Месяц назад я рассказал о том, что нужно сделать малому офлайн-бизнесу в интернете в первую очередь. Приемы, о которых расскажу сегодня, бесконечно далеки от «золотых правил». Каждая из этих фишек обращается к эмоции потребителя, отчаянно пытается запомниться и даже вызвать улыбку. Это такой микс из технических новинок от ведущих социальных платформ и находок креативных агентств, которые еще не успели стать тривиальными. Думать над ними стоит тогда, когда вы нашли свою публику в интернете и нужно «взбодрить» сообщество, освежить контент или просто найти свою вишенку для уже испеченного торта.
1. Стикеры в Telegram
Вы уже видели новые стикеры с Алишером Усмановым? Суперхит (пример – фото в анонсе, Executive.ru). Лучшая, на мой скромный вкус, интернет-адаптация пламенного спича бизнесмена. Комплект стикеров с сопоставимыми по силе и глубине высказываниями российских политиков и бизнесменов – прекрасное промо для бизнеса, продающего консалтинговые или финансовые услуги. В отличие от пустых креативов в соцсетях и бряцаний наградами и дипломами, эта штука способна вызывать крепкую эмоцию, проявить остроумие или помочь при случае найти ироничный ответ на деликатный вопрос.
Бизнес и политика – частный пример. Если лидер в компании – человек харизматичный, публичный и склонный к доброй иронии, героем стикеров может стать он сам. Иногда хороший стикер – это эмблема или вообще предмет.
Подборка от «Росбанка» не столь красноречива, но как пример достойной работы с лояльным сообществом – лайк. Выглядит он, кстати, вот так:
Стикер – долгоиграющая субстанция. Возможно, на их создание уйдет чуть больше одного вечера и бутылки коньяка, но жизненный цикл такого контента может исчисляться годами и даже переехать на другие платформы. Вот несколько советов по созданию удачных стикеров:
- Должны передавать эмоции. Стикеры нужны, чтобы выразить удивление, восторг, непонимание, раздражение, разочарование, ярость, боль...
- Должны часто использоваться. Сам по себе яркий афоризм не так ценен, как частота его употребления. «Людям иногда платят за то, что они что-то не делают» будут отправлять часто, а вот «Из нас двоих уголовник – это ты» – штука более специфичная. Я, например, пока не представляю себе диалога, куда можно его вставить. Надеюсь, вы тоже.
- Должны быть емкими. Длинные фразы сложно считываются в крошечном окне мобильника. Здорово, если вы вообще обходитесь без сопроводительного текста.
Ну и чтобы закрыть тему, пример смелого стикера для Viber от «Тинькофф-банка»:
2. Трансляции в Instagram, VK, Facebook, Periscope, Youtube, «Одноклассниках»
Трансляции и истории видимо станут главными событиями в мире соцсетей на весь 2017 год. Бизнес по-прежнему использует эти инструменты вяло. В самом деле, найти не надуманный повод для трансляции – не так просто… но возможно. Классный формат – ответы на вопросы пользователей.
- Здорово подходит для компаний, которые продают экспертизу. Контекстная реклама, бизнес с Китаем, подбор персонала.
- Удачно привязывать к текущим событиям – обновлению массового ПО, законодательной инициативе, большому событию.
- Иногда отлично ложится в развлекательную историю. Все про бюджетный отдых в Азии, серия вопросов и ответов с артистом перед выступлением или бизнес-тренером перед семинаром.
- Крутая платформа для частных специалистов – репетиторов, косметологов, организаторов свадеб, рекламщиков.
Петр Осипов транслирует в Periscope одну из конференций «Бизнес-Молодости».
Замечательный способ «очеловечить» бизнес, очаровать клиентов, говорить с ними с глазу на глаз. Почти бесполезно, если в компании нет человека, наделенного даром убедительной и ясной речи.
3. Фото и видео в формате 360 градусов для Facebook и Youtube
Самое плохое, что можно сделать, – это создавать 360 ради 360. В большинстве случаев обычное фото или видео все еще выигрышнее: быстро грузится, более четко отображает отдельные детали, транслируется на любой платформе и легко открывается в каждом устройстве. Но есть ситуации, в которых формат 360 градусов полезен:
- Показать пространство. Гостиницы, кафе, рестораны, помещения под конференции, интерьеры, саму торговую точку, в конце концов.
- Передать атмосферу события. Зритель буквально находится в центре происходящего, видит не только танцующую на сцене знаменитость, но и того парня за соседним столиком, что фотографирует свою девушку на фоне действа.
- Продвинуть туристическое направление или показать красоту природного ландшафта. Тут и говорить нечего. Это самый распространенный тип 360. И даже если вы не продаете туры, соблазнительная панорама с места будущей конференции будет не лишней.
- Сделать вовлекающее промо. Намекнуть, оставив дверь приоткрытой. Показать полупустой интерьер будущего салона, бэкстэйдж или процесс разработки продукта. Фото и видео в режиме 360 градусов переносит зрителя в виртуальное пространство, позволяет осмотреться, приметить нужные детали и сделать предположения.
За вдохновляющими видеопримерами отправляю вас на страницу в Facebook. Браузеры пока не поддерживают отображения панорамного видео, так что смотреть нужно с помощью приложения. Впрочем, на последней конференции для разработчиков Google пообещал внедрить AR и VR в Chrome.
Как сделать? Самый простой способ – набрать в App Store или Google Play словосочетание «камера 360» и скачать одно из множества приложений, поддерживающих панорамное фото. Скорее всего, там будет функция мгновенной отправки в Facebook. Если нужны серьезные кадры, профессионал сможет обработать панорамные снимки в фотошопе и добиться журнального лоска.
4. Рамки для Facebook Camera Effects
Прагматически совершенно бесполезный инструмент. Тут нет никакого полезного действия даже в проекте. Но зато палитра эмоций. Я не уверен, что это нужно серьезному бизнесу, а вот кафе, бар, «крафтовые» магазинчики или попсовый массовый бренд вполне могут укрепить лояльность потребителей.
Суть такова: вы создаете рамки, обрамление для пользовательских фото. Подписчики вашей страницы, желая сделать фотографию через камеру приложения Facebook, будут видеть среди эффектов ваш. Здорово пустить в ход фирменные цвета, символы, какую-то атрибутику. Вообще Facebook запрещает использование лого, но у меня проскочило.
Рамка должна быть сочной. Обводка с фирменными цветами вряд ли кого-то привлечет. Смотрите успешные примеры, вдохновляйтесь и думайте над тем, что можете предложить сами.
Если у вас в компании есть скучающие дизайнеры и разработчики или бюджет для их ангажирования, попробуйте создать динамические эффекты для дополненной реальности. Софт бесплатный, но пока что доступен лишь по запросу. Работа сложнее на порядки, но и результат способен впечатлить сильнее.
Как создать свой фрейм для Camera Effects? Просто следуйте инструкциям в русскоязычной версии сервиса. Если не разберетесь – оставляйте комментарий к публикации, сделаю скриншоты.
5. Сериал в соцсетях
Я подсмотрел идею у агентства «Далее». Ребята запустили в Instagram кулинарный сериал с Мариной Федункив в качестве главной звезды. Бенефициар проекта – один из производителей кулинарных заправок. Нехитрые сюжеты с готовкой, доступный народный юмор и по 2000 лайков с публикации. Неплохо для старта. Выглядит это дело так.
Создатели вполне могли вдохновиться питерским мини-сериалом Axe с популярными видеоблогерами
В общем, подходы и площадки могут отличаться, но наличие серийности и постоянных героев – идея хорошая.
6. Публикации пользовательского контента
«Ну, конечно же, начнем с цвета. Он невероятный, как я не старалась, мои фото точно его не передают (на моих он какой-то более насыщенный получился), фото продавца тем более (на них он вообще никакой). В действительности цвет винный, холодный такой, очень стильный» – радуется покупке Людмила Пономаренко. Я не знаю, какими преференциями одаривают своих покупателей продавцы из Aliexpress, но их лента «ВКонтакте» изобилует лесными и вроде как вполне искренними впечатлениями потребителей. Русские девушки в китайских платьях выглядят так:
И это работает. Дискуссии, лайки – это ли не наслаждение от шопинга?! Формат пошел настолько удачно, что теперь впечатления пользователей украшают главную страницу великой китайской барахолки.
