IT для бизнеса: Уточняем правила игры

Обсуждение первой статьи рубрики стало отличной иллюстрацией главной проблемы, которой посвящен наш проект – в IT-индустрии принято усложнять постановку задачи до тех пор, пока клиент не созреет «оптом» передать ее решение подрядчику. Тем полезнее ваши конструктивные замечания, спасибо за них! С учетом дополнений конкретизируем правила игры, и пусть победит… каждый. Потому что взаимопонимание в общих интересах.

IT

В IT-индустрии принято усложнять постановку задачи до тех пор, пока клиент не созреет «оптом» передать ее решение подрядчику

Все основные положения, перечисленные ранее, в силе. Целевая аудитория рубрики – высшее руководство компаний. Задача – помочь лицам, принимающим решения, сориентироваться в ассортименте и основных характеристиках современных продуктов и услуг на рынке IT. Однако, необходимо уточнить некоторые моменты.

Генеральный директор, которому адресованы тексты рубрики, не будет учиться по ним на системного аналитика. Он также не будет лично внедрять ERP-систему или устанавливать коробочный продукт. Более того, даже контроль над закупкой и всеми последующими действиями он делегирует – скорее всего, CIO. Который, в свою очередь, наверняка пригласит консультантов, специалистов разработчика или его партнера.

Поэтому никакой надобности в составлении безупречной и полной «энциклопедии всех времен и народов» нет. А потребность в как можно более объективном и разнообразном аналитическом отчете по каждой теме – есть.

Каким образом наш читатель-директор принимает свои судьбоносные решения? Полагаясь на субъективные, часто ангажированные рекомендации. Поставщики продуктов и услуг бомбардируют его коммерческими предложениями, в которых риски припорошены рекламой. Внутренние советники, начиная с CIO, тоже могут преследовать собственные цели. Даже вне контекста откатов и явного криминала – хотя бы в силу личных пристрастий, а особенно знаний и опыта.

Все, чего мы хотим добиться – сформировать максимально объективный срез мнений по каждой теме рубрики «IT для бизнеса». Ваших мнений, уважаемые эксперты. Это не редакционные материалы, а авторские публикации профессионалов, готовых делиться опытом. Принципиально важно, что по каждой теме будут представлены разные точки зрения, рассмотрены плюсы и минусы, выгоды и риски.

Чтобы больше не возникало трений по этим вопросам, все тексты экспертов будут публиковаться раздельно. Каждый текст будет представлять собой авторскую публикацию с фото автора на иконке и ссылкой на профиль в Сообществе.

Функция редакции – помощь в подготовке этих статей. Мы оставляем за собой право редактировать тексты, особенно заголовки и анонсы, а также приводить тексты к единому формату рубрики. Разумеется, исключительно с ведома и согласия авторов.

Каждая публикация эксперта будет привязана к рубрикатору. Некоторые темы уже были, некоторые добавили по вашим советам:

Менеджмент

Управление процессами и проектами

Маркетинг

Исследования, мониторинг, опросы

Продажи

Электронная торговля, CRM

HR

Поиск и учет сотрудников, интра-порталы, учет рабочего времени

Финансы

Управление инвестициями, лизинг, кредиты, клиент-банки

Бухгалтерия

Инструменты для бухгалтерского учета

Безопасность

Наблюдение, защита данных, резервное копирование данных

Производство

Проектная документация, управление технологиями

Коммуникации

Интернет-телефония, мессенджеры, форумы, чаты

Геолокация

Карты, транспортная логистика, геотрекинг

Реклама

Баннерные сети, контекстная реклама, аналитика

Базы данных и знаний

Вики-движки, защищенные и открытые БД

ERP

В том числе автоматизация складов

SaaS

Облачные решения, хранилища данных, сервисы

Документооборот

Кроме проектной документации, это отдельная тема

Обучение

Тестирование, обучение, сертификация

Первый уровень рубрикатора – выбор редакции. Второй уровень, с описанием конкретики – на усмотрение экспертов. Сейчас в правой колонке таблицы приведены черновики для обозначения общего смысла, вектора. По мере выхода статей будем уточнять, корректировать и дописывать. В том числе, возможно, будут дополнения на первом уровне рубрикатора. Это наш общий рабочий документ.

Поскольку среди зарегистрированных экспертов немало консультантов, а также поставщиков услуг, имеющих прямое отношение к IT, мы решили добавить их отдельной категорией. Итак, в проекте участвуют:

1. Разработчики и внедренцы собственных или партнерских IT-решений;

2. Консультанты и поставщики услуг в сфере IT;

3. Пользователи IT-решений, а также внедренцы со стороны компаний-заказчиков.

Тезисы публикаций уже поступают. Планы статей довольно сильно различаются по объему, а главное структурно. С одной стороны это хорошо, потому что разница в подаче подчеркивает независимость мнений. С другой – без единой структуры не получится собрать удобный тематический продукт. Поэтому мы пришли к компромиссному решению: в публикациях экспертов будет «произвольная программа» и обязательная.

Каждый эксперт пишет введение и заключение без оглядки на публикации коллег. Можно включать или нет разумное количество схем, рисунков, других иллюстраций. А центральное место в тексте регламентировано:

Эксперты-разработчики и внедренцы со стороны разработчика описывают:

  • 3-7 ключевых услуг / функций продуктов;
  • 3-7 критериев оценки качества услуг / продуктов;
  • 3-7 рекомендаций поставщикам и пользователям IT-решений

Эксперты-консультанты и поставщики услуг описывают:

  • 3-7 ключевых услуг / функций продуктов;
  • 3-7 критериев оценки качества услуг / продуктов;
  • 3-7 рекомендаций поставщикам и пользователям IT-решений

Эксперты-пользователи услуг и продуктов описывают:

  • 3-7 причин, по которым были приобретены услуга / продукт;
  • 3-7 полезных достижений в результате их использования;
  • 3-7 рекомендаций поставщикам и пользователям IT-решений

Каждый эксперт выбирает тему, исходя из своей компетенции. Если у Вас очень обширный опыт, давайте договоримся, что можно писать максимум по двум разным темам. Пожалуйста, не забывайте также о том, что прямую рекламу или антирекламу конкретных продуктов, услуг и торговых марок мы опубликовать не сможем. Суммарный текст публикаций – от 4 до 6 тысяч знаков, считая пробелы.

Благодаря включению в рубрикатор ссылок на все принятые и опубликованные статьи, авторы-эксперты получат условно вечную рекламу своих профилей в Сообществе. Номинации «Лучший эксперт рубрики» по выбору редакции E-xecutive.ru и участников Сообщества будут присуждены, как и было объявлено, до марта 2015 года.

Дополнения и корректировка рубрикатора, ссылки на опубликованные статьи, а также все другие уточнения и детали будут появляться здесь – на странице, которую вы сейчас читаете.

Благодарим участников Сообщества за все конструктивные замечания и идеи! Извините, что отвечаем на ваши письма с задержкой – десятки статей стартовали практически одновременно. По ходу работы ритм выровняется, потому что у каждого автора свой темп и личный график. В любом случае, ни одно дельное сообщение не останется без внимания.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь

Если данный проект ориентирован не на CIO, а на CEO, как это декларируется, то, на мой взгляд, следовало бы учитывать несколько важных посылок:

1.ИТ для бизнеса всегда будет СРЕДСТВОМ. Нет, есть люди увлеченные, им просто в кайф все это замутить. Но в целом ИТ – это средство реализации бизнес-целей, которые, как правило, выражены в денежном выражении.

2. ИТ не просто средство, это ОДНО ИЗ средств. То есть в реальности при поиске решения для автоматизированной системы почти всегда существует альтернатива. При этом каждое из решений обладает ценой, КПД, особенностями, преимуществами, недостатками… Когда бизнес сталкивается с какой-либо задачей, он рассматривает ИТ в качестве одного из вариантов решения.

3.При выборе решения CEO, как правило, не являющейся экспертом в области конкретных технологий, определяет СТРАТЕГИЮ. То есть наймем 100 штук девочек для ввода первички или купим один потоковый сканер и соответствующий софт. И что дешевле (в моменте и в перспективе) – сканер или девочки? То есть, опираясь на экспертизу, руководителем принимается оптимальное решение. Выбор марки сканера или вендора для ПО разве это к CEO? Я правильно понимаю, что, образно говоря, тут будут обсуждаться темы на уровне преимуществ модели? Во всяком случае именно это следует из опубликованного текста. Если я все правильно поняла, то, конечно, это создаст движуху и будет прикольно, только именно для CEO, на мой взгляд, бесполезно. Из-за невысокого уровня обобщения, из-за неверного основания (критерия) для структурирования информации.

4. CIO в последнее время (все чаще и чаще) являются в меньшей степени технологическими экспертами и в большей степени просто менеджерами, отвечающими за данный конкретный процесс (надеюсь, я не вызову дьявола, произнеся на Exe это сакральное для данного места сочетание звуков:)). Возможно, именно для них будет актуальным такой ликбез. Хотя… Тут у меня тоже есть сомнения:)

Ну, и, руководствуясь правилом «критикуя, предлагай», я бы предположила, что именно для CEO наиболее важными является не столько информация о технологиях, сколько аналитика о тенденциях развития ИТ. Например…

Давеча тут было обсуждение статей господина Белайчука про BPMS. На мой взгляд, автор говорил очень странные вещи (впрочем, справедливости ради, мои комментарии он аттестовал примерно тем же образом). Но! Там был важным момент. А именно, речь заходила о том, что ERP перестает быть единственным и неповторимым решением, что подходы к управлению информацией сейчас меняются очень быстро. Так вот, об этом бы поговорить. Ведь пока я пишу эти строки, кто-то закладывает очередной астрономический бюджет на внедрение неподъемного монстра:) То есть для CEO именно это важно, на мой взгляд. А не какую BPMS или ERP выбрать. Какую выбрать – это к CIO.

Или облачные решения. Это тоже ОЧЕНЬ существенно меняет подход к ИТ как к инструменту…

На этих примерах я ограничусь, думаю, мысль понятна. Я очень надеюсь, что наш отечественный бизнес не станет заниматься «самолечением», получив доступ к расшаренной ИТ-аптечке, которая должна образоваться по итогам выступления всех желающих выступить. Он у нас и без всяких «БАД-ов» чахлый, было бы как-то негуманно в столь непростой период еще дополнительно его притравливать.

Впрочем, природа (рынок) все очень гармонично устраивает. Мы входим в кризис. Инстинкт самосохранения обостриться, народ будет осмотрительно относиться к штукам, которые или убьют, или сделают сильнее:) Или никак не изменят положения вещей, безотносительно затрат на реализацию.

Адм. директор, Москва

К сожалению подобные статьи превращаются в самопиар, а обсуждения подобных статей превращаются в межсобойчик консалтинговых компаний, опятьже в самопиар.

Сайт для менеджеров, и статьи должны быть ориентированы на менеджеров.

А по поводу более чем ста экспертов - не верю! Просматривал много статей по IT, но тех, кого бы отнес к экспертам - единицы, правда щеки раздувают практически все - самопиар.

Руководитель проекта, Москва
Лидия Сергеева пишет: Если данный проект ориентирован не на CIO, а на CEO, как это декларируется, то, на мой взгляд, следовало бы учитывать несколько важных посылок: ...
Лилия, полностью вас поддерживаю. Верная мысль.
Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь

Я бы еще добавила немного о специфике информационных потребностей.

