«Прогулочный менеджмент» Уинстона Черчилля

В ходе управленческой деятельности руководители сталкиваются с огромным количеством проблем, не последнее место среди которых занимают вопросы контроля. «То, что цели установлены, а подчиненные их приняли и готовы выполнять, отнюдь не означает, что вы сделали все необходимое для их достижения», – замечает в этой связи профессор Стивен П. Роббинз.

Британский государственный деятель Уинстон Черчилль, управленческая деятельность которого продлилась больше полувека, был прекрасно осведомлен о проблемах, связанных с исполнением распоряжений и необходимостью контроля этого процесса. По его мнению, эффективность управленческого процесса в первую очередь зависит от того, насколько «точно, добросовестно и пунктуально выполняются решения, принятые руководством». В одном из писем к президенту США Франклину Рузвельту он цитировал древнегреческого философа, полководца и государственного деятеля Ксенофонта: «Если ты хочешь, чтобы человек справился с порученным ему заданием, ты должен наблюдать за его работой и постоянно ее проверять».

В своей деятельности Черчилль обращался к нескольким видам контроля. На одном из них мы остановимся подробно. Речь идет о контроле при непосредственном контакте, или, как его принято называть – «прогулочном менеджменте» (MBWA – Management by Walking Around). В случае прогулочного управления, руководитель осуществляет контроль, находясь в рабочей зоне, непосредственно взаимодействуя и обмениваясь информацией с исполнителями.

Черчилль обращался к этому виду контроля неоднократно. Однако наибольшую популярность прогулочный менеджмент приобрел у британского политика в годы Второй мировой войны. На третьи сутки после начала военных действий Черчилль возглавляет Адмиралтейство и чуть больше чем через десять дней после своего назначения отправляется на главную военно-морскую базу Великобритании Скапа-Флоу. «Я чувствовал, что моя основная обязанность посетить Скапа-Флоу, и сделать это нужно как можно скорее», – признается он позже.

Вечером 15 сентября 1939 года Черчилль со своим персональным штабом отбыл к месту назначения, где «в течение двух суток инспектировал гавани и порты, а также их входы с бонами и сетями». Основной флот Его Величества базировался в заливе Лох-Ив. Когда на линкоре «Нельсон» Черчилль двигался в сторону залива, он высказал удивление, что такой «великий корабль», как «Нельсон», идет без сопровождения.

– Я думал, вы никогда не выходите в открытое море минимум без двух эсминцев! – воскликнул он, обращаясь к главнокомандующему Скапа-Флоу адмиралу сэру Чарльзу Форбсу.

– Конечно, мы бы этого очень хотели, – ответил Форбс, – но у нас просто нет эсминцев для этих целей.

Черчилль взял проблему на карандаш, чтобы по возвращении в Лондон обсудить ее с коллегами из министерства.

Во время инспекционной поездки, помимо оценки технического состояния и боеспособности кораблей, Черчилль познакомился с личным составом флота. Последнее было как нельзя кстати. Новый глава Адмиралтейства уже возглавлял это ведомство четверть века назад, а за это время кадровый состав сильно изменился. «Многих капитанов и адмиралов той эпохи уже не было в живых или они находились в отставке, – вспоминает Черчилль. – Старшие офицеры, которых представили мне во время моего посещения многочисленных кораблей, были в те далекие дни юными лейтенантами или просто корабельными гардемаринами. Перед началом прошлой войны у меня было три подготовительных года, чтобы познакомиться и одобрить назначения на самые высокие и важные посты. Теперь же это в основном были новые люди и новые лица. Идеальная дисциплина, стиль, мужество и церемониальный ритуал – все это осталось без изменений. Но совершенно новое поколение влилось в старые мундиры и заняло старые посты».

В ходе многочисленных поездок по стране Черчилль старался посещать не только военные объекты, но и обычные города. Особенно после массированных бомбардировок с целью поднять моральный дух простых граждан. Однажды во время посещения небольшого городка Маргит, премьер-министр сам попал под налет.

«Меня провели в большой туннель, где надолго обосновалось много народу. Когда через четверть часа мы вышли оттуда, то увидели перед собой еще дымящиеся развалины. Бомба попала в маленький ресторан. Никто не пострадал, но ресторан превратился в груду черепков битой посуды и обломков мебели. Владелец ресторана, его жена, повара и служанки – все были в слезах. Что стало с их домом? Как они теперь будут жить? И вот привилегия власти – я немедленно принял решение. На обратном пути в поезде я продиктовал письмо министру финансов Кингсли Вуду, что все убытки от пожара, причиненного вражескими налетами, должно взять на себя государство, а пострадавшим немедленно и полностью должна выплачиваться компенсация».

