Во многих компаниях предпочитают нанимать бывших владельцев бизнеса, чтобы запустить новый продукт или выйти на новые рынки. Считается, что предприниматели справляются с такой работой лучше наемных менеджеров. Так ли это на самом деле?
Лично я встречал основателей успешных компаний, которые больше не ощущают себя бизнесменами, а просто наемными управленцами в собственных организациях. Возможно, причина в выгорании или в налаженной системе менеджмента и правильно подобранной команде, но сути это не меняет. Получается, дело не в юридическом статусе, а скорее в психологических качествах.
Что отличает предпринимателя от наемного управляющего?
Давайте ответим на пять вопросов, чтобы разобраться.
1. Связана ли ваша работа с вашими амбициями?
С точки зрения философии труд бывает:
- Отчужденным – которым человек занимается не ради собственных интересов и развития, а из-за необходимости (чаще всего материальной). И если необходимость исчезнет, никаких причин работать не будет.
- Свободным – это работа ради реализации личных целей через общественные производственные цели. Занимаясь свободным трудом, человек развивает и себя, и свой проект, и не ощущает, что лишь выполняет за деньги цели других людей.
Предприниматель отличается от менеджера именно тем, что его труд – свободный, связан с самореализацией и амбициями. Если у человека нет собственных целей и мотивов, получается, он работает лишь на благо и цели компании, – и это уже не свободный труд. Если на определенном этапе карьеры вы почувствовали, что ваши интересы не совпадают с тем, что вы делаете, это повод задуматься: в ту ли сторону движется проект, каким изначально было целеполагание и что можно сделать, чтобы работа перестала быть машинальной, а помогала в вашем развитии.
2. Видите ли вы общую картину?
Зона ответственности настоящего предпринимателя не ограничивается кругом задач внутри компании. Интрапренер умеет:
- Смотреть вокруг. Важно не только построить удачную модель, способную развиваться, но и анализировать рынок, определять его потребности.
- Улавливать макротренды. Сильный предприниматель умеет предугадывать развитие рынка и думать не только о сегодняшнем дне, но и о том, какое место его компания будет занимать через несколько лет.
- Менять рынок. Компания, которая предлагает новый продукт или услугу, влияет и на конкурентов, и на поведение клиентов. Настоящий лидер думает о том, как его дело изменит рынок, инфраструктуру и повлияет на развитие отрасли. В мире есть масса изобретателей и инноваторов, которые так и не стали предпринимателями. Они создали работающий механизм, но не поняли, как его продать – не смогли проанализировать рынок и предугадать его развитие, потому что были сконцентрированы только на продукте.
3. Умеете ли вы вдохновить других?
В сильной команде цели работы не «спускаются» сверху, а складываются из целей участников. Важно, чтобы каждый из них понимал, что дает ему работа в этом коллективе, как ценности и цели компании соотносятся с его собственными задачами. Выстроить такую работу и систему мотивации – задача лидера. Для этого нужно:
- Думать о развитии сотрудников. Важно ставить перед коллегами задачи, которые помогут им раскрыть свой потенциал. Так, чтобы люди не просто выполняли рабочие функции, а развивались и чувствовали, что их личные цели связаны с целями компании.
- Искать единомышленников. Чтобы сотрудники были мотивированы и развивались внутри команды, важно с самого начала найти людей, чьи ценности соответствуют ценностям и миссии компании. Личный интерес – мощная мотивация для работы и развития. Особенно это важно в стартапах, где часто приходится прикладывать много усилий, а финансовая мотивация может быть недостаточной. Но если сотрудники с самого начала заинтересованы в развитии компании, они чувствуют себя не столько наемными работниками, сколько участниками общей миссии.
4. Можете ли вы делегировать?
Большинство предпринимателей когда-то были наемными менеджерами. Им нужно было решать конкретные задачи внутри их зоны ответственности: определять, какими именно способами решать поставленные задачи, контролировать работу.
Для предпринимателя важно другое – ставить цели, искать место компании на рынке. Он мыслит более глобально. Невозможно одновременно регулировать каждый механизм внутри компании, самостоятельно отслеживать KPI всех сотрудников, давать каждому обратную связь, и в то же время мыслить идеями, думать о будущем. Поэтому важно определить, кто будет заниматься этими задачами – найти людей, дать им необходимые инструменты и делегировать им внутреннее управление, чтобы освободить время и силы на принятие глобальных решений.
5. Готовы ли вы к рискам и давлению среды?
Предприниматель умеет заранее предусмотреть препятствия и перестроить стратегию. Предвидеть все сложности невозможно, изменения на рынке могут быть внезапными, и это важно учитывать. Лидер всегда держит в голове риски и проблемы, готов отказываться от неудачных гипотез и корректировать путь компании, в зависимости от внешних вызовов.
Можно ли научиться быть предпринимателем?
Предприниматель – это не просто профессия, но и образ жизни и мышления. Можно ли этому научиться? Есть ли способ вновь почувствовать себя предпринимателем, если вы «потеряли» это ощущение?
В 2022 году «Деловая среда» и аналитический центр НАФИ опросили 571 представителя малого и среднего бизнеса. Им задали вопрос, какими качествами должен обладать предприниматель. Самые популярные ответы – стрессоустойчивость и способность быть лидером. Может показаться, что способность к лидерству, умение вдохновлять людей, внутренняя воля к развитию и переменам – это врожденные качества. На самом деле предпринимательский образ мышления формируется именно с опытом и под влиянием обстоятельств.
Большинство предпринимателей когда-то были наемными работниками других компаний. Чтобы начать собственное дело, многим из них потребовалось больше узнать о бизнесе и развить в себе нужные качества. Кому-то помогло образование, другие сумели сделать это благодаря наставникам.
