9 способов использовать негатив в маркетинге во благо

Негативный маркетинг – это тактика, которая использует негативные эмоции, такие как страх, раздражение, гнев или печаль, чтобы вызвать реакцию потребителя, часто в пользу того, что предлагает бренд, или против того, чему бренд противостоит или с кем конкурирует.

Однако имейте в виду, что к негативному маркетингу не надо прибегать только потому, что вы проснулись не в духе и вас все раздражает. Данную тактику необходимо реализовать стратегически с учетом одной или нескольких целей:

  • Проявить сочувствие к проблемам клиента.
  • Дифференцировать свой бренд от конкурентов, особенно от тех, кто не хочет занимать определенную позицию или признавать определенные истины в отрасли.
  • Избавиться от шума «нейтральных» сообщений, которые могут не резонировать.

Если вы успешно используете тактику негативного маркетинга, конечный результат поможет вам закрепиться в сознании аудитории. Это даст возможность доказать, что именно ваш бренд является превосходной альтернативой.

Ккак же успешно реализовать эту тактику? Вот несколько вариантов быть «более негативными» в маркетинге.

1. Создайте образ негативной или отрицательной персоны

Не стоит сразу начинать с образа сварливого брюзги, лучше выбрать кого-то более легкого для восприятия. Отрицательная персона – это своего рода противоположность вашему покупателю – то есть тот, кто не является вашей целевой аудиторией.

Это не столько признание того, что не все в мире являются вашими потенциальными будущими клиентами, а скорее, признание того, что ваша реклама привлекает определенные типы людей, которые полностью засоряют воронку, тратят время команды продаж, но никогда не станут клиентами.

Почему они никогда не станут клиентами? Причины могут быть разными: у них нет бюджета, или они просто поклонники вашего контента, или им нравится следить за вашими соцсетями. Возможно, они в итоге и станут клиентами, но будут стоить вам кучи денег. У них высокая стоимость приобретения и высокая склонность к оттоку.

В этом случае следует определить, кто эти люди, чтобы:

  • Прекратить создавать контент, который привлекает не тех людей.
  • Позволить им продолжать читать и взаимодействовать с вашим контентом, чтобы помочь вам расширить охват, но не позволять им отвлекать команду продаж, что бы те не тратили свое время на лиды с низким потенциалом.

2. Делайте упор на эксклюзивность

Это VIP-тактика, с которой мы все так или иначе сталкивались. Когда вы говорите кому-то, что он не может получить желаемое, потому что оно, например, в дефиците – это часто заставляет человека хотеть еще сильнее эту вещь. Другими словами, это игра в труднодоступность.

Это обычная тактика продаж, которую могут использовать и маркетологи. Например, рассказать потенциальным клиентам об отличном предложении, но ограничить его по времени или сделать его доступным только для первых 10 счастливчиков, которые оставят комментарий в соцсетях.

Эта тактика особенно популярна в сфере электронной коммерции. Возможно, вы получали электронные письма, в которых бренд информировал вас о том, что товар, который вам нравится, настолько популярен, что почти закончился на складе, осталась всего пара единиц в наличии.  У покупателя сразу возникают мысли, что надо спешить, а то ему ничего не достанется.

Мораль истории: иногда оставляйте людей ни с чем. Получить то, что хочешь – это обычное дело, а вот когда покупатель становится VIP – он чувствует себя особенным. Вот так просто можно превратить негатив в позитив.

3. Создавайте негативные заголовки и названия

Существует явная взаимосвязь между количеством просмотров страниц и заголовками, которые содержат негатив. Чем страшнее, неприятнее и провокационнее заголовок – тем больше кликов. В течение многих лет новости шли по негативному пути развития. Хорошо это или плохо, но новостные ресурсы делают так, потому что это эффективно и привлекает внимание.

Однако не следует бросаться провокативными заголовками только для того, чтобы получить клики. Если вы собираетесь использовать негативный посыл в своих заголовках, вы должны подкрепить его годным и солидным контентом, который действительно будет релевантным названию статьи. Вот несколько примеров таких статей:

4. Не зацикливайтесь на негативе

Итак, насколько вы готовы к «негативу», вбрасывая в контент негативные заголовки?

Когда вы описываете отрицательную ситуацию в своем контенте – это действительно может помочь удержать и вовлечь читателя. Некоторые маркетологи боятся вызвать негативные чувства у читателей, но на самом деле это может создать общий опыт и вызвать такой уровень эмоций, который некоторые не ожидают получить при чтении вашего контента, особенно если вы являетесь B2B-маркетологом.

Иногда общий неприятный опыт помогает легче сблизиться с кем-то, чем опыт положительный. Но имейте в виду: как только вы установили связь с читателем, основанную на общем негативном опыте, очень важно переключить настроение на что-то более позитивное и ориентированное на решение. Несчастье любит компанию, поэтому людям нравится знать, что они не одиноки, но большинство не любит зацикливаться на негативе.

5. Используйте злодеев

Точно так же, как мы все можем объединиться из-за общего негативного опыта, людей можно объединить из-за общего врага. Использование злодея было распространенной маркетинговой тактикой в течение многих лет.

Злодеем не обязательно должен быть какой-то угрюмый монстр, это могут быть хорошо узнаваемые персонажи: придурок-босс, неряха-сосед, бюрократический тунеядец.

Другими словами, берем обычный опыт – ситуации и события, которые знакомы всем, кто сталкивался с этим «злодеем» – и персонифицируем его, вызывая у потребителя чувства с помощью истории, которую вы пытаетесь донести.

6. Отстаивайте то, во что вы верите, даже если это спорно

Если вы уверены в своем бренде, в PR-команде и своем правильном отношении к проблеме, вы можете отстаивать свою неоднозначную позицию по популярной теме.

Противоречивый маркетинг – рискованная игра, потому что во многих случаях ваш бренд будут обвинять в извлечении выгоды из проблемы только для повышения продажи ваших продуктов. Однако, если все сделано грамотно, бренд можно будет рассматривать как социально ответственный.

Что еще может сделать противоречивый маркетинг для вашего бренда:

  • Позиционировать бренд как идейного лидера (только постарайтесь убедиться, что ваши мысли – хорошие).
  • Поможет определить бренд в глазах потребителей и что за ним стоит.
  • Усилит естественное продвижение.
  • Вызовет сильные эмоции у аудитории – как положительные, так и отрицательные.

Когда вы займете твердую позицию в вопросе и начнете ее отстаивать, произойдет поляризация вашей аудитории: у вас появятся как и несогласные, которым вы будете меньше нравитесь, так и ярые сторонники. Если вы собираетесь вступать в полемику, будьте готовы иметь дело с обоими. С приятными результатами для бизнеса, неизбежно последует и негативная реакция.

7. Используйте данные для убеждения

Приведем пример: «Новое исследование: многие продавцы ненавидят свою CRM».

Сразу обращаешь внимание на такой контент, из-за его негативного заголовка. Кроме того, в этом материале, скорее всего, будет интересная статистика, вроде: 50% руководителей продаж говорят, что их CRM сложно использовать, а 18% говорят, что это привело к потере возможностей или доходов.

Так вы можете рассказать, почему традиционные CRM – не самое удачное решение, и показать, почему другая система (например, ваша) будет потрясающим и легким в использовании инструментом для команды продаж.

Если у вас есть похожие данные о вашем продукте, то можно еще более убедительно преподнести информацию, сопоставив их вместе. Это продемонстрируют резкий контраст между традиционным подходом и современным. Сопоставление положительного и отрицательного рисует довольно драматическую картину в сознании аудитории, а сжатые данные позволяют быстро и легко противопоставить «плохое» против «хорошего».

8. Подшутите над конкурентами

Возможно, это то, о чем думает большинство людей, когда обсуждается негативный маркетинг, но к подшучиванию прибегают редко, поскольку могут возникнуть непредвиденные деликатные ситуации.

С одной стороны, небольшая здоровая конкуренция – хорошая вещь, особенно если вы хотите позиционировать себя как лучший вариант. Однако, если это сделано плохо, аудитория может отвернуться от вас по причине грубости или неуместности шутки. Кроме того, если вы используете ложные утверждения это повлечет за собой юридические риски.

Существует два типа негативного маркетинга по отношению к вашим конкурентам:

  • Атака: фокус на негативных сторонах предложения конкурентов.
  • Контраст: фокус на положительных сторонах вашего предложения и установка разрыва с конкурентом. Это более тонкий метод, который подчеркивает то, чего вашим конкурентам не хватает.

Как правило, крупным брендам легче участвовать в негативном маркетинге со своими конкурентами, потому что они уже хорошо известны, и вознаграждение может быть больше, чем риск выделить ценностные предложения.

Помните рекламную «атаку» Pepsi – ролик, в которой ребенок вытаскивает две банки кока-колы из торгового автомата, чтобы встать на них и дотянуться до кнопки, чтобы заказать Pepsi:

Если ваш бренд не такой известный, будет лучше выделять ценностные предложения и отличительные особенности менее рискованными способами.

Например, некоторые бренды критикуют конкурентов, не называя никаких имен. Это гарантирует, что они не дадут конкурентам бесплатное эфирное время, пока будут извлекать выгоду из идей, которые так нравятся покупателям.

9. Посмейтесь над собой

Другой менее рискованный способ – обратить негатив на себя. Небольшая самокритика может быть забавной для других, а вас заставит казаться более человечным, и даже может помочь почувствовать себя лучше из-за каких-то промахов. В конце концов, мы все их делаем, и важно научиться легко относиться к своим ошибкам.

Когда негатив дает обратный эффект

Важно всегда учитывать, будет ли ваш негатив иметь обратный эффект. Действительно ли ваш покупатель ненавидит такие вещи? Стоит ли затевать споры с конкурентами, которые почти всегда кажутся мелочными и излишне негативными?

Возможно, в случае с последними лучшим советом может стать поговорка «Если тебе нечего сказать, то ничего не говори».

Помните, что любой негатив, который вы запускаете, должен быть смягчен некоторым позитивом.

Многие согласятся, что целью маркетологов должно быть стремление вдохновлять, а не сеять негатив. Если вы можете вдохновить людей своим маркетингом, эффект будет длиться намного дольше и сильнее, чем от любой из негативных тактик.

По материалам blog.hubspot.com, перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

Вы применяете негативные тактики в маркетинге?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Германия

маркетинг в стиле Моргенштерна и Собчак - это тоже маркетинг)

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Роман Панин пишет:

маркетинг в стиле Моргенштерна и Собчак - это тоже маркетинг)

Всё, что приводит в конечном итоге к монетизации и получению прибыли. Страшно другое, аудитория у них живёт и расширяется.

Генеральный директор, Екатеринбург
Валерий Андреев пишет:
Роман Панин пишет:

маркетинг в стиле Моргенштерна и Собчак - это тоже маркетинг)

Всё, что приводит в конечном итоге к монетизации и получению прибыли. Страшно другое, аудитория у них живёт и расширяется.

А что? Разве вам нужна такая аудитория?

 

Генеральный директор, Екатеринбург

Не стоит сразу начинать с образа сварливого брюзги, лучше выбрать кого-то более легкого для восприятия. Отрицательная персона – это своего рода противоположность вашему покупателю – то есть тот, кто не является вашей целевой аудиторией.

СБЕР, как его сейчас, банк, рынок, площадка или IT? Выбрал себе персонаж Жоржа  Милославского.

Но, это к Фрейду, Зигмунду Фрейду!

Генеральный директор, Екатеринбург

Хотел что-то ещё добавить, но это же перевод какого-то блогера. И ответа не дождаться. 

Что-то нынче что не блогер, то маркетолог, или политик, или гуру с горы...

Яблоку некуда упасть...

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
Яблоку некуда упасть...

Да, им давно уже нет места...

Валерий Меркулов пишет:
А что? Разве вам нужна такая аудитория?

Вопоос риторический, как и детальное деление на тех, кто за всё хорошее и за всё  плохое.  Поди их разбери. А, тут бабло. Бабла причём намеренно. Станок шарит, трудятся печатники не жалеют себя. И, чего его не пораздовать-то. А, тема весьма интересна с точки зрения распределения контроля и влияния на ыормирующиеся потоки доставки и управления нужной информации. Как всегда в подобных случаях,  начинают с поиска плохишей и предателей. И, это тоже маркетинг.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.