На XX Петербургском международном экономическом форуме глава «Сбербанка» Герман Греф собрал панельную сессию «Технологии – пропуск в завтра: изменись или умри. Реализуя экономический потенциал России». Актуальность темы продиктована стремительными технологическими изменениями: самолетные двигатели печатаются на 3D-принтере, машины учатся думать как люди, проводятся турниры гоночных дронов и олимпиады киборгов – это уже не будущее, а наша реальность. Как реализовать экономический потенциал России, и на какие инновации делать ставки? Адаптироваться под новую реальность или отстать навсегда. Об этом говорили приглашенные эксперты сессии.
Модератор: Герман Греф, президент, председатель правления «Сбербанка».
Выступающие:
- Марк Аллен, старший вице-президент, The Boeing Company; президент, Boeing International
- Доминик Бартон, главный управляющий директор, McKinsey & Company
- Аркадий Волож, генеральный директор, «Яндекс»
- Лорен Грэхем, профессор Массачусетского технологического института
- Карло д’Азаро Бьондо, президент по стратегическим партнерствам по региону Европы, Ближнего Востока и Африки, Google
- Джим Маккелви, сооснователь, Square
«Должно ли правительство вмешиваться в развитие инноваций?» – этим вопросом Герман Греф открыл секцию
Герман Греф, открывая секцию, обозначил важность проблемы: «Эта тема всегда была актуальной для государства и крупных компаний, а теперь эта тема стала жизненно необходимой для каждого человека. Не обладая необходимой инновационностью, скоростью к изменениям, готовностью каждый год, каждую неделю, каждый день прожить заново и изменить все в своем поведении, в своем бизнесе, в своем стиле мышления – без этого нельзя быть конкурентоспособным».
Доминик Бартон, главный управляющий директор, McKinsey & Company, назвал основные драйверы роста высокотехнологичных компаний:
1. Рост вычислительной мощности. Компьютер уже повторяет то, что может сделать мозг насекомого. Через несколько лет мощность компьютера будет на уровне человеческого мозга.
2. Работа с объемом данных. Большинство данных бесполезны, но 5% будут использованы в нужных целях.
3. Каждый имеет смартфон. Каждый может иметь доступ к цифровым достижениям.
В начале секции Герман Греф, обращаясь к представителю правительства РФ, высказал опасения по поводу вмешательства правительства в развитие инноваций: «Вчера я встречался с Джеком Ма, основателем Alibaba Group (крупная компания в сфере электронной коммерции). Посещаемость его ресурса – 400 млн ежедневных пользователей. По поводу своего успеха он комментирует: «Нам в Китае повезло: мы быстро перестроились под электронную торговлю. Ключевой фактор, благодаря которому это произошло – правительство нам не мешало, мы делали это сами. Теперь оно начало регулировать нашу деятельность и у нас начались сложности». Вопрос Грефа был адресован Аркадию Дворковичу: «Какова роль правительства в отношении новаций в нашей стране? Как будет меняться правительственное регулирование?»
«Везде, где можно обходиться без государственного регулирования, давайте обходиться без него», – предложил Аркадий Дворкович
Аркадий Дворкович считает, что инновационный бизнес сильно опережает правительство в быстроте и гибкости, поэтому бизнесу не о чем беспокоиться, и наиболее удачные бизнес-модели могут обходиться без дополнительного регулирования: «На форуме у меня было около 20 встреч с инвесторами. Главный вопрос, который задают российскому правительству инвесторы, касается предсказуемости деятельности правительства: не поменяем ли мы решения, которые повлияют на эффективность? Правительство априори не может быть таким же быстрым, как инновационный бизнес».
Дворкович не согласился с предположением, что правительство поддерживает только российские компании и предложил альтернативу импортозамещению: «Мы хотим работать со всеми партнерами. Для нас важно понимать долгосрочную выгоду. Если в России что-то производить невозможно – давайте делать исследования. Мы можем заменить слово «импортозамещение» на «совместные разработки товаров и услуг». Везде, где можно обходиться без дополнительного регулирования экономики, давайте обходиться без него. Например, компания Uber показала положительный результат». Также, по мнению Дворковича, ставку делать нужно не на вмешательство государства в деятельность компаний, а на систему образования: «Основное – это не регулирование конкретных рынков, а базовая вещь – образование. Оно должно быть таким, чтобы люди были готовы воспринимать новые вещи, создавать новые вещи и жить в быстро меняющемся мире».
