Здравия желаем, господа-генералы «маркетинговых войн»!

Татьяна Лукьянова

Приходится с сожалением констатировать, что сегодня в России слово «маркетинг» у многих бизнесменов и менеджеров высшего звена вызывает лишь усмешку. Вот продажи – это другое дело! В большинстве компаний так и говорят: «отдел продаж – это наши кормильцы, а отдел маркетинга – растратчики и дармоеды».

маркетинг

Татьяна Лукьянова (на фото в центре) вместе со своим учителем Элом Райсом (слева) и его дочерью Лаурой Райс (справа) на Russian StartUp Tour 2014

Вечно эти «маркетологи» и «маркетеры» заняты каким-то мутным анализом рынка, печатью разноцветных листовок, а суммы приносимых ими счетов за рекламу (особенно, телевизионную) вообще пугают! Еще хуже мнение о приглашенных консультантах по маркетингу. Многим они небезосновательно кажутся книжными теоретиками-болтунами, в отношении которых так и напрашивается известный анекдот: консультант летел на воздушном шаре, и ветер занес его на ферму. Там он дал фермеру непрошеные советы и в качестве вознаграждения забрал собаку, уверенный, что это овца.

Итак, как же работает «обычный» маркетинг во многих компаниях в России (и, кстати, за ее пределами тоже)? Все начинается … с кофе и утреннего совещания. Высший руководитель вдруг объявляет, что данный продукт должен быть, скажем, микстурой от кашля. Обратим внимание, что его директива обычно основана на чем угодно, кроме результатов изучения представлений целевой аудитории в разрезе ее потребности. Чаще всего, это рекомендации уважаемых им людей или стремление «обезьянничать» – повторять успешные шаги конкурентов. К сожалению, во многих компаниях «benchmarking» и копирование поведения конкурентов является основным или даже единственным способом стратегического планирования.

Говоря о компаниях, которые не являются ни государственными, ни естественными монополиями, а работают на конкурентных рынках, стоит отметить, что у них всегда есть «противники», которые претендуют на место в сознании людей в связи с той же самой потребностью. Если «генералы» – владельцы бизнеса и менеджеры высшего звена – ведут «войну» за рынок без учета этого факта, то рождается очередная проигрышная стратегия «я тоже, только лучше». Она-то и приводит к гибели новые продукты, несмотря на их «замечательные» свойства. Но неприятные последствия становятся очевидны лишь потом, когда компания уже затратила деньги, время и труд людей на «раскрутку» заведомо нежизнеспособной идеи. А вначале будущее «генералам» представляется оптимистичным. Иначе и быть не может: вряд ли найдется компания, в которой допускаются сомнения в верности лозунга «Будешь стараться – все получится!».

Что происходит далее? Отдел маркетинга принимает указание высшего руководителя к исполнению и приступает к рекламе… высокого качества и способности продукта удовлетворить заявленную потребность. Вполне логичным будет возражение: «Постойте, все правильно, а что же еще следует рекламировать?». Поясню: если вы первый на рынке с предложением удовлетворить ту или иную потребность людей, то ваши действия правильны. «Драматизируйте» в рекламе важность выбранной потребности и способность вашего продукта ее удовлетворить. Если же на рынке уже имеются конкуренты, особенно те, кого целевая аудитория считает вариантами удовлетворения своей потребности, ситуация выглядит совсем по-другому. Реклама на тему высокого качества и способности продукта удовлетворить потребность успеха вам не принесет. Это прямой путь к продажам без прибыли, которые можно назвать «рекламная игла».

Более 40 лет наблюдения легендарных стратегов Эла Райса и Джека Траута за деятельностью сотен компаний в разных странах и отраслях бизнеса показали, что таков печальный удел 99% новых продуктов. При этом раздумья о целевой аудитории, ее представлениях, потребностях и прочих «пустяках» часто не вписываются в напряженный график штаба стратегов. В особенно трудную ситуацию попадает бизнес, когда его «генералы» не понимают, почему вообще их должны интересовать мысли и представления всех этих абстрактных «мужчин 40+ с доходом средним и выше среднего» или «домохозяек 35+». Мол, с ними надо проще, как в армии: «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим». При простуде лучше всего пить замечательный (но так и не завоевавший сердца российских потребителей за 20 с лишним лет присутствия на рынке) «Колдакт», а перекусывать – гамбургерами от Wendy’s или Burger King, которые, по мнению «генералов» данных брендов, «лучше, чем у McDonald's». Вот только люди в России почему-то так и не научились выстраиваться в очередь у прилавков одноименных закусочных, число которых вполне закономерно тает с каждым днем.