Но самое главное, не забывать регулярно отвечать себе на вопросы:
- Для чего я делаю то, что делаю?
- Как мои личные цели связаны с целями моей компании?
- В какую сторону я хочу развиваться?
Желание и способность к развитию – это то, что отличает лидера, который может стать примером для всего коллектива и двигателем для компании.
Также читайте:
Про умение быть готовым к рискам - чистая правда. Те, кто учился именно на менеджеров часто начинают паниковать, когда необходимо принять решение. Мне кажется, что это какая-то врржденная способность чувствовать меньше страха)
Был свой бизнес, но довольно быстро поняла, чтго работать в компании лично для меня намного проще и время остается на хобби. Далеко не каждый вывезет такую ответственность и стресс... Но опыт, конечно, колоссальный!
Какая ёмкая статья ! Замах огромный ! Предпринята попытка описать сочетание качеств в тройке Предприниматель - Лидер - Менеджер.
Очень хочется поблагодарить автора за его труд. Увы. Мой честный ответ - слабенько и банально получилось. И сумбурно.
А ответ прост.
Мышление примерно одинаково в тройке Предприниматель - Лидер - Менеджер в границах одного уровня бизнеса. Отличия в уровнях.
Мелкий ларёчник, не важно предприниматель или наёмный менеджер мыслит примитивнее, чем аналогичное лицо в малом бизнесе. А владелец или менеджер крупного бизнеса, мыслит масштабнее, чем такой-же в среднем бизнесе.
Вопросы (эти и подобные) правильные и практически всегда актуальны. Но есть и несколько других, не менее важных, вне зависимости от роли, предпочтений, амбиций и прочего.
В том числе:
Не знаю, если ли заведомо правильные и неправильные ответы. Совсем не уверен, что, к примеру, лидер, как указано в статье, действительно держит всё это в голове.
А тема, безусловно, интересная.
Спасибо автору, важная тема!
Не со всем согласен, здесь можно было бы рассмотреть уровни предпринимательской деятельности. Образ мышления "предпринимателя ларька" и руководителя промышленного комплекса объективно отличаются, их нельзя смешивать в одной статье.
..стереотипы и шаблоны не работают.... часто предпрениматель - это авантюрист, а наёмный управленец должен быть технологом.
Ужасно работают сервера на портале, но попробую прокоменнтировать.
Итак, если убрать криминал.
Мне понравилось, что автор применил слово "предприниматель", а не бизнесмен.
1) На мой взгляд, бизнесмен - человек безответственный, хитрый и жадный. Как правило, это человек, случайно ухвативший удачу - папа помог, женился на богатой дочке, был близко к распределению финпотоков. Он мало за что отвечает, если не брать нынешнюю санкционную политику. Он просто ищет места приложения капитала.
2) Отдельная категория - те, кто "поставлен" быть бизнесменом. Есть, к примеру, хороший заказ от государства, или приближённых к государству структур. Пусть это будет некая Государственная Система Учёта Всех Штрафов (ГСУВШ), пять лет запланировано на разработку и внедрение во всех заведениях страны. Ставиться человек, кторый будет "учредителем". Ему по-барабану как качество его "бизнеса", так и результат. Самое большое, о чём мечтают они - БМВ. Грязные и недалёкие люди. Это они ездят по тротуарам.
3) А многочисленные мошенники и инфоцыгане разве не бизнесмены? На мой взгляд, однозначно бизнесмены. Они видят общую картину, они амбициозны, они умеют вдохновить других. На портале тоже есть подобные.
А) Но есть предприниматели и коллеги верно пишут - масштаб надо учитывать. У меня есть друзья-фермеры. Их отличает непостижимая энергия и трудолюбие. Возникает, что и половина обычных людей не смогут выдержать такой работы. Какое уж там выгорание, они и слова такого не знают. Они не думают о своём здоровье, они не имеют отпусков. Они не гонятся за большими деньгами. Они умеют всё - от принятия телёночка до любого мгновенного финансового анализа. Да, они смелы и умеют быстро принимать решения.
Б) Очень маленькая, но заметная группа честного бизнеса. Такие люди, как Галицкий, Усманов - гении. Их мало. Их невозможно классифицировать.
В) Большая группа малого бизнеса. Это те, кто не заметен в обществе, но играют важную роль в наше повседневной жизни. Это хлеб с частных пекарен. Это те, кто строит нам домики на пенсию. Те, кто дежит аптеки, привозит в города штаны и рубахи. Красивое слово "комменрсант", мне енравится. Без них мы уже не представляем жизнь.
Г) Отдельная категория - это часто называется "социальным предпринимательством". Это руководители многочисленных фондов и общественных организаций. Это люди, до безумия заряженные идеей. Они бедны, они видят свою цель лет на 10 вперёд. Они умеют вдохновлять, собирают вокруг себя искючительно сподвижников и людей неравнодушных.
Д) Очень близко к ним учредители научных и специальных фондов. Там стоит идея. Какой-нибудь Институт развития общества информации. Это они продвигают самые передовые знания. Люди увлечённые и деятельные. Они, если надо, хоть до секретаря ООН дойдёт. Бывает что им везёт и они получают неплохие контракты, имеют деньги и не жалуются на жизнь. Но идея для них важнее.
<<В сильной команде цели работы не «спускаются» сверху, а складываются из целей участников>>
очень хорошо сказано.
Откуда такой вывод? Разве мало людей, совмещающих позицию собственника и руководителя? И разве наемный директор не должен мыслить идеями и думать о будущем?
По мне, так предприниматель это тот, кому комфортнее за рулем. Пусть машина попроще, но сам решаешь, куда ехать и кого посадить.
Чисто познавательный вопрос. "С точки зрения философии труд бывает... " И где у кого в философии такая классификация? У автора?