Новости маркетинга в России и за рубежом: факты, тренды, результаты исследований.
При подготовке дайджеста использованы материалы Executive.ru, adindex.ru, businessinsider.com, cossa.ru, kommersant.ru, rbc.ru, sostav.ru.
- McDonald's поставил тренажеры в ресторанах
- TikTok запустит собственную доставку еды
- М.Видео и Xiaomi открыли совместный магазин
- Продажи бумажных книг в РФ установили рекорд
- Google и Meta в РФ оштрафовали на ₽9,2 млрд
- Французский бренд Kiabi уходит из России
- Бизнесмены не доверяют маркетологам
- Бюджеты на предновогоднюю рекламу выросли
- На Новый год россияне ждут практичные подарки
Китайский McDonald's запустил эксперимент: в двух торговых центрах в Гуандуне и Шанхае появились велотренажеры со столиками, за которыми можно перекусить без вреда для фигуры. Эксперимент начался еще в сентябре, но широкую огласку получил лишь на днях, благодаря вирусному видео в TikTok. Изначально велосипеды были частью кампании в поддержку экологически чистого образа жизни. Они изготовлены из переработанного пластика, а во время тренировки вырабатывается электроэнергия, которую клиенты могут использовать для зарядки мобильных телефонов или других устройств.
Видеосервис TitTok запустит доставку готовой еды в США под брендом TikTok Kitchen. На первом этапе TikTok откроет 300 точек, к концу 2022 года – более 1000. В меню войдут рецепты из самых популярных видео, в том числе запеченная паста с фетой, чипсы из макарон с сыром, гамбургеры и кукурузные ребрышки с пармезаном. Партнером TikTok по доставке станет компания Virtual Dining Concepts, помогающая знаменитостям запускать кулинарные стартапы. TikTok заявил, что поделится прибылью с авторами рецептов, хотя их имена и не будут указаны в меню.
«М.Видео-Эльдорадо» вместе с Xiaomi запускает новый формат кобрендинговых магазинов М.Видео-Xiaomi. Первая совместная точка брендов открылась в московском ТЦ «Арена Плаза», скоро в Москве появятся еще два отделения. Ассортимент магазинов будет состоять из цифровой техники Xiaomi и товаров других категорий (гейминг, товары для дома), а М.Видео возьмет на себя клиентскую поддержку, сервисы, логистику и постпродажное обслуживание. На точках можно будет забрать заказанный товар любого производителя, также они будут использоваться для курьерской и экспресс-доставки.
Доля онлайн-сегмента в продажах бумажных книг в России за год достигла 45%, подсчитали в издательстве «Эксмо-АСТ». По итогам 2020 года показатель составил 36%. За год россияне купили в интернете бумажные книги на 29,5 млрд руб. (в 2020 году – 26,4 млрд руб.). Рост рынка связывают с развитием маркетплейсов, продажи растут в основном за счет регионов. В топ-3 онлайн-магазинов по продажам книг вошли Ozon, Лабиринт и Wildberries. Издательство «Альпина» сообщила, что доля онлайна в общих продажах составила 60% против 56% в 2020 году и 37% в 2019 году.
Мировой суд Таганского района Москвы постановил оштрафовать Google на 7,2 млрд руб., за неисполнение закона, который обязывает digital-компании удалять противоречащий российскому законодательству контент. Компания Meta Platforms (в прошлом Facebook) за такое же нарушение получила штраф в 2 млрд руб. Это первое решение суда в России по делам об оборотных штрафах для IT-компаний. Норма об оборотных штрафах появилась в России в конце 2020 года. Сумма взыскания может составить 5–10% выручки компании в стране за год.
Французская сеть магазинов одежды, обуви и аксессуаров Kiabi планирует закрыть все свои магазины и онлайн-точки в России к июлю 2022 года. В декабре ретейлер начал переговоры об условиях предварительного расторжения договоров аренды с владельцами торговых центров. Причиной такого решения стали низкие финансовые показатели: последние пять лет сеть Kiabi приносила только убытки. По словам компании, магазину не удалось найти своей уникальной бизнес-модели на российском рынке. На данный момент России работает 17 магазинов бренда в 7 городах.
Аналитики виртуального маркетолога «Макс» опросили руководителей малого и среднего бизнеса, чтобы узнать, насколько они доверяют сотрудникам. Оказалось, что 44% опрошенных вынуждены постоянно контролировать нанятых работников. В топ-3 самых подозрительных профессий вошли маркетологи (77,4%), бухгалтеры (17,6%) и IT-специалисты (7%). Главная причина недоверия – неисполнительность. 52% респондентов сталкивались с ситуациями, когда подчиненные не справлялись с поставленной задачей. 21% бизнесменов понесли финансовые потери по вине маркетологов.
Сервис Epicstars и провайдер QIWI изучили объем заказов рекламы у блогеров в предпраздничный период. По сравнению с 2020 годом бюджет на рекламные кампании увеличился в среднем в 1,5 раза. Рекламные затраты клиентов Epicstars с 1 по 10 декабря составили около 9 млн руб. Больше всего заказов получили владельцы Telegram-каналов — около 80% рекламных размещений. Вторая по востребованности категория блогеров, с которыми активно работали рекламодатели перед праздниками, — владельцы YouTube-каналов (15%). Остальные 5% — Instagram-блогеры.
В Яндекс.Рекламе выяснили, что на Новый год россияне предпочитают получать практичные подарки. 75% опрошенных с помощью Яндекс.Взгляда мечтают о деньгах, новом смартфоне или бытовой технике. Подарок «для души» устроит лишь 16% респондентов, а 9% вообще не любят получать подарки, говорится в исследовании. Каждый второй респондент планирует покупать новогодние подарки в Интернете. При этом на мобильный поиск приходится 2/3 запросов. Самыми популярными категориями стали бытовая техника и электроника, одежда и обувь, а также товары для дома.