Природа управления, или Почему менеджмент не всегда работает

Управление – сложная вещь. Вокруг того, как управлять людьми, создано много теорий и даже иногда практик. В менеджменте широко обсуждается вопрос: «Какой руководитель лучше – авторитарный или демократичный

Иногда приводят и некий третий и четвертый варианты руководителя, но все это обсуждение и такое количество управленческих теорий объясняется всего лишь тем, что менеджмент рассматривает человека как существо социальное и, следовательно, всегда следующее своим социальным программам.

Как же было бы просто и хорошо, если бы это было так на самом деле!

Но любой руководитель даже с самым маленьким опытом управления и, кстати, именно такой руководитель чувствует это на себе больше всего, может подтвердить простую вещь: менеджмент работает не всегда!

Возникает вопрос: почему так происходит?

Это связанно с тем, что человек – это социобиологический феномен, и классический менеджмент знает как работать только с социальной частью человека, а вот с биологической частью он работать не умеет…

Но это не значит, что менеджмент бесполезен. Нет, ни в коем случае. Просто, чтобы менеджмент начал работать, надо, прежде всего, отключить биологическое в поведении людей определенного типа.

А сделать это можно только тогда, когда знаешь, что это такое.

Именно этому и будет посвящена эта статья.

Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос, если человек – это социобиологический феномен, то чего в нем больше социального или биологического?

Правильно, все зависит от ситуации!

Но при этом, биологическое оказывается сильнее, и только удовлетворив его, человек может быть социальным в полной мере.

Мы можем думать о высоком, только когда сыты, а иначе мысли о высоком путаются и опускаются на тему голода.

Как это связано с управлением?

Когда вы становитесь руководителем в новой компании или, что еще сложнее, подымаетесь по служебной лестнице в своей компании, вы сталкиваетесь с иерархией.

И эта иерархия имеет свои законы, которые важно знать, чтобы стать настоящим лидером, а не формальным начальником.

В каждой иерархии есть своя жесткая система, где на самом верху доминант (только один), ниже субдоминанты (может быть больше двух) и все остальные. На самом дне иерархии находятся «подонки», это не оскорбление – это такая роль в иерархии, кстати, очень важная для выживания иерархии.

Особенность иерархии в том, что она есть везде, где собирается больше одного человека, она есть у вас на работе, есть в вашей семье, есть среди друзей, везде. И это абсолютно нормально.

Но не везде она имеет четко выраженную жесткую структуру. Чем меньше социальная среда, и чем меньше жизненного ресурса, тем иерархия жестче, тем более она выражена.

Самая жесткая иерархия в тюрьме, армии и у криминала.

Если же нет внешнего давления среды (дефицит каких-либо ресурсов), то иерархия не проявляется жестко, но она есть везде, это способ существования нашего вида.

Если же возникают внешние или внутренние проблемы, иерархия проявляется. То есть иерархия проявляется во время стресса.

Приход нового руководителя или назначение сослуживца на должность руководителя – это стресс.

Стресс потому, что нарушается привычный мир и непонятно, что ожидать от нового руководителя. И тут люди, которые были до этого очень социальны, могут начать вести себя очень биологично, то есть по законам иерархии и в соответствии со своей примативностью.

Тут надо дать определение понятию примативности, потому что в интернете ходит много неверных трактовок этого термина, его отождествляют с понятием дикости и тому подобной глупостью, типа повышенной волосатости.

Примативность – это способ поведения человека в состоянии стресса.

Это генетическое свойство, которое не меняется в течение жизни, это данность, как цвет волос – как бы мы не красились, свои волосы себя проявят. То же самое и с примативностью, она никуда не исчезает в течение жизни, поэтому надо понимать свою примативность и уметь с ней работать.

Примативность – это не плохо и не хорошо, это данность

Всех людей условно (в биологии не бывает жестких норм) можно разделить на людей высокопримативных и низкопримативных.

В нормальных стабильных условиях эти люди мало чем отличаются друг от друга, все ведут себя социально. Но с возникновением стресса примативность проявляется.

Именно с этим связанно изменение в поведении людей в 90-ые годы, у некоторых просто проявилась примативность.

Как отличить людей с разной примативностью?

  • У высокопримативных людей в состоянии стресса биологическое начало преобладает над социальным.
  • У низкопримативных людей в состоянии стресса социальное начало преобладает над биологическим.

Разная примативность – это всего лишь два разных способа работать с агрессией.

  • Высокопримативные люди умеют работать с агрессией. Вы на них накричали, они накричали в ответ. И все.
  • Низкопримативные люди не умеют работать с агрессией. Вы на них накричали, они промолчали.

Это очень важно понимать руководителю!

Тут необходимо отметить, что 100% высокопримативный человек или 100% низкопримативный – патология.

Это как две крайние точки, между которыми находится примативность у каждого из нас.

Зачем все это знать руководителю?

При стрессе в иерархии проявляется примативность. Как вы думаете, где находятся в иерархии люди с высокой примативностью?

Правильно, наверху – субдоминанты, и, как ни удивительно, в самом низу – «подонки», это тоже высокопримативные люди.

Низкопримативные люди составляют весь центр иерархии. Иногда в жестких иерархиях они могут быть на дне, но они никогда не являются подонками, социальное у них слишком сильно, на дно их могут столкнуть «подонки».

Так вот, когда приходит новый руководитель, то есть доминант, в иерархии возникает стресс, потому что неясно, что будет, и поэтому люди начинают вести себя примативно.

Люди с низкой примативностью, у которых социальное «Я» сильнее биологического, принимают нового руководителя, потому что это социально. С ними у вас никогда проблем не будет, вам не нужно им доказывать, что вы – доминант. Вы – начальник, и им этого достаточно.

А вот люди с высокой примативностью проявят себя по-другому, вы должны доказать им, что вы – доминант.

Так как у высокопримативных людей в стрессе сильнее биологическое начало, то и доказывать свою доминантность вы должны биологически, то есть показать, что вы сильнее.

Нет, бить никого не нужно, это глупо, и к настоящему руководителю никакого отношения не имеет.

Вы должны показать, что вы здесь главный, а значит, только вы можете наказывать или поощрять.

Кстати, именно поэтому, когда вы становитесь руководителем, высокопримативные люди саботируют ваши приказы, они ждут от вас реакции, как от доминанта, то есть наказания.

Поэтому никакие мягкие меры и тем более слова (социальный инструмент, очень действенный для низкопримативных людей), тут не работают. Вы столкнулись с биологическим, оно понимает только «силу», поэтому так важно наказать тех сотрудников, что не выполнили ваши указания. Вы делаете это для них, чтобы они поверили, что вы – доминант, и что все в иерархии хорошо и можно расслабиться.

Наказанием вы отключаете примативность.

Вы снимаете у них стресс и возвращаете опять в социальную жизнь.

Но наказание должно быть обоснованным и адекватным, и, главное, понятным всем членам коллектива (иерархии), таким образом, вы задаете новые правила игры: что можно, а чего нельзя, и что будет за невыполнение, а еще важнее, что будет за выполнение указаний.

Важно задать не только отрицательное подкрепление иерархии – чего нельзя делать, но и самое главное, что можно делать, то есть положительное подкрепление.

Я это пишу в большей степени, для низкопримативных руководителей. Высокопримативный руководитель это знает интуитивно, для него не возникает проблемы с наказанием подчиненного за дело, а вот низкопримативному, как человеку с сильной социальной стороной личности, бывает очень сложно наказать подчиненного.

Не надо бояться: наказывая, вы помогаете человеку вернуться в социальную жизнь, отключаете его примативность.

И еще один момент, который важно учитывать.

Как хвалить и как наказывать людей с разной примативностью?

Высокопримативных: хвалим – индивидуально, ругаем – публично.

Но низкопримативных: хвалим – только публично, ругаем – только индивидуально!

Я понимаю, что ругать публично – это плохо. Но если мы поругаем высокопримативного человека наедине, он этого может не запомнить и даже отрицать. А если мы публично поругаем людей низкопримативных – мы тем самым очень сильно ударим по очень хрупкой самооценке.