Через две недели была разработана специальная система страхования, которой впоследствии предстоит сыграть важную роль в возмещении убытков пострадавшим в военно-воздушных налетах. Всего в рамках этой программы за годы войны населению Великобритании будет выплачено свыше 830 миллионов фунтов стерлингов.

Все эти предложения – от модернизации флота до социального страхования – были бы невозможны, если бы Черчилль осуществлял управление только из своих кабинетов на Даунинг-стрит, палаты общин или загородной резиденции премьер-министра в Чекерсе. Увидеть проблему своими глазами, прощупать ситуацию, лично побеседовать с очевидцами, не полагаясь на вылизанные и тщательно отредактированные отчеты, – только так можно принять решение, близкое к реальности.

«Руководитель неспособный к прогулочному менеджменту становится отчужденным и изолированным от подчиненных», – утверждает профессор Ричард Л. Дафт.

«Лучший совет, который можно дать менеджерам – выйдите из кабинетов, уйдите со встреч, направляйтесь туда, где реализуются главные цели, не просто загляните туда, а присутствуйте там телом и душой», – вторит ему Генри Минцберг.

Практикуемый Черчиллем личный контакт значительно способствовал повышению эффективности контроля. «Пойти и проверить все лично – это наилучший, если не единственный, способ выяснить, действительно ли предположения, на основе которых принималось то или иное решение, по-прежнему справедливы или они уже устарели и нуждаются в пересмотре», – указывает Питер Друкер.

Особенно актуальным прогулочный менеджмент становится в современной обстановке, где с каждым днем все большую роль играют компьютеры и общение посредством электронной почты. «Опасность электронной почты состоит в том, что она создает у руководителя ощущение, будто он держит руку на пульсе событий, хотя на самом деле, он держит руку на клавиатуре», – предупреждает Генри Минцберг.

Аналогичной точки зрения придерживаются и другие классики менеджмента. «Если руководитель не готов иногда выходить из кабинета и лично контролировать события «на передовой», он неминуемо утратит представление об истинном положении дел, – считает Питер Друкер. – Компьютер работает с абстрактными величинами. А на абстракции можно полагаться лишь в том случае, если они регулярно сопоставляются с действительностью. В противном случае они уводят нас, бог знает куда».

Прогулочный менеджмент связан и с другой положительной особенностью – сбором актуализированной информации. Как правило, руководители оценивают ситуацию по специально подготовленным отчетам и статистическим данным. Их роль в мониторинге текущей деятельности огромна и относится к одним из популярных инструментов высшего руководства.

Уинстон Черчилль не был исключением. Одним из первых шагов Черчилля после его назначения в сентябре 1939 года на пост военно-морского министра стало создание выделенного отдела статистики. Руководить новой структурой, которая напрямую подчинялась первому лорду Адмиралтейства, Черчилль поручил своему другу и научному советнику, профессору Оксфордского университета Фредерику Линдеману.

Спустя годы Черчилль следующим образом комментировал свое решение:

«В то время не было никакой правительственной статистической организации. Каждое министерство составляло отчеты на основе собственных данных. В Министерстве военно-воздушных сил были одни расчеты, в Военном министерстве – другие. Министерство снабжения и Министерство торговли, хотя думали об одном и том же, говорили на разных языках. Это иногда приводило к недоразумениям и лишней трате времени, когда тот или иной вопрос горячо обсуждался на заседаниях кабинета. Однако у меня с самого начала были свои надежные и постоянные источники информации, каждая часть которой была неразрывно связана со всеми остальными. Хотя вначале она охватывала лишь определенную область, у меня все же складывалось правильное и ясное представление из всех многочисленных цифр и фактов, которые стекались к нам».

Черчилль разработал специализированную систему, состоящую из двадцати трех показателей. По многим из них информация обновлялась ежедневно, что позволяло отслеживать практически всю активность в военно-морской сфере.

Какое бы значение ни придавал британский политик статистическим данным, он прекрасно отдавал себе отчет в ограниченности подобного инструмента познания, стараясь по мере возможности дополнять их прогулочным менеджментом. В январе 1940 года Черчилль посетил британские экспедиционные силы во Франции. Проанализировав ситуацию на месте, он пришел к выводу о недостаточной мощности зенитных орудий. Выступая по возвращению на заседании военного координационного комитета, он предложил заменить существующие 3-дюймовые пушки на орудия с калибром 3,7 дюйма.

Аналогичной практики – лично выезжать на места для наблюдения за рабочим процессом, – Черчилль придерживался и после того, как возглавил правительство. Например, в августе 1940 года он посетил аэродромы юго-восточного побережья, сильно пострадавшие после бомбардировок люфтваффе.