Есть топ-менеджмент, есть ИТ-менеджмент и просто специалисты, ключевые и рядовые пользователи - с одной стороны. И разработчики программного обеспечения или производители оборудования, дистрибьюторы и интеграторы (или внедренцы, если угодно) с другой стороны. Интеграторы могут предлагать комплексные решения, могут специализироваться на одной большой или узкой задаче, их услуги могут включать технологическую экспертизу, консалтинговую компоненту, услуги по обучению... Но все это на самом деле не важно с точки зрения определения их целей.

Топ -менеджмент: тут необходимо пропаганда (в хорошем смысле), просвещение, необходима аналитики на стыке бизнеса и технологий (мало технологий, много бизнеса). Эти люди хотят говорить о бизнесе с бизнесом. А не о проблемах развития ''платформы'' с программистом.

ИТ-менеджмент: нуждается в технологической экспертизе и отраслевой аналитике. Они тянутся к тем, кто для них является первоисточником информации - разработчикам и производителям.

Для пользователей важно понимать, что надо писать в резюме (например, как сейчас нередко пишут в России - ''нужен бухгалтер со знанием 1С: Предприятие'')

Разработчики и производители заинтересованы в расширении партнерства, каналов сбыта... Интеграторы сосредоточены на продвижении решений (одного, нескольких, только разработки, только консалтинга... вид работ не принципиален, принципиально решение как таковое, которое им надо продать).

Примерно так я вижу всю эту историю - с информационными потребностями тех, кто играет на рынке информационных технологий. Возможно, я заблуждаюсь, но при том мнении, что я имею, я совершенно не понимаю ценности заявленного ''проекта''. Ну, корме того, что любая движуха по принципу ''не добежим, так согреемся'', может нести какую-то свою ценность.

Когда я говорю, что, возможно, заблуждаюсь, я не стебусь, не иронизирую, я просто рассуждаю вслух:)

Knowledge manager, Нидерланды
Лидия, не я это писал, но рамки проекта очевидны, например: SAP Первое и самое сильное впечатление, возникающее у человека, сталкивающегося с SAP вживую, — ужас. Эргономика не выдерживает никакой критики, а об интуитивности интерфейса говорить даже не приходится. Задание логически связанных параметров разбросано по разным местам. Предназначение программ, полей ввода, колонок таблиц обычно никак не следует из их названий. Это поражает. Прикинуть стоимость внедрения можно было бы на самых ранних стадиях, просто взглянув на снимки экрана с примерами форм, но… Их-то как раз не публикуют. Бывает и еще веселее: некоторые элементы управления программы появляются не в ее окне, а в меню клиента посреди его собственных элементов управления. Не знаешь – не догадаешься. Следует иметь в виду, что SAP не предоставляет покупателям документацию. Ни на каком языке. Да, именно так — ПО продается без документации. Не нравится? Отправляйте сотрудников на обучение, только будьте готовы к тому, что и учебные курсы будут неэффективными. Как показывает практика, чему-то научиться сотрудники могут, только помотав (в первую очередь себе) нервы на реальном проекте. Есть серьезное подозрение, что так называемые «курсы», например (привожу из знакомой мне области) HR505 — по организационному менеджменту, HR305 — по администрированию персонала, HR306 — по учету рабочего времени и т.д., выпускаются с искажениями, причем их масштаб настолько велик, что настройка по ним попросту невозможна. Это при том, что «курсы» выдаются после обучения, а передача их третьим лицам преследуется по закону (что, впрочем, не мешает пользователям SAP обмениваться ими на соответствующих форумах). Из уст в уста Почему так? Казалось бы, это очень странная позиция. Видимо, таким образом фирма SAP защищает свои интересы и интересы своих партнеров. Литературы по системе тоже очень мало. Месячная зарплата «сапера» превышает гонорар, который может предложить за книгу издательство, поэтому новички отказываются от планов «издать книгу» (а такая мысль поначалу возникает у многих), когда дорастают до специалистов. В итоге знания передаются из уст в уста. Чтобы не быть голословным, опишу типичную настройку и укажу курсы, которые ей соответствуют, чтобы вы могли убедиться, насколько сильно официальные материалы расходятся с действительностью. Для покупателей это означает, что они не имеют ни малейшего шанса настроить SAP самостоятельно. Единственный способ справиться с проблемой — заключить договор об обслуживании с фирмой — партнером SAP. Для тех, кто занимается ИТ, это значит, что они не имеют ни малейшего шанса изучить SAP «в домашних условиях». Единственный способ — наняться на работу в компанию, которая заключила договор об обслуживании, или в фирму-партнер. (Пиратам же стоит иметь в виду, что устойчивого долговременного спроса на болванки с SAP не будет.) Странно спроектированный интерфейс и традиции устной передачи знаний приводят к тому, что первые два года новичок работает за 600–700 долл. в месяц, после чего происходит резкий скачок зарплаты в диапазон 3–5 тыс. долл. в месяц. Настройщики (checkbox’еры) получают столько же, сколько программисты (abap’еры), и это совершенно справедливо: ниже будет, понятно, почему. Сравните: потолок для программиста на Cи++ или Java сегодня можно оценить в 1500 долл. в месяц — и это при высокой квалификации. Максимально же известная сумма, которую запрашивал «сапер» (причем фрилансер), составляет 19 тыс. долл. в месяц. ВЗГЛЯД ИЗ НУТРИ. Теперь посмотрим на систему поближе, на примере работы с модулем HR (humain resources, он же HCM, humain capital management; предназначен для управления человеческими ресурсами). Тут придется перейти на терминологию SAP (сохранившуюся неизменной с каких-то доисторических времен). Программы здесь называются report‘ами. SAP написан на языке ABAP, в котором существуют три разновидности процедур — function, form, report. Report может иметь второе, дополнительное имя, называемое транзакцией (которое не имеет никакого отношения к транзакциям баз данных вообще и той базы данных, с которой работает SAP, в частности). Только report может иметь транзакционное имя. Дают его в транзакции SE93. Каждый раз, когда встречается слово «отчет», знайте, это — не отчет, а report (т.е. процедура). Когда пользователь регистрируется в клиентском ПО, он видит дерево ярлыков (как в Windows Explorer, только оформлено оно чуть иначе) для запуска прикладных транзакций. Корень этого дерева называется Меню SAP и не имеет ничего общего с меню клиента. Кроме того, в клиентской программе есть командная строка, через которую также можно запускать транзакции. Транзакцию Implementation Guide, она же SPRO, нужно упомянуть, поскольку она занимает совершенно особое место — демонстрирует дерево ярлыков для запуска транзакций, с которыми работает настройщик. Далее — то, что в СУБД называют view («виды»), в SAP называют ракурсами. Часть таблиц модуля HR называют не таблицами, а инфотипами, их записи — записями инфотипов. Имена всех таблиц, инфотипов, ракурсов — это просто их порядковые номера, что отнюдь не упрощает их использование. При этом порядковые номера содержат не только цифры, но и буквы. ABAP работает с именами, указанными в Data Dictionary — своего рода «прокладке» между ним и СУБД. Для обработки записей таблицы или ракурса с помощью GUI можно в транзакции SE11 создать специальную программу, называемую диалогом ведения (для этого во время транзакции SE11 в меню клиента (!) выбрать «утилиты», затем «генератор ведения таблиц»), которую затем запустить в транзакции SM30 (указав имя таблицы). Если несколько таблиц/ракурсов связаны (посредством foreign key), то редактировать их содержимое, отображая для записи одной таблицы связанные с нею записи другой таблицы, можно, создав в транзакции SE54 специальную программу, называемую кластер ракурсов, которую затем запустить в SM34 (несмотря на название, кластер ракурсов родствен диалогу ведения, а не ракурсу). Кроме того, существуют кластерные таблицы (например, BSEG), не являющиеся плоскими таблицами, для которых нельзя создать ни диалог ведения, ни кластер ракурсов, из них нельзя делать select. Диалог ведения для инфотипов создается всегда, но SM30 с ним не работает — разные подгруппы инфотипов создаются, а затем обрабатываются разными транзакциями, например PPCI и PPOME, PM01 и PA30 и т.?д. Существует понятие подтип инфотипа, это — инфотип с определенным значением в его поле SUBTY. Например, инфотип «члены семьи» может иметь подтипы «брат», «отец» и т.