Низкопримативный человек сам себя съест, не надо по нему из танка, он и так все поймет!

И в заключение, еще один момент: хотя примативность нам дается при рождении, важно работать с ней:

  • Высокопримативным научиться быть менее агрессивными.
  • Низкопримативным – научиться быть более агрессивными, отстаивать себя.

Примативность – это не хорошо и не плохо, это часть нас. Высокопримативные люди изменяют мир к новому, они продвигают новые идеи! Низкопримативные – делают мир удобным для жизни, они лучшие реализаторы и исполнители.

Вместе получается синергия.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
IT-менеджер, Новосибирск

Спасибо за статью! Весьма познавательно!

''А если мы публично поругаем людей низкопримативных – мы тем самым очень сильно ударим по очень хрупкой самооценке.''

Если ли какая-то корреляция высокопримативности с самооценкой, ''альфа-самцами''?
Можно ли сказать что люди с высокой самооценкой скорее всего высокопримативны? А у людей с низкой самооценкой высокопримативность подавляется социальными нормами?

Менеджер, Санкт-Петербург
пишет: Вы накричите на них, они накричат на вас. Им надо доказать, что вы – сильнее, вы – лидер, вы – доминант.
Вроде посыл к социологи у статьи правильный, вот только относительно психологии реализации этого посыла
Михаил Боднарук пишет: Я понимаю, что ругать публично – это плохо.
Второй конец этой палки [ругани] бьет сильнее... особенно по кричащему... Крик/ор/ругань это демострация не силы, а слабости... Криком/ором/ругонью свое лирество не установить, максимум что взможно привлечь внимание к кричащему и только... кричащего очень плохо слышно... Второй аспект этой ругани --- высокопримативные востаналиваются после стресса от крика около месяца, низкопримативные -- от трех месяцев ... Публичная ругань руководителя на подчинненых при кажущейся демострации своего лидерства, ничего кроме демострации противоположного не несет и выбивает подчиненных из рабочего ритма как минимум на месяц... Но если лидер испытвает кайф от ора, то пусть ни в чем себе не отказывает...
Юрист, Москва
Александр Воробьев пишет: Второй конец этой палки [ругани] бьет сильнее... особенно по кричащему... Крик/ор/ругань это демострация не силы, а слабости... Криком/ором/ругонью свое лирество не установить, максимум что взможно привлечь внимание к кричащему и только... кричащего очень плохо слышно...
В статье не написано про то, что обязательно нужно кричать на подчиненных. Ругать можно и без крика, и часто это куда эффективнее. Но в реальной жизни действительно есть люди, которые не сотрудничать с новым начальником хотят, а заняться выяснением ''кто круче''. Я лично с такими в любом более или менее крупном коллективе сталкивалась. И именно этих товарищей и нужно уметь, как пишет автор, социализировать. И в этом деле просто логики и правильных аргументов в спокойном разговоре не достаточно. Хочется того или нет, но придется включать в общение эмоции с тем, чтобы именно на эмоциональном уровне сотрудник понял, что вас стоит уважать. Опять же эмоции -- это не обязательно крик, и уж точно не истерика. Важнее общий посыл, который выражается в мимике, жестах, тоне голоса. Автору -- спасибо за статью! Понравилось, что Вы использовали разделение на высокопримативных и низкопримативных.
Генеральный директор, Санкт-Петербург
Александр Воробьев пишет: Крик/ор/ругань это демострация не силы, а слабости...
Мне кажется, все-таки ругать и кричать это разные вещи. Я согласен, что крик - признак слабости, но ругань (публичное наказание) без крика - ни в коей мере не слабость.
Генеральный директор, Санкт-Петербург
Виталия Фончикова пишет: В статье не написано про то, что обязательно нужно кричать на подчиненных.
Вы меня опередили :)
Менеджер, Санкт-Петербург
Виктор Платонов пишет: Я согласен, что крик - признак слабости, но ругань (публичное наказание) без крика - ни в коей мере не слабость.
