Облачно, без осадков: как упростить внедрение SaaS-решений

SaaS простым языком

SaaS расшифровывается как software as a service. Это значит, что пользуясь такими решениями, вы покупаете программу не как продукт, который можно скачать и установить, а как виртуальную услугу на определенный период времени. По сути, это аренда, поэтому оплата происходит по модели подписки.

Самые популярные и понятные примеры SaaS-решений — это хранилища данных со всеми их дополнительными функциями: Google Drive, Dropbox, iCloud Drive и другие. Да, эти сервисы можно скачать на компьютер или смартфон, но перед вами будет не программа, а ее панель управления — сами данные будут находиться на удаленном сервере.

Бизнес в облаках

Сегодня действенные идеи быстро распространяются и внедряются. То есть, компании опираются на одни и те же примеры и методологии. Это приводит к тому, что ограничения у всех игроков рынка схожи. Одинаковые условия означают, что компаниям нужно много базового программного обеспечения: HR, бухучет, маркетинг, продажи и разработка. Высокий спрос на такое ПО создает эффект масштаба, отсюда небольшая стоимость и легко проверяемая эффективность, а значит низкие риски — все это делает SaaS-решения привлекательными для бизнеса.

Переход к таким решениям высвобождает ресурсы IT-отделов: коробочные решения нуждаются в планировании доработок, поддержке, инфраструктуре, а SaaS требует только администрирования. Так бизнес получает возможность автоматизировать разные сферы и сконцентрироваться на главном.

Еще одно преимущество SaaS — возможность оперативно настроить его под свои потребности: например, платить только за актуальное количество пользователей или определенный набор функций, необходимый именно вашему бизнесу — раньше для этого приходилось устанавливать разные программы, дорабатывать действующее ПО и покупать мощную технику.

Запрос на SaaS-решения стал расти и из-за коронавируса и его последствий. Организовать удаленным сотрудникам доступ к облачным сервисам гораздо проще, чем к классическому ПО. Сегодня бизнес понял, что часть сотрудников может работать из дома, а следующий этап развития SaaS-решений — создание функциональных мобильных версий, чтобы окончательно попрощаться с «оседлым» образом работы.

Антикейс: пилотное внедрение за 8 месяцев вместо 2

Один из наших облачных продуктов предназначен для автоматизации крупных отделов продаж в больших корпорациях. Делимся с вами одной историей тестового внедрения, которая может быть полезна всем компаниям, поглядывающим в сторону SaaS-решений.

К тому моменту в компании не было процедур для SaaS-решений. Заказчик пошел по пути, придуманному для заказного софта и коробочных решений. Большую часть времени заняли запросы нерелевантной документации, и согласования пилота растянулись на четыре месяца. В то же время с подходящей процедурой мы обычно укладывались в один.

В процессе внедрения у заказчика не было команды ответственных за пилот. Вместо нее был один сотрудник, который просто тонул в согласованиях и вопросах со всех сторон. Вдобавок к этому не было четких ожиданий от продукта, а обратную связь собирали хаотично или не собирали совсем. Планировали провести тест за один месяц, а он продлился четыре.

Итого: с начала внедрения до принятия решения прошло восемь месяцев — на полгода больше запланированного срока.

В интервью и опросах участники пилота показали, что реальная ценность внедрения есть, и в итоге заказчик был доволен результатами. Но мы для себя сделали кое-какие выводы, и делимся ими с вами.

Оптимизация оптимизации: как внедрять SaaS легко и быстро

При внедрении SaaS нельзя опираться на опыт установки заказного коробочного решения. Например, нет смысла писать техническое задание для готового или эволюционирующего сервиса — классический SaaS не занимается заказной разработкой, а если и занимается, то не в части базового функционала и интеграций. Вместо этого внедряющей компании предстоит провести исследование рынка решений, затем определиться с поставщиком, интегратором и запустить процесс.

Внедряя заказные IT-решения, вы собираете обратную связь от пользователей и отправляете ТЗ на доработку. В случае c SaaS необходимо подобрать готовое решение, подходящее для вашей команды, и поменять его, если оно оказывается неудобным. Сменить один доступный сервис на другой можно гораздо быстрее и дешевле, чем дорабатывать собственный, поэтому не стоит зацикливаться на чем-то одном на этапе выбора.

Из этого следует третья особенность: переходить на SaaS можно и нужно постепенно, начиная с пилота и частичного внедрения. На этом этапе можно понять, что что-то идет не так, и не допустить до массовых пользователей неподходящее ПО, сэкономив тем самым массу ресурсов. Кроме того, сотрудники сами могут предлагать разные SaaS-сервисы — они находятся в свободном доступе, у многих есть бесплатные пробные периоды.

Чтобы сократить длительность пилота, не назначайте одного ответственного — сформируйте команду из разных специалистов, но не раздувайте ее, обычно достаточно по одному представителю из каждой сферы. И, конечно, обязательно сформулируйте конкретные цели и показатели — это поможет вам остановить пилот досрочно, если вы увидите, что показатели выполнены либо недостижимы.

Самое главное

SaaS (software as a service) — это услуга подписки на пользование виртуальным ПО на определенный период времени (пример: iCloud Drive).

SaaS-решения для бизнеса дешевле заказной разработки и универсальнее коробочного ПО. На рынке таких сервисов много, они подходят для автоматизации базовых направлений: HR, бухучет, продажи и прочие.

SaaS не привязан к локальной сети или офисному компьютеру, с такими решениями проще организовать удаленную работу.

Не переносите опыт внедрения коробочных решений на SaaS:

  • вместо ТЗ на разработку программы проводите тесты готовых облачных решений с набором дополнительных функций;
  • меняйте сервис, если он вам не подходит;
  • частичное внедрение поможет понять, стоит ли масштабировать решение на отдел или даже компанию;
  • для оперативного проведения пилота определите цели и показатели, соберите команду.

Правильное внедрение SaaS — процесс быстрый, в этом его преимущество. Используйте его, чтобы попробовать четыре решения, пока конкуренты тестируют одно.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.