Раньше на страже клиентских данных стоял всего один отдел компании, теперь их сохранность — дело каждого сотрудника, поскольку доступ к информации предоставлен практически всем, но в разной степени.
Почему важно заниматься этим вопросом
Когда речь заходит о защите конфиденциальных сведений, подразумевается обеспечение безопасности персональной идентифицирующей информации (PII). PII — это маркеры, присущие конкретному человеку: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, контактные сведения (телефон, email, соцсети), IP-адрес, платежные реквизиты и социальный статус. Именно эти сведения следует тщательно защищать от случайных утечек.
Причем озадачиться данным вопросом должны не только крупные компании, но и самые маленькие, у которых есть какая-либо база данных клиентов. По иронии, самые зловредные нарушители в области работы с информацией — именно компании-конгломераты, такие как Yahoo, Amazon и Google. Однако осторожность в этом вопросе никому не помешает.
С точки зрения законодательства несоблюдение требований по защите PII неминуемо приведет к штрафам. Законы разнятся в зависимости от сферы работы компании и территориальной принадлежности, они чаще всего привязываются к местоположению пользователя, а не агрегатора. Например, под действие GDPR, общего регламента защиты персональных данных для граждан ЕС, наверняка попадет любой цифровой бизнес.
С точки зрения репутационных рисков утечка сведений третьим лицам грозит потерей лояльности клиентов и утратой их доверия к компании. В лучшем случае бизнес «хлебнет» ведро негатива, получит массу отрицательных отзывов на всевозможных ресурсах и популярность в СМИ, а в худшем — получит судебный иск, возможно даже коллективный.
С точки зрения организации внутренних бизнес-процессов компании невыгодно тратить лишнее время (а следовательно, деньги) на разбирательства инцидентов, связанных с утечкой данных о клиентах. Внутри бизнеса целесообразно выстроить систему по защите персональных сведений так, чтобы она надежно функционировала практически в автономном режиме и не отнимала драгоценное время сотрудников. Все, что должно быть конфиденциально — должно быть конфиденциально, остальное — в открытом доступе, без лишних подтверждений на ознакомление с информацией.
Во главе угла находятся два основных аспекта: конфиденциальность и безопасность.
С конфиденциальностью попроще: предпринимайте действия по отношению к информации в соответствии с полученными на то разрешениями от пользователей, и контролируйте доступ к сведениям.
Чтобы обеспечить безопасность, нужно предусмотреть план действий по недопущению мошенников, хакеров и ненадежных сотрудников к конфиденциальной информации.
С чего начать разговор о безопасности данных пользователей
Перед тем как перейти к изучению составляющих безопасности персональных сведений, постарайтесь максимально честно ответить себе на следующие вопросы:
- Достаточно ли хорошо вами изучены требования законодательства по обеспечению защиты конфиденциальных данных в сфере работы вашего бизнеса? Мало того, что требования законодательства разнятся в разных странах и в разных сферах, так еще законотворцы постоянно вносят изменения в свод правил, которые нужно соблюдать.
- Ручаетесь ли вы за надежность третьих лиц, к услугам которых прибегаете? Вероятно, ваш бизнес функционирует с опорой на сторонние сервисы и службы. Помните, что если посредник нечестно распорядится клиентскими данными, которые вы ему предоставите, ответственность за случившееся все равно ляжет на вас. Поэтому пристально выбирайте компаньонов: хостинг, CDP, сервисы рассылок и прочее.
Если вы проанализировали свои ответы на вышестоящие вопросы и пришли к выводу, что беспокоиться не о чем, то пора переходить к конкретным шагам, которые вы можете предпринять для безопасности базы клиентских данных.
Восемь составляющих надежной защиты конфиденциальных данных
- Обозначьте риски. Хорошие стратегии защиты данных получаются на основании анализа рисков и угроз для бизнеса. Если подойти к вопросу комплексно и подробно описать все возможные угрозы, получится полноценный профиль рисков. Таким образом, компания будет иметь представление об опасностях, представлять свои слабые места, и в ее распоряжении появится время на разработку контрмер.
