В октябре 2012 Executive.ru, организаторы конференции Industry Day и Сообщество менеджеров по продажам Клуб Продажников провели совместное исследование уровня проникновения интернет-технологий в продвижение в различных отраслях. Цели исследования – определить уровень осведомленности маркетологов об интернет-технологиях, степень применения таких технологий и объем затрачиваемых на них ресурсов, а также готовность к обучению интернет-маркетингу с отраслевым подходом.
В исследовании на E-xecutive.ru приняло участие 3086 маркетологов 18 отраслей из 11 регионов России – они согласились обсудить все предложенные вопросы. Аудитория Клуба Продажников ответила на два ключевых вопроса (данные о респондентах видны из соответствующих диаграмм).
Что для вас интернет-маркетинг?
В целом, маркетинговая активность участников исследования в интернете высока. Для большинства респондентов интернет-маркетинг – это в первую очередь поддержка корпоративного сайта, активность в социальных сетях и контекстная реклама.
Дополнительно в качестве технологий интернет-маркетинга участники исследования назвали поисковую оптимизацию, Inbound Marketing «и миллион других инструментов».
С какой периодичностью нужно заниматься интернет-маркетингом?
К сожалению, на E-xecutive.ru только 16% участников исследования считает, что интернет-маркетинг требует ежедневного внимания. К еще большему сожалению, всего лишь одна пятая часть респондентов четко определилась с тем, как часто нужно заниматься интернет-маркетингом, – 79% опрошенных маркетологов затруднилось с ответом на этот вопрос!
Среди участников исследования из Клуба Продажников почти половина уверена в необходимости регулярного интернет-маркетинга. Однако есть и специалисты, считающие это, по сути, бесполезной тратой времени и сил.
Источник: Клуб Продажников
Какую часть маркетингового бюджета вы тратите на интернет-маркетинг?
Всего 20% участников исследования на E-xecutive.ru способно проанализировать, какая часть общего бюджета на маркетинг уходит на интернет-инструменты. Среди них ответы на этот вопрос распределились так:
Как видно из диаграммы, даже среди тех, кто в целом контролирует расходы на интернет-инструменты, треть маркетологов предпочитает действовать «по обстановке», не выделяя определенную долю средств заранее. 24 респондента отметили, что они вообще ничего не тратят на интернет-маркетинг – даже свое рабочее время.
В Сообществе менеджеров по продажам в целом больше половины респондентов отметило низкий уровень затрат на интернет-маркетинг. Доля маркетологов, предпочитающих вообще избегать затрат на онлайн, в Клубе Продажников и на E-xecutive.ru примерно одинакова.
Источник: Клуб Продажников
На остальные вопросы отвечали только участники Сообщества E-xecutive.ru.
Интерес к бесплатным обучающим программам по отраслевому интернет-маркетингу
При такой низкой осведомленности логично предположить высокую заинтересованность респондентов в обучающих программах по интернет-маркетингу. Однако и здесь 79% участников исследования затруднилось с ответом о своем желании или хотя бы нежелании осваивать новые технологии своего дела. Четверо респондентов заявили, что обучающие программы их не интересуют, сорок маркетологов отметили, что не смогут участвовать в обучении из-за нехватки времени. Открыто выразили желание учиться лишь 600 участников исследования, из них 75% – регулярно, по всем интересующим этих специалистов темам. Однако высокий уровень читаемости экспертных статей по интернет-маркетингу на E-xecutive.ru показывает, что интерес к этой теме, на самом деле, гораздо выше, чем респонденты готовы показать.
Востребованность отраслевых программ
В лидерах по отраслевым интересам маркетологов, принявших участие в исследовании, – консалтинг и рынок услуг, медиа (издательское дело и СМИ) и интернет, финансовая сфера, розничная торговля и электронная коммерция. Кроме того, помимо указанных в диаграмме, нескольких респондентов интересует интернет-маркетинг в индустрии моды, сфере MLM, машиностроении, сельском хозяйстве и производстве экобиопродуктов, а также в таких специфических областях как радиосвязь и безопасность.
Востребованность тем обучения
Довольно низкий уровень осведомленности некоторых респондентов об инструментарии интернет-маркетинга сказался на результатах ответа на этот вопрос – девять участников исследования признались, что из перечисленного списка возможных тем обучающих программ не поняли почти ни одного слова. Но, как известно, не стыдно не знать – стыдно не учиться. Чему хотели бы обучаться маркетологи, видно из диаграммы. В приоритетах респондентов – B2B-маркетинг, интернет-PR, управление проектами, веб-аналитика, стратегия и планирование.
Выводы
Не так много участников исследования, к сожалению, в полной мере отдает себе отчет не только в том, насколько регулярно стоит заниматься интернет-маркетингом, но и в том, какая именно часть их собственного бюджета на это уходит. Более того, далеко не все опрошенные маркетологи признают необходимость дальнейшего обучения и выражают готовность осваивать новые инструменты, даже бесплатно. Это предполагает необходимость активной «просветительской» работы среди маркетологов, нацеленной на демонстрацию эффективности различных инструментов и пробуждение реального интереса аудитории к освоению этого инструментария для использования в повседневной работе. При этом отметим, что стабильно высокий интерес читателей E-xecutive.ru к экспертным материалам, посвященным интернет-маркетингу, указывает все же на высокую заинтересованность в дополнительной информации об интернет-маркетинге.
Фото: pixabay.com
Работая консультантом, часто вынужден сталкиваться с штатными ''маркетологами'' компаний. Как правило, с ними приходится бороться, когда настраиваешь базовые бизнес-процессы в компании в интернете (такие как ''лидген'', ''лидконверсия'' и пр.).
Уровень понимая интернет-продаж как Системы даже в специализированных компаниях (таких как SEO-продвиженцы, директологи) оочень низкий.