Люди в возрасте 20-35 лет – самая интересная для маркетологов группа потребителей. Каждый день они формируют новые тренды, возносят бренды до небес и роняют на землю сразу же, когда появляется что-то новое. Своей переменчивостью они вводят маркетологов в заблуждение. VK и Facebook больше не способны удерживать их внимание слишком долго. Twitter ушел с авансцены. Важность соцсетей стала падать. И мессенджеры играют не последнюю роль в этом процессе.
Аудитория мессенджеров VS аудитория соцсетей
Источник BI Intelligence
Как видно на графике, в 2015 году мировая армия пользователей четырех самых массовых мессенджеров превысила аудиторую четырех крупнейших социальных сетей. По оценкам J’son & Partners Consulting, в России мессенджерами пользуются почти 60% обладателей смартфонов, что составляет 50–60 млн человек. В лидерах WhatsApp и Viber с ежемесячной активной аудиторией в 30-50 млн человек. Сильно отстают по показателям Skype, Facebook Messenger и остальные.
Чего хотят молодые клиенты
Преобладающий сегмент пользователей – поколение Y (те, кто родился после 1981 года и встретил новое тысячелетие в молодом возрасте) и поколение Z (родившиеся в ранних 2000-х). Эти люди отличаются глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Избалованные интернетом и самыми быстрыми удобными каналами коммуникации, они хотят получать все и сразу.
«Почему нельзя написать сообщение в банк, чтобы оплатить счет? Почему нельзя отправить сообщение на автовокзал, в торговый центр или местную пекарню? Почему нельзя обсудить условия акции на аттракционах и меню онлайн, чтобы зарезервировать пять катаний и бургер к шести часам, пусть даже с небольшой комиссией?» – это типичные вопросы молодых клиентов к компаниям. Мессенджеры – прямой путь, позволяющий дать ответ на их запрос и вполне возможный вариант развития маркетинговых коммуникаций в ближайшие два-три года.
Новый инструмент для интернет-продвижения
Аудитория WhatsApp, Viber, Snapchat и других мессенджеров – это гигантский рынок, монетизация которого лишь вопрос времени. Пока мы видим лишь рекламу товаров и услуг через личные сообщения, размещаемые в социальных сервисах. Пользователям это кажется назойливым. И к тому же приложения сами стараются бороться с такой формой продвижения брендов. Получатель нежелательного сообщения может заблокировать номер или обратиться в ФАС, и отправитель может быть оштрафован.
Но люди инстинктивно пытаются упростить свой быт, сделать вещи универсальными и удобными: карандаш с ластиком, перочинный нож с открывалкой, телефон с фотоаппаратом. Также и мессенджеры имеют потенциал глобально расширить свой функционал. Яркий пример – WeChat в котором зарегистрировано около миллиарда человек по всему миру. Уже сейчас его пользователи могут оплачивать мобильную связь, такси, покупать продукты, авиационные и железнодорожные билеты, совершать денежные переводы и даже брать кредиты.
Возможности мессенджеров для бизнеса
Сообщив на корпоративном сайте о возможности заказать услугу или спросить совет через популярные мессенджеры, можно гарантированно увеличить количество откликов. Написать проще, чем мучительно и долго дожидаться ответа оператора. К тому же многие клиенты охотнее воспользуются приложением, чем потратятся на междугородний звонок.
Уже сейчас через мессенджер рекламодатель может аккуратно напомнить о себе клиентам. Так, например, пользователи Viber могут обмениваться стикерами. Бренды оплачивают особые стикер-пакеты с элементами своего фирменного стиля, пользователи бесплатно устанавливают эти стикеры и рассылают друг другу.
Также в Viber представлен сервис для бизнеса – паблик-аккаунты. Они предназначены для рассылки новостей и специальных предложений через систему CRM в личной беседе или с помощью чат-ботов. Есть в них сервисы для поиска брендов, прямая интеграция с программным интерфейсом Viber и коммуникация через паблик-чаты. И таким образом бренды получают возможность общаться через социальные каналы с потенциальной аудиторией один на один. Первыми компаниями, запустившими этот сервис, стали «Яндекс», телеканал Weather Channel, издание Huffington Post.
В Facebook Messenger, в скором времени, может появиться новостная лента от официальных СМИ. Также стало известно о планах Facebook привлечь авиакомпании для показа объявлений о туристических рейсах. Кроме того уже давно с успехом работает интеграция Uber в Facebook.
Первые проекты и тренды в России
Все больше экспертов связывают будущее приложений с дифференциацией по функционалу под нужды определенных сообществ. Недавно на весь Рунет прогремела новость о проведении конкурса на создание мессенджера для российских госструктур, который даст чиновникам возможность общаться по рабочим вопросам с высокой степенью информационной безопасности. Сервис будет иметь справочник контактных данных всех госслужащих и иерархическую систему коммуникации.
Также, в 2015 году было запущено приложение для общения в московском метро. Сейчас этим сервисом пользуются пассажиры, но в дальнейшем этот канал коммуникации может стать полезным и самому метрополитену. С его помощью администрация сможет получать обратную связь от пассажиров онлайн. Это позволит улучшить сервис, а также повысить безопасность в метро.
Тенденции, в сфере социальных интернет-сервисов говорят о том, что в скором времени появятся мессенджеры, объединяющие сообщества по интересам: посетителей ресторанов, кинотеатров, болельщиков больших футбольных клубов, любителей исторической реконструкции. Они получат аудиторию за счет объединения людей вокруг любимого бренда, удобного и простого интерфейса, полезных функций, отсутствия в канале коммуникации лишних участников. И попутно будет идти ненавязчивая монетизация этих сервисов.