В России стать настоящим «генералом маркетинговых войн» совсем несложно. Благо, что когда-то давно «отцы» стратегического маркетинга Эл Райс и Джек Траут определили, что в основе успеха бренда всегда лежит верное позиционирование. Их книги «Позиционирование. Битва за умы» и «Маркетинговые войны» переведены на русский язык и сегодня доступны всем. Продолжательница дела своего отца Лаура Райс открыла вторую составляющую успеха бренда – эмоциональную передачу позиционирования с помощью адекватного визуального символа. В России уже издана ее книга «Визуальный Молоток». Целиком система «Гвоздь и Молоток» описана на российских примерах в книге «Новое оружие маркетинговых войн».

От просвещенной и требовательной аудитории российских «генералов» приходится слышать много «каверзных» вопросов, которые кажутся интересными специалистам нашей компании. Вот ответы на них. Спасибо, что «генералы» держат нас в тонусе, не дают всей нашей команде «почивать на лаврах» знаменитого дедушки Райса. Чтобы не «сесть в лужу», приходится смотреть вокруг, анализировать успехи и неудачи коллег по «цеху».

1. Существует одна интересная формула брендинга, в которой бренд приравнивается к произведению двух сомножителей: «кем ты являешься» и «что о тебе известно другим». Какой из этих сомножителей «недоразвит» у большинства компаний?

У многих компаний существуют проблемы как с первым, так и со вторым аспектом. Прежде всего, ответы на эти два вопроса должны быть четко определены и всем хорошо известны в пределах самой компании. Однако в большинстве компаний преобладает стремление быть «всем и для всех». В его основе лежит вполне понятное желание охватить как можно больше потенциальных покупателей. Однако, «ловушка» в том, что именно оно и делает цели компании расплывчатыми и труднодостижимыми.

Во-вторых, компании часто вводят сами себя в заблуждение, выдавая «желаемое за действительное». Печальные коммерческие результаты можно легко предвидеть во всех случаях, когда руководители требуют «перевоспитывать» целевую аудиторию вместо того, чтобы выяснить ее представления по интересующим вопросам и найти способы в них «вписаться». Не стоит забывать, что целевая аудитория голосует «своим кошельком» за право на собственные представления. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Этот факт позволяет сформулировать простое правило №1 успеха компании на рынке: она должна желать и уметь «вписать» свое предложение в представления своей целевой аудитории на тему той или иной потребности.

2. Есть мнение, что за каждым успешным брендом стоит какая-то яркая личность, творец, идейный вдохновитель. Так ли это на самом деле?

Нет сомнений, что шедевры в любой профессиональной области созданы яркими личностями, будь то художники, музыканты или маркетологи. Однако, на мой взгляд, в маркетинге проще стать яркой личностью, чем в искусстве, если изучить ряд несложных законов и принципов. Проведенный Элом Райсом и Джеком Траутом анализ работы сотен компаний по всему миру за период более 40 лет показал, что отклонение от этих правил несовместимо с успехом компании на конкурентном рынке. Единственное исключение – это когда удача обусловлена явной ошибкой конкурента. Таким образом, кандидат в «яркие» маркетологи заранее избавлен от необходимости работать методом «проб и ошибок», изобретая велосипед. Поэтому, я думаю, создавать маркетинговые шедевры несколько легче, чем художественные.

3. Система стратегического маркетинга предполагает, что бренд должен иметь одну дифференцирующую идею. Учитывая тот факт, что наиболее предпочтительные свойства на большинстве конкурентных рынков уже кем-то заняты, некоторые компании предлагают закладывать в платформу бренда три-четыре уникальные характеристики. Как же все-таки поступать новым игрокам, приходящим на рынок: искать характеристику, которая до сих пор была никому не нужна, отнимать желанное свойство у конкурентов или отличаться от других по уникальной совокупности трех-четырех важных на этом рынке свойств?

Необходимость продвижения только одной отличительной идеи становится очевидной, если осознать, что каждый потребитель ежедневно прямо или косвенно подвергается «бомбардировкам» трех-шести тысяч рекламных сообщений на разные темы. Если компания будет посылать ему две и более идеи о своем бренде, то они просто потеряются в рекламном «шуме» и не проникнут в его сознание. Единственное исключение составляет компания-монополист. Она не имеет конкурентов и связанного с ними рекламного «шума» на тему потребности людей, которую она удовлетворяет своим продуктом.

Совет новым игрокам на конкурентных рынках: прежде всего, скрупулезно изучить представления целевой аудитории по всем вопросам, связанным с их предложением. Особенную ценность представляют называемые представителями целевой аудитории без наводящих вопросов бренды, которые, по их мнению, служат для удовлетворения той же самой потребности. Они-то и являются настоящими прямыми конкурентами нового игрока, хотя опыт показал, что часто результаты таких опросов не соответствуют его ожиданиям. Далее следует искать эту отличительную «продающую идею», руководствуясь вечно живыми принципами, описанными в книге «Маркетинговые войны». Например, можно найти слабость в силе лидера и начать «наступление», если позволяет рекламный бюджет. Можно «фланкировать» лидера или всех противников вместе взятых, предложив «не просто йогурт, как у всех, но еще и укрепление иммунитета». Если рекламный бюджет невелик, лучше стать «партизаном», очертив узкий рынок, ради которого крупные соперники просто не станут перестраивать свои бизнес-процессы.

4. Что делать в том случае, если все подходящие характеристики, отличающие продукт от конкурентов, уже заняты? Неужели легче придумать (изобрести) новую? Может, все-таки легче совместить уже имеющиеся?

Законы стратегического маркетинга, описанные в книге Эла Райса «Происхождение брендов», помогут всегда найти «свободную» идею, отличающую вас от конкурентов. Дело в том, что хорошая «продающая идея» обычно связана с созданием новой товарной категории или «рынка». Чтобы понять психологический принцип, позволяющий это делать, давайте ответим на вопрос: «Кто первый космонавт нашей планеты?». Конечно, Юрий Гагарин. Говоря языком маркетинга, он лидер «рынка» космонавтов. А кто был космонавтом №2? Ответ на этот вопрос «навскидку» найдется далеко не у всех россиян.

А теперь давайте вспомним, кто первая женщина-космонавт? Ответ сразу скажут даже ученики младшей школы – это Валентина Терешкова. Таким образом, мы только что ушли в «другую плоскость» и создали новый «рынок» – «женщины-космонавты». Получилось, что Валентину Терешкову, которая формально является советским космонавтом №6, все запомнили как женщину-космонавта №1. Именно поэтому ее имя «живет» в поколениях: родителям, дедушкам и бабушкам не требуется напряженно задумываться, чтобы сообщить его детям в непринужденной беседе о космосе. Говоря на профессиональном жаргоне, Валентина Терешкова стала лидером нового «рынка». А имена лидеров, как правило, не забывают. Подведем итог: если мы не находим отличающей нас «продающей идеи» на одном «рынке», мы можем из него «отпочковать» другой, где имеются «незанятые» идеи.

5. Говоря об отличающих от конкурентов идеях, Ries&Ries всегда имеет в виду рациональные свойства товаров и услуг. А вот Джон Вилльямсон, директор Wolff Olins, напротив, считает, что в основе бренда должна лежать, как правило, эмоциональная идея. Кто же прав?

Признаться честно, мне не совсем понятно, что означает термин «эмоциональная идея». В психологии и психиатрии слово «эмоциональный» предполагает эмоции, чувства, переживания. Слово «идея» имеет отношение к мышлению и логике, пусть даже ошибочной. Как известно из базовых курсов психологии и психиатрии, у любого здорового человека эмоции представляют собою «окраску», сопровождение мыслительных процессов. Единственное исключение, которое приходит на ум, это ситуация, описанная знаменитым психологом Эриком Берном. Он наблюдал, как внешний стимул (запах, мелодия, изображение) способен «запускать» наши детские переживания (эмоции), записанные в подсознательном. В результате человек может совершать действия, которые он сам впоследствии затрудняется обосновать. Однако врачам хорошо известно, что стойкое нарушение связи эмоций с мышлением наблюдается только у людей с тяжелыми психическими заболеваниями.

Поскольку компании, как правило, адресуют свои предложения психически здоровым людям, в их основу должна быть положена «идея», логика. Эмоциональная составляющая, часто называемая словом «креатив», должна возникать на стадии создания рекламных материалов. Несомненно, даже самая блестящая идея без эмоциональной подачи вряд ли способна обратить на себя внимание людей. Но ни при каких обстоятельствах нельзя позволять «креативу» превалировать над идеей. Сегодня нередки случаи, когда потребители прекрасно помнят рекламный ролик, но затрудняются назвать рекламируемый в нем бренд. Именно правилам эмоциональной подачи рациональной идеи – позиционирования бренда – посвящена книга Лауры Райс «Визуальный Молоток».

Интересным, однако, представляется следующий факт: компания Wolff Olins провела масштабное исследование мнений потребителей о брендах мобильных телефонов и заключила, что они выбирают их «сердцем». При этом исследователи в своем отчете отмечают, что Nokia потребители «любят» за простоту, Samsung – за инновационность, об остальных ничего определенного сказать не могут. Надеюсь, читатели согласятся, что оценки типа «простота» и «инновационность» являются продуктами рациональной мыслительной деятельности человека. Конечно, далеко не всегда мнения людей соответствуют истинному положению вещей, но это уже другая история. Ведь если потребители и вправду покупали бы телефоны одним только «сердцем», то, наверное, отчет компании Wolff Olins содержал бы исключительно записи типа «Нокиа – это что-то невероятное!», а «Самсунг – это просто ах!».

6. Может ли человек купить какой-то товар просто потому, что ему нравится марка (бренд)? Подсознательно.

Как уже было сказано, на подсознательном уровне действуют лишь те внешние стимулы, которые способны «всколыхнуть» ранние детские переживания конкретного человека. Для работы службы маркетинга в компаниях этот частный случай не имеет большого значения, так как «детские переживания» и апеллирующие к ним внешние стимулы у каждого человека свои. Они обусловлены конкретной ситуацией его раннего детства. Если речь идет о психически здоровых людях, то понятие «нравится» предполагает осознанное предпочтение, усиленное соответствующими эмоциональными переживаниями.

7. В своей книге «Позиционирование. Битва за умы» авторы пишут, что рядовой потребитель способен запомнить не более семи марок в одной категории. Тогда почему жизненно важно быть первым или, в худшем случае, вторым?

Давайте снова вспомним о космонавтах. Первым космонавтом был Юрий Гагарин, это знают все. А кто был вторым? Гораздо меньше людей смогут сразу ответить, хотя Герман Титов тоже является Героем Советского Союза. А на вопрос, кто был третьим космонавтом, смогут без наводящих вопросов ответить лишь единицы. Почему? Разве третий космонавт является в меньшей степени героем, чем первые два? Вовсе нет, просто устройство человеческого сознания, к сожалению, не основано на принципах справедливости и равноправия.

8. Проиллюстрируйте тему «семи» подробнее на примере российского рынка водки. На нем за кошельки потребителей сражаются сегодня более 3 тыс. брендов. Сколько же брендов национального (российского) масштаба память потребителя в состоянии вместить: семь в сегменте Low Cost, семь — в Middle и семь — в Premium?

О, нет! Столько брендов с трудом поместятся даже в записной книжке! Тезис о числе «семь», запомнившийся читателям книги «Позиционирование. Битва за умы», сегодня нуждается в дополнении. Если говорить о товарах или услугах, то в их отношении человек мыслит своими «потребностями». В связи с каждой из «потребностей» он выделяет в своем сознании два бренда (имени) – лидера и того, кто, по его мнению, противоположен лидеру. Все остальные желающие удовлетворять данную потребность смогут прибыльно работать на этом рынке, только если лидер или его антипод, совершат фатальную ошибку. Если же ничего подобного не происходит, представитель целевой аудитории без усилий вряд ли сможет вспомнить какие-либо другие бренды. Имена еще пяти игроков из первой «семерки» могут всплыть в его сознании, только если он получит наводящие вопросы и крепко задумается на эту тему. Вот, что подразумевают авторы книги под числом «семь». Всем остальным желающим, не вошедшим в «семерку», вообще не стоит питать надежду попасть в сознание целевой аудитории в связи с данной потребностью – люди их не вспомнят даже с наводящими вопросами. Однако законы стратегического маркетинга все же способны открыть радужные перспективы для всех тех, кто оказался позади лидера и его антипода. Новый игрок может выделить новый «рынок» и стать в нем лидером или тем, кто, по мнению целевой аудитории, ему противоположен, как описано в книге Эла Райса «Происхождение брендов».

