Экономические санкции: в чем польза и в чем вред?

Ирина Силачева, Executive.ru

Россия традиционно существует в парадигме догоняющего развития. Формирование отечественной технологической базы опирается на импортные технологии: элементную базу, программное обеспечение и т.д. При этом источником передовых технологий часто служат оборудование и наработки иностранных государств. Степень зависимости российской промышленности от зарубежных технологий высокая, при этом она рознится от отрасли к отрасли.

инновации

В ближайшие годы не стоит ожидать бурного развития отечественных технологий, констатирует Марина Липецкая

«Центр стратегических разработок «Северо-Запад» изучал ситуацию в области инженерного программного обеспечения и зафиксировал зависимость от иностранных разработок на уровне 70-90%. В то же время Министерство промышленности и торговли анализировало высокую зависимость от зарубежного оборудования и технологий в нефтегазовой и авиационной отраслях. И это не только технологии, но и комплектующие. Стоит задача снизить долю импорта в этих сферах до 43% к 2020 году. То есть имеет место фронтальная зависимость от технологий в большом количестве отраслей», – поясняет Марина Липецкая, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». – Для отдельных компаний сейчас вопрос стоит остро. Руководство этих компаний вынуждено увеличивать импорт, наращивать запасы, резервировать запчасти, чтобы не остановить деятельность».

Вместе с тем, по словам Липецкой, Россия пока не находится в ситуации тотальной изоляции настолько, чтобы массово стояла проблема остановки действующих производств. Технологическое эмбарго не объявлено. «В целом сейчас у компаний есть окно возможностей, когда можно и нужно экстренно провести техническое перевооружение. Для компаний таких отраслей, как нефтегазовая, это вопрос первостепенной важности. Необходимо принимать экстренные меры, иначе они не смогут выполнять обязательств перед своими партнерами», – предупреждает эксперт.

По сути, у каждой технологической компании сейчас должен быть собственный план и программа импортозамещения. Однако реализовать их на практике – задача непростая.

Авиация: положительное влияние санкций

Санкции, как и любое ограничение, оказывают давление на бизнес, в этом смысле их трудно назвать благоприятным фактором. Однако немало компаний в России склонны воспринимать ограничения как источник роста и расширения своих возможностей и рынков. «Сиюминутный эффект от санкций для нас, скорее, положительный: объем закупок нашей продукции на внутреннем рынке вырос на 15%. По итогам года этот показатель может увеличиться до 35%, — говорит Вадим Смирнов, генеральный директор компании «ТАВ» (ранее – «Транзас Авиация»). — В отрасли, в которой работает компания «ТАВ», сейчас происходит качественный и количественный скачок в области инноваций. И хотя санкции в принципе не лучший стимул, он, очевидно, работает, и я надеюсь, что это окажет положительное влияние на развитие инновационных отраслей нашей экономики.

Сегодня в нашей экономике действительно есть определенная зависимость от западных технологий. Но это не такая зависимость, без которой наши производства не смогут существовать. Тут, скорее, имеет место инертность в мышлении и процессах, порожденная установкой на закупку существующих технологий, вместо того чтобы развивать собственные. Сейчас эта деструктивная установка, к счастью, не работает, и это даст толчок российским компаниям находить собственные решения и конкурировать с Западом. Тем более что это вполне возможно!», – убежден Вадим Смирнов.

Патентного бума ожидать не стоит

Продление санкций не сможет затормозить развитие компаний, при условии, что в России будут предприняты серьезные и системные меры по стимулированию развития отечественных высоких технологий. Предприниматели убеждены, что импортозамещение не стоит рассматривать как конечную цель: российские предприятия и промышленность в целом должны быть конкурентоспособными вне зависимости от текущей геополитической ситуации.

По мнению Марины Липецкой, одним из решений в условиях санкций должна стать концентрация ресурсов и усилий нескольких компаний или даже отраслей и направленные усилия на развитие строго определенных технологий. «Россия не является пионером во многих отраслях. Мы находим сложившиеся технологии и практики, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные. Преодолеть эту инерцию будет довольно сложно, тем более что даже на заимствование технологий традиционно тратились большие ресурсы. Теперь необходимо имеющиеся ресурсы сфокусировать и определить, что можно заимствовать с наибольшим эффектом и целенаправленно инвестировать именно в такие технологии», — отмечает эксперт.

Одним из ресурсов такого технологического рывка могут стать традиционно высокие в России затраты на НИР И НИОКР. По данным различных рейтингов, они соответствуют многим мировым показателям. При этом для России характерна низкая активность частного бизнеса в инновационной сфере. «Майские указы» 2011 года Президента РФ Владимира Путина направлены на увеличение участия бизнеса в НИР и НИОКР, но показатели не достигнуты. «Этот разрыв трудно преодолеть, так как ограничение на развитие технологий сопровождается ограничением на привлечение капитала, открытие дополнительного финансирования. Компаниям придется перекраивать бюджет и выделять деньги. Собственные разработки — это небыстрый процесс. С момента открытия прикладной исследовательской линии до регистрации патента и получения результата проходит в разных секторах от трех до семи или даже 10 лет. Этот цикл не укладывается в один год. Поэтому в ближайшее время ожидать бурного развития технологий или патентного бума не стоит», — считает Марина Липецкая.

Однако частный бизнес оценивает свои возможности более оптимистично: «Новые российские технологии в таких сферах, как авиационное приборостроение или тренажерная техника, могут быть внедрены очень быстро, — считает Вадим Смирнов. — В России есть современные, качественные продукты и решения, как минимум, не уступающие по своим эксплуатационным свойствам западным образцам. Вопрос лишь в принятии правильных системных решений, в том числе и на уровне государства. По некоторым видам продуктов отечественные компании уже сейчас не только перестали закупать иностранные технологии, но и начали поставлять отечественные технологии на зарубежные рынки. Это касается не только нашей компании, но и отрасли в целом. Мы уже сейчас поставляем наши решения за рубеж не только в составе самолетов и вертолетов, но и как самостоятельные продукты. В этом смысле санкции нам на пользу», — говорит Вадим Смирнов.

Компании РФ стали чаще выходить на зарубежные рынки

Ассоциация инноваций и развития отмечает, что инновационная активность частных компаний за год с момента введения санкций выросла на 18%, а государства – на 25% в денежном выражении. Положительные тенденции отмечают и представители структур, которые помогают российским компаниям выходить на международные рынки.

Российские компании, действительно, стремятся увеличить присутствие на иностранных рынках, отмечает Вилле Паасонен, представитель Mitksei Oy по технологиям и инновациям в Санкт-Петербурге и СЗФО. По его словам, количество компаний, которые обращаются за консультациями с целью создать филиалы или отдельные юридические лица на территории ЕС, в последнее время выросло. И это связано с активизацией деятельности компаний. Они почувствовали ослабление конкуренции и наращивают производство. В первую очередь, речь идет о компаниях, производящих продукцию двойного назначения.

«У российских компаний, безусловно, есть возможности забрать некоторую долю иностранных рынков высокотехнологичной продукции. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с компаниями, которые сейчас доминируют на рынках. Это, прежде всего, цена. Во-вторых, я вижу в России немало компаний, которые готовы к тому, чтобы конкурировать не только ценой, но и качеством продукции. Хотя, надо признать, существуют внешние препятствия, такие как слишком длинная цепочка по таможенному оформлению, по денежным взаиморасчетам между странами. Однако при прочих равных условиях российская продукция имеет неплохой успех на зарубежных рынках», – считает Вилле Паасонен.

инновации

На европейских рынках интерес к отечественным производителям падает, отмечает Максим Баланев, зато открываются хорошие перспективы в Азии

Максим Баланев, исполнительный директор корреспондентского центра «Евро Инфо» в Санкт-Петербурге, также отмечает возрастающий интерес российских высокотехнологичных компаний к иностранным рынкам. По его данным, число таких компаний, по сравнению с 2014 годом, выросло на 20%. «Это преимущественно производители различных приборов, условно говоря, от спектрометра до высокоточного лазерного оборудования. Из-за падения рубля по отношению к евро и доллару упала стоимость этой продукции. Компании пытаются воспользоваться этим преимуществом, — говорит Максим Баланев. — Насколько тепло иностранные рынки принимают российские компании? Мы проводили замеры, которые подтверждают наши ожидания. Интерес европейских рынков к нам падает. Поэтому компании смотрят на Ближний Восток, Юго-восточную Азию, Африку, Южную Америку. Положительный момент в том, что у России в этих странах имидж лучше, а у нашей продукции не так много конкурентов».