Бренд Bitwell продает аксессуары для мотоциклистов. Компания попросила поклонников раскрасить шлемы по собственному произволу (одна из любимых забав байкеров) и отправить результат творчества администраторам страницы. Реакции говорят сами за себя:
Еще один пример – канал «Девчат», который развивает Procter & Gamble. Для его раскрутки привлекли Сашу Спилберг (вы, наверно, видели ее выступление в Думе на этой неделе), но потом необходимость в звезде отпала и нынешние ведущие канала – девушки, принимавшие активное участие в обсуждении роликов Саши:
7. Динамические темы для оформления пабликов «ВКонтакте»
Модное увлечение, до которого еще не добрались крупные бренды. Суть в том, что обложка сообщества «ВКонтакте» без помощи администратора обновляется с заданной периодичностью (допустим, раз в пять минут).
И хотя картинка – обычный файл jpeg, обложка начинает выполнять функции информационного табло: может выводить самых активных участников группы, популярные записи, курсы валют, стоимость акций, прогноз погоды на завтра, цены на конкретный товар или услугу, количество оставшихся номеров – в общем, любую информацию, которую можно спарсить из интернета или подцепить из вашей базы данных.
Выглядит это примерно так:
Или так:
Ну и не могу отказать себе в удачном событийном примере:
Есть одно практическое ограничение: паблик должен быть достаточно популярным. В противном случае затраты просто себя не оправдают.
Как создать? Возможность создавать динамические обложки доступна через API VK. Вы можете заказать услугу в одной из групп «ВКонтакте» (просто нагуглите «динамическая обложка группы вконтакт») или, если не боитесь работы с кодом, скачать или купить готовый скрипт и настроить самостоятельно.
Фото: vk.com, impactbnd.com, facebook.com
Молодец, Александр! Хорошая статья, хотя есть спорные моменты. Да, действительно, некоторые фишки вызывают эмоции, улыбки, гнев, недоумение и пр., но не побуждают к покупкам.
Александр, спасибо за комментарий! Я с вами частично согласен. Используя эти приемы, вы вряд ли добьетесь быстрых и стабильных продаж. Однако на длинной дистанции именно эмоции, "хайп", креативность могут склонить чашу весов при прочих равных (особенно когда продукты в одной нише объективно мало чем отличаются). Я написал в первом абзаце, что текст не для всех. Это обогащение стратегии контент-маркетинга, но никак не его ядро. Мне был близок образ вишенки на торте.
Некоторые «специалисты» учат нас, что мы покупаем не дрель,а дырку, отверстие в стене, которое можно получить с помощью дрели. Но дрель можно использовать не только для создания дырки, а, к примеру, для полировки мебели, ювелирных изделий, ногтей ног и рук…, для гравировки…, в качестве токарного станка, для чистки труб,ванн, унитазов, раковин, посуды.., для производства теста, соков, коктейлей…, для дробления льда…, для ощипывания кур…, для массажа.., для скручивания показателей спидометра автомашины и разного рода счетчиков, для пыток, в конце концов, и так далее.
Очень хочется увидеть человека, полирующего ногти с помощью обычной дрели!
Можно и книги в качестве подставки под мебель использовать. Есть предназначение товара, соответствующее потребности целевой аудитории, которая желает приобрести именно возможность проделать отверстие, и нечего выражать свое неуважение к людям, написавшим о дрелях без насадок.
Иногда встречаются журналистские рассуждения, что де "Кризис всё не хочет кончаться и жить становится хуже".
А как иначе, если количество рекламщЕГов- впаривателей всё больше и больше, а желающих создавать потребительские Ценности - всё меньше? ))
Причем чем больше журналистов или рекламщиков, тем меньще "мосха на дюйм информации")), в отличие от материальных конструкций, когда увеличение числа профессионалов приводит к росту качества. А с интернетом каждый может стать профи-СММ-щицей + спамщиком заодно, и рАвно наше МинЭкономРазвития 10 000 человеко-лет не могло придумать ограничить импорт яблоков или помидоров, и тут вдруг санкции стали НЕВИДАННОЙ благодатью для тех, кто реально хочет работать.
Но всё равно всё это бессмысленно - посколько желающих СММ-мить всё больше и больше в перерасчёте на один помидор.
Для кругозора
https://www.mastersam.info/neobichnie-funkciy-obic...
https://forum.rmnt.ru/threads/raznoobraznye-sposob...
http://interesko.info/netradicionnoe-ispolzovanie-...
https://takprosto.cc/kak-ispolzovat-drel-ne-po-naz...
Спасибо, посмотрела, но цитирую - "ДРЕЛЬ, КАК ШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНА", т.е. легким движением руки дрель превращается во что-то ДРУГОЕ.