Как российским регионам совершить прорыв в цифровой экономике?

Для формирования точечных, оптимальных предложений, ранжированных в соответствии с приоритетами конкретного субъекта РФ, необходим максимальный объем исходных данных. В секторе цифровых и инфо-телекоммуникационных технологий решения нужно искать особенно аккуратно, полностью понимая состояние объектов критической информационной инфраструктуры субъекта РФ, привлекая к работе максимум возможных профессионалов и оценивая все возможные для анализа риски. Поэтому, в данной статье я обозначу только основные, по моему мнению, и наиболее прикладные решения для старта реализации программы «Цифровая экономика РФ».

Прошедший 2017 год был ключевым для России с точки зрения существенного увеличения динамики совместной работы органов государственной власти и бизнеса в направлении поэтапного перехода к цифровой экономике. Акселератором для данной работы явилась утвержденная президентом страны «Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы» (Указ №203, подписанный 9 мая 2017 года). «Дорожной картой» для реализации данной стратегии является государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением председателя правительства РФ №1632-р от 28.07.17. Программой определены цели, задачи, направления, и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой цифровые данные являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

На данный момент правительство РФ определилось также с конструкцией системы управления программой «Цифровая экономика РФ». Функции проектного офиса по реализации программы осуществляет Аналитический центр при правительстве РФ (АЦ). За специально созданной автономной некоммерческой организацией «Цифровая экономика» (учредители: «Яндекс», Mail.Ru Group, Rambler & Co, Ростех, Росатом, Сбербанк и Ростелеком при участии фонда «Сколково» и Агентства стратегических инициатив) закреплены полномочия по формированию рабочих групп, центров компетенций, а также взаимодействие с регионами и бизнесом. АНО «Цифровая экономики» также будет оценивать эффективность реализации программы.

Выстроенная на сегодня система управления программой «Цифровая экономика РФ» является многоуровневой. Поэтому, отправной точкой для старта работы в данном направлении должно стать создание в субъектах федерации максимально широкого канала прямой и обратной связи со всеми участниками, непосредственно включенными в систему управления этой государственной программой. Это позволит органам власти в субъектах РФ и местным заинтересованным организациям осуществлять непрерывный мониторинг за состоянием реализации программы цифровой экономики в нашей стране, прогнозов ее развития, и развития связанных с ней сквозных цифровых технологий, которые будут наиболее приоритетными при формировании новой технологической основы для социально-экономической сферы на местах. Данный канал связи также должен быть использован при формировании и продвижении местных идей и предложений по основным направлениям развития программы, так как предусматривается ее трансформация по мере появления и развития новых технологий и рациональных предложений.

Одновременно необходимо провести максимально широкую оценку уровня цифровизации информационной инфраструктуры и IT-безопасности в органах власти, оценку уровня компетенций IT-персонала, возможностей по локальной обработке информационных потоков данных и централизованному управлению создаваемой инфраструктуры. Также при участии основных телекоммуникационных компаний (ключевыми являются филиалы ПАО «Ростелеком») необходимо оценить состояние сети электросвязи на транспортном уровне (наличие оптоволоконных линий связи между населенными пунктами и возможностей транспортного оборудования передачи данных), а также на уровне доступа конечных пользователей к сети передачи данных (в частности, развитие сети широкополосной передачи данных).

Кроме этого, от основных телекоммуникационных компаний необходимо получить их программы до конца 2020 года, нацеленные на развитие на территории субъектов РФ сетей связи нового поколения и цифровых инфо-телекоммуникационных услуг. Результаты анализа этих программ и экспертной оценки состояния объектов критической информационной инфраструктуры в субъектах РФ, включая состояние и перспективы развития сетей связи телекоммуникационных операторов, послужат фундаментом для определения необходимых условий развития цифровой экономики.

Параллельно с оценкой необходимых условий выполнения программы «Цифровая экономика РФ» нужно определить первоочередные направления ее реализации в регионах. Государственная программа подробно описывает пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:

  • Нормативное регулирование.
  • Кадры и образование.
  • Формирование исследовательских компетенций и технических заделов.
  • Информационная инфраструктура.
  • Информационная безопасность.

На уровне субъектов РФ необходимо сосредоточиться на трех из пяти базовых направлений развития цифровой экономики: кадры и образование, информационная инфраструктура, информационная безопасность. По моему мнению, основными целями данных направлений в субъектах РФ должны стать:

  • Создание ключевых условий для подготовки местных кадров при переходе к цифровой экономике, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участия специалистов в развитии программы цифровой экономики.
  • Развитие и использование образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения в партнерстве с ведущими инфо-телекоммуникационными вузами и российскими высокотехнологичными компаниями.
  • Проведение на региональном уровне мероприятий, направленных на продвижение российских высокотехнологичных товаров и услуг.
  • Стимулирование развития сетей связи нового поколения, которые будут обеспечивать потребности региональных экономик по сбору и передаче цифровых данных с учетом технических требований, предъявляемых к современным цифровым инфо-телекоммуникационным технологиям.
  • Развитие на региональном уровне центров обработки данных, которые обеспечат предоставление государственным органам власти, региональному бизнесу и гражданам субъектов РФ доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке цифровых данных.
  • Первоочередная поддержка на региональном уровне наиболее развитых сквозных технологий, которые позволят внедрить до конца 2020 года приоритетные цифровые платформы работы с данными для обеспечения потребностей государственных органов, регионального бизнеса и граждан субъектов РФ в сферах ЖКХ, поддержки малого и среднего бизнеса, сельском хозяйстве, транспорте, медицине. Важно дать старт новому широкому направлению – «умный город».
  • Обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры субъектов РФ на всех уровнях информационного пространства.
  • Обеспечение преимущественного использования российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

В государственной программе «Цифровая экономика РФ» перечислены так называемые сквозные технологии, на которых будет базироваться цифровая экономика:

  • Большие данные.
  • Нейротехнологии и искусственный интеллект.
  • Системы распределенного реестра («блокчейн»).
  • Квантовые технологии.
  • Новые производственные технологии.
  • Промышленный интернет.
  • Компоненты робототехники, сенсорика.
  • Технологии беспроводной связи.
  • Технологии виртуальной и дополненной реальности.

Перечень сквозных технологий может корректироваться в ходе исполнения программы. Поэтому на старте реализации программы «Цифровая экономика» в субъектах РФ необходимо сконцентрироваться на тех сквозных технологиях, которые будут являться акселераторами для трех ранее выделенных мной направлений по реализации программы:

  • Облачные вычисления: SaaS, PaaS, IaaS – технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются пользователю по запросу, как онлайн-сервис на основе республиканских центров обработки данных.
  • Интернет вещей и промышленный Интернет: IoT, IIoT – технологии по сбору всевозможных данных, которые будут приоритетно использоваться для построения моделей и прогнозов, автоматизации производств за счет удаленного управления, а также объективного учета потребляемых ресурсов по показаниям датчиков.
  • Технологии беспроводной передачи данных с акцентом на узкополосные сети телеметрии: LPWAN-решения, применяемые для устройств и крупных распределенных беспроводных сетей телеметрии.

Для запуска системы управления программой развития цифровой экономики в субъектах РФ необходимо сформировать «дорожную карту» на среднесрочную перспективу – до конца 2020 года. «Дорожная карта» быть основана на результатах экспертной оценки состояния объектов критической информационной инфраструктуры в субъектах РФ и трех ранее определенных базовых направлениях развития цифровой экономики. «Дорожная карта» должна включать описание целей, ключевых вех, задач, а также сроков их достижения. На базе «дорожной карты» должен быть разработан план мероприятий для достижения конкретных результатов, с их подробным описанием, указанием ответственных за выполнение данных мероприятий, источников и объемов финансирования.

Я считаю, что в ближайшие три года «дорожная карта» должна охватывать одиннадцать целей:

1. Создание региональных «Центров информационных технологий» на основе современных центров обработки и хранения данных, осуществляющих различные IT-операции, которые непосредственно относятся к обработке любой цифровой информации, то есть созданию или генерированию данных, архивированию и хранению файлов, а также последующему предоставлению их по запросу пользователей (2018 год).

2. Создание в столицах субъектов РФ на базе «Центров информационных технологий» IT-лабораторий по исследованию и проработке наиболее прикладных инфо-телекоммуникационных сервисов, основанных на тех сквозных технологиях, которые будут являться акселераторами для трех ранее определенных базовых направлений развития цифровой экономики в РФ (2018 год).

3. Создание во всех населенных пунктах современного канала обратной связи для получения отзывов и пожеланий граждан и организаций о проводимых мероприятиях и качестве предоставляемых услуг. Данный канал обратной связи должен иметь интуитивно-понятный интерфейс, использовать все возможности информационно-телекоммуникационных сетей операторов связи и мощности центров обработки данных региональных «Центров информационных технологий» (2018-2019).

4. Создание в городах-миллионерах в партнерстве с филиалами Ростелекома образовательных центров видеоконференций (ВКС) для коммуникаций с ведущими российскими инфо-телекоммуникационными вузами и высокотехнологичными компаниями. Центры ВКС могут также использоваться региональными органами власти и органами местного самоуправления (2018-2019 годы).