д. Соответственно идентификатор подтипа — это значение данного поля (оно может оставаться незаполненным). В последующих статьях будем добавлять термины по мере надобности. Найдите где-нибудь, например, курсы HR315 и HR530 и попытайтесь настроить или по крайней мере своими словами сформулировать последовательность действий, которые придется произвести, и помните об ответственности. Даже в SPRO нужные транзакции вы не найдете. В это невозможно поверить, но так оно и есть. Годовая стоимость настройки SAP (не считая стоимости выявления бизнес-процессов организации, проводимой более дешевым персоналом) в десятки раз превышает стоимость самого SAP как комплекта ПО. Учитывая, что ниже приведен едва ли не самый безобидный образчик «черной магии» SAP, неудивительно, что «сапер» стоит в пять раз больше, чем проектировщик, занятый переработкой бизнес-процессов организации… ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Дадим подсказку: на самом деле задача и методы ее решения формулируются так: «создать новое мероприятие в перечне мероприятий прикладной транзакции PB40». Предварительные действия, без которых не удастся увидеть то, что было настроено, — выставить себе правильный идентификатор группы пользователей. Он указывается в меню клиента «Система/Постоянные значения пользователя/Собственные данные», вкладка «Параметры», переменная UGR. Значение не означает ничего (в этом смысле оно произвольно), кроме того, что оно будет сравниваться на совпадение с соответствующим полем обрабатываемых таблиц. Порядок действий по настройке. Запустите транзакцию SPRO. На рисунке показана только часть дерева; отмечены пункты, имеющие отношение к созданию нового мероприятия в PB40. Позиции с «часиками» — это транзакции, остальные — папки. 1. Запустите «Изменение инфогрупп». Появится окно «Название операции». Первая позиция «зависимость групп пользователей от меню и инфогрупп» вообще-то неправильно именована! — правильнее ее называть «зависимость инфогрупп от групп пользователей». Эту позицию и запустите. В появившейся таблице создайте новую запись (этим создадите новую инфогруппу, т.е. группу инфотипов). Предназначение колонок: Меню — никакое это не меню! Это только что нами придуманный идентификатор инфогруппы! В общем случае нельзя начинать идентификатор с произвольного символа, не рискуя нарушить работу системы. С каких символов может начинаться идентификатор, можно узнать в транзакции SM30 в таблице TRESC (далее необходимо указать название таблицы, в которую вы добавляете идентификатор. А его, в свою очередь, можно узнать, нажав в любом поле той таблицы клавишу F1, затем во вновь появившемся окне кнопку «Техническая информация»). Название — придуманное название инфогруппы. Ссылка — никакая это не ссылка! Это ваш придуманный идентификатор группы пользователей (при несовпадении идентификатора пользователя и идентификатора, прописанного здесь, демонстрируется предупреждение). Остальные колонки оставьте пустыми. Сохранитесь, выйдите. Запустите «инфогруппа». В появившемся окне введите тот же идентификатор инфогруппы, нажмите «Ввод». В появившейся таблице создайте новые записи (в них вы перечисляете инфотипы, входящие в эту инфогруппу). Предназначение колонок: ГруппаПользователей — введите тот же идентификатор группы пользователей. № — порядок предъявления инфотипов, задается положительными числами. Рекомендуется шаг изменения номеров больше 1, чтобы между любыми двумя последовательно предъявляемыми инфотипами можно было вставить третий, установив его номер меньшим первого инфотипа, но большим второго. Примерно как в BASIC. Операция — кодовое обозначение операции, которую вы позволяете (и одновременно заставляете) выполнить над инфотипом. Вас интересуют следующие значения: DIS=просмотр данных инфотипа (вы предъявляете инфотип, чтобы пользователь убедился, что работает с нужным набором данных), MOD=просмотр и изменение данных, INS=внесение данных, INSS=разрешено и MOD, и INS. Инфотип — номер инфотипа (перечень разрешенных инфотипов приведен в таблице T582C, посмотреть которую можно транзакцией SM30). Подтип — идентификатор подтипа инфотипа. Значение в колонку «Текст инфотипа» SAP подставит. Сохраняемся, выходим. 2. Запустите «Изменение мероприятий кандидатов». В появившейся таблице (все колонки не уместились по ширине в страницу, пришлось расположить в два ряда) создайте новую запись (этим создадите новое мероприятие). Предназначение колонок: ВидМероприятияКандидата — ваш придуманный идентификатор мероприятия. НазваниеВидаМероприятия — ваше придуманное название мероприятия. Инфогруппа — введите тот же идентификатор инфогруппы. Если для мероприятия не указана инфогруппа, то демонстрируется инфотип 4000. Сохранитесь, выйдите. 3. Запустите «Изменение меню мероприятий». Появится окно настройки мероприятия. Запустите «Меню мероприятий: кандидаты». В появившейся таблице создайте новую запись (этим мы «прописываем» новое мероприятие в перечне мероприятий). Предназначение колонок: ГруппаПользователей — введите тот же идентификатор группы пользователей (демонстрируются только мероприятия, идентификатор которых, прописанный здесь, совпадает с идентификатором пользователя). № — порядковый номер мероприятия в перечне мероприятий. Мероприятие — введите тот же идентификатор мероприятия. Значение в колонку «НазваниеВидаМероприятия» SAP подставит сам. Сохранитесь, выйдите. 4. «Создание динамических мероприятий» уведет нас далеко в сторону, поэтому описывать его не будем, а только упомянем для завершенности общей картины. http://q99.it/pk7n2Qo Вторая часть Мерлизонского Балета или нафига козе баян, если ей и так весело. 1. У SAP НЕТ решений для e-commerce — что бы ни декларировалось в рекламе. SAP не располагает специализированными решениями для электронной коммерции. Все, что предлагается вниманию потенциального заказчика — не более чем результат снабжения монструозного SAP R/3 некими “модулями”, названия которых как бы намекают на связь с e-commerce. 2. Бюджеты SAP: миллионы долларов (десятки миллионов) на лицензии, миллионы долларов (десятки миллионов) на внедрение. Внедренцы SAP не питают ни малейших иллюзий по поводу ожидаемого исхода внедрения, поэтому деньги всегда утром, а стулья, соответственно, всегда вечером (как упоительны в России вечера!). Качество российского судопроизводства — притча во языцех, и «все остальные страны нам завидуют». Наша Russia. Это на прогнившем Западе можно серьезно рассчитывать вернуть с лохотронщиков $ 100 млн, а у нас как? Особенно с учетом прорастания великой рейхскомпании во все ветви вертикали власти для взаимовыгодного воровства денег налогоплательщиков. Ценообразование SAP — клинически чистый пример того, что в Госдуре РФ принято называть “коррупциогенными инициативами”. Смелое утверждение? Попробуйте найти официальный (да на худой конец, хоть какой-нибудь) прайс-лист гроссрейхсгезельшафта. Ох, не зря так полюбился САП в госсекторе! Но хорошие дела не нуждаются в покрове секретности. 3. « — Нам нужно Серьезное Решение от Мирового Поставщика ERP» О да. Серьезный бизнес, понимаем. Чтобы перед парнями стыдно не было. Однако. Позвольте поинтересоваться: вам нужно “Серьезное Решение от Мирового Поставщика” или же — “рабочее решение”? Вопрос непраздный. Ведь после внедрения SAP (даже если оно волей богов все-таки состоится, а не как у всех),тем парням, перед которыми не должно было быть стыдно, не стоит рассказывать правду. Придется, краснея и матерясь про себя, присоединиться к сонму потерпевших, делающих хорошую мину при плохой игре и вещать пиар в похожем стиле. Или так. Даже если вдруг SAP у вас заработает (сколь бы ни была ничтожна вероятность такого события, она все-таки не меньше вероятности встретить динозавра на улице), разглашать финансовые результаты успеха вам не захочется. В дебете — миллионы долларов (это самый минимум, плюньте в глаза тем, кто вас изначально охмуряет бюджетами типа $400 000), а в кредите что? Немыслимые преимущества от бронебойных best practice SAP? Полноте. Смешно ждать от системы, разработанной 40 лет назад, хоть чего-то конкурентоспособного. Говоря об имидже Сапа, нельзя не снять шляпу перед их специалистами по маркетингу. Говорят, что Стив Джобс был гением маркетинга. Это правда. Но Стив проявлял свои способности с айподом, айфоном, айпадом — объективно лучшими продуктами на рынке, по крайней мере в момент своего появления. Сумрачный же немецкий гений маркетологов SAP сумел куда большее — занять неоспоримо первое место с объективно (именно объективно!) худшим продуктом среди всех сколько-нибудь известных в мире ERP-систем. Продавать такое и за такие деньги — лохотрон на грани искусства. Гитлер был весьма несимпатичным персонажем европейской истории, однако величина его роли в истории XX века неоспорима. Сапу же еще предстоит занять свое место в будущих маркетинговых хрестоматиях. В профессиональных кругах давно ходит байка о схеме оптимального внедрения SAP. А именно: - приобрести лицензии - положить на полку - отчитаться об успешном внедрении … - PROFIT! (положительные пресс-релизы, правильные строчки в резюме участников “проекта”, еще одна success-story на сайте SAP) 4. Сроки внедрения SAP Типовое внедрение SAP (из собственного трагического опыта) длится 1,5 года. У нас на Родине такие случаи — реально завершенные серьезные проекты — неизвестны. На практике процесс продолжается от 3−4 лет и до бесконечности. На этот период вам придется заблокировать сколько-нибудь существенные изменения в бизнес-процессах. И как, у вашего бизнеса есть столько времени стоять на месте? Даже не беря в расчет необходимую деградацию бизнес-процессов (об этом ниже), дабы привести работу вашего предприятия в соответствие со специфическими представлениям SAP о best practice времен царя Гороха. Как коллеги по рынку, подождут пока вы стоите на месте (катитесь назад)? А клиенты войдут в положение и не мигрируют к более шустрым конкурентам, пока вы самоотверженно занимаетесь «пересадкой пассажиров между парящими лайнерами»? Вот что пишет COMNEWS об успехах внедрения SAP в «Силовых машинах»: случай абсолютно типовой. Причем тут внедряет сам SAP, лучшие из лучших (ну типа). Уже не спишешь, как это обычно делается, на криворукого партнера-внедренца. 5. Гибкость SAP и его, не побоимся этого слова, world famous best practice Превозносимые маркетологами SAP “best practice” в переводе с дуререкламного на бизнес-реалистический означают практическую невозможность внесения необходимых для нужд конкретного клиента изменений в бизнес-процессы, заложенные энное количество десятков лет назад в дремучий софт. Нет, в теории возможно все. Однако архитектура решений SAP, ссылки на краткие экскурсы в которую уже давались выше, настолько нечеловечески извращена, что переписывать придется практически все. Из чего вытекают неакцептабельные деньги и непредсказуемые сроки. Да и, скорее всего («— Почему не стреляли?» «— Во-первых, не было патронов»), у вашего внедряющего партнера SAP просто нет сапогуру с такой квалификацией. Все оставшиеся в живых собраны в фюрербункере для шлифовки планов захвата мира. А вот теперь пристально следите за руками: легким движением руки маркетологов SAP фундаментальная проблема практической невозможности кастомизации превращается — во что бы вы думали? Пра-виль-но! в высеченную на скрижалях симфонию священных best practice! Кто из верующих в здравом уме скажет, что вот типа для пущего удобства использования Библии в нашем приходе надо заповедь номер три рихтануть чуток? То-то же! Так и вы, допустим, ляпнете сапоаналитику ересь в духе: «— Слушай, но вот тут же явная хрень сделана, давай переделаем по-человечески, как у нас уже давно работает...». АДЪ и Израиль, тысяча чертей! Что за адская молния? А, это пламенный взор очей адепта Сапа из-под сдвинутых на переносицу очков пепелит кощунника священным презрением: болван не видит платья короля! «— Ты что, старик, совсем не втыкаешь? Это же лучшие практики SAP (NB: в устах посвященного звучит не иначе как «эС-Эй-Пи», простецкий «сап» обличает профана), опробованные на сотнях внедрений по всему миру!» После этого 95% вопрошающих смиренно осознают свое букашечное место в Мироздании. Признавая, одновременно, что король все-таки НЕ голый. Из 100% вычесть 95% получается, короче на счастье человечества еще что-то остается. Представим себе такую ситуацию: Генри Форд, только что внедривший конвейер в производственную практику своих заводов, решил приобрести ERP-систему. Приезжают представители SAP. Форд суетится по цеху, показывает-объясняет: «— Ну вот, типа, туда-сюда, вот тут конвейер, тут вот люди, тут вот лента, тут двигатели подаются, тут корпуса, а в конце автомобиль выходит. Как-то так...» Саперы (переглянувшись, и сморщив нос): «— Генри, ну что вы ей-богу, как маленький ребенок. Конвейеры-шмонвейеры… Три столетия наших успешных внедрений неопровержимо доказали превосходство производственного best practice в формате ремесленной мануфактуры и водяного