Последние три года для любого бизнеса были крайне сложными: начиная от покупательской активности и заканчивая проблемами с логистикой продукции. Классический маркетинг перестал работать с 2022 года: многие инструменты и площадки стали неактуальны, ключевые посылы для целевой аудитории потеряли смыслы. Потребители психологически переходят в режим «выживания». Однако бизнес не может взять и закрыться.
Любой предприниматель сначала попробует все способы, которые помогут компании продолжить существовать и, возможно, развиваться. Одним из инструментов продолжения жизнедеятельности бизнеса может стать GR – выстраивание отношений между бизнесом и властью.
Для чего это нужно?
У GR есть разные функции:
- Мониторинг и анализ законодательных и других нормативно правовых актов, которые относятся к вопросам жизнедеятельности компании и которые влияют на ее развитие.
- Воздействие на органы власти, как законодательной, так и исполнительной и судебной, корректировка их деятельности в интересах компании.
- Отслеживание инициатив органов власти, которые могут влиять на экономическое положение компании. В идеале, если эти инициативы будут известны до вступления в силу, чтобы у компании было время для маневров.
- Единая направленность взаимодействия с органами власти, координация сотрудничества, в целях выстраивания положительного имиджа компании.
- Обеспечение преференций и госзаказов для компаний.
- Налаживание и поддержание деловых связей с представителями органов власти, общественных организаций.
- Поддержка инициатив компании в государственной сфере: лицензии, разъяснительные письма, законопроекты, государственные тендеры, целевые программы, обжалования, уведомления и пр.
- Стратегическое сотрудничество, которое будет влиять на репутацию компании со стороны общества и государства.
С чего проще всего начать?
Присоединиться к действующим деловым общественным организациям. На данный момент в России есть четыре ключевые организации:
- «Опора России» – в ней состоят в основном начинающие предприниматели;
- «Деловая Россия» – это организация представителей малого бизнеса;
- «ТПП»/«Торгово-промышленная палата» – это организация, где в основном представители среднего бизнеса;
- «РСПП»/ «Российский союз промышленников и предпринимателей» – это организация представителей среднего и крупного бизнесов.
Общественная организация не гарантирует решение ваших вопросов. Она существует за счет поступления членских взносов. Обычно в штате региональных отделений не более пяти человек. А самих членов может быть и 50, и 200, и 1000. Соответственно, заплатив, например, ежегодный взнос в размере 15 тыс. руб., не стоит уповать, что представитель организации будет самозабвенно решать ваши государственные вопросы.
Вы сами должны стать активистом в общественной организации, инициировать открытие своего отраслевого комитета (соответствующего специфике вашего бизнеса), либо вступить в существующий и занять там активную позицию.
Указать в социальных сетях, в публикациях в СМИ, что вы, как представитель бизнеса, состоите в той или иной общественной организации. И начать выстраивать отношения с органами власти.
Если общественная организация на хорошем счету у органов власти, то двери для вас будут открываться чуть быстрее, нежели вы пришли бы просто с улицы.
Также, важно учитывать репутационный капитал председателя общественной организации. Если вы с ним выстроите хорошие деловые отношения – он может способствовать решению вашего вопроса.
При работе с общественными организациями главное инициативность и готовность помочь другим членам общественной организации, а также ее президиуму в той области, в которой вы являетесь экспертом. Например, дадите совет, или предоставите коллегам скидку, как единомышленникам.
Путь сложнее: создать свою отраслевую общественную организацию
Обычно отраслевые общественные организации создаются предпринимателями, у которых уже есть устойчивый бизнес, с высоким уровнем репутационного капитала. Так как в отраслевых организациях состоят представители одной отрасли, важно, чтобы у нее был сильный лидер в представляемой индустрии. Тогда успех общественной организации обеспечен.
Через общественную организацию можно будет закрывать все функции GR, которые описаны выше, но следует помнить, что это огромный объем работы, и если у вас, как у председателя общественной организации, нет специалиста по GR, то эти функции выполнять придется самостоятельно.
Важно понимать: при имении собственной отраслевой общественной организации – вы будете своего рода олицетворением власти и лицом индустрии в вашем регионе.
Третий путь
Взять в штат GR-специалиста (в регионах их конечно единицы, если вообще есть), либо нанять агентство, которое занимается GR.
Если вы находитесь в регионе, это может быть PR-агентство, поскольку именно в регионах обычно PR-специалисты жонглируют всеми направлениями, где есть слово «связи».
Исполнителям такого рода необходимо ставить конкретные задачи, которые необходимо решить бизнесу. И, конечно, очень важно, чтобы у специалиста уровень этики соответствовал вашему уровню этики. Но это уже частности.
Читайте также: