Месяц назад я рассказал о том, что нужно сделать малому офлайн-бизнесу в интернете в первую очередь. Приемы, о которых расскажу сегодня, бесконечно далеки от «золотых правил». Каждая из этих фишек обращается к эмоции потребителя, отчаянно пытается запомниться и даже вызвать улыбку. Это такой микс из технических новинок от ведущих социальных платформ и находок креативных агентств, которые еще не успели стать тривиальными. Думать над ними стоит тогда, когда вы нашли свою публику в интернете и нужно «взбодрить» сообщество, освежить контент или просто найти свою вишенку для уже испеченного торта.
1. Стикеры в Telegram
Вы уже видели новые стикеры с Алишером Усмановым? Суперхит (пример – фото в анонсе, Executive.ru). Лучшая, на мой скромный вкус, интернет-адаптация пламенного спича бизнесмена. Комплект стикеров с сопоставимыми по силе и глубине высказываниями российских политиков и бизнесменов – прекрасное промо для бизнеса, продающего консалтинговые или финансовые услуги. В отличие от пустых креативов в соцсетях и бряцаний наградами и дипломами, эта штука способна вызывать крепкую эмоцию, проявить остроумие или помочь при случае найти ироничный ответ на деликатный вопрос.
Бизнес и политика – частный пример. Если лидер в компании – человек харизматичный, публичный и склонный к доброй иронии, героем стикеров может стать он сам. Иногда хороший стикер – это эмблема или вообще предмет.
Подборка от «Росбанка» не столь красноречива, но как пример достойной работы с лояльным сообществом – лайк. Выглядит он, кстати, вот так:
Стикер – долгоиграющая субстанция. Возможно, на их создание уйдет чуть больше одного вечера и бутылки коньяка, но жизненный цикл такого контента может исчисляться годами и даже переехать на другие платформы. Вот несколько советов по созданию удачных стикеров:
- Должны передавать эмоции. Стикеры нужны, чтобы выразить удивление, восторг, непонимание, раздражение, разочарование, ярость, боль...
- Должны часто использоваться. Сам по себе яркий афоризм не так ценен, как частота его употребления. «Людям иногда платят за то, что они что-то не делают» будут отправлять часто, а вот «Из нас двоих уголовник – это ты» – штука более специфичная. Я, например, пока не представляю себе диалога, куда можно его вставить. Надеюсь, вы тоже.
- Должны быть емкими. Длинные фразы сложно считываются в крошечном окне мобильника. Здорово, если вы вообще обходитесь без сопроводительного текста.
Ну и чтобы закрыть тему, пример смелого стикера для Viber от «Тинькофф-банка»:
2. Трансляции в Instagram, VK, Facebook, Periscope, Youtube, «Одноклассниках»
Трансляции и истории видимо станут главными событиями в мире соцсетей на весь 2017 год. Бизнес по-прежнему использует эти инструменты вяло. В самом деле, найти не надуманный повод для трансляции – не так просто… но возможно. Классный формат – ответы на вопросы пользователей.
- Здорово подходит для компаний, которые продают экспертизу. Контекстная реклама, бизнес с Китаем, подбор персонала.
- Удачно привязывать к текущим событиям – обновлению массового ПО, законодательной инициативе, большому событию.
- Иногда отлично ложится в развлекательную историю. Все про бюджетный отдых в Азии, серия вопросов и ответов с артистом перед выступлением или бизнес-тренером перед семинаром.
- Крутая платформа для частных специалистов – репетиторов, косметологов, организаторов свадеб, рекламщиков.
Петр Осипов транслирует в Periscope одну из конференций «Бизнес-Молодости».
Замечательный способ «очеловечить» бизнес, очаровать клиентов, говорить с ними с глазу на глаз. Почти бесполезно, если в компании нет человека, наделенного даром убедительной и ясной речи.
3. Фото и видео в формате 360 градусов для Facebook и Youtube
Самое плохое, что можно сделать, – это создавать 360 ради 360. В большинстве случаев обычное фото или видео все еще выигрышнее: быстро грузится, более четко отображает отдельные детали, транслируется на любой платформе и легко открывается в каждом устройстве. Но есть ситуации, в которых формат 360 градусов полезен:
- Показать пространство. Гостиницы, кафе, рестораны, помещения под конференции, интерьеры, саму торговую точку, в конце концов.
- Передать атмосферу события. Зритель буквально находится в центре происходящего, видит не только танцующую на сцене знаменитость, но и того парня за соседним столиком, что фотографирует свою девушку на фоне действа.
- Продвинуть туристическое направление или показать красоту природного ландшафта. Тут и говорить нечего. Это самый распространенный тип 360. И даже если вы не продаете туры, соблазнительная панорама с места будущей конференции будет не лишней.
- Сделать вовлекающее промо. Намекнуть, оставив дверь приоткрытой. Показать полупустой интерьер будущего салона, бэкстэйдж или процесс разработки продукта. Фото и видео в режиме 360 градусов переносит зрителя в виртуальное пространство, позволяет осмотреться, приметить нужные детали и сделать предположения.
За вдохновляющими видеопримерами отправляю вас на страницу в Facebook. Браузеры пока не поддерживают отображения панорамного видео, так что смотреть нужно с помощью приложения. Впрочем, на последней конференции для разработчиков Google пообещал внедрить AR и VR в Chrome.
Как сделать? Самый простой способ – набрать в App Store или Google Play словосочетание «камера 360» и скачать одно из множества приложений, поддерживающих панорамное фото. Скорее всего, там будет функция мгновенной отправки в Facebook. Если нужны серьезные кадры, профессионал сможет обработать панорамные снимки в фотошопе и добиться журнального лоска.
4. Рамки для Facebook Camera Effects
Прагматически совершенно бесполезный инструмент. Тут нет никакого полезного действия даже в проекте. Но зато палитра эмоций. Я не уверен, что это нужно серьезному бизнесу, а вот кафе, бар, «крафтовые» магазинчики или попсовый массовый бренд вполне могут укрепить лояльность потребителей.
Суть такова: вы создаете рамки, обрамление для пользовательских фото. Подписчики вашей страницы, желая сделать фотографию через камеру приложения Facebook, будут видеть среди эффектов ваш. Здорово пустить в ход фирменные цвета, символы, какую-то атрибутику. Вообще Facebook запрещает использование лого, но у меня проскочило.
Рамка должна быть сочной. Обводка с фирменными цветами вряд ли кого-то привлечет. Смотрите успешные примеры, вдохновляйтесь и думайте над тем, что можете предложить сами.
Если у вас в компании есть скучающие дизайнеры и разработчики или бюджет для их ангажирования, попробуйте создать динамические эффекты для дополненной реальности. Софт бесплатный, но пока что доступен лишь по запросу. Работа сложнее на порядки, но и результат способен впечатлить сильнее.
Как создать свой фрейм для Camera Effects? Просто следуйте инструкциям в русскоязычной версии сервиса. Если не разберетесь – оставляйте комментарий к публикации, сделаю скриншоты.
5. Сериал в соцсетях
Я подсмотрел идею у агентства «Далее». Ребята запустили в Instagram кулинарный сериал с Мариной Федункив в качестве главной звезды. Бенефициар проекта – один из производителей кулинарных заправок. Нехитрые сюжеты с готовкой, доступный народный юмор и по 2000 лайков с публикации. Неплохо для старта. Выглядит это дело так.
Создатели вполне могли вдохновиться питерским мини-сериалом Axe с популярными видеоблогерами
В общем, подходы и площадки могут отличаться, но наличие серийности и постоянных героев – идея хорошая.
6. Публикации пользовательского контента
«Ну, конечно же, начнем с цвета. Он невероятный, как я не старалась, мои фото точно его не передают (на моих он какой-то более насыщенный получился), фото продавца тем более (на них он вообще никакой). В действительности цвет винный, холодный такой, очень стильный» – радуется покупке Людмила Пономаренко. Я не знаю, какими преференциями одаривают своих покупателей продавцы из Aliexpress, но их лента «ВКонтакте» изобилует лесными и вроде как вполне искренними впечатлениями потребителей. Русские девушки в китайских платьях выглядят так:
Бренд Bitwell продает аксессуары для мотоциклистов. Компания попросила поклонников раскрасить шлемы по собственному произволу (одна из любимых забав байкеров) и отправить результат творчества администраторам страницы. Реакции говорят сами за себя:
Еще один пример – канал «Девчат», который развивает Procter & Gamble. Для его раскрутки привлекли Сашу Спилберг (вы, наверно, видели ее выступление в Думе на этой неделе), но потом необходимость в звезде отпала и нынешние ведущие канала – девушки, принимавшие активное участие в обсуждении роликов Саши:
7. Динамические темы для оформления пабликов «ВКонтакте»
Модное увлечение, до которого еще не добрались крупные бренды. Суть в том, что обложка сообщества «ВКонтакте» без помощи администратора обновляется с заданной периодичностью (допустим, раз в пять минут).