колеса. На-ка вот, почитайте пергамент с отзывами на отраслевое решение для каретных мастерских!” Адрес, по которому тов. Форд отправил бы представителей компании SAP, чуть более чем предсказуем. Ну, Форд потому и Форд. Легко представить себе аналогичную сценку с Сэмом Уолтоном, или, там, Стивом Джобсом. Далеко не у всех, однако, — те самые 95% — хватает интеллектуального мужества сопротивляться мейнстриму millions of flies и включать здравый смысл. Мы действуем немного по-другому. Каждое внедрение eCommerceERP (безусловно, изначально располагая постоянно пополняемым набором best practice на опыте предыдущих внедрений), к моменту запуска отражает оптимально организованные бизнес-процессы — оптимально для каждого конкретного заказчика. В каждом случае мы рекомендуем проведение реинжиниринга бизнес-процессов клиента силами Ultima Consulting, результатом которого является: а) перечень необходимых изменений в редакции бизнес-процессов базовой конфигурации eCommerceERP и б) рекомендации по изменению в работе предприятия заказчика в целом — от композиции бизнес-процессов до оргструктуры, мотиваций сотрудников, маркетингового позиционирования. Впрочем, даже без проведения реинжиниринга изначальный набор наших best practice, уже реализованных в базовой версии решения, несравнимо более best, нежели саповский — как минимум потому, что он на несколько десятков лет свежее. Базовой ценностью Ultima (и наших партнеров) является принцип «не за счет, а вместе».Об этом же говорит слоган Ultima: «делаем деньги вместе с вами». В результате внедрения наших решений денег становится больше у всех участников проекта. Только так и никак иначе. 6. SAP — для больших компаний? То, что SAP могут позволить себе только большие (или очень большие) компании — несомненно. У всех других просто денег не хватит. И у больших-то регулярно терпение тю-тю… Некоторые выплывшие на свет результаты внедрения мега “best practice” — те редкие смельчаки (дай бог один из двадцати), кто нашел смелость публично признать себя околпаченными: Cadbury Schweppes Потери от внедрения SAP 12 миллионов фунтов National Australia Bank На убытки списано 409 миллионов долларов из них 200 миллионов —на SAP Портленд, США (public sector) 31 миллион долларов в САП — заявленный результат не достигнут Бирмингем, Англия (снова public sector) Остановили внедрение SAP, после того, как не смогли обработать 18 тысяч инвойсов Whirlpool SAP: потеряно до 650 миллионов долларов продаж. Раз для больших компаний, значит система должна отличаться высокой производительностью? Большие компании — много пользователей, большая нагрузка и т.д. С другой стороны, кривость архаичной архитектуры и древность реализации наталкивают на определенные мысли.Не имея возможности вооружиться фактами, избегнем положительных утверждений. Однако. Microsoft официально опубликовал данные тестов о производительности MS Dynamics AX. А SAP... Сколько Вы ни пытайтесь найти хоть какие-то данные о сравнительной производительности решений SAP, поиски успехами не увенчаются. Известные многотысячепользовательские внедрения Сапа (равно как и аналогичные по масштабу внедрения 1С), реально НЕ предполагают одновременной работы заявленного количества пользователей в единой базе данных. Отдельные группы пользователей разбросаны по разным БД с разным функционалом, об одновременной работе в едином информационном пространстве речи не идет. В общем, по аналогии с засекреченным прайс-листом, у нас есть некоторые подозрения и относительно реальной производительности SAP. 7. Поддержка SAP Вот она, самая мякотка. Допустим, произошло совпадение ряда маловероятных событий, как-то — и САП в вашей компании худо-бедно внедрился, и она от этого не померла.По итогам проекта вы подсчитали потраченные миллионы долларов (или десятки оных) — количество которых гарантированно превзошло первоначально обещанный бюджет в несколько раз (если не на порядок). Проронили скупую мужскую слезу над бессмысленно растраченными лучшими годами вашего бизнеса. Которых тоже пришлось потратить куда как обильнее, нежели вам обещали саповские сейлзы на зело прельстивых презентациях. Пора перевернуть страницу и продолжить жить в этой юдоли слез? Не так быстро. Здесь вы узнаете о “поддержке” SAP. Если выкинуть маркетингово-наукообразное сопроводительное описание, то сводится эта “поддержка” к тому, что вы ежегодно платите в САП 19% от стоимости приобретенных лицензий. Да-да, каждые пять лет вам придется выкладывать заново стоимость вроде бы уже оплаченных лицензий. И так до скончания времен — либо вашего бизнеса. Маркетингово-наукообразное сопроводительное описание “поддержки” SAP включает в себя массу вещей, объединяемых признаком полной или почти полной бесполезности для конкретного клиента, и (естественно) не включает реально нужного — настоящей поддержки и доработки внедренной у вас конфигурации. За нужные вещи вы дополнительно платите уже партнеру SAP, который вас обслуживает — по полной программе. Дополнительно отметим, что 19% в год — это самая божеская цифра из ассортимента саповских услуг по продаже воздуха. Для самых нищих и жадных, так сказать, пособие по безработице. Существуют куда менее гуманные. Вообще, если брать пример с Сап по наукообразному говорению, то все содержание этого раздела их сайта кратко формулируется следующим образом: базисным принципом онтологического пространства Бытия является мистическое ассоциативное неравенство между идеей SAP и идеей Денег: НЕ существует такой суммы Денег, которую SAP не поглотил бы целиком и полностью (и еще не хватило бы). С позиции классической философии это мистическое неравенство иллюстрируется наиболее известной апорией Зенона «Ахиллес и черепаха». Теоретически от “поддержки” можно отказаться. А практически — поскольку несмотря даже на несообразно высокую (с нашей точки зрения, вальдорфские партайгеноссе-то наверняка уверены в обратном) стоимость лицензий, бизнес-модель САПа нежизнеспособна без постоянного подсоса халявных денег (см. отчетность SAP AG) и, соответственно, SAP ее навязывает всеми средствами, — over 90% ранее попавшихся в сети покорно платят. Одним из условий лицензионного договора является подписание договора на обслуживание системы с авторизованным партнером* (по выбору клиента, по понятным причинам как правило это внедренец), частью которого является минимальный гарантированный бюджет на работы партнера по поддержке (обычно из расчета 4 часов программиста в год на одну лицензию). Использованием этого бюджета полностью управляет клиент: - только на фактически произведенные работы; - работы по исключительно заявкам, выставляемым ответственными сотрудниками заказчика. Как говорится, если вас интересует стоимость содержания яхты, значит вы не можете ее себе позволить. Шутка. Короче, обслуживайте самостоятельно — нарушайте на здоровье все рекомендации. Если водка мешает работе, то вы знаете что делать Иными словами, вы платите только за то, что нужно именно вам и — только за то, что реально выполнено. А вот и нет, дорогие товарищи! Итоговая стоимость являет собой результат перемножения часовой ставки на количество затраченных часов. И вот именно во втором множителе у нас с великой трехбуквенной компанией драматические расхождения. Невероятно для XXI века дремучее внутреннее устройство SAP было многократно обстёбано выше, для особо пытливых выдавались ссылки на тематические статьи, так что не будем повторяться. Ну а дальше — арифметика. 