия — нематериальная, невидимая сущность, самая неконтролируемая, стало быть. В данном случае будет углубление кризиса, вряд ли что-то худшее. А вот что будет, если не придать этому должного значения? Экономика и так порочна (одно печатание денег чего стоит), низам нельзя фокусничать!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.