Современная жизнь с высоким темпом, клиповым мышлением и размытыми границами провоцирует упрощать и обобщать. Она стирает отличия, смешивает понятия, словно фрукты в миксере, выдавая гомогенизированное нечто. И вот мы уже путаем чувства и эмоции, принимаем уединение за одиночество, не различаем коуча с тренером, а предпринимательство и бизнес считаем синонимами.
О господах предпринимателях и бизнесменах и пойдет сегодняшний разговор. Кто эти люди? Чем занимаются? И зачем два понятия, казалось бы, одного явления? Может они справедливые синонимы и нечего зависать над идентификацией себя и своего дела?
Функция «помощь друга» в лице Википедии помогла в этом вопросе мало: в российской действительности определения даются не одинаковые, однако ясную разницу между предпринимательством и бизнесом усмотреть сложно. А вот полистав труды зарубежных экспертов и проанализировав опыт знаменитых собственников, начинаешь видеть отличия.
Есть ли у вас цель мистер Фикс?
Каждое дело начинается с цели (ну или должно бы начинаться с нее). Каковы же истинные цели предпринимательства с позиций западных экономистов?
Австриец Йозеф Шумпетер, живший в первой половине XX века, придерживался мнения, что предпринимательство – это сугубо новаторская деятельность. Ее главная цель – создание новых товаров. «Если дело не отличается новизной – это не предпринимательство».
Коллега Питер Друкер, доживший до наших дней, вторит ему: «предприниматель ищет перемен, реагирует на них и использует возможности».
Ну и знаменитые авторы «Экономикс» Макконнел и Брю и вовсе вводят термин «предпринимательская способность», а к предпринимателям относят лиц «стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса».
Когда перебираешь фигуры новаторов-современников, приходят на ум неутомимый авантюрист Брэнсон, креативный Джобс и необратимо изменивший мир юный Цукерберг. Что же общего между этими персонажами?
Для меня это идея и личная энергетика! Идея, затмевающая доводы разума и не знающая преград, не пытающая угодить потребностям, порою фриковатая, но безудержно рвущаяся изменить собой мир! И сила духа, энергия Предпринимателя, словно свежий ветер, несущий перемены, прорывающаяся сквозь сомнения, не понимание и преграды.
А что же движет другой частью собственников компаний, назовем их Бизнесменами? И вот тут, совсем иная история. Как говорится, «ничего личного, только бизнес, детка». Сухой расчет, прагматичный анализ потребностей, оценка альтернатив и выбор самой выгодной. Классический «прагматиш, практиш, гуд». Минимум полета, максимум расчета. Равновесие рынка такие компании не нарушат, наоборот, извлекать максимум прибыли из рыночной ситуации – главная цель. Что тоже несет весомый вклад в экономику родины.
Определившись с целями, компания начинает собственно работать. Владелец, так или иначе, участвует в этом процессе. Но какую роль занимают Предприниматель и Бизнесмен в компании – вот в чем вопрос.
Работа не лошадь, нечего на ней пахать
Здесь уже достаточно мыслить логически и наблюдать за персоналиями. Собственник, горящий инновационной идеей, мечтатель, стремящийся в чем-то изменить мир, уж наверняка будет максимально вовлечен в рабочие процессы. Он эмоционально привязан к своему детищу. Нередко это дополняется тяжелым личным трудом, продолжающимся и в случае неудач. Отличная иллюстрация рабочей модели истинного Предпринимателя – фильм «Джой», основанный на жизненной истории. Главная героиня – талантливая девушка, с детства тяготеющая к изобретательству, но погрязшая в семейной рутине, в какой-то момент решает взяться за старое. Нарисовав цветными мелками дочери незатейливый эскиз половой тряпки будущего, она стоически преодолевает препятствия на пути между идеей и покупателями. Вложив все финансы, заложив дом и рискуя банкротством, она лично становится моделью ТВ-шопа, вдвоем с подругой разыгрывает шоу на парковке супермаркета и стучится в двери соседей рекламируя свое изобретение. Она и только она – генератор прибыли своей компании. Сфера ее талантов становится темой для дела. Без нее смолкнет музыка и погаснет свет. И именно поэтому она первое время «пашет» больше любого наемника
А что же наш знакомый Бизнесмен? И снова легко увидеть отличия, вспомнив цель: максимальная прибыль из возможных на текущем рынке. Нужна ли здесь связь с интересами собственника, его личная отдача, вкладывание души в дело? В принципе, при такой задаче – не обязательно. Наняв профессионалов, изучив возможности рынка, просчитав несколько альтернативных планов, выбирается самая востребованная из имеющихся сфера с наивысшей рентабельностью. И дальше задача акционера, чтобы эта «машина поехала». Решает он ее через делегирование, организацию процессов, управление и контроль. Ну а если что-то пойдет не так? Или подвернется выгодный покупатель на бизнес? Или новая возможность, подобно золотой жиле, поманит запахом денег? Нет проблем! Бизнесмен, в отличие от Предпринимателя легко сменит тему в случае выгоды. Он же не – «золотой гвоздь» своего бизнеса, его машина при грамотном делегировании, легко будет катиться и без него. Это делает такие компании намного более привлекательными для сделок и устойчивее.
Кто не рискует, тот не пьет…
Еще один неотъемлемый параметр коммерческой деятельности – господин риск. Уж перед его лицом точно все едины: и не важно Предприниматель ты или Бизнесмен. Но если подумать, нюансы найдутся и здесь.
«К черту все, берись и делай!» – знаменитый девиз не менее знаменитого Ричарда Брэнсона. Авантюрист и бунтарь, смело идущий за своими желаниями вопреки всему, отражает стиль Предпринимателя: жить постоянно рискуя, идти на риск, не страшась, пить большими глотками пенный коктейль из адреналинового драйва!
Бизнесмен тоже рискует, но по-иному. Рискует, чтобы бизнес продолжал жить, чтобы доход не пострадал. Он не играет с риском, не наслаждается им, не бодрится от полета с горы и порывы шквалистого ветра. Словно опытный наездник, накидывающий лассо на бьющую копытами лошадь, он стремится оседлать риск, минимизировать возможный урон и укротить его спутницу – неопределенность.
Фирмы разные нужны, фирмы разные важны
Наверняка найдутся еще параметры, проводящие водораздел между П и Б: отношение к ресурсам, дружба с законом, социальность, масштабирование, отношение к сотрудникам. Но, мне думается, корень различий мы уловили.
Одни – креативные авантюристы, болеющие идеей, готовые инвестировать всего себя в рождение и развитие «дитяти», смело глядящие в глаза риску. Желающие заработать, реализовав свои возможности, не ограничиваясь ресурсами, они не ищут потребность, а формируют. Продукт неотделим от личности, построен на талантах, пропитан любовью и болью! Предпринимательство – намного больше творчество, чем игра по правилам из учебника по экономике.
Вторые – вдумчивые дