5 задач, которые решают маркетплейсы для покупателей

Основной драйвер динамичного роста e-commerce – это маркетплейсы, площадки, выступающие посредниками между покупателями и продавцами. В России насчитывается несколько десятков таких ресурсов.

Эксперты нашей компании провели исследование «Маркетплейсы для покупателей и продавцов», в котором изучили самые крупные площадки, представленные на российском рынке: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress, СберМегаМаркет. Благодаря этому материалу бизнес и потребители будут лучше понимать возможности и условия работы с этими площадками.

Бизнесу зачастую выгоднее работать с маркетплейсами, чем развивать интернет-магазин и выстраивать все необходимые процессы. Маркетплейсы предоставляют инструменты для продвижения товаров, вывода продуктов на рынок, увеличения среднего чека и расширения географии продаж. Но что же маркетплейсы дают покупателям?

Действительно ли потребитель охотнее тратит деньги на маркетплейсах?

С каждым годом все больше людей совершают онлайн-покупки. Согласно данным опроса Яндекс Маркета и GfK Rus, каждый второй россиянин в возрасте 16-55 лет оформил минимум две покупки онлайн за 2021 год.

маркетплейсы

По мнению российских покупателей, маркетплейсы превосходят интернет-магазины по многим критериям: по уровню цен, по качеству акций и распродаж, по количеству и качеству отзывов, широте ассортимента, по удобству получения заказов и скорости доставки. Теперь рассмотрим предложения маркетплейсов для покупателей.

Доставка и удобство получения заказов

Для большинства респондентов удобство получения заказа – один из ключевых критериев выбора онлайн-сервиса для осуществления покупок. Вот распространенные способы получения заказа:

маркетплейсы

А вот какие условия доставки заказов предлагают разные маркетплейсы:

маркетплейсы

Всюду есть возможность получить заказ двумя способами: самовывозом и доставкой. Одни маркетплейсы имеют собственные ПВЗ и постаматы, другие пользуются партнерскими. Почти все площадки отправляют товары по Почте России. СберМегаМаркет предлагает покупателям забрать заказ в магазине, а Ozon и Яндекс Маркет – экспресс-доставку по городу за несколько часов.

По данным SellerDen, покупатели чаще заказывают товары в пункты самовывоза или постаматы, чем выбирают доставку курьером. Эти данные коррелируют с популярными категориями товаров на маркетплейсах. По статистике Avoshop, в январе-марте 2022 года пользователи чаще заказывали детские товары, продукцию повседневного спроса, бытовую технику, электронику, одежду и обувь. Это те товары, которые нужно примерить, проверить на исправность или которые относятся к невысокому ценовому сегменту – их удобнее забрать из пункта самовывоза по двум причинам:

  • Можно на месте отказаться от товаров, которые не подошли или оказались с браком.
  • Для недорогих товаров невыгодно дополнительно оплачивать курьерскую доставку.

Программы лояльности маркетплейсов

Для многих покупателей программы лояльности – важный критерий при выборе маркетплейса. Поэтому мы решили проанализировать, какие возможности площадки предоставляют клиентам.

Ozon

Предлагает пользователям оформить подписку на сервис Ozon Premium. Стоимость подписки – 199 рублей в месяц, что открывает доступ к ряду привилегий:

  1. Бесплатная курьерская доставка на заказы от 499 рублей.
  2. Возможность получать доступ к выгодным предложениям раньше остальных.
  3. Кешбэк баллами до 30% на товары определенной категории, в том числе Ozon fresh.
  4. Увеличенный срок возврата товара до 60 дней.

Также Ozon предоставляет скидки до 30% при оплате Ozon Счетом и начисляет кешбэк баллами за все покупки при оплате Ozon Картой.

Яндекс.Маркет

Предлагает клиентам оформить подписку Яндекс.Плюс, которая входит в экосистему Яндекса. Накапливать и тратить баллы по подписке можно при использовании всех услуг экосистемы, в том числе и Яндекс.Маркета. Преимущества услуги:

  • Бесплатная курьерская доставка при заказе от 1499 рублей.
  • Кешбэк баллами. Система накопления баллов по подписке общая, их можно как получить, так и потратить на покупки в Яндекс.Маркете.

СберМегаМаркет

С каждой покупки на маркетплейсе накапливаются бонусные рубли, в дальнейшем их можно использовать при оплате до 50% стоимости товара. Отметим, что маркетплейс СберМегаМаркет входит в экосистему Сбера, и для оплаты заказов на площадке можно использовать бонусы СберСпасибо и подписку СберПрайм. Стоимость подписки составляет 199 рублей в месяц. Эти продукты Сбера дают еще больше привилегий для клиента:

  • Бесплатная курьерская доставка при подписке на СберПрайм.
  • Баллы СберСпасибо, которые суммируются с бонусными рублями.

Wildberries

Предлагает постоянным клиентам персональную скидку (от 1% до 20%), которая рассчитывается исходя из количества сделанных заказов и числа возвратов и суммируется со всеми действующими акциями магазина.

AliExpress

Накопление баллов по программе лояльности происходит при покупке товаров определенной категории. Баллы списываются по курсу «один балл = одному рублю», ими можно оплатить от 10% до 50% от стоимости товара.

Параллельный импорт брендов, ушедших из страны

Чтобы наладить продажу товаров брендов, которые приостановили работу в России в 2022 году, Правительство РФ легализовало параллельный импорт – ввоз продукции без разрешения правообладателя. После чего маркетплейсам разрешили продавать такие товары.

Первые партии продукции в категориях «Электроника» и «Бытовая техника», которая выпускается ушедшими из России иностранными брендами, уже доставлена на склады Яндекс.Маркет.

Ozon уже ввез по параллельному импорту технику Apple. В дальнейшем на площадке может появиться продукция люксовых брендов (Kering и LVMH). Ранее продавать эти товары было невозможно из-за строгих правил.

Wildberries начал продавать запчасти для автомобилей и мотоциклов по параллельному импорту. В дальнейшем маркетплейс планирует добавить в ассортимент товаров запчасти для грузового и коммерческого транспорта.

Преимущество для покупателей в том, что площадки возьмут на себя все риски, в том числе возврат товаров. Что касается выгоды для самих маркетплейсов, спрос на товары ушедших брендов есть и будет, и у селлеров появится возможность удовлетворить его. Это позволит им расширить товарную линейку, создать запасы товаров первой необходимости и в дальнейшем увеличить прибыль. Кроме того, продажа товаров параллельного импорта может оказать позитивное влияние на стабилизацию цен на площадках.

Выводы

Как видите, маркетплейсы решают сразу несколько задач для потребителя:

  1. Возможность одновременно купить товары из разных категорий на едином сайте, который служит «витриной».
  2. Возможность сравнения цен разных продавцов на один и тот же товар.
  3. Единая система доставки и возврата.
  4. Программы лояльности, позволяющие экономить.
  5. Возможность купить товары ушедших из РФ брендов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Дроздов
Генеральный директор, Москва

 

Екатерина, хороший материал! 

Еще 15 лет назад спорили, о том что печатная пресса не "умрет", а  два года назад о том, что доля онлайн-покупки лекарств не будет высокой и т.д. Маркетплейсы прочно засели в нашу жизнь - но вот я скорее "дивергент" по отношению к маркетплейсам, поскольку не пользуюсь их услугами, но все знакомые - пользуются.

Маркетплайсы решают множество задач потребителя и основная - это экономия времени.  По отзывам моих знакомых, существуют проблемы с доставкой: или по срокам, или по ошибке не то привозят, или привозят в "подпорченном виде".

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.