Герман Греф в ответ заметил, что гибкость правительства нужно сравнивать не с гибкостью бизнеса, а с гибкостью правительств других стран. При этом выразил недовольство тем, как обстоят дела в развитии инновационной среды в России: «Я полностью согласен. Правительство не сможет быть таким же гибким и быстрым как бизнес. Но оно должно быть более гибким, чем правительства других стран. Объективно у нас не очень хорошие условия для стартапов, не проработана законодательная база, процессы входа и выхода инвесторов, вопросы интеллектуальной собственности и ряд других вопросов. Здесь я вижу ответственность правительства. И свою ответственность тоже».
Аркадий Волож, основатель компании «Яндекс» (на фото в анонсе справа), подчеркнул, как сильно изменилась ситуация в среде стартапов и рассказал о том, как развивалась крупнейшая российская IT-компания. Волож призывает мыслить в масштабных категориях, применять знания в различных областях, мотивировать сотрудников интересными задачами и использовать накопленный опыт: «Когда мы создавали «Яндекс», губернаторы не знали, что такое стартап и нас было всего около десяти стартапов по стране. За последние пять лет мы сильно развились – сейчас у нас несколько тысяч стартапов и каждый губернатор знаком с этим термином. Недостаточно иметь общие законы, нужны быстрые индивидуальные решения. А принимать такие решения возможно только в случае, если это – прозрачный некоррупционный процесс. «Яндекс» конкурирует со многими компаниями в разных отраслях. 20 лет мы занимались машиной под названием «искусственный интеллект». Сегодня все чудеса становятся реальностью. Машины способны распознать лица (сотни миллионов лиц) даже лучше человека. Если вы хотите быть успешными в науке – вам нужно быть успешной компанией в области искусственного интеллекта. Ваша область применения должна быть больше, чем один рынок. Люди ищут интересных задач, они не станут работать над задачами в рамках одного маленького города. Нет смысла заниматься искусственным интеллектом в рамках маленьких масштабов. Для нас еще большое значение имеет накопленная база данных. В нашей отрасли все стекается в большие платформы. Важно, чтобы доступ к этим общим данным был для всех стартапов – равные условия доступа. Тогда компания будет развиваться».
Карло д’Азаро Бьондо, президент по стратегическим партнерствам по региону Европы, Ближнего Востока и Африки, Google (на фото в анонсе в центре), рассказал о роли больших компаний в технологиях будущего: «Мы поняли, что данные очень важны, важна информация. Для этого нужно обмениваться ей. Мы думаем, как создать коллаборацию, чтобы интернет лежал в основе вашей повседневной деятельности. Что делают большие компании? Это сотрудничество, специализация и обмен данными».
Мысль представителя Google продолжил Марк Аллен, старший вице-президент, The Boeing Company; президент Boeing International рассказал, что означают инновации в его бизнесе: «Для инновационных отраслей важны гибкость, динамика и масштаб. Для космической отрасли инновации – это центральные вещи. Мы уже думаем, что будем делать в следующем столетии. Boeing и Airbus имеют все больше конкурентов. Россия выпустила новую модель самолета, стала конкурентом. 3D-печать позволяет улучшить наши производственные процессы. Вы только представьте: наши деды видели, как люди, которые сначала ездили на лошадях, потом полетели в космос. Мы делаем ставку на командную игру, считаем, что это командная игра. В нашей авиакосмической отрасли одна компания не выживет, поэтому мы налаживаем партнерства. Мы работаем с центрами НИОКР и правительствами стран».
Марк Аллен поделился своей стратегией лидерства: «Частью уравнения развития может быть не только страх отставания. Страстный энтузиазм тоже должен быть частью этого уравнения. Именно это увлекает наших людей. Я много говорю со своей командой, когда мы разрабатываем стратегии. Я говорю, что ваша стратегия недостаточно хороша, пока вы не можете ответить на вопрос: какую хорошую вещь вы решили не делать? Сложнее всего отпускать что-то и выделять самое главное и важное».
Почему Россия с таким количеством ученых не может извлечь экономическую выгоду со своих изобретений? Лорен Грэхэм ответил на этот вопрос
В секции принял участие Лорен Грэхэм, профессор Массачусетского технологического института, американский историк, специализирующийся на истории российской и советской науки. Лорен Грэхэм является автором книги «Одинокие идеи: сможет ли Россия конкурировать?». Он в частности сказал: «Продолжает расти разрыв между компаниями и государствами, которые пожали плоды промышленной революции и тех, кто не смог это сделать. Россия не смогла пожать плоды четвертой промышленной революции. Почему Россия с таким количеством ученых не может извлечь экономическую выгоду? Ответ кроется в разнице между изобретением и новацией. Изобретение – это когда появилось то, чего раньше не было. Тогда вы – изобретатель. Инноватор – это гораздо больше. Инновационность означает взять это изобретение и сделать его коммерчески успешным для вас и для общества.
Что касается России, мы имеем противоречие: у русских изумительно получается изобретать, и плохо получается заниматься инновациями. Например: русским ученым принадлежат две Нобелевских премии в области лазерных технологий, но в России нет компаний, которые занимаются лазерными технологиями. Вы первые запустили искусственный спутник Земли, но у России менее 1% на международном рынке телекоммуникаций. Почему у русских хорошо получается разрабатывать научные идеи и так плохо получается извлекать из этого экономическую выгоду? Ответ кроется в том, что в России не удавалось выстроить общество, где блестящие достижения граждан находили бы выход на развитие. Все считали, что ответ в технологиях, а не в социально-экономической среде. Но идей мало. Моя книга «Одинокие идеи» – это идеи, которые никто не разрабатывает. У России получается изобретать, но не разрабатывать.
Что позволяет идеям развиваться? Демократическое правление, защита интеллектуальной собственности, инвестиционная среда – вот некоторые из неосязаемых характеристик инновационного общества».
По мнению Лорена Грэхэма, российские инноваторы хотят получить «молоко без коровы»: «Мы говорим про создание инновационного общества, а нас по-прежнему просят назвать отрасли, которые будут развиваться и в которые можно инвестировать. Вам нужно молоко без коровы. На какую инновацию сделать ставку – неверный вопрос. Нужно строить инновационное общество».
На этой секции Грэхэму удалось достучаться до аудитории – его выступление получило наибольшую поддержку зала и бурные овации.
Греф обратился с вопросом к Джиму Маккелви, основателю Square: «Много факторов влияет на инновационную среду: ценорегулирование, конкуренция, качество образования. Что было самым главным, что позволило вам основать стартап и превратиться в систему, подрывающую основу финансового рынка, и как вы видите будущее мира?». (Square – американская технологическая компания, разработавшая решения для приема и обработки платежей с помощью смартфонов – Executive.ru).
На вопрос Грефа Маккеви ответил: «Я выделяю два ключевых элемента. Во-первых, это отношение к возможностям. Возможности огромные. Я вижу возможности абсолютно во всем. Поэтому вместо этого я фокусируюсь на проблемах – они легко определяемы. Когда мы начинали, нам нужно было решить проблему: я посмотрел на iPhone и подумал: почему он не может мне помочь совершить платежную транзакцию? Я не смотрю на возможности – их слишком много. Я фокусируюсь на проблемах.
Во-вторых, это отношение к технологии и инновации. Моему отцу 90 лет и я подарил ему iPad. Я не стал его учить, как пользоваться разными функциями. Я сказал: представь, что это устройство делает все, что ты захочешь (он может стать книгой, телевизором и т.д.). То есть, сначала вы предполагаете что-то, что вам нужно, и если в реальности этого нет – решайте эту проблему.
Еще я пишу список вещей, которые не надо делать. Которые я не должен делать, которые у меня плохо получаются. Хуже всего мне дается смотреть ТВ. В это время я создаю пространство, в котором может произойти что-то новое».
В завершение секции Герман Греф подвел итоги: стратегия выживания – это плохая стратегия. Выжить – дословно означает «выйти из жизни». Поэтому компании, которые следуют стратегии выживания, покинут рынок. Выбирать нужно стратегию развития и только ее.
Фото: forumspb.tassphoto.com, youtube.com
присоединюсь к Грефу, Россию ждет замечательное будущее, столько предстоит еще побед, вот например темы других семинаров на ПМЭФ, они полны оптимизма и амбиций
ЭКОНОМИКА СПОРТА: ЭФФЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА, МЕДИА И БИЗНЕСА
РАСТУЩАЯ РОЛЬ ГЕОПОЛИТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
ЦЕРЕМОНИЯ ВРУЧЕНИЯ ПРЕМИИ «ГЛОБАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ»
НОВАЯ ЭКОНОМИКА РОСТА: РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ. РЕАЛИЗУЯ АМБИЦИИ
КАК ВЫВЕСТИ ЭКОНОМИКУ НА ТРАЕКТОРИЮ УСТОЙЧИВОГО РОСТА?
РЕГЛОБАЛИЗАЦИЯ. ОТХОД ОТ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРАВИЛ
КАКАЯ ОНА — СЕРЕДИНА XXI ВЕКА?
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА. СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ ВПЕРЕД
МУЛЬТФИЛЬМЫ ИЗ РОССИИ. НОВЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН?
И я поддерживаю Германа Грефа. За то, что смотрит и видит далеко вперед, за то, что не боится критики, за то, что настойчиво продвигает идею использования Россией новейших технологий, за то, что хочет сделать Россию сильной, за то, что объективно критикует правительство, за то, что вселяет оптимизм.