5. Запуск первого блока облачных инфо-телекоммуникационных услуг (SaaS, PaaS, IaaS) на базе региональных Центров информационных технологий для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (2019 год).

6. Создание в городах с населением свыше 100 тыс. человек автоматизированной системы для снятия показаний индивидуальных приборов учета ресурсов ЖКХ в обход управляющих компаний и организации прямых расчетов с поставщиками тепла, воды, газа и энергии. Эти проекты следует осуществлять на основе государственно-частного партнерства (2019 год).

7. Подключение всех органов власти, местного самоуправления, госпредприятий и учреждений к центру обработки и хранения данных на базе региональных Центров информационных технологий» (2019-2020 годы).

8. Подключение всех органов власти, местного самоуправления, госпредприятий и учреждений, предприятий с госучастием и вновь вводимых в эксплуатацию строительных объектов на территории субъектов РФ к созданной на основе ГЧП автоматизированной системе снятия показаний приборов учета ресурсов ЖКХ (2019-2020 годы).

9. Запуск в партнерстве с филиалами Ростелекома и ведущими отечественными IT-компаниями не менее пяти-шести пилотных проектов по применению сквозных технологий в сельском хозяйстве, транспорте, медицине, образовании, а также по направлению «умный город» (2020).

10. Доведение в регионах количества выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационно-телекоммуникационных технологий до среднероссийского уровня (2020 год).

11. Оценка реализации региональных программ развития цифровой экономики в 2018-2020 годах и разработка «дорожной карты» развития на 2021-2024 годы.

Вышеуказанные базовые направления действий, сквозные технологии и цели «дорожной карты» на период 2018-2020 годов, по моему мнению, наиболее перспективны для подготовки и старта реализации программы «Цифровая экономика РФ» в большинстве регионов. Коммерческие проекты уже стартовали по многим направлениям программы. В качестве примера приведу самое перспективное направление – развитие инфо-телекоммуникационных сервисов на основе IoT и LPWAN-решений. Некоторые российские субъекты уже на практике развивают сервисы на основе IoT и LPWAN, не дожидаясь появления общепринятых технологических стандартов и спецификаций. Но лидерами станут те, кто сможет крайне аккуратно и профессионально решить ряд основных задач при подготовке к запуску подобных проектов. Среди них низкая стоимость подключения и эксплуатации датчиков, максимальное расстояние передачи радиосигнала, высокая энергоэффективность передающих устройств, возможность применения стандартов безопасности в беспроводных сетях интернета вещей. А самое главное: эти проекты необходимо строить исключительно на отечественных программно-аппаратных решениях.

Фото: concurator.ru

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва
А самое главное: эти проекты необходимо строить исключительно на отечественных программно-аппаратных решениях.

согласен это главное, значит нужно внести в приоритетные задачи в статье - разработка и производство процессоров для материнских плат и оперативной памяти, матриц для мониторов и видеокарт для них, отечественных SSD и процессоров для сетевых карт, звуковых карт и современных интерфейсов виртуальной реальности на базе отечественных комплектующих новых поколений, опережающих иностранные аналоги

Сергей Лосев Сергей Лосев Адм. директор, Белгород
самое главное: эти проекты необходимо строить исключительно на отечественных программно-аппаратных решениях.

Это означает - отстать навсегда. Изобретать велосипед? Китайцы решали эту проблему иначе. Они

- обучали своих специалистов за рубежом, в лучших центрах (но те еще и возвращались потом и обучали других китайцев)

- копировали передовые разработки и при этом создавали свое производство, нарабатывали свои технологии и т.д.

Аналитик, Москва

"Но верю я не все ещё пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча"(с)Макаревич А.

По сути, это негласный слоган всех подобных мероприятий, посвященных новой/цифровой экономике. Далее воодушевленные участники, слегка "поправив здоровье" на фуршетах, мирно расходятся до следующих мероприятий. А в это время в Кузбассе открываются новые угольные разрезы, свежеспиленный сибирский лес едет в Китай, ученики средней школы г. Находка рисуют прямо на партах, покрытых тонким слоем графитной пыли (следствие работ по погрузке угля в местном порту для отправки на экспорт) и т.д и т.п. Иными словами, страна всем сердцем живёт цифровой экономикой, но почему-то продолжает жить в условиях той, которая есть...

Адм. директор, Санкт-Петербург

А ЗАЧЕМ российским регионам совершать прорыв в цифровой экономике?

Особенно там, где:

- занимаются охотой и лесозаготовками

- выращивают сельхозкультуры на открытых площадях

- закачивают нечто в трубы

Сказки про повышение эффективности и производительности в десятки и сотни раз - наскучили....

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

прорыв, конечно, нужен. И спасибо партнерам, они делают все, что бы принудить Россию к этому рывку.

Например, айфончики м.б.немного интересны с точки зрения денег, но с точки зрения госинтересов, что есть национальные айфончики, что нет их - без разницы. Но при одном условии - стабильной политической обстановке.

В условиях конфронтации айфончики представляют прямую угрозу нац.безопасности как средство массового сбора информации. Следовательно, неизбежно замещение айфончиков на аппараты, не несущие угрозу нацбезопасности.

Визу и мастер не трогали, разведки тихо имели доступ к совершенносекретным данным, которые ранее получить возможно было только агентурным путем.

Нынче запущена национальная платежная система, отсутствующая как класс в европе, кстати, обеспечивающая не столько инфраструктуру платежей, сколько сохранение секретности чувствительной информации.

Без цифровой автомизации России не обойтись из простых соображений безопасности.

Руководитель проекта, Москва
Сергей Алейников пишет:
А ЗАЧЕМ российским регионам совершать прорыв в цифровой экономике?

Действительно. Тоже прочитав статью задался этим вопросом. Как делать рассказано. Не рассказано ЗАЧЕМ.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Виктор Шкурин пишет:
Без цифровой автомизации России не обойтись из простых соображений безопасности.

У России в целом и у регионов в частности - разный уровень задач и разный потребный инструментарий для их достижения. По безопасности и автоматизации в обработке информации: 30 лет назад IBM 360 и их "аналоги" ЕС 1022, ориентированные на решение аналитических задач, обеспечивали эту самую безопасность... Сегодня любой офисный ПК превосходит эти машины по своим ресурсным возможностям, но - можно ли похвастаться результатами?

Почему? ПОТОМУ ЧТО СЕЙЧАС ЗАЧАСТУЮ ЭТИ "СРЕДСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ" ВЫПОЛНЯЮТ РОЛЬ БУС, которыми щедро расплачивались с доверчивыми индейцами...

Прибавочная стоимость самого ПК, не говоря уже о программном обеспечении - очень впечатляет! А где НАШЕ железо и НАША операционная система? В ....!!!

Поэтому ДАЛЕКО НЕ ВЕЗДЕ нужно "оцифровывать" процессы!

Кстати - в соседней с нашим Петербургом Финляндии, одной из первых открывшей клиники для лечения от интернет-зависимости, сейчас жутко востребованы покатушки на средствах с паровой тягой (https://www.jokioistenmuseorautatie.fi/), кустарные производства с национальным колоритом и другая "ЭКЗОТИКА". Что не мешает широко использовать средства автоматизации там, где это действительно нужно - например, в разведении садковой рыбы и производстве кабельной продукции

Глава филиала, регион. директор, Краснодар
Платон Миронов пишет:
Сергей Алейников пишет:
А ЗАЧЕМ российским регионам совершать прорыв в цифровой экономике?
Действительно. Тоже прочитав статью задался этим вопросом. Как делать рассказано. Не рассказано ЗАЧЕМ.

Для ответа на вопрос - А ЗАЧЕМ российским регионам совершать прорыв в цифровой экономике, нужно писать ещё одну статью, т.к.вы же знаете, что объем материала публикуемого в одной статье ограничен редакторами Executive.ru

Адм. директор, Санкт-Петербург
Леонид Никифоров пишет:
"Создание новых рабочих мест" - уже убивает все возражения

Угу... Опишите ФУНКЦИОНАЛ этих новых рабочих мест, и чего зарабатывают эти трудяги...

Когда я вижу, как МЕНЕДЖЕР ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ "работает в компьютер" вместо того, чтобы общаться - я понимаю, что без цифровизации никак...

Он мне при этом объясняет, что у него "установка такая -чтобы всё отображалось"! А мне - клиенту, он посоветует в лучшем случае, "где я могу это узнать" и "кто сможет мне помочь"..

Коса, ключ, компьютер - это всё ИНСТРУМЕНТЫ, не более того! Можно забивать гвозди микроскопом, можно для сложения двух чисел сначала оба раскладывать в ряд Тейлора, но утверждать, что "цифра - это наше всё" - значит вводить в заблуждение, или иметь к процессу свой так близко к телу расположенный корыстный интерес....

Программист, Минск

Надо сделать собственную криптовалюту МЗДАКОИН.
Тогда все пойдёт как по маслу.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.