Пока участники сообщества спорят в форуме о целесообразности перехода на бесплатное ПО, рынок программного обеспечения потихоньку трансформируется. Я убежден, что в ближайшие три-пять лет нам предстоит увидеть, как коробочный софт для бизнеса уступит довольно значительную долю рынка «облачным» приложениям. На Западе эта трансформация идет полным ходом: там малые и средние предприятия охотно потребляют ПО по модели Software-as-Service. Для них это удобно: нет сложностей с интеграцией софта и расходов на поддержку. Россия в точности повторит западный путь: у нас появятся свои большие «облака» и крупные провайдеры cloud-сервисов, а арендовать приложения у них будут малые и средние предприятия. Но для наступления «облачного будущего» и поставщикам, и потребителям нужно побороть предубеждение к SaaS. Рискну развить мысли, предложенные в целой ветке форума Executive, и принять участие в развенчании пяти мифов о SaaS.
Миф №1. В России нет рынка SaaS
Если судить только по отчету J’son & Partners, где российский рынок SaaS оценивается в $3 млн., то в России SaaS действительно нет. Но аналитики малость ошиблись в методологии и промахнулись с оценкой раз эдак в пятьдесят – не учли хостинг-провайдеров, которые обеспечивают 90% совокупного оборота на рынке и, собственно, делают на нем погоду. Вендоры тоже занимают видное место. Одна только Microsoft продает в России часть своих приложений через «облака» сервис-провайдеров и хостеров на несколько миллионов долларов в год. Сервис-провайдеры в общей сложности зарабатывают на аренде ПО через интернет $150 млн. в год. CRM, ERP, приложения для совместной работы, интегрированные коммуникации и так далее – проще перечислить, чего нельзя получить из «облака». Когда на рынок придут телекомы с их многомиллионными клиентскими базами и поставщики традиционного ПО с широкими возможностями локализации и «доработки напильником» импортного софта под нужды российских пользователей, последует настоящий взрыв. «Облачные» программные продукты станут доступны с тысяч сайтов. Наверное, уважаемые аналитики ждут именно того благословенного момента, чтобы перестать публиковать смешные цифры в своих отчетах.
Миф № 2. SaaS требует «подгонки»
Понятие малого бизнеса в России размыто, но обычные (не айтишные) предприятия численностью до 10 человек объединяет одна деталь – отсутствие в штате собственного системного администратора. Для маленьких компаний покупка продуктов, не требующих подгонки, – великое благо: нет кастомизации – нет лишних расходов. Данная мысль лежит в основе модели SaaS. Такой продукт должен быть удобным, надежным, понятным, чтобы удовлетворять базовые потребности бизнеса за небольшие деньги. Эти базовые потребности легко поддаются автоматизации со стороны провайдеров «облачных» сервисов. С помощью специальных панелей управления хостингом провайдер превращается в некое подобие вендингового автомата: пользователь нажимает нужные кнопки, самостоятельно формирует пул нужных ему «облачных» приложений и интегрирует их с базовыми программными пакетами, которые уже есть на локальном компьютере.
Конечно, у среднего бизнеса другие задачи и другие сценарии использования «облаков». Там кастомизация сервиса и его интеграция с уже существующей ИТ-инфраструктурой проходит по аналогии с внедрением традиционных систем. В таких случаях все усилия распределяются между компанией, разработчиком сервиса и провайдером-интегратором.
Миф № 3. Первые в списке SaaS-приложений для малого и среднего бизнеса - наименее важные для предприятий
Есть четыре группы приложений, которые удобно потреблять как услугу. Первый – все, что связано с вебом; второй – электронная почта в пакете с антивирусом и антиспамом; третий – инфраструктура (в основном виртуализованная, например виртуальный сервер, на котором крутится корпоративный сайт); четвертый – все остальное ERP, CRM, HR и т.д.). В России полноценным SaaS почему-то считается только четвертая группа приложений, а все остальные игнорируются. Совершенно зря. Очень сложно представить себе небольшую фирму по ремонту квартир и офисов, у которой не было бы сайта, не было бы арендованного виртуального сервера, где этот сайт размещается, не было бы сервиса электронной почты хотя бы на два аккаунта (для генерального директора и главного бухгалтера). В то же время, на западе есть огромное число вертикальных приложений, допустим, CRM (Evolvin, Focus и другие), «заточенных» исключительно под нужды небольших компаний конкретной отрасли — в даном случае из сферы недвижимости. Для таких предприятий вертикально ориентированные приложения через аренду будут куда важнее, чем все остальные. Ровно потому, что помогают решать задачи именно их сегмента.
Миф № 4. Берешь SaaS – не факт, что экономишь
Это очень сильно зависит от конкретного приложения и объема его потребления. Может оказаться, что в долгосрочной перспективе общие затраты небольшой компании на аренду приложения через интернет превысят стоимость покупки приложения in-house. Но SaaS интересен малому бизнесу не за это: малому бизнесу нужен классный IT-сервис уровня крупной компании, ранее недоступный в силу разного рода причин, но при этом не нужны сложности по его интеграции и чрезмерные затраты на внедрение.
Тем не менее, если брать популярные уже сегодня российские SaaS-сервисы, то утверждение об экономии справедливо.
