Зеленый свет для SaaS, или Несколько поводов отдать бухгалтерию чужому дяде

Пока участники сообщества спорят в форуме о целесообразности перехода на бесплатное ПО, рынок программного обеспечения потихоньку трансформируется. Я убежден, что в ближайшие три-пять лет нам предстоит увидеть, как коробочный софт для бизнеса уступит довольно значительную долю рынка «облачным» приложениям. На Западе эта трансформация идет полным ходом: там малые и средние предприятия охотно потребляют ПО по модели Software-as-Service. Для них это удобно: нет сложностей с интеграцией софта и расходов на поддержку. Россия в точности повторит западный путь: у нас появятся свои большие «облака» и крупные провайдеры cloud-сервисов, а арендовать приложения у них будут малые и средние предприятия. Но для наступления «облачного будущего» и поставщикам, и потребителям нужно побороть предубеждение к SaaS. Рискну развить мысли, предложенные в целой ветке форума Executive, и принять участие в развенчании пяти мифов о SaaS.

Миф №1. В России нет рынка SaaS

Если судить только по отчету J’son & Partners, где российский рынок SaaS оценивается в $3 млн., то в России SaaS действительно нет. Но аналитики малость ошиблись в методологии и промахнулись с оценкой раз эдак в пятьдесят – не учли хостинг-провайдеров, которые обеспечивают 90% совокупного оборота на рынке и, собственно, делают на нем погоду. Вендоры тоже занимают видное место. Одна только Microsoft продает в России часть своих приложений через «облака» сервис-провайдеров и хостеров на несколько миллионов долларов в год. Сервис-провайдеры в общей сложности зарабатывают на аренде ПО через интернет $150 млн. в год. CRM, ERP, приложения для совместной работы, интегрированные коммуникации и так далее – проще перечислить, чего нельзя получить из «облака». Когда на рынок придут телекомы с их многомиллионными клиентскими базами и поставщики традиционного ПО с широкими возможностями локализации и «доработки напильником» импортного софта под нужды российских пользователей, последует настоящий взрыв. «Облачные» программные продукты станут доступны с тысяч сайтов. Наверное, уважаемые аналитики ждут именно того благословенного момента, чтобы перестать публиковать смешные цифры в своих отчетах.

Миф № 2. SaaS требует «подгонки»

Понятие малого бизнеса в России размыто, но обычные (не айтишные) предприятия численностью до 10 человек объединяет одна деталь – отсутствие в штате собственного системного администратора. Для маленьких компаний покупка продуктов, не требующих подгонки, – великое благо: нет кастомизации – нет лишних расходов. Данная мысль лежит в основе модели SaaS. Такой продукт должен быть удобным, надежным, понятным, чтобы удовлетворять базовые потребности бизнеса за небольшие деньги. Эти базовые потребности легко поддаются автоматизации со стороны провайдеров «облачных» сервисов. С помощью специальных панелей управления хостингом провайдер превращается в некое подобие вендингового автомата: пользователь нажимает нужные кнопки, самостоятельно формирует пул нужных ему «облачных» приложений и интегрирует их с базовыми программными пакетами, которые уже есть на локальном компьютере.

Конечно, у среднего бизнеса другие задачи и другие сценарии использования «облаков». Там кастомизация сервиса и его интеграция с уже существующей ИТ-инфраструктурой проходит по аналогии с внедрением традиционных систем. В таких случаях все усилия распределяются между компанией, разработчиком сервиса и провайдером-интегратором.

Миф № 3. Первые в списке SaaS-приложений для малого и среднего бизнеса - наименее важные для предприятий

Есть четыре группы приложений, которые удобно потреблять как услугу. Первый – все, что связано с вебом; второй – электронная почта в пакете с антивирусом и антиспамом; третий – инфраструктура (в основном виртуализованная, например виртуальный сервер, на котором крутится корпоративный сайт); четвертый – все остальное ERP, CRM, HR и т.д.). В России полноценным SaaS почему-то считается только четвертая группа приложений, а все остальные игнорируются. Совершенно зря. Очень сложно представить себе небольшую фирму по ремонту квартир и офисов, у которой не было бы сайта, не было бы арендованного виртуального сервера, где этот сайт размещается, не было бы сервиса электронной почты хотя бы на два аккаунта (для генерального директора и главного бухгалтера). В то же время, на западе есть огромное число вертикальных приложений, допустим, CRM (Evolvin, Focus и другие), «заточенных» исключительно под нужды небольших компаний конкретной отрасли — в даном случае из сферы недвижимости. Для таких предприятий вертикально ориентированные приложения через аренду будут куда важнее, чем все остальные. Ровно потому, что помогают решать задачи именно их сегмента.

Миф № 4. Берешь SaaS – не факт, что экономишь

Это очень сильно зависит от конкретного приложения и объема его потребления. Может оказаться, что в долгосрочной перспективе общие затраты небольшой компании на аренду приложения через интернет превысят стоимость покупки приложения in-house. Но SaaS интересен малому бизнесу не за это: малому бизнесу нужен классный IT-сервис уровня крупной компании, ранее недоступный в силу разного рода причин, но при этом не нужны сложности по его интеграции и чрезмерные затраты на внедрение.

Тем не менее, если брать популярные уже сегодня российские SaaS-сервисы, то утверждение об экономии справедливо.

Число предприятий малого и среднего бизнеса в России приближается к 2 млн. Аудитория SaaS-приложения «Контур-Экстерн» от компании «СКБ Контур» из Екатеринбурга - один миллион юридических лиц. Это самый популярный «облачный» сервис в России. Если раньше бухгалтеры компаний ежемесячно посещали налоговые, отстаивали там огромные очереди и общались с вечно недовольными представителями ФНС, то сейчас они формируют в системе отчетность своих предприятий и отправляют ее через интернет в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица. Среднестатистический клиент платит 7 тыс. рублей в год и больше не ходит в налоговую. Ценность сервиса настолько высока, что бухгалтеры согласны отдавать конфиденциальные, в общем-то, данные о финансовых потоках их компаний на серверы чужого дяди. И так поступает половина из почти двух миллионов бизнесов всей России. В качестве приятного бонуса екатеринбургская компания оберегает бухгалтеров от ошибок «по недосмотру». Система предварительно проверяет отчеты на сервере – сервис, при других условиях просто немыслимый для маленькой компании с бухгалтером в единственном числе.

Из-за высоких затрат на обслуживание своя корпоративная почта - роскошь даже для компаний в несколько сотен человек. Ювелирный холдинг «Адамас» купил через каталог Softcloud услуги корпоративной почты Google Postini (600 с лишним электронных адресов) в связке с системой антиспама Kaspersky BSS. Результат – экономия в 87% на входящем трафике (до 130 тыс. рублей в год) и снижение затрат на управление почтой на 93 тыс. рублей (до 65 тыс. рублей в год).

Другой пример: перед вами стоит задача создать корпоративный интранет на 25 пользователей. Стоимость владения «1С-Битрикс» в течение трех лет превысит 200 тыс. рублей: это покупка и продление лицензии, техподдержка, установка обновлений, приобретение сервера и софта для него, а также зарплата сисадмина. Облачный сервис «Мегаплан-интранет» обойдется вдвое дешевле, так как клиент платит только за подписку.

Миф № 5. SaaS – это опасно

Угроза информационной безопасности при уводе IT-сервисов в «облака» – любимая байка системных администраторов и директоров по информационным технологиям в компаниях средней руки. Черный пиар «облаков» с их стороны понятен. При переключении компании на «облачные» сервисы роль CIO стремится к нулю: вместе со снижением бюджетов на закупку «железа» уменьшится откатоемкость должности, а от сокращения отдела с 10 до двух человек пострадает очень важное для наемного топа чувство собственной важности. Чтобы не допустить профессионального самоубийства, особо продвинутые CIO напирают на юридическую бесправность клиента при взаимоотношениях с провайдером и на невозможность что-то предъявить поставщику услуги, если тот допустит утечку данных со своей стороны. Бесправием клиентов якобы обязательно воспользуются сервис-провайдеры, которые будут безнаказанно торговать лежащими на серверах данными клиентов оптом и в розницу. Также упоминается возможная нестабильность работы провайдера, остановка всех бизнес-процессов при обрыве интернет-соединения, взлом серверов злоумышленниками и прочие ужасы.

На каждый пункт есть свой контраргумент, о котором отлично знает CIO, но не подозревает большой босс:

  • Провайдера надо выбирать так же, как фирма выбирает банк. Если у владельца все в порядке с головой и он выбрал лучший банк по соотношению «цена услуг/качество сервиса/надежность», пусть перенесет критерии оценки на будущего оператора SaaS: все должно быть прозрачно, надежно и чисто с юридической точки зрения.
  • Хакерам пробиться к ядру SaaS-приложения через систему безопасности дата-центра труднее, чем «выставить» отдельно стоящий сервер. Квалифицированные системные администраторы в дата-центре крепко знают свое дело и не дадут в обиду CRM-систему, которая приносит живые деньги. Злоумышленникам придется иметь дело с коллективным разумом, который соображает лучше, чем одинокий студент-сисадмин с окладом 10 тыс. рублей в месяц.
  • Стабильность интернет-соединения легко обеспечивается резервным каналом. Его можно протянуть в любое офисное здание, а уж про квартиру и говорить нечего. Даже в небольших городах на каждый дом уже имеется как минимум по два провайдера.
Безусловно, нет абсолютно надежных систем: даже Google, Microsoft и SalesForce время от времени «падают». Но техника в «облаках» подводит гораздо реже, чем человеческий фактор. Клиент – вот где слабое место! Конфиденциальность всех логинов и паролей зависит только от него. Возможная потеря аутентификационных данных сродни выносу клиентской базы на флешке и относится уже к высоким материям трудовой дисциплины. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Фото: pixabay.com
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Финансовый директор, Самара
Число предприятий малого и среднего бизнеса в России приближается к 2 млн. Аудитория SaaS-приложения «Контур-Экстерн» от компании «СКБ Контур» из Екатеринбурга - один миллион юридических лиц. Это самый популярный «облачный» сервис в России. Если раньше бухгалтеры компаний ежемесячно посещали налоговые, отстаивали там огромные очереди и общались с вечно недовольными представителями ФНС, то сейчас они формируют в системе отчетность своих предприятий и отправляют ее через интернет в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица.
Автор забыл одну маленькую штуку. С 1 января 2007 года обязанность подавать электронные декларации появилась у всех компаний, у кого в штате больше 250 человек, это требование НК РФ. Поговорите с бухгалтерами - они ненавидят этот сервис. По одной простой причине - почти невозможно доказать что ты сдал декларацию. Налоговики в случае чего верят отчету своего сервера, а не клиентской программе. Намного удобнее было подавать по почте (штамп есть) или в налоговую (то же штамп). Так что говорить о рыночном успехе очень странно - когда всем ненавистно государство заставило так жить.
Генеральный директор, Новгород

:D Очень интересен термин ''откатоемкость должности''.

В остальном?
Как руководитель не могу доверить бухгалтерию 1С и тем более какому-то там контуру или облаку.
Нет, мы, конечно, используем 1С, ибо частые изменения в формах деклараций проще отслеживать через 1С.
Но ей страшно далеко до МСФО (не притворяйтесь, гегемоны, откуда у большевиков понятия о деньгах, их нет!).
Поэтому лучше пользоваться зарубежными продуктами.
Не скажу какими, чтобы их не пиарить.

