Речевые центры у мужчин и женщин работают совершенно по-разному. Публичное выступление для мужчины – тяжелая работа, к которой надо готовиться. Женщине говорение доставляет удовольствие, но она может в нем утопить, наговорить лишнего. Бизнес-тренер Радислав Гандапас раскрывает аудитории Execurtive.ru тайны ораторского искусства.
Executive.ru: Радислав, тема нашего интервью – ораторское мастерство. Кризис в стране вынуждает людей менять профессии, пробовать новые виды бизнеса. Стартапер, как никто, нуждается в возможности зажечь, убедить, показать преимущества своего бизнеса публике – и инвесторам. Если он научится быть хорошим оратором, станет ли это конкурентным преимуществом?
Радислав Гандапас: Мне приходилось участвовать в мероприятиях, где я выступал в роли судьи ряда стартапов. Тогда я обратил внимание, что 80% проектов банальны, 10 – оригинальны, но нереализуемы, и еще 10 действительно интересны, но выглядят, как хорошая конфета в плохом фантике: разворачивать ее не хочется. Я против того, чтобы в красивый фантик заворачивать камень, и считаю, что хорошая идея должна получить достойное оформление. Презентация сегодня – лучший способ оформить проект.
Executive.ru: Что именно вы вкладываете в понятие «презентация»?
Р.Г.: Раньше – публичное выступление в бизнесе, имеющее целью продвинуть продукт, а сейчас – любое публичное выступление, даже если продвижение не является его целью. Есть совершенно четкий критерий успешности презентации: люди в зале должны изменить свое поведение в отношении выступающего, компании или продукта.
Executive.ru: Обязательно ли лидеру, добившемуся высоких результатов, владеть ораторским искусством?
Р.Г.: Я не знаю ни одного харизматичного лидера, который не был бы хорошим оратором. Боюсь, что умение выступать публично – это одна из необходимых компетенций руководителя.
Executive.ru: Как-то в интервью вы назвали боязнь выступать на публике одним из самых сильных страхов человека. Вы даете набор методов для избавления от этого страха?
Р.Г.: Мне часто задают вопрос, снимаете ли вы страх? Или вы учите людей, а потом оставляете их наедине со своим страхом и с публикой? Давайте представим аналогичную ситуацию: человек получает автомобиль и права, но водит плохо. Он садится за руль, выезжает на дорогу и, несомненно, боится. Но по мере обретения навыков страх становится меньше. Поэтому обязательно нужно придумывать возможности для наработки навыков. Лучшая тренировка – говорить тосты на вечеринках.
Executive.ru: Если ты выступаешь и сбился, или тебя сбили, что делать? Что-то забыл, произошел какой-то казус – скажем, отвалился каблук? Как быстро собраться и продолжить?
Р.Г.: Есть целая технология, набор приемов. Правила гласят следующее. Если никто ничего не заметил – тот же оторвавшийся каблук, к примеру, – не нужно привлекать к этому внимание. Если же ошибка очевидна – у вас пошел не тот слайд, вы назвали не те данные, сбились, а вам нужно продолжать, удерживая внимание аудитории – тут другой алгоритм. Вам нужно не только признать случившееся, но и привлечь внимание аудитории к этому. Это несложно: вы проговариваете, что, собственно, произошло, просто называете. А если исправление ошибки требует времени, – отключился микрофон или не тот слайд показали, – самая лучшая разрядка для аудитории, если вы сможете свой промах как-то обшутить, посмеяться.
Executive.ru:Имеет смысл обзавестись набором дежурных шуток?
Р.Г.: Конечно. Смотрите, как из сложной ситуации выходят люди, запоминайте их реакцию. Если у вас случится нечто подобное, вы сможете привести похожую шутку. Но когда пошутить, например, нельзя, нужно просто исправить ситуацию. Вот вы сломали каблук и вам неудобно стоять. Вы можете сказать: «Ой, я так старательно выступала, что каблуки переломала», – и снять туфли, выступать босиком.
Executive.ru: Предположим, человек подготовился по вашей программе, выходит на сцену, а там звезды крупного масштаба, известные медийные личности, – и он растерялся, стушевался, скомкал речь…
Р.Г.: Когда человека смущает более статусная аудитория – это, скорее, психологическая проблема, если ему кажется, что медийные лица чем-то лучше него, а он лезет со свиным рылом в калашный ряд. На самом деле это иллюзия. Когда общаешься со звездами, видишь, что это самые обыкновенные люди, ничем не лучше и не хуже.
Executive.ru:К вопросу о страхе публичности. К примеру, я олигарх, сижу в Лондоне, пользуюсь повышенным вниманием прессы, но боюсь говорить публично. Мой метод – поручить написание текста спичрайтерам и в письменном виде передать в СМИ. Мне нужно говорить с прессой, но журналисты же все переврут и поставят с ног на голову. Как быть?
Р.Г.: Да, может, и не нужно вам, сидите себе в Лондоне. Для любого корень мотивации – это дефицитарность. Если у человека есть все, что для него ценно, он удовлетворен. В сфере его ключевых ценностей, предположим, нет народной любви, и заставлять его осваивать навык публичной речи, чтобы обрести такую любовь, совершенно бессмысленно. Другое дело, если он хочет стать политиком или общественным деятелем, тут уже бесконтактным методом не обойтись. Ведь журналист, хотим мы этого или нет, все равно транслирует личное отношение к фигуре. Поэтому без личной положительной оценки самого журналиста ты не сможешь получить положительную прессу.
Executive.ru:Олигарха замотивировали, давайте перейдем к менеджеру по продажам. Меня обучили действовать по схеме, говорить какие-то «продающие» тексты. Но люди все равно бросают трубки. А я стремлюсь достичь высот в продажах. Что мне сделать, как убедить людей меня хотя бы выслушать?
Р.Г.: Человек часто действует по скриптам, в данном случае это – скрипты продаж. Ценность большинства товаров непостижима до их приобретения, поэтому продавца только коммуникативный навык и спасает. Для этого нужно избавиться от оценки аудитории как живого кошелька, сделать для человека приобретение привлекательным. Когда товар продает человек, он должен сформировать в покупателе потребность купить.
Executive.ru:Следующий персонаж называется неприятным расхожим термином «офисный планктон». Может ли развитие ораторского мастерства как-то поспособствовать выходу за пределы этого понятия, совершить карьерный рывок?
Р.Г.: Тут надо договориться о терминах. Планктон – это не просто люди, работающие в офисе. Это люди, которым ничего не нужно, которые удовлетворены своим положением. Планктон – это пассивная субстанция, она не может эволюционировать, довольствуется тем, что имеет. Им не нужно никакого навыка, они ходят на тренинги, потому, что их заставляют, а не осознанно, чтобы получить ключи какие-то, ресурсы.
Executive.ru:Ну, допустим, представитель планктона пришел на тренинг, вы взорвали ему мозг, и произошло озарение. Даст ли оно толчок эволюции?
Р.Г.: Вы знаете, что бывает после взрыва в болоте? Болото до взрыва и после взрыва очень мало различается. Если взрыв мозга случится в болоте, если человек не сменит сферу общения, если он не станет тянуться к новому, к каким-то другим людям – носителям иного типа мышления и жизненной стратегии, – этот взрыв мозга заглохнет. Человек должен сам осознать, в какой точке он находится. Там, где что-то разрушено, должно быть что-то построено. Кто-то из великих сказал: «Лучший светильник, освещающий путь вперед, – это пламя сжигаемых позади мостов». Изменения парадигмы жизни требуют изменения парадигмы поведения. Некоторые думают, что, например, эмигрируя, они решат все свои проблемы, сменив контекст, чего на самом деле не происходит. Человеку, который решил вырваться из жизни «офисного планктона» и достичь чего-то большего, необходимо менять парадигму поведения, стремительнейшим темпом учиться.
Executive.ru: У вас есть фраза о том, что в эконом-классе самолета пассажиры играют в игрушки, то есть убивают время, а в бизнес-классе – работают, то есть используют время. Получается, ваши тренинги – о переходе из эконома в бизнес-класс?
Р.Г.: Да, отношение ко времени в эконом-классе и в бизнес-классе разное: подростковое и взрослое. Переход из «офисного планктона» – это переход из эконома в бизнес не по уровню потребления, а по уровню отношения к ресурсам.
Executive.ru: Риторика ваших выступлений и статей в основном адресована мужчинам. Среди женщин так мало хороших ораторов? Стереотипы утверждают обратное: женщина больше говорит, мужчина больше помалкивает…
Р.Г.: Речевые центры у мужчин и женщин работают совершенно по-разному. Публичное выступление для мужчины – тяжелая работа, к которой надо готовиться. Женщине говорение доставляет удовольствие, но она может в нем утопить, наговорить лишнего. Я наблюдал неоднократно, как женщины-ораторы говорили на сцене то, что не собирались, то, что не способствует целям публичного выступления, выдавали личную информацию, уходили в сторону. Как ведет себя мужчина: говорил, забыл, что дальше – и молчит. Женщина забыла, что дальше, – и продолжает говорить, но совсем не то. Пожалуй, для женщины тренинг по ораторскому мастерству еще более актуален. Ведь ораторское искусство – это не просто байки рассказывать. Это целенаправленная речевая деятельность, структурированная во времени и пространстве, которая происходит в течение определенного промежутка времени с определенной аудиторией для определенной цели. Важно это понимать.
Executive.ru:Как вы можете оценить собственное профессиональное развитие, вы двигаетесь по кругу или поднимаетесь по спирали?
Р.Г.: В нашей сфере профессиональной рост очень сложно оценить. Я это делаю по разным признакам – например, по количеству времени, которое я затрачиваю, чтобы донести идею. Раньше у меня в тренинге два часа уходило на это, сейчас 20 минут. Насколько я могу оценить, у меня пока идет прирост навыка.
Executive.ru: Как можно понять, донесли ли вы идею до слушателей?
Р.Г.: В тренинге чаще всего идея не осознается аудиторией. Нужно эту идею облечь в такую форму, чтобы она работала, как пилюля: проглотил и не заметил, а она начала действовать. В таблетке активного вещества микроколичество, а основное вещество – транспорт, который должен доставить действующее вещество до той точки организма, где оно будет работать. Мне нужно так выбирать информацию, чтобы идея попала туда, где она начнет работать. Таблетку выплюнуть изо рта еще можно, а из желудка уже нельзя.
Executive.ru:Точечно засовывать людям в голову идеи – это практически изобретение.
Р.Г.: Не в голову, а в душу. Эти идеи всегда обозначены в названии тренинга, а слушатель ими заражается или не заражается. Степень профессионализма тренинга измеряется процентом вовлеченных в тему тренинга участников.
Executive.ru: В России сейчас огромное количество бизнес-тренингов, каким образом заказчики выходят именно на вас?
Р.Г.: Емкость рынка всей России – это примерный бюджет одной тренинговой компании США. Что касается выбора, то часто заказчиком становится первое лицо компании. Например, руководитель посмотрел мое видео, почитал книжки и говорит: «О, вот этого парня надо обязательно пригласить моим мозг пропесочить. Его идеи мне близки, и я хочу сделать их частью нашей корпоративной философии. Найдите его и договоритесь с ним».
Executive.ru: Есть ли среди участников тренинга владельцы крупного бизнеса, не менеджеры? Какие задачи они пытаются решить?
Р.Г.: Есть, даже несмотря на то, что уровень их успешности в бизнесе вызывает законную зависть у других. Есть такая вещь, как неструктурированный жизненный опыт. Человек, не имеющий специального образования, сделал несколько бизнес-проектов, где-то разорился, где-то преуспел, это все – спонтанное поведение, оно не структурировано. Если мы начинаем выявлять закономерности и соотносить их с просчетами, то можно повысить его эффективность, и в бизнесе, и персональную. У меня есть новая программа «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы». Эта программа о том, что нужно иметь четкое представление о том, куда ты хочешь прийти, в какую точку и в какой промежуток времени.
Executive.ru: Ну, я хочу стать президентом страны, например…
Р.Г.: Людям, ныне живущим, надо забыть эту идею. Нужно иметь взрослое представление. Только ребенок хочет быть космонавтом, не представляя себе жизнь космонавта. Большинство людей формулируют свои желания в форме «иметь». Спрашиваешь его: что ты хочешь получить через десять лет? Человек начинает вываливать: яхты, миллионы, виллы и т.п. А делать что ты хочешь, чем заниматься? Ну как, я буду развлекаться и отдыхать! Это то, чего хочет ребенок: есть не хочет, спать не хочет, учиться не хочет – хочет развлекаться и отдыхать. Печально, что желания человека могут сосредотачиваться в такой малозначимой области, к тому же обладание не дает счастья, счастье дает желание. Мальчик, только не переставай желать, стремиться. Ты можешь звезды с неба срывать, а можешь в шалаше жить, но главное – чтобы у тебя желание не пропадало. Это самое ценное в человеческой жизненной энергии.
К заголовку
А как бы лидер стал лидером (вел за собой людей), если бы не умел говорить? Жестами показывал? Пантомимой? Зачем такие сложности, когда люди давно обрели речь...
Гандапас, а я знаю. Попробуй расширить свой кругозор.
Достаточно долго пытался вспомнить, а за тем найти в интернете ЛИДЕРА, который не умел ''толкать'' яркую/мотивирующую/заряжающую на подвиги речь. Даже малограмотные Пугачёв, Чапаев, Махно увлекали своей речью людские массы на свершения. Более того, дефекты речи иногда так гармонично вписываются в ораторское искусство, что создают ту самую неповторимую ''фишку'' или ореол обаяния! Уже прошло почти ДЕСЯТЬ лет когда впервые прослушал аудиокнигу ''Камасутра для оратора'' и в КОРНЕ пересмотрел свой подход к выступлениям на презентациях/форумах/конференциях! Судя по feedback - аудитория ОЦЕНИЛА!
Лидер - это не болтун! И оратором ему быть не нужно, это большая ошибка дилетантов верящих, что людей можно заболтать.
Настоящий Лидер - это внутренняя сила, а не наносное.
Я так понимаю, что речь о лидере крупномасштабном.
если не рассматривать линейных руководителей с задатками лидера, которые зажигают своих близко-расположенных коллег, иногда даже не умея двух слов связать (такое бывает, в маленьких коллективах это нормально).
А если говорить о ТОПах, крупных политиках, и тех, кто хочет вести за собой массы, - то им надо быть не просто хорошими - но великолепными, превосходными ораторами!