Виктор В русском языке значение слова ''Ругать'' не тождественно с публично наказывать.... Значение слова Ругать по Ефремовой: Ругать - 1. Обзывать грубыми, бранными словами. 2. Порицать в грубых и оскорбительных выражениях. Значение слова Ругать по Ожегову: Ругать - Грубо бранить
Виктор Платонов пишет: Виталия Фончикова пишет: В статье не написано про то, что обязательно нужно кричать на подчиненных. Вы меня опередили :)
В статье накзывать, подчиненных только как ругать публично или наедине Меня больше всего удивила связь в статье и в ваших словах ругать и наказывать.... Вы сможете так ругать любого человека, чтобы это им вопринималось речь как без крика? Даже менторский тон учителя практически любым учеником воспринмается как ор... Тем более порицание, брань, ругань от более старшего по иерахии... И чтобы ругань не вопринималась как крик для практически всех кто прошел советскую/российскую школу, надо проводить специальные психологические тренниги... P.S. в Советской практике на опредееленных уровнях управления предшествующая публичная ругань на подчиненных компенсировалась фуршетом/банкетом для них...
Руководитель проекта, Москва
Ирина Касимкина пишет: Если ли какая-то корреляция высокопримативности с самооценкой, ''альфа-самцами''? Можно ли сказать что люди с высокой самооценкой скорее всего высокопримативны? А у людей с низкой самооценкой высокопримативность подавляется социальными нормами?
Ирина, спасибо! Тут есть связь с примативностью и с Самоуверенностью, но по-настоящему и по-хорошему самоуверенны, то есть не требуют для доказательства своей значимости, люди высокопримативные ''сверху иерархии''. Люди высокопримативные ''снизу иерархии'' в себе неуверенны и именно поэтому им для ощущения собственной значимости важно подавлять других. Люди ''низкопримативные'' могут быть не так уверенны в себе, они во многом сомневаются и поэтому их самооценка может быть подвижной, именно поэтому руководителю НЕЛЬЗЯ эту самооценку публично пинать.
Руководитель проекта, Москва
[
Виталия Фончикова пишет: Опять же эмоции -- это не обязательно крик, и уж точно не истерика. Важнее общий посыл, который выражается в мимике, жестах, тоне голоса.
Виталия, абсолютно ТОЧНО! Именно общий посыл, дает понять высопримативному сотруднику, что перед ним Главный. Крик, это инструмент слабости, а не силы. Мы просто бывает очень долго себя сдерживаем надеясь, что наказывать не надо будет и человек сам все поймет, и поэтому уже когда накопилось срываемся. Просто понимая, что стоит за поведением такого ''провокатора'' мы можем не ждать чуда, а дать человеку то, что ему надо, и все будут счастливы!
Генеральный директор, Санкт-Петербург
Александр Воробьев пишет: Значение слова Ругать по Ефремовой: Ругать - 1. Обзывать грубыми, бранными словами. 2. Порицать в грубых и оскорбительных выражениях.
Александр, в быту я склонен придавать все-таки другое значение этому слову. Вы ребенка ругали когда-нибудь? Ни бранных слов, ни оскорблений там нет...
Менеджер, Санкт-Петербург
Виктор Платонов пишет: Александр, в быту я склонен придавать все-таки другое значение этому слову.
Ваше право...
Виктор Платонов пишет: Вы ребенка ругали когда-нибудь? Ни бранных слов, ни оскорблений там нет...
Ругал, это была вынужденная мера, демострация (для другого человека) порицания неадекватных (с точки зрения этого другого человека) действий ребенка с последующим подробным разбором с этим ребеноком этой ситуации... чистый PR в плоскости ''так надо'' и анализ в плоскоти '' как есть'' в объектом порицания... Кстати в цивилизованном мире, в отличие от России, ругать своего ребенка (тем более публично) считается ювенальным и уголовно наказуемым преступлением... Что есть наказание особый разговор... Пусть автор статьи это перетирает очень в тему, ругаться это выражаться командным (он же матерный) языком... :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.