Вот уже третье лето становится жарким для директоров по развитию многих ведущих компаний. По быстро установившейся традиции, в это время начинается прием заявок на участие в кубке производительности имени Алексея Гастева – ежегодном турнире, определяющем наиболее эффективные менеджерские команды.
Идея кубка зародилась в конце «нулевых» годов, когда в обществе стала обсуждаться тема низкой производительности труда в российских компаниях. В целом по экономике этот показатель практически не растет, тогда как компании-лидеры в развитии производственных систем показывают динамику роста 20-100% ежегодно – и не разово, а устойчиво на протяжении нескольких лет. Например, обладатель кубка Гастева 2011 года «ТМС-Групп» таким образом нарастила производительность за пять лет в 2,6 раза.
Понятие «производительность» – многоплановое. При его анализе надо сфокусироваться на глубинных факторах, которые и формируют уровень глобальной конкурентоспособности. Применяя системный подход, через «пять почему» мы неминуемо придем к пониманию того, что первоосновой и источником устойчивого роста является культура управления – процессами, персоналом. Предприятия, где эта культура системно развиваются, отличает высокий уровень развития производственных систем, там активно осваивается методология бережливого производства. И именно такие компании устойчиво превышают даже первоначально амбициозную планку в динамике производительности. Проблема в том, что компаний таких в стране не более пяти.
Мы знали по собственному опыту, что ключевое отличие этих компаний – в системах управления, в менеджменте. Мы также знали, что именно эти компании на порядки превышают «среднюю температуру» по отрасли в части производительности и реализуют гораздо большие инновационные и инвестиционные возможности, чем в среднем по стране. Но знает ли об этом страна? Знают ли об этих возможностях руководители и собственники? На что ориентироваться реформаторам производства в XXI веке?
Нужен институт признания лидеров производительности. За рубежом такой институт существует уже четверть века. Премия имени Сигео Синго, названная в честь знаменитого японского инженера-новатора и соавтора (вместе с Тайити Оно) Toyota Production System, вручается за достижения в организации производства и достижении качества продукции – как компаниям, так и отдельным персонам. Ее иногда называют «нобелевкой» для производственников. Почему бы не создать национальный аналог этой премии? Тем более, что нам есть на кого ориентироваться. Более 80 лет назад наш соотечественник Алексей Гастев во многом опередил свое время, создав ряд научных работ по оптимизации и повышению производительности труда. Возглавляя Центральный институт труда, он, по существу, стал вровень с такими фигурами, как Фредерик Тейлор и Генри Форд. Его именем мы и решили назвать кубок.
В последние 10-12 лет стал формироваться круг людей, которые смело шли на внедрение новых инструментов управления производством в своих компаниях. Их не удивишь словами «лин», «кайдзен», «шесть сигм» и пр., они весь этот инструментарий попробовали живьем, собственными руками. И убедились, что он дает результат. Причем результат этот может быть весьма быстрым, а при правильном употреблении – еще и устойчивым, и воспроизводимым. Из числа как раз таких людей, воодушевленных новыми идеями и открывающимися возможностями, и было образовано Межрегиональное общественное движение «Лин-форум. Профессионалы бережливого производства», число участников которого сегодня превысило полторы тысячи. Наблюдательный совет возглавляет Джеффри Лайкер, гуру менеджмента, профессор Мичиганского университета, автор делового бестселлера «Дао Тойота». Кстати, он приедет на VIII российский «Лин Форум», проведет в его рамках обучающее мероприятие и вручит кубок победителю.
Наблюдательный совет формируется из числа руководителей российских компаний, представителей органов власти, преподавателей учебных заведений, внесших вклад в повышение эффективности производственных систем и содействовавших росту конкурентоспособности компаний, отраслей и регионов. Совет утверждает состав экспертной группы, положение о кубке, методику оценки организаций-конкурсантов и результаты оценки, присуждает кубок и специальные призы за показанные организациями–конкурсантами результаты по отдельным направлениям деятельности в области развития производственных систем. Важный момент: Наблюдательный совет – совсем не ареопаг небожителей, избранных в него раз и навсегда. Он продолжает пополняться лучшими специалистами в развитии производственных систем.
Оценка деятельности компаний выносится на основании аудита. Каждый соискатель проходит через аудиторскую проверку. Группа экспертов-контролеров приезжает на предприятие. Аудиторы не связаны между собой никак – ни корпоративными связями, ни отношениями «учитель - ученик». Более того, они могут вообще быть не знакомы друг с другом. Важна их профессиональная подготовка и принципиальность.
С этого года мы ужесточили требования к аудиторам. В регламент конкурса внесены поправки, касающиеся отбора кандидатов в экспертную группу: был введен возрастной ценз, повышены требования к управленческому опыту и стажу в развитии производственных систем, учитывается наличие монографий и количество ранее проведенных аудитов в рамках кубка. Теперь в число экспертов смогут войти: специалисты не моложе 28 лет, имеющие стаж в развитии производственных систем или консалтинге не менее четырех лет и/ или управленческий опыт от двух лет.
Еще одним критерием отбора участников послужила анкета, состоящая из двух блоков вопросов: первый составлен с целью проверить соответствие претендентов заявленным критериям отбора, второй блок – вопросы на знание методологии бережливого производства.
Отмечу важный момент. В 2014 году в регламент кубка имени Гастева войдет оценка по устойчивому развитию, мы сейчас активно работаем над этой темой, налаживаем сотрудничество с ведущей международной организацией в этой области – Global Reporting Initiative. Методику оценки мы с коллегами и членами экспертной группы постоянно совершенствуем. И всегда находим в ней места, которые можно улучшить. То есть, мой ответ – скорее недоволен. Но с точки зрения японской философии труда кайдзен, полное совершенство – только на кладбище.
В нашей модели есть две номинации, которые так и называются – «Развитие процессов» и «Развитие людей». Победителями становятся компании, набравшие максимальное количество баллов в том или ином разделе. Есть специальные номинации.
Нам иногда приходят письма примерно такого содержания: «В каких номинациях в этом году будут награждаться победители кубка Гастева? Начальство сказало: участвуем в конкурсе, только если займем гарантированно первое место». Конечно, таких гарантий, конечно, дать никто не может. Методика оценки построена таким образом, что фактор субъективности сведен практически к нулю. Эксперты выставляют баллы по определенным направлениям, влиять на подбор экспертов предприятие тоже не может.
Но есть и, скажем так, хорошие новости для тех, кто особенно печется о репутации. Рейтинг, который будет составлен по выставленным оценкам, публиковаться не будет. Точнее, место, которое заняла та или иная компания, может быть обнародовано только с ее согласия. К тому же количество номинаций в этом году увеличивается. Кроме вышеупомянутых, оргкомитетом и советом общественного движения будут присуждаться призы и дипломы за лучший опыт по различным направлениям оценки и за те «изюминки», находки, которые делают успешной каждую отдельно взятую производственную систему. Это будут номинации «Бережливый стартап», «Лидер отрасли», «Лучшая динамика РПС», «Бережливые инвестиции», «Бережливые инновации», «Самый тиражный кайдзен» (предложение, улучшившее процессы в наибольшем количестве процессов / подразделений / участков). «Лидер по масштабу участия» (группа компаний, выставившая наибольшее количество подразделений).
Вообще же мега-задача конкурса – не выстроить в рейтинг участников, а… назвать их. Ведь к участию априори приглашаются лучшие компании. И перед Конкурсом они проходят отбор на основании листов самооценки. Так что все, кто попали в число участников – уже победители. Меня и некоторых аудиторов иногда спрашивали: сколько стоит победа в кубке? Назовите цифру, мы заплатим. мы с коллегами в таких случаях отвечаем: кубок Гастева не продается. Ни спонсорам, ни другим желающим. Хотя заявки поступали такие, кстати.
Причин для участия достаточно много: оценка состояния производственной системы, выполненная лучшими экспертами и практиками, рекомендации экспертов, которые помогут двигаться быстрее в сторону увеличения производительности и сокращения потерь, повышение мотивации персонала на изменения в период подготовки к участию, престиж … Вообще, если вашей производственной системе уже 10 лет, а результаты - ниже компании «МаВР», победителя Кубка-2012, есть отличный повод разобраться – почему так происходит и понять потенциал развития вашего бизнеса.
Алексей Баранов, член наблюдательного совета кубка Гастева, директор «Института Производства Роста «Оргпром»
Фото в анонсе: pixabay
Было интересно узнать. Такого рода общественные институты нам очень и давно нужны, спасибо за Вашу работу.
Редко (а может никогда) производительность оценивают по времени, затрачиваемому сотрудником на выполнение своего рабочего задания. Не перебивайте, счас поймете...
Я говорю не о норме выработки в единицах операций, а о времени необходимом для окончательного завершения дневного рабочего процесса. Нужно забыть про 8-ми (у кого то 12ти) часовой рабочий день. Как правило это норма для тех, кто не сумел организовать работу офиса. У таких директоров по орг. развитию задача - занять людей на весь рабочий день, а не прийти к целям компании путем наибольшего сокращения главного ресурса сотрудника (страны) - времени нахождения на работе и в пути к рабочему месту.
Если бы цель директоров по развитию рассматривалась через эту задачу, то мы бы получили действительное увеличение производительности, от которого качество личной жизни зависело прямо пропорционально. В противном случае, такая производительность - банально ворует время у вашей личной жизни.
Интерес к теме соответствует её состоятельности. Тема? в первый же день, исчезла из списка активных дискуссий. И это правильно.
Весь обеденный перерыв я потратил (конечно, за чашкой зелёного чая), чтобы узнать, что такое кубок Гастева.
По сути не узнал Н И Ч Е Г О !
Узнал только одно: кубок Гастева – это бизнес его организаторов, и ничего больше. Заплати 3 тыс.$ за участие в стяжании кубка. Наверняка, еще заплати («очень дополнительные деньги») на аудит для конкурса по стяжанию кубка. А что представляет собой кубок? Да в нём русского-то – только Гастев, которым прикрыли «заморскую инфекцию».
Мы с беспрецедентной лёгкостью отказались от своего опыта.
А ведь никто в мире не имел таких достижений, в части построения индустриальной экономики, как в СССР, в 1930-х гг. Нигде в мире не было такого масштабного перебазирования производственных предприятий, как в 1941-м году. …
В СССР были гигантские конгломераты по созданию новых изделий (пусть ВПК; но, всё-таки изделий).
НО, НИКТО НЕ ИЗУЧАЕТ ЭТОТ ОПЫТ !!!
Все кинулись на «бусы», которыми «одаривают» нас заморские «гуру».
Дело дошло до идиотизма. На полном серьёзе пытались сравнивать РМБук с нашей системой ГОСТов.
Хотя, кстати, добились таки своего? заморские «доброжелатели»: через ВТО, система ГОСТов уже перечёркнута. Даже хуже. Система ГОСТов, как общее благо, уже не является предметом заботы государства. …
В общем, мероприятие «кубок Гастева» я понял как одно из средств разрушения нашей экономики.
А почему в качестве единственного инструмента повышения производительности выбрано бережливое производство? И почему только производственные компании?
Не успел исправить. Вместо знаков ''?'' должны быть запятые. Не обратил внимание на ''рус/англ''.
Алексей Баранов пишет :
''Понятие ''производительность'' многоплановое...''
Поэтому нельзя говорить о производительности абстрактно .
В какой отрасли ? В каких процессах ? В каких масштабах ?
Какова методика оценки ? ???
Если нет ответов на эти вопросы , то это рекламное шоу и
должен согласиться с оценкой Владимира Зонова.
Даже все казалось бы самое умное возведенное в абсолют - уже находится на грани абсурда.