Число предприятий малого и среднего бизнеса в России приближается к 2 млн. Аудитория SaaS-приложения «Контур-Экстерн» от компании «СКБ Контур» из Екатеринбурга - один миллион юридических лиц. Это самый популярный «облачный» сервис в России. Если раньше бухгалтеры компаний ежемесячно посещали налоговые, отстаивали там огромные очереди и общались с вечно недовольными представителями ФНС, то сейчас они формируют в системе отчетность своих предприятий и отправляют ее через интернет в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица. Среднестатистический клиент платит 7 тыс. рублей в год и больше не ходит в налоговую. Ценность сервиса настолько высока, что бухгалтеры согласны отдавать конфиденциальные, в общем-то, данные о финансовых потоках их компаний на серверы чужого дяди. И так поступает половина из почти двух миллионов бизнесов всей России. В качестве приятного бонуса екатеринбургская компания оберегает бухгалтеров от ошибок «по недосмотру». Система предварительно проверяет отчеты на сервере – сервис, при других условиях просто немыслимый для маленькой компании с бухгалтером в единственном числе.
Из-за высоких затрат на обслуживание своя корпоративная почта - роскошь даже для компаний в несколько сотен человек. Ювелирный холдинг «Адамас» купил через каталог Softcloud услуги корпоративной почты Google Postini (600 с лишним электронных адресов) в связке с системой антиспама Kaspersky BSS. Результат – экономия в 87% на входящем трафике (до 130 тыс. рублей в год) и снижение затрат на управление почтой на 93 тыс. рублей (до 65 тыс. рублей в год).
Другой пример: перед вами стоит задача создать корпоративный интранет на 25 пользователей. Стоимость владения «1С-Битрикс» в течение трех лет превысит 200 тыс. рублей: это покупка и продление лицензии, техподдержка, установка обновлений, приобретение сервера и софта для него, а также зарплата сисадмина. Облачный сервис «Мегаплан-интранет» обойдется вдвое дешевле, так как клиент платит только за подписку.
Миф № 5. SaaS – это опасно
Угроза информационной безопасности при уводе IT-сервисов в «облака» – любимая байка системных администраторов и директоров по информационным технологиям в компаниях средней руки. Черный пиар «облаков» с их стороны понятен. При переключении компании на «облачные» сервисы роль CIO стремится к нулю: вместе со снижением бюджетов на закупку «железа» уменьшится откатоемкость должности, а от сокращения отдела с 10 до двух человек пострадает очень важное для наемного топа чувство собственной важности. Чтобы не допустить профессионального самоубийства, особо продвинутые CIO напирают на юридическую бесправность клиента при взаимоотношениях с провайдером и на невозможность что-то предъявить поставщику услуги, если тот допустит утечку данных со своей стороны. Бесправием клиентов якобы обязательно воспользуются сервис-провайдеры, которые будут безнаказанно торговать лежащими на серверах данными клиентов оптом и в розницу. Также упоминается возможная нестабильность работы провайдера, остановка всех бизнес-процессов при обрыве интернет-соединения, взлом серверов злоумышленниками и прочие ужасы.
На каждый пункт есть свой контраргумент, о котором отлично знает CIO, но не подозревает большой босс:
- Провайдера надо выбирать так же, как фирма выбирает банк. Если у владельца все в порядке с головой и он выбрал лучший банк по соотношению «цена услуг/качество сервиса/надежность», пусть перенесет критерии оценки на будущего оператора SaaS: все должно быть прозрачно, надежно и чисто с юридической точки зрения.
- Хакерам пробиться к ядру SaaS-приложения через систему безопасности дата-центра труднее, чем «выставить» отдельно стоящий сервер. Квалифицированные системные администраторы в дата-центре крепко знают свое дело и не дадут в обиду CRM-систему, которая приносит живые деньги. Злоумышленникам придется иметь дело с коллективным разумом, который соображает лучше, чем одинокий студент-сисадмин с окладом 10 тыс. рублей в месяц.
- Стабильность интернет-соединения легко обеспечивается резервным каналом. Его можно протянуть в любое офисное здание, а уж про квартиру и говорить нечего. Даже в небольших городах на каждый дом уже имеется как минимум по два провайдера.
:D Очень интересен термин ''откатоемкость должности''.
В остальном?
Как руководитель не могу доверить бухгалтерию 1С и тем более какому-то там контуру или облаку.
Нет, мы, конечно, используем 1С, ибо частые изменения в формах деклараций проще отслеживать через 1С.
Но ей страшно далеко до МСФО (не притворяйтесь, гегемоны, откуда у большевиков понятия о деньгах, их нет!).
Поэтому лучше пользоваться зарубежными продуктами.
Не скажу какими, чтобы их не пиарить.
8)
Всё, что связано с общением, с клиентурой, с третьими лицами и коммуникациями с ними, всё это, естественно уйдёт в сеть. Но личные секреты никто туда выкладывать не будет. Никогда. Публичная отчётность, реклама, продвижение, заявки покупателей - всё в интеренет, но первичка, клиентская база, или договорные документы, любое, о чём мы не готовы рассказать всем, на чём конкретно зарабатываем или сберегаем - это, конечно, только полный идиот может отдать ''дяде''.
Да статья интересная..
за таким сервисами есть своя ниша и свое будуще
спасибо за пояснния...
Если говорить о SaaS воопще (а на каждом сервисе сказывается общая судьба технологии) то есть одна болезнь Пока что почти все SaaS-сервисы страдают от самозамкнутости – подразумевается, что заказчик будет пользоваться только одним сервисом. Что же произойдёт, когда массы заказчиков будут пользоваться двумя/тремя/десятью сервисами? Кто гарантирует, что, скажем, изменение телефона клиента в CRM отразится в моей адресной книге в почтовой системе? Технические решения уже существуют, но пока что, ожидается, что комбинировать сервисы будут сами пользователи, или, в лучшем случае, сотрудники ИТ-служб заказчиков. А еще лучше, пусть сервисы живут каждый сам по себе. Компаний которые увязывают SaaS в ИТ инфраструктуру и на Западе немного (пример, http://www.boomi.com) а в России и вовсе только появился пионер (http://www.software-provider.com)