- Найдите специалиста по защите данных. Возможно, небольшая компания сочтет лишним принимать в штат DPO — специалиста по защите данных, но в любом случае такой человек не помешает. Для крупных корпораций нанять такого специалиста — священная обязанность. DPO отслеживает законодательство, занимается обучением и аудитом, а также тесно сотрудничает с регулирующими органами. С обращениями клиентов по вопросам безопасности данных на более высоком компетентном уровне разберется DPO.
- Храните информацию централизованно. Чем больше мест хранения информации, тем выше вероятность утечек. Кроме того, разрозненная информация плохо поддается обработке и анализу. Чаще всего такие данные не пригодны для эффективной работы с ними, зато легко выходят за рамки компании, попадают в несанкционированные приложения и исчезают из-под контроля. Проблему решает использование современных CDP — платформ клиентских данных, которые объединяют всю информацию в единые профили клиентов с доступом к ним ограниченному числу лиц. В CDP прослеживается история возникновения данных и все связанные с ними разрешения. Особенно это важно для бизнеса, попадающего под регулирование законами GDRP и CCPA.
- Руководствуйтесь принципами необходимости и достаточности. Собирайте только те данные, которые вам необходимы в рамках разработанных маркетинговых кампаний. Лишние сведения не только никак не помогут вам в достижении поставленных целей, но вскоре устареют, потеряют свою актуальность и станут непригодны для использования. А за их случайную утечку придется отвечать. С другой стороны полноценный массив информации становится лакомой добычей для хакеров и мошенников. Если данные не кажутся им привлекательными — за ними не будут охотиться.
- Разграничьте сотрудников, имеющих доступ к информации. Не каждому сотруднику в вашей компании нужен доступ к информации о клиентах для работы. Скажем даже: большинству он не нужен. Пусть сведения останутся в распоряжении только тех лиц, кто на самом деле нуждается в них для качественного выполнения рабочих обязанностей.
- Выберите надежное ПО. Большинство современной техники уже оснащено примитивными мерами борьбы с мошенниками. Не лишним будет убедиться, что встроенные антивирусы работают правильно. Надеяться только на них не стоит: как минимум, установите брандмауэр, используйте внешние ссылки и протестируйте ПО: отмечает ли оно подозрительные электронные письма.
- Разработайте план действий на случай ЧП. Сколь бы сильной не была ваша защита, мошенники однажды смогут прорвать оборону. Все предыдущие шаги были направлены на то, чтобы предупредить катастрофу: обозначить опасность, попробовать нивелировать ее совсем, или снизить негативные последствия. Если утечка все-таки произойдет, неплохо иметь под рукой рабочий план действий в аварийной ситуации. Как минимум вам нужен хороший внешний специалист для экспертной помощи.
- Проведите обучение сотрудников. Доступ к персональной информации нужен не всем сотрудникам, но заботиться о безопасности рабочих сведений — обязанность каждого. Пусть ваш персонал знает, как распознать мошенничество, владеет базовыми приемами защиты данных. В случае выявленных нарушений сотрудники незамедлительно должны сообщить компетентным службам. Пусть вопрос о безопасности будет включен в адаптационное обучение вновь прибывающих сотрудников. Не лишними будут периодические напоминания.
Заключение
Обеспечение сохранности конфиденциальных данных клиентов — первостепенная задача бизнеса. Значимость вопроса подтверждается как со стороны законодательства, так и репутационными аспектами. Собирайте только те данные, которые вам необходимы. Во-первых, пользователей напрягает, когда их спрашивают обо всех сферах жизни «как на допросе», а во-вторых, полные базы данных обладают высокой ценностью и притягивают мошенников и хакеров. Присмотритесь к другим способам защиты информации, описанным в данной статье, возможно какой-либо из них спасет ваш бизнес от неприятностей.
Читайте также: