Основной драйвер динамичного роста e-commerce – это маркетплейсы, площадки, выступающие посредниками между покупателями и продавцами. В России насчитывается несколько десятков таких ресурсов.
Эксперты нашей компании провели исследование «Маркетплейсы для покупателей и продавцов», в котором изучили самые крупные площадки, представленные на российском рынке: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress, СберМегаМаркет. Благодаря этому материалу бизнес и потребители будут лучше понимать возможности и условия работы с этими площадками.
Бизнесу зачастую выгоднее работать с маркетплейсами, чем развивать интернет-магазин и выстраивать все необходимые процессы. Маркетплейсы предоставляют инструменты для продвижения товаров, вывода продуктов на рынок, увеличения среднего чека и расширения географии продаж. Но что же маркетплейсы дают покупателям?
Действительно ли потребитель охотнее тратит деньги на маркетплейсах?
С каждым годом все больше людей совершают онлайн-покупки. Согласно данным опроса Яндекс Маркета и GfK Rus, каждый второй россиянин в возрасте 16-55 лет оформил минимум две покупки онлайн за 2021 год.
По мнению российских покупателей, маркетплейсы превосходят интернет-магазины по многим критериям: по уровню цен, по качеству акций и распродаж, по количеству и качеству отзывов, широте ассортимента, по удобству получения заказов и скорости доставки. Теперь рассмотрим предложения маркетплейсов для покупателей.
Доставка и удобство получения заказов
Для большинства респондентов удобство получения заказа – один из ключевых критериев выбора онлайн-сервиса для осуществления покупок. Вот распространенные способы получения заказа:
А вот какие условия доставки заказов предлагают разные маркетплейсы:
Всюду есть возможность получить заказ двумя способами: самовывозом и доставкой. Одни маркетплейсы имеют собственные ПВЗ и постаматы, другие пользуются партнерскими. Почти все площадки отправляют товары по Почте России. СберМегаМаркет предлагает покупателям забрать заказ в магазине, а Ozon и Яндекс Маркет – экспресс-доставку по городу за несколько часов.
По данным SellerDen, покупатели чаще заказывают товары в пункты самовывоза или постаматы, чем выбирают доставку курьером. Эти данные коррелируют с популярными категориями товаров на маркетплейсах. По статистике Avoshop, в январе-марте 2022 года пользователи чаще заказывали детские товары, продукцию повседневного спроса, бытовую технику, электронику, одежду и обувь. Это те товары, которые нужно примерить, проверить на исправность или которые относятся к невысокому ценовому сегменту – их удобнее забрать из пункта самовывоза по двум причинам:
- Можно на месте отказаться от товаров, которые не подошли или оказались с браком.
- Для недорогих товаров невыгодно дополнительно оплачивать курьерскую доставку.
Программы лояльности маркетплейсов
Для многих покупателей программы лояльности – важный критерий при выборе маркетплейса. Поэтому мы решили проанализировать, какие возможности площадки предоставляют клиентам.
Ozon
Предлагает пользователям оформить подписку на сервис Ozon Premium. Стоимость подписки – 199 рублей в месяц, что открывает доступ к ряду привилегий:
- Бесплатная курьерская доставка на заказы от 499 рублей.
- Возможность получать доступ к выгодным предложениям раньше остальных.
- Кешбэк баллами до 30% на товары определенной категории, в том числе Ozon fresh.
- Увеличенный срок возврата товара до 60 дней.
Также Ozon предоставляет скидки до 30% при оплате Ozon Счетом и начисляет кешбэк баллами за все покупки при оплате Ozon Картой.
Яндекс.Маркет
Предлагает клиентам оформить подписку Яндекс.Плюс, которая входит в экосистему Яндекса. Накапливать и тратить баллы по подписке можно при использовании всех услуг экосистемы, в том числе и Яндекс.Маркета. Преимущества услуги:
- Бесплатная курьерская доставка при заказе от 1499 рублей.
- Кешбэк баллами. Система накопления баллов по подписке общая, их можно как получить, так и потратить на покупки в Яндекс.Маркете.
СберМегаМаркет
С каждой покупки на маркетплейсе накапливаются бонусные рубли, в дальнейшем их можно использовать при оплате до 50% стоимости товара. Отметим, что маркетплейс СберМегаМаркет входит в экосистему Сбера, и для оплаты заказов на площадке можно использовать бонусы СберСпасибо и подписку СберПрайм. Стоимость подписки составляет 199 рублей в месяц. Эти продукты Сбера дают еще больше привилегий для клиента:
- Бесплатная курьерская доставка при подписке на СберПрайм.
- Баллы СберСпасибо, которые суммируются с бонусными рублями.
Wildberries
Предлагает постоянным клиентам персональную скидку (от 1% до 20%), которая рассчитывается исходя из количества сделанных заказов и числа возвратов и суммируется со всеми действующими акциями магазина.
AliExpress
Накопление баллов по программе лояльности происходит при покупке товаров определенной категории. Баллы списываются по курсу «один балл = одному рублю», ими можно оплатить от 10% до 50% от стоимости товара.
Параллельный импорт брендов, ушедших из страны
Чтобы наладить продажу товаров брендов, которые приостановили работу в России в 2022 году, Правительство РФ легализовало параллельный импорт – ввоз продукции без разрешения правообладателя. После чего маркетплейсам разрешили продавать такие товары.
Первые партии продукции в категориях «Электроника» и «Бытовая техника», которая выпускается ушедшими из России иностранными брендами, уже доставлена на склады Яндекс.Маркет.
Ozon уже ввез по параллельному импорту технику Apple. В дальнейшем на площадке может появиться продукция люксовых брендов (Kering и LVMH). Ранее продавать эти товары было невозможно из-за строгих правил.
Wildberries начал продавать запчасти для автомобилей и мотоциклов по параллельному импорту. В дальнейшем маркетплейс планирует добавить в ассортимент товаров запчасти для грузового и коммерческого транспорта.
Преимущество для покупателей в том, что площадки возьмут на себя все риски, в том числе возврат товаров. Что касается выгоды для самих маркетплейсов, спрос на товары ушедших брендов есть и будет, и у селлеров появится возможность удовлетворить его. Это позволит им расширить товарную линейку, создать запасы товаров первой необходимости и в дальнейшем увеличить прибыль. Кроме того, продажа товаров параллельного импорта может оказать позитивное влияние на стабилизацию цен на площадках.
Выводы
Как видите, маркетплейсы решают сразу несколько задач для потребителя:
- Возможность одновременно купить товары из разных категорий на едином сайте, который служит «витриной».
- Возможность сравнения цен разных продавцов на один и тот же товар.
- Единая система доставки и возврата.
- Программы лояльности, позволяющие экономить.
- Возможность купить товары ушедших из РФ брендов.
Также читайте:
Екатерина, хороший материал!
Еще 15 лет назад спорили, о том что печатная пресса не "умрет", а два года назад о том, что доля онлайн-покупки лекарств не будет высокой и т.д. Маркетплейсы прочно засели в нашу жизнь - но вот я скорее "дивергент" по отношению к маркетплейсам, поскольку не пользуюсь их услугами, но все знакомые - пользуются.
Маркетплайсы решают множество задач потребителя и основная - это экономия времени. По отзывам моих знакомых, существуют проблемы с доставкой: или по срокам, или по ошибке не то привозят, или привозят в "подпорченном виде".