Что дальше? Два сценария

Тем не менее, санкции и в целом ухудшение международной обстановки — это вызов, с которым в новейшее время ни компании, ни государство еще не сталкивались. Каким будет ответ на этот вызов? По мнению Марины Липецкой, существуют, как минимум, два сценария развития событий.

«Негативным возможным последствием введения санкций может стать снижение требований к качеству технологической продукции. Из-за недоступности новых технологий предприятия могут продолжать пользоваться старым оборудованием, например двигателями старого поколения, и не будут переходить на новую технологическую платформу, что еще больше увеличит отставание России от передовых держав.

Позитивным сценарием развития технологий в условиях санкций была бы внутригосударственная и международная кооперация со странами, сохраняющими партнерские отношения с РФ. Кооперация помогла бы возместить недостающие ресурсы и обеспечить переход на новую технологическую платформу. Создание государственных корпораций, объединяющих ключевые предприятия отрасли, свидетельствует о движении именно в этом направлении», — считает Марина Липецкая.

Источники фото: csr-nw.ru, start-business.ru

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Мы же не страдаем от санкций- это ОФИЦИАЛЬНАЯ точка зрения...

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Сергей Алейников пишет: Мы же не страдаем от санкций- это ОФИЦИАЛЬНАЯ точка зрения...
Да мы не просто не страдаем - мы ими наслаждаемся.
Генеральный директор, Москва

А может еще что-нибудь отхватить?
Вот разовьемся-то!
:-)

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Леонид Сохор пишет: А может еще что-нибудь отхватить?
Да в Европе почти ничего не осталось сакрального, а вот референдум на Аляске среди местного населения провести стоит ;)
Аналитик, Москва
''Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом… Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок. Сова приложила ухо к груди Буратино. - Пациент скорее мертв, чем жив, — прошептала она. Жаба Прошлепала большим ртом: - Пациент скорее жив, чем мертв… - Одно из двух, — прошелестел Народный лекарь Богомол, — или пациент жив, или он умер. Если он жив — он останется жив или он не останется жив. Если он мертв — его можно оживить или нельзя оживить. Девочка всплеснула хорошенькими руками: - Ну, как же мне его лечить, граждане? - Касторкой, — квакнула Жаба. - Касторкой! — презрительно захохотала Сова. - Или касторкой, или не касторкой, — проскрежетал Богомол''(с).А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» В ролях: Буратино - Экономика России; Артемон и Девочка - субъекты Экономики России; ''Граждане'' (эскулапы) - Эксперты из статьи.
Аналитик, США

''Больше года Россия живет в условиях санкций. Как они влияют на высокотехнологичные секторы экономики? Что будет, если разрыв партнерских отношений с Западом углубится? Анализируем ситуацию вместе с экспертами.''

Очень обобщённый анализ ,так и не дающий ответа на поставленные вопросы.
Понятно ,что краха экономики не будет,отдельные предприятия и отрасли
могут даже улучшить показатели работы ( производство и сбыт сельхозпродукции ),
но в целом будет снижение уровня производства и жизни .
Расчитывать на прорыв в высокотехнологических секторах не приходится ,так
как ''длинных денег '' и подьёмных кредитов нет.То ,что можно урвать из
бюджета ,разделят свои ,а не самые достойные...
Указом не поднимешь за три года станкостроение и не прикажешь самолётам
не падать .
Индикативного плана развития на предстоящий период нет,одни общие слова.
Кто,как и на какие средства обеспечит технологический прорыв ?(отрасли,предприятия,персоны)
Прожекты,модельки...не проходят...Открытое обсуждение проектов госфинансирования.

Сначала Китай поднимался на наших технологиях,теперь мы будем несколько лет
работать на его станках и электронике догоняя Запад.

Ценное в статье то ,что эксперты дают хотя и обобщённую ,но обьективную
картину,в отличие от ура-патриотов не желающих видеть реалии.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.