9. Считаете ли вы, что предпочтения человека определяются его социальным статусом? Например, крупный бизнесмен употребляет водку только дорогих сортов и понятия не имеет, что творится в сегменте Low Cost, а какой-нибудь бездомный пьет дешевую водку и ничего не знает о классе Premium? И каждый из них запоминает семь брендов, но в своей категории.

Да, так оно и есть. Для маркетолога это означает, что ему предстоит работать с двумя разными целевыми аудиториями – бизнесменами и бедняками. Это два разных рынка, каждый со своим набором конкурентов. Соответственно, данная ситуация в обязательном порядке предполагает продвижение двух различных брендов, каждый из которых адресован своей ЦА.

10. Как вы относитесь к ведущим бренд-консалтинговым агентствам (Landor, Interbrand, Enterprise IG, Fitch, Wolff Olins, FutureBrand) и ведущим стратегическим консультантам (McKinsey, Boston Consulting Group, A.T. Kearney)? Сотрудничает ли ваша компания с ними, конкурируете или практически не пересекаетесь?

Мы с уважением относимся ко всем компаниям, которым удалось убедить целевую аудиторию в ценности своего предложения. Мы не вступаем в альянсы с нашими коллегами, так как при любых обстоятельствах жестко придерживаемся собственной технологии развития бренда. В ее основе всегда лежат представления целевой аудитории по интересующему вопросу, какими бы неожиданными и даже неприятными они ни были для нас или нашего заказчика. Со многими нашими коллегами мы продолжаем вести вечный спор о том, что же все-таки первично, – эмоции или логика. Более того, мы не согласны с популярным мнением, что брендинг – это чистый креатив: привлекательная цветовая гамма и набор красивых эмблем, шрифтов и символов, которые могут и не быть в тесной корреляции с позиционированием, да и самого позиционирования у бренда может также не быть, или оно может быть чисто «эмоциональным». Мы твердо убеждены, что брендинг – это всего лишь способ эмоционального донесения «продающей идеи» до целевой аудитории, и поэтому мы рассматриваем его как часть комплекса маркетинга данного продукта. На наш взгляд, это хорошо, что провайдеры консалтинговых услуг не похожи друг на друга. Это оставляет за клиентом реальное право на обоснованный выбор.

Вторая часть статьи будет опубликована 2 июня 2015 года.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Какая 1234567, эта ваша «маркетинговая деятельность».

Директор по рекламе, Москва
вот так устроен мир маркетинга с обширной практикой общения с брэндами с одной стороны и исследованиями моделей поведения и психологии покупателей (даже кое какую новую науку имеем) с другой стороны ясно видно что это два разных мира, корпорации принципиально не хотят знать как думает покупатель и о его поведении оканчивающемся покупкой почему корпорации принципиально не хотят видеть реальность вокруг покупок хотя в основе они должны вроде бы как бы желать продаж и активизации покупки, а вместо этого отдаются на волю ''знаменитых агентств'' требует отдельного исследования ^_^ но факт, что корпорации чудовищно далеки от понимания покупателя и активничают ''чем придется'' и ''лишь бы внешне было прилично своему статусу'' это глобальная правда, торговцев кстати любят, потому, что они при этом умудряются продавать не смотря на ''видение брэнда'', которое против реальности торговцы это такие герои, которые не смотря на ненаблюдаемость реальности брэнд маркетингом в реальности активно и умно достигают успеха и часто это ребята поумнее отдела управления брэндами и говорят о маркетологах брэнда ''да мы знаем их проблемы с реальностью''
Коммерческий директор, Москва

Интересно – что это было?
Варианты :
1. Интервью с семейством Райс?
2. Реферат произведений семейства Райс?
3. Реклама маркетингового агентства г-жи Лукьяновой ?
В первых двух случаях, думаю, лучше освежить в памяти первоисточники, они были очень даже неплохи.
В третьем случае вспоминается знаменитая фраза Шопенгауэра : «Кто ясно мыслит, то ясно излагает». И вот с этим в статье проблемы.
Как пример:
«… компания Wolff Olins провела масштабное исследование мнений потребителей о брендах мобильных телефонов и заключила, что они выбирают их «сердцем». При этом исследователи в своем отчете отмечают, что Nokia потребители «любят» за простоту, Samsung – за инновационность, об остальных ничего определенного сказать не могут. Надеюсь, читатели согласятся, что оценки типа «простота» и «инновационность» являются продуктами рациональной мыслительной деятельности человека…»
Так Умом или Сердцем?
Или это пример того, что конкуренты агентства «Райс и Лукьянова» сами не понимают, что пишут?

Редактор, Москва

Владимир, Эл и Лаура Райс не являются авторами публикации. Автор - Татьяна Лукьянова. Данная публикация - вопросы владельцев бизнеса и менеджеров высшего звена о маркетинге, собранные Татьяной, и ее ответы на них.

Коммерческий директор, Москва

Спасибо, Анна, за разъяснение.
Хотя такой интерес «владельцев бизнеса и менеджеров высшего звена» к водке вызывает некоторые опасения за судьбу российского бизнес-сообщества.

Аналитик, Москва

Почитал ответы. Хорошо позиционировать себя как гуру - можно не утруждаться аргументацией. ''Я сказал'', - этого достаточно. Ну, в крайнем случае сослаться на то, что известные люди 40 лет анализировали мировой опыт (наверно, имеющий отношение к российскому, хотя и не факт). Ну и фото - это главный аргумент.

Коммерческий директор, Москва

Дмитрий, не будьте таким придирчивым.
Одно то, что автор «с уважением» относится к Boston Consulting чего стоит…
У ребят сегодня праздник!

Директор по маркетингу, Москва
Анна, добрый день, это автор статьи про Генералов маркетинговых войн - Лукьянова Татьяна. Я хотела бы внести уточнения в Ваш комментарий. Я являюсь эксклюзивным партнером в России Эла Райса и Лауры Райс, Управляющим партнером и генеральным директором российского офиса международной компании Ries&Ries (США) и имею официальные полномочия, закрепленные в доверенности, на эксклюзивное представление интересов Райс и Райс в РФ. Возглавляемый мною российский офис носит название ООО ''Агентство маркетинга и продаж Райс&Лукьянова'' и имеет юридически закрепленный статус филиала Ries&Ries (США). В этой связи я прошу Вас в ближайшее время опровергнуть высказанное Вами в форуме ошибочное мнение о том, что моя статья не согласована с Элом Райсом и Лаурой Райс, и я единоличный владелец некоего маркетингового агентства ''г-жи Лукьяновой''. Статья была действительно написана мною, а затем переведена на английский язык и направлена Элу Райсу и Лауре Райс для редакции. Получив их одобрение, я предоставила ее сайту E-xecutive для публикации. С уважением, Лукьянова Татьяна.
Креативный директор, Москва
Татьяна Лукьянова пишет: Статья была действительно написана мною, а затем переведена на английский язык и направлена Элу Райсу и Лауре Райс для редакции. Получив их одобрение, я предоставила ее сайту E-xecutive для публикации. С уважением, Лукьянова Татьяна.
ОК. Анна Солдатова уточнила формулировку, отредактировав текст своего комментария. В комментарии указано, что Вы - автор, а Райс и Райс - не авторы :) Что соответствует действительности.
Директор по маркетингу, Москва

Спасибо команде сайта за уточнение. Мне все же хотелось бы более ясно обозначить тот факт, что никакой написанный мною материал не может выйти в свет без согласования с моими партнерами и доверителями - Элом Райсом и Лаурой Райс. С уважением к Вам и всем членам сообщества. Лукьянова Татьяна.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.