От личной эффективности к формированию регулярного менеджмента
«Никогда не учитесь на МВА – это бессмысленная трата времени и денег. Современному менеджеру для построения карьеры и улучшения материального положения нужны всего три вещи: опыт работы, связи и английский язык» (из высказывания выпускника программы МВА одной из бизнес-школ, Секрет фирмы, № 9, 2009).
При всей спорности фразы разочарованного выпускника МВА, к этой критике стоит серьезно прислушаться.
Проблемы современного управленческого образования. О недавнем прошлом
Получив в свое время хорошую базовую подготовку на физфаке классического университета, я попал на одно из предприятий, где, фактически, и обучался практической работе в области физики полупроводников, опираясь на свою теоретическую базу. При этом я не помню, чтобы, работая по специальности, я обращался к университетским лекциям.
Когда выпускник попадает на предприятие, он приобретает практические знания и навыки по своей профессии от тех, кто уже на этом предприятии (или по этой специальности) давно работает. «Правильность» того, что делается в организации, проверена временем. Поэтому на первом этапе новичок получает практические знания от своих старших коллег, затем сам вкладывается в развитие предприятия, а впоследствии начинает передавать свой бесценный опыт другим.
Базовое образование должно быть хорошим, и даже работа не по специальности — это не та проблема, которой следует бояться. Уже позже, самостоятельно осваивая менеджмент и маркетинг, я, как и раньше, лишь опирался на главное качество, которое мне дал университет,— «умение учиться». Хороший вуз дает это умение, если не дает — это плохой вуз.
Отметим, что «просто менеджмент» — это тоже профессия, такая же, как работа врача, сталевара и т.д., и требует глубоких специальных знаний и навыков (это впервые доказали в США Фредерик Тейлор, а в России Кароль Адамецки, увеличив с помощью чисто управленческих действий производительность труда рабочих в три-четыре раза). А какова сегодня ситуация с выпускниками, которые начинают работать по специальности «менеджер»?
Ситуация №1 — «стандартная»
Это когда никакого представления о современном управлении на предприятии нет и никогда не было. Выпускнику вуза учиться регулярному управлению не у кого. А применить знания, полученные в вузе, из-за их огромного отрыва от жизни просто невозможно. И тогда выпускник начинает работать, как все, — пользуясь советскими представлениями о том, что управление – это работа начальника «гонять своих подчиненных». При этом он быстро утрачивает те чисто теоретические знания, которые от сессии до сессии зазубривал в институте.
Ситуация №2 — руководитель фирмы сам обучался менеджменту
Это такая ситуация, когда «молодым специалистом по менеджменту» является сам руководитель. Осваивая теорию управления, чаще всего в форме вечерне-заочного или дистанционного обучения, чаще всего по сокращенной программе, после получения соответствующего сертификата (например, диплома MBA, может быть, даже международного образца) дипломированный менеджер-руководитель владеет теорией менеджмента на уровне лишь знания терминологии. У него было маловато времени на само обучение, а огромный воз текущей работы не позволил серьезно переосмыслить те методы управления, которые по старинке продолжают применяться на его предприятии. Попав к такому руководителю, рядовой выпускник-менеджер, как и в первом случае, оказывается в ситуации отсутствия практики регулярного управления. На одном из крупных предприятий нашего региона я видел большое количество повсюду развешанных плакатов с миссией этого предприятия, напоминающее развешивание икон в богоугодном заведении. Это как раз из таких примеров, которым не следует подражать.
А как же президентская программа «Кадры XXI века», спросите вы?
Уверяю вас, она ничем не отличается от обычного вузовского образования (не хуже, но и не лучше). Через эту программу уже прошли тысячи человек, но ничего в практике управления в нашей стране не изменилось. И дело не в программе обучения или уровне подготовки преподавателей (они могут быть самые лучшие в стране), а в отсутствии базы, где управленческие знания можно реально приобрести на практике. Побывав за границей и увидев чудеса западного управления, эти «кадры XXI века» (я лично беседовал с целым рядом выпускников) работают на своих предприятиях абсолютно так же, как и до прохождения этой программы переподготовки. Если, например, эту программу освоил специалист с Горьковского автозавода, то с ним произойдет то, что описано в ситуации №1, а если это обучение пройдет сам президент ГАЗа, то смотри ситуацию №2.
Что же делать?
Во-первых, признаем, что в области подготовки менеджеров в России имеется своя специфика. Специалист-менеджер должен понимать, что регулярного управления в России пока нет, потому нет и хорошего качества – конечного результата хорошего управления.
А как же хваленые американские методики подготовки МВА? Популярное обучение по методу case study – разбор управленческих ситуаций – начинает сегодня подвергаться критике, так как начинает проявлять свои недостатки, особенно в условиях кризиса. Кейс-стади, как отметил один из ректоров известной российской бизнес-школы, — это скорее изучение прошлого. А управленцам приходится решать новые задачи настоящего и будущего (Секрет фирмы, там же).
Потребность в новых технологиях подготовки
Одна из возможностей эффективного получения практических навыков современного регулярного и стратегического управления находится, как это ни парадоксально, прямо «перед носом» каждого из нас, неважно, рядовой вы или топ-менеджер компании. Это — возможность обучения управлению самим собой, техника, получившее распространение под названием тайм-менеджмента – управления временем.
В начале 1990-х годов, когда началось обучение студентов младших курсов управленческих факультетов основам современного менеджмента, оказалось, что главная трудность усвоения знаний вчерашними школьниками заключается в отсутствии у слушателей возможности приобрести практические навыки регулярного управления. Деловые игры скорее вводили студентов в заблуждение относительно тех реальных проблем, с которыми им придется встретиться на практике. Тогда пришла в голову идея ввести в занятия по менеджменту тренингов по тайм-менеджменту, чтобы студенты могли практически поучиться управлять собой и своим временем.
Однако когда я обратился к существующей по этому вопросу литературе, то обнаружил, что технология тайм-менеджмента, включая западную, отстала от современной теории менеджмента лет на 50. Тогда на отделении международного бизнеса иняза была выполнена научная работа по «обогащению тайм-менеджмента» накопленными знаниями в сфере управления коммерческими предприятиями, ее результаты были опубликованы в международном журнале по управлению.
Апробация получившейся в результате технологии обучения практике менеджмента показала, что тайм-менеджмент (при использовании современных подходов в управлении) не только позволяет значительно продвинуться на пути овладения искусством управления собой и своим временем, но в большой степени повышает эффективность усвоения основ теории менеджмента. Это происходит благодаря тому, что достигается практический синтез искусства и науки управления, составляющих сущность менеджмента.
Вы хотите повысить эффективность управления своим предприятием? Начните ставить современное управление с себя – освойте тайм-менеджмент!
Фото: pixabay.com
Здесь две темы, самостоятельные.
Можно ли использовать ТМ для тренировки - вопрос для меня давно отпал (издан практикум в серии книг, где это последовательно доказывется).
Но лучше всего зайти в рубрику ТМ на Литрес - это доказывется многими авторами по теме. ТМ, кстати, неудачный термин, но прижился. Правильно будет - персональный менеджмент.
А вот первая тема остается интересной - надеюсь, спорной - о причинах существующей практики управления. За 10 лет я мнения не поменял, но может ошибаюсь?
Шедеврально! Вот это я понимаю, запОстил, так запОстил! Смачно так!
"Вам бы книжки писать начальник!"
Ну, вот. Как говорится, не прошло и года...:-)
Ну, хоть книжку хорошую вспомнил.
Это было 10 лет назад. Сейчас я еще начал прохо различать и буквы у и р :)
Хуже того - прошло 10 лет, а научный метод в физическом труде системно так и не применяется (за исключением экспериментов по Лин, что проводятся на ряде предприятий, правда не знаю успехов, которые бы вывели компанию за счет этого на несколько строчек выше по рейтингу (наверняка они есть).
А вот в классическом ТМ - освоение практики применения научного метода - первейшее дело.
Когда провожу практикумы по менеджменту офлайн в институте (что относится к министерству сельского хозяйства РФ), там есть задание по применению научного метода. И если слушатель не руководитель (например, специалист департамента по туризму районной администрации) - тогда он может выполнить это задание - по ТМ, применяя карточки Гастева.
Решил исправиться.
1.Константин Комшуков пишет:
не нужно проводить параллель между ''тайм-менеджментом'' и MBA. ''Тайм-менеджмент'' подразумевает обучение (техникам управления временем). MBA - это дополнительное образование для менеджера.
Слова МВА и ТМ есть в статье. Но параллелей никаких прямых не провожу.
ТМ - это ТМ. МВА - это МВА.
Но буду изучать далее (я не знал, что был коммент, сори, обнаружил случайно, потому всего 10 лет от вопросов до ответа. Но они быстро пролетели. :)
Что касается уровня или известности, то мне это все равно - важны аргументы (я доверюсь простому продавцу, если он окажется прав, чем опытному тренеру по продажам, если тот не прав. Могу привести пример как раз такой ситуации.)
Если управленец прибегает к спорам и конфронтациям, а тем более к оскорблениям - я не могу его назвать профессионалом, хорошо обученным руководителем.
Что касается контроля, то для начала я бы рекомендовал овладеть ТЕХНИКАМИ управления своими эмоциями, технологии есть.
Подмена понятий у уважаемого Р.Ф.
Я бы хотел лечиться у профессионального стоматолога (что и делаю и всем советую). Руководитель - это такая же профессия, как и профессия врача.
И как в любой профессии есть большие или меньшие склонности и способности к этой профессии.
Пришло время научиться различать (надеюсь, ответ не будет в стиле - раз не умеете, то вам не дано).
Вопрос очень простой: как получается образование?
Мне казалось, что обучение - это процесс, а образование - результат.
Поделюсь и своей точкой зрения (не в первый раз, сори) - вуз дает только одно умение (если он хороший, плохой не дает ничего) - умение работать с книгой и самостоятельно разобраться в той сфере деятельности, которой приходится заниматься. Понятно, что если обучение было по специальности - то разбирательство проходит быстрее.
Что касается БАДов, то я не специалист, не знаю как они работают и не знаю как устроена у них реклама (допускаю, что спецы по БАДам поспорят с оценкой).
Но я говорю только про одну болезнь - существующую практику управления (и только про один из немногих инструментов ее приобретения до какой-то степени), которая через образование - по другой специальности - дает нам менеджмент личных проб и ошибок конкретного руководителя, по этой причине мы остали не только в вопросах качества и производительности от развитых стран, но также во многих сферах (медицина (конкретные разделы, где-то может, как в космосе, мы впереди, не знаю), микроэлектроника и пр.)
И я бы рекомендовал учиться (обучаться) сложной профессии управленца, как любой другой, но если работа не по душе и нет склонностей, конечно уходить из профессии в другую.
Что касается отсталости, то отсталость огромнейшая .. нашей страны в сфере практики управления, отсюда наши экономические беды.