8. Сладкое в завершение банкета На сладкое в проекте внедрения SAP идет что? Правильно: жирный вкусный откат. Однако поскольку «что русскому хорошо, то немцу смерть», сладкое в случае Сапа идет в самом начале — откат выдается после перечисления предоплаты. Ну или как там договорятся ваши ответственные сотрудники-энтузиасты затеи. Кстати, обратите внимание при случае, кто сильнее всего будет переживать «Деньги перечислили?» Собирая материалы для отчёта, я плотно общался с хорошими знакомыми, волей судеб подвизающимися на ниве внедрений Сапа в России (рынок-то не такой большой, пересечений масса). Помимо прояснения технических деталей, в конце задавал вопрос: « — Cлышал ли ты о случае внедрения сапа без откатов?» Обычная реакция: пауза. Длинная пауза. «— А… зачем?» О размерах сапооткатов ходят такие же легенды, как и о размерах сапобюджетов. Попытавшись систематизировать доступные инсайдерские данные, я не смог выявить обобщенную ставку процента (как минимум, в силу закрытости данных о ценообразования — для того то, собственно, и закрывали). Но в качестве ориентира — можете брать половину от стоимости оплаченных лицензий. Нескромные суммы такого порядка будут бодро попилены между энтузиастами проекта в вашей компании и вовлеченными лицами партнера-внедренца SAP. В случае очень масштабных бюджетов (типа отечественных госпроектов) личный клювик охотно промочат и партайгеноссе из штаб-квартиры, им тоже ой как пальца в рот не клади. Хваленая протестантская этика почила в бозе одновременно с основанием SAP AG (или, может, они все там католики?) Выдержки из тематической статьи в «Ведомостях» (цифры за 2010 год, воровство с тех пор кратно ширилось и глубилось): «Кризис подтолкнул российские компании к запуску программ по трансформации бизнеса», — объясняет он [гендиректор «SAP СНГ» — прим.]. Большие инвестиции в IT сделали «Газпром», «Росатом», Сбербанк, «Аэрофлот», Роснефть», «Северсталь», «Татнефть», ТК «Мегаполис». Вот они, инновационные до одурения лидеры эффективности российской экономики и бизнесообразующие клиенты SAP! Читаем дальше и умиляемся: Возможно, SAP обогнала рынок благодаря контракту с «Газпромом» сроком на пять лет, подозревает сотрудник одного из конкурентов SAP. По оценкам менеджеров двух IT-компаний, объем этого контракта близок к 100 млн евро. «Возможно». Как там в классическом анекдоте поручик Ржевский? «Можно-с. Но чаще впендюриваю!» Вряд ли кто-либо из коллег питает иллюзии о реальных бизнес-целях гоп-компании, лихо рулящей ''национальным достоянием''. Но мы, вкупе с аудиторией федеральных каналов зомбоящика, твердо уверены, что SAP AG мужественно противостоит кровососам-откатчикам. И, грохоча клавиатурами, самоотверженно борется за модернизацию российской суверенной клептократии. Подобно Siemens и Daimler. «— Ни капли в рот, ни евроцента в оффшор!», — кричал SAP, отгоняя от кормушки эффективных менеджеров. Это в мире. В России народ еще сильнее стесняется признаваться. Из компаний, кто на слуху, например, очень стесняется Х5. Северсталь с Камазом стесняются. Госструктуры и госкомпании, тысячи их, перечислять смысла нет (равно как и прилагать нежные эпитеты типа “стесняется” к окончательно потерявшим страх и совесть кровососам), там внедрение SAP изначально ограничивается целями воровства космических масштабов. И на закусочку: Financial Reports • 2014 Second Quarter Interim Report View the report (PDF) • 2014 Second Quarter XBRL Report XBRL version of the Q2 2014 Financial Statements (ZIP) HTML version of the Q2 2014 Financial Statements • 2014 First Quarter Interim Report View the report (PDF) • 2014 First Quarter XBRL Report XBRL version of the Q1 2014 Financial Statements (ZIP) HTML version of the Q1 2014 Financial Statements
Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь
Александр Дунаев пишет: Лидия, не я это писал, но рамки проекта очевидны, например...
Александр, 1. как говориться, а чё я? почему об ужасах внедрения SAP Вы предлагаете читать мне? Мне может группа инвалидности положена от этого разработчика:) 2. то, что Вы предложили почитать, это одна из точек зрения на проблему. На мой взгляд, все гораздо хуже:)
Системный аналитик, Москва
Лидия Сергеева пишет: Если данный проект ориентирован не на CIO, а на CEO, как это декларируется, то, на мой взгляд, следовало бы
Лидия Федоровна, полностью согласен с вашими соображениями. Я бы еще различал СЕО и владельцев бизнеса, если это не одно и то же лицо. И еще. Хотел было ознакомиться с другими вашими материалами на сайте, но получил следующее: ''По вашему запросу (СЕРГЕЕВА ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА) ничего не найдено.''. Интересно, может я что-то сделал не так?
Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь
Виктор Жилин пишет: И еще. Хотел было ознакомиться с другими вашими материалами на сайте, но получил следующее: ''По вашему запросу (СЕРГЕЕВА ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА) ничего не найдено.''. Интересно, может я что-то сделал не так?
Вы все сделали правильно. Это я, вместо более или менее осмысленных и структурированных материалов, занимаюсь тем, что пишу бессистемно на форумах. Так что публиковать что-то на данном сайте мне нечего, к сожалению. Но, надеюсь, что когда нибудь найду в себе силы для более чем постов в интересных мне ветках. Но спасибо, что искали. Мне это льстит.
Системный аналитик, Москва
Лидия Сергеева пишет: занимаюсь тем, что пишу
Лидия Федоровна, надеюсь что напишите и на мой материал, если его опубликуют.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.