И хотя картинка – обычный файл jpeg, обложка начинает выполнять функции информационного табло: может выводить самых активных участников группы, популярные записи, курсы валют, стоимость акций, прогноз погоды на завтра, цены на конкретный товар или услугу, количество оставшихся номеров – в общем, любую информацию, которую можно спарсить из интернета или подцепить из вашей базы данных.
Выглядит это примерно так:
Или так:
Ну и не могу отказать себе в удачном событийном примере:
Есть одно практическое ограничение: паблик должен быть достаточно популярным. В противном случае затраты просто себя не оправдают.
Как создать? Возможность создавать динамические обложки доступна через API VK. Вы можете заказать услугу в одной из групп «ВКонтакте» (просто нагуглите «динамическая обложка группы вконтакт») или, если не боитесь работы с кодом, скачать или купить готовый скрипт и настроить самостоятельно.
Фото: vk.com, impactbnd.com, facebook.com
Молодец, Александр! Хорошая статья, хотя есть спорные моменты. Да, действительно, некоторые фишки вызывают эмоции, улыбки, гнев, недоумение и пр., но не побуждают к покупкам.
Александр, спасибо за комментарий! Я с вами частично согласен. Используя эти приемы, вы вряд ли добьетесь быстрых и стабильных продаж. Однако на длинной дистанции именно эмоции, "хайп", креативность могут склонить чашу весов при прочих равных (особенно когда продукты в одной нише объективно мало чем отличаются). Я написал в первом абзаце, что текст не для всех. Это обогащение стратегии контент-маркетинга, но никак не его ядро. Мне был близок образ вишенки на торте.
Некоторые «специалисты» учат нас, что мы покупаем не дрель,а дырку, отверстие в стене, которое можно получить с помощью дрели. Но дрель можно использовать не только для создания дырки, а, к примеру, для полировки мебели, ювелирных изделий, ногтей ног и рук…, для гравировки…, в качестве токарного станка, для чистки труб,ванн, унитазов, раковин, посуды.., для производства теста, соков, коктейлей…, для дробления льда…, для ощипывания кур…, для массажа.., для скручивания показателей спидометра автомашины и разного рода счетчиков, для пыток, в конце концов, и так далее.
Очень хочется увидеть человека, полирующего ногти с помощью обычной дрели!
Можно и книги в качестве подставки под мебель использовать. Есть предназначение товара, соответствующее потребности целевой аудитории, которая желает приобрести именно возможность проделать отверстие, и нечего выражать свое неуважение к людям, написавшим о дрелях без насадок.
Иногда встречаются журналистские рассуждения, что де "Кризис всё не хочет кончаться и жить становится хуже".
А как иначе, если количество рекламщЕГов- впаривателей всё больше и больше, а желающих создавать потребительские Ценности - всё меньше? ))
Причем чем больше журналистов или рекламщиков, тем меньще "мосха на дюйм информации")), в отличие от материальных конструкций, когда увеличение числа профессионалов приводит к росту качества. А с интернетом каждый может стать профи-СММ-щицей + спамщиком заодно, и рАвно наше МинЭкономРазвития 10 000 человеко-лет не могло придумать ограничить импорт яблоков или помидоров, и тут вдруг санкции стали НЕВИДАННОЙ благодатью для тех, кто реально хочет работать.
Но всё равно всё это бессмысленно - посколько желающих СММ-мить всё больше и больше в перерасчёте на один помидор.
Для кругозора
https://www.mastersam.info/neobichnie-funkciy-obic...
https://forum.rmnt.ru/threads/raznoobraznye-sposob...
http://interesko.info/netradicionnoe-ispolzovanie-...
https://takprosto.cc/kak-ispolzovat-drel-ne-po-naz...
Спасибо, посмотрела, но цитирую - "ДРЕЛЬ, КАК ШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНА", т.е. легким движением руки дрель превращается во что-то ДРУГОЕ.