«Я очень озадачен после вчерашней поездки на аэродром Мэнстон, – писал он министру военно-воздушных сил Арчибальду Синклеру. – Прошло уже четыре дня, как аэродром подвергся бомбардировке, а бóльшая часть воронок на посадочных площадках до сих пор не закопана и аэродром фактически простаивает». Обращая внимание министра на неудовлетворительный статус ремонтных работ, Черчилль выступил категорически против их скорейшего завершения ценой потери качества: «Если вы помните, что немцы сделали с аэродромом Стэвэнджер и с какой быстротой были засыпаны тогда воронки, я должен выступить категорически против столь невнятного способа исправления ущерба».

Одними воронками дело не ограничилось. После инспекционной поездки Черчилль вынес на рассмотрение комитета начальников штабов ряд предложений по укреплению береговой линии. Британский премьер считал, что необходимо разместить 18-дюймовые гаубицы и 9,2-дюймовые пушки «на позициях, откуда они смогут воспрепятствовать швартовке и высадке противника», а также поддержать контратаки, «которые обязательно должны проводиться на каждый неудачный немецкий плацдарм».

За всю историю Великобритании Черчилль стал самым путешествующим премьер-министром. За первые четыре года Второй мировой войны он преодолел свыше 180 тысяч километров, проведя 792 часа, или 33 дня, на море и 335 часов, или 14 суток в воздухе. К концу войны этот показатель превысил 320 тысяч километров. Черчилль посещал фабрики, заводы, доки, радарные станции, береговые укрепления, беседовал с командирами и солдатами, встречался с ответственными лицами, собирая чистую информацию, не искаженную коммуникационными каналами.

Проведя анализ принятых в современном бизнесе систем измерения, Генри Минцберг пришел к заключению о безжизненности, обобщенности и подчас ошибочности многих «достоверных» отчетов. «Современный бизнес одержим цифрами, – отмечает ученый, – Но если данные и были изначально надежными, то в процессе дальнейших вычислений что-то теряется. Цифры округляются, появляются ошибки, пропадают нюансы». Подобная ситуация не сколько не означает, что нужно предпочесть один способ получения данных другому. Просто, как указывает Г. Минцберг «следует выйти из-под чар цифр, комбинируя оба вида информации при каждой возможности».

Библиография

  1. Друкер П. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с.
  2. Медведев Д.Л. Черчилль. Секреты лидерства. Слагаемые успеха самого известного премьера в мировой истории. – М.: РИПОЛ Классик, 2012. – 640 с.
  3. Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент, 8-е изд.: Пер. с англ. О.В. Медведь. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.
  4. Churchill W. S. Second World War. Vol. I–VI. – L.: Penguin Books, 2005.
  5. Daft R.L. Management. 8th Edition. – Mason, OH.: Thomson Southwestern, 2008. – 815 p.
  6. Gilbert M. Winston S. Churchill. Vol. VI: Finest Hour. 1939–1941– L.: Heinemann, 1983. – 1308 p.
  7. Gilbert M. Winston S. Churchill. Vol. VII: Road to Victory. 1941–1945. – L.: Heinemann, 1986. – 1417 p.
  8. Mintzberg H. Managing. – San Francisco, California: Berrett-Koehler Publishers, 2009. – 380 p.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

''Все эти предложения – от модернизации флота до социального страхования – были бы невозможны, если бы Черчилль осуществлял управление только из своих кабинетов на Даунинг-стрит... Увидеть проблему своими глазами, прощупать ситуацию, лично побеседовать с очевидцами, не полагаясь на вылизанные и тщательно отредактированные отчеты, – только так можно принять решение, близкое к реальности''.

В связи с вышеизложенным экскурсом в практику управления страной Черчиллем возникла пара мыслей.

Первое. ''Прогулочный'' менеджмент довольно распространенное явление в среде управляющих производствами - от машиностроения до ресторанов. Аркадий Новиков, например, до сих пор каждый день ранним утром объезжает все свои 2... Не помню, сколько уже точно, но по-моему больше 20 ресторанов, ''Белую дачу'', где выращивается зелень, поставщиков...
Советские наркомы и производственники тоже были легки на подъем. Серго Орджоникидзе месяцами в своем кабинете не видели... Сталин даже пообещал как-то посадить его в кабинете под домашний арест :)
Стоит ли лезть за примерами в Великобританщину, если отечественная практика полна таких же примеров. С высокой, надо сказать, эффективностью... Снова нет пророка в своем Отечестве?..

Второе. С точки зрения прогулочного менеджмента наших руководителей государства тоже не отнесешь к домоседам. Даже со стерхами летают и в глубины морей погружаются...:) Но вот на качестве принятия решений в России все это как-то слабо отражается... Не находите, Дмитрий? :)

Видимо, говоря о прогулочном менеджменте как эффективном способе принятия ''решений, близких к реальности'', надо помнить об одной небольшой детали: хорошо бы иметь побольше таких черчиллей, а не путиных-медведевых и Ко...:)

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Статья – на 3 балла.
Рассказ о Черчилле, конечно, интересен.
«Прогулочный менеджмент» – это не только «прогулка с сопровождающими».
И содержание «прогулочного менеджмента» – это не только контроль.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Имя и фамилия автора понравилась. И вот эта фраза «Если ты хочешь, чтобы человек справился с порученным ему заданием, ты должен наблюдать за его работой и постоянно ее проверять».

Менеджер, Москва

Благодарю всех, кто прочитал статью и высказал о ней свое мнение. Относительно поднятых в комментариях тем, разумеется, статья не преследовала цель вручить Черчиллю пальму первенства на использование, действительно, такого популярного инструмента в науке управления, как «прогулочный менеджмент». Не стояла задача и его подробного, всестороннего анализа, что может стать темой для отдельной публикации. Как впрочем, и управленческая деятельность Черчилля слишком многогранна, объемна и интересна, чтобы ее можно было так легко подробно описать. Даже являясь автором двух книг об управленческом стиле Черчилля (Эффективный Черчилль и Черчилль: секреты лидерства), могу заметить, что еще есть много тем, которые достойны обсуждения и освещения.

Экономист, Москва

Давайте не забывать две вещи:
- Черчилль был руководителем в очень сложное время депрессии и войны
- Информационные технологии с тех пор продвинулись вперед на множество порядков

Описанное очень сильно напоминает стиль одного очень известного современного российского лидера (безотносительно к имени и фамилии автора статьи). То, что было эффективно при Черчилле в Великобритании, совершенно безграмотно (хоть и эффектно) сегодня в России. Учтем еще, что постоянным домокловым мечем над премьер-министром уже тогда являлся отчет (не обращение, а отчет!!!) перед парламентом.

Слов нет, запираться в кабинете руководителю не стоит, но подходить к токарю и давать ему советы о том, как обтачивать болванку тоже неверно. Все же у токаря должна быть достаточная квалификация и соответствующие ей чертежи, чтобы справиться с работой без вмешательства первого лица.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Кирилл Зубарев пишет: Давайте не забывать две вещи: ... - Информационные технологии с тех пор продвинулись вперед на множество порядков
Ну и что? - Методы личной работы руководителя так быстро не меняются.
Кирилл Зубарев пишет: То, что было эффективно при Черчилле в Великобритании, совершенно безграмотно (хоть и эффектно) сегодня в России.
Кирилл, если Вас не затруднит, приведите, пожалуйста, пример.
Руководитель, Украина
Кирилл Зубарев пишет: Давайте не забывать две вещи: - Черчилль был руководителем в очень сложное время депрессии и войны - Информационные технологии с тех пор продвинулись вперед на множество порядков
Давайте не забывать..., что: - при назначении руководителем, любой менеджер сталкивается с проблемами предприятия и начинает решать их как кризис-менеджер, даже если предприятие считалось стабильным или даже растущим. Постоянные улучшения никто не отменял. - Об информационных технологиях в статье был намек на два десятка постоянно контролируемых и думаю, сбалансированным показателей. Теперь о прогулочном менеджменте. Если вы хотите получить обратную связь с линейными или дивизионными руководителями, то идите к ним в кабинеты - для начала. По опыту знаю, что вызывая к себе в кабинет руководителя и задавая вопросы о планах, идеях, намерениях, решениях и т.п., вы не получите даже половину необходимой информации. Это свойственно даже высоко профессиональным специалистам. Кабинет - это место индивидуальной работы руководителя или, максимум, для планерок при ограниченных территориальных ресурсах. Максимум идей и намерений персонала вы сможете выудить только на их территории - в их кабинетах. Это психология человека диктует большую ''агрессию'' при появлении постороннего на их территории. Под агрессией надо понимать чувство хозяина, большую раскованность и вообще - свободу... Ходите не с инспекцией, а ''поболтать'' и вы сами удивитесь тому, сколько дельного вы услышите даже от тех, кто на планерках и совещаниях в вашем кабинете молчит как рыба. Правда, план на ''поболтать'' у вас должен всегда быть заготовлен на пару проблем еще до выхода из кабинета. Друзья, сигару в зубы и ... вперед!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.