8)

Финансовый директор, Украина
Славнов Дмитрий пишет: Автор забыл одну маленькую штуку. С 1 января 2007 года обязанность подавать электронные декларации появилась у всех компаний, у кого в штате больше 250 человек, это требование НК РФ. Поговорите с бухгалтерами - они ненавидят этот сервис. По одной простой причине - почти невозможно доказать что ты сдал декларацию. Налоговики в случае чего верят отчету своего сервера, а не клиентской программе. Намного удобнее было подавать по почте (штамп есть) или в налоговую (то же штамп). Так что говорить о рыночном успехе очень странно - когда всем ненавистно государство заставило так жить.
Электрнная сдача отчетности есть, например, и в Украине.(не думаю, что технически это реализовано как-то особенно) Мне еще не встречались бухгалтера, которые бы не были довольны этим сервисом. Возможно мы общаемся с разными бухгалтерами. Наверняка есть и такие, которые не в восторге от того, что с появлением электронной отчетности, у них нет законного основания отсутствовать половину своего рабочего времени. А вообще автор, как мне показалось, пишет немного о другом.
Финансовый директор, Украина
Николай Кукушин пишет: :D Очень интересен термин ''откатоемкость должности''. В остальном? Как руководитель не могу доверить бухгалтерию 1С и тем более какому-то там контуру или облаку. Нет, мы, конечно, используем 1С, ибо частые изменения в формах деклараций проще отслеживать через 1С. Но ей страшно далеко до МСФО (не притворяйтесь, гегемоны, откуда у большевиков понятия о деньгах, их нет!). Поэтому лучше пользоваться зарубежными продуктами. Не скажу какими, чтобы их не пиарить. 8)
Николай, 1С - это учетная система или проще, программа, в которой можно вести бухгалтеские записи. А МСФО - это стандарты. Стандарты это свод правил, когда люди договариваются куда относить серое - к белому или черному. Вам никто не мешает применять любые стандарты (даже свои внутренние) в учетной системе, в той же 1С это делается без особых проблем. Как учетная система 1С полностью справляется со своими задачами. Обычно проблемы возникают с постановкой задач.
Глава филиала, регион. директор, Москва
Дмитрий Славнов пишет: Поговорите с бухгалтерами - они ненавидят этот сервис.
Я хорошо помню когда бухгалтеры сознательно ломали компьютеры, чтобы остаться при калькуляторах. Сейчас, думаю, происходит то же самое. Видимо, вы общались с ''луддитами'', а Александр Филимонихин - с теми, кто не против компьютера в бухгалтерии :)
Дмитрий Славнов пишет: Намного удобнее было подавать по почте (штамп есть) или в налоговую (то же штамп).
Вот кому-кому, а Почте России я бы финансовые документы доверять точно не стал - хоть со штампом, хоть без штампа :D Слишком сильно она себе репутацию подмочила в последнее время. Почту можно использовать как резервный вариант подачи документов. Но все равно напоминает замену автомобиля живой лошадью.
Дмитрий Славнов пишет: Так что говорить о рыночном успехе очень странно - когда всем ненавистно государство заставило так жить.
Дело государства - регулировать общественно-экономические отношения, возможность бизнеса - на этом процессе регулирования зарабатывать. Не вижу странности. Напротив, все достаточно понятно. Это как зарабатывать на продаже теплых вещей в холодные страны. Вполне честный бизнес.
Николай Кукушин пишет: Очень интересен термин ''откатоемкость должности''.
Как-то само придумалось :)
Николай Кукушин пишет: Как руководитель не могу доверить бухгалтерию 1С и тем более какому-то там контуру или облаку.
Уже более 1 миллиона бизнесов ''Контуру'' доверились. Ваше доверие – это вопрос времени. Все новое всегда вызывает некоторые опасения. Но за облачной бухгалтерией (а также за CRM, HR и др.) будущее. Это удобно и выгодно. Теперь нужно, что бы это было еще и надежно.
Николай Кукушин пишет: мы, конечно, используем 1С. [...] Но ей страшно далеко до МСФО
1С зарабатывает деньги. Для этого компания делает те продукты, которые будут пользоваться максимальным спросом - ''Предприятие'', ''Упрощенка'' и т.д. По МСФО в России мало кто отчитывается. А раз так, то эта ниша, как я понимаю, для 1С интересна в меньшей степени. Если бы число МСФОшников было бы больше, 1С сделала бы под них продукт хорошего качества. Опыт у них большой, все бы получилось.
Николай Кукушин пишет: Поэтому лучше пользоваться зарубежными продуктами.
Тут согласен на 110%. Но в отношении потребителей из России, которые хотят пользоваться зарубежными ''облачными'' сервисами, есть трудности: для отчета за купленный SaaS нужна счет-фактура, которую за рубежом не оформят - просто потому, что не знают, что это такое. Там принято корпоративными кредитками такие вещи оплачивать. Если у нас законодательство станет либеральнее в этом отношении, тому же ''СКБ Контуру'' предстоит с глобальными ''облачными'' сервисами конкурировать. Но пока этого не произошло.
Аналитик, Тюмень

Всё, что связано с общением, с клиентурой, с третьими лицами и коммуникациями с ними, всё это, естественно уйдёт в сеть. Но личные секреты никто туда выкладывать не будет. Никогда. Публичная отчётность, реклама, продвижение, заявки покупателей - всё в интеренет, но первичка, клиентская база, или договорные документы, любое, о чём мы не готовы рассказать всем, на чём конкретно зарабатываем или сберегаем - это, конечно, только полный идиот может отдать ''дяде''.

Финансовый директор, Украина
Юрий Зиненко пишет: Всё, что связано с общением, с клиентурой, с третьими лицами и коммуникациями с ними, всё это, естественно уйдёт в сеть. Но личные секреты никто туда выкладывать не будет. Никогда. Публичная отчётность, реклама, продвижение, заявки покупателей - всё в интеренет, но первичка, клиентская база, или договорные документы, любое, о чём мы не готовы рассказать всем, на чём конкретно зарабатываем или сберегаем - это, конечно, только полный идиот может отдать ''дяде''.
Никто... Никогда... Только полный идиот... Как говориться ''собака лает, а караван идет''. Поинтересуйтесь что вообще в мире творится. Желательно из первоисточников. А что касается ваших личных секретов, то ваш сисадмин прекрасно осведомлен что у вас на компьютере творится и на каких сайтах вы проводите время. Вы даже не представляете сколько служебной информации на корпоративных серверах на расшареных папках. Бери, нехочу.
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Да статья интересная..
за таким сервисами есть своя ниша и свое будуще
спасибо за пояснния...

Глава филиала, регион. директор, Москва
Юрий Зиненко пишет: первичка, клиентская база, или договорные документы, любое, о чём мы не готовы рассказать всем, на чём конкретно зарабатываем или сберегаем - это, конечно, только полный идиот может отдать ''дяде''
Я не согласен. Объясню на примере сервиса Salesforce. Это ''облачная'' CRM-система, причем очень продвинутая и с большими возможностями настройки под конкретного клиента. На нее подписываются и маленькие фирмы (1-10 человек), и крупные корпорации. Система умеет все, что нужно и тем, и другим - учитывает и ведет клиентов, делает прогнозы продаж, собирает лиды и т.д. и т.п. Существует исполнение под каждую отрасль - финансы, медицина, телеком, розничная торговля, hi-tech. Есть даже исполнение для госструктур с соответствующим функционалом. Так вот, все, о чем вы говорите, ее клиенты заливают туда. Можно посмотреть на список пользователей. Вряд ли они стали бы рисковать своими бизнес-данными, не получив надежной гарантии их сохранности.
Александр Лазарев пишет: спасибо за пояснния
Всегда пожалуйста.
Исполнительный директор, Москва

Если говорить о SaaS воопще (а на каждом сервисе сказывается общая судьба технологии) то есть одна болезнь Пока что почти все SaaS-сервисы страдают от самозамкнутости – подразумевается, что заказчик будет пользоваться только одним сервисом. Что же произойдёт, когда массы заказчиков будут пользоваться двумя/тремя/десятью сервисами? Кто гарантирует, что, скажем, изменение телефона клиента в CRM отразится в моей адресной книге в почтовой системе? Технические решения уже существуют, но пока что, ожидается, что комбинировать сервисы будут сами пользователи, или, в лучшем случае, сотрудники ИТ-служб заказчиков. А еще лучше, пусть сервисы живут каждый сам по себе. Компаний которые увязывают SaaS в ИТ инфраструктуру и на Западе немного (пример, http://www.boomi.com) а в России и вовсе только появился пионер (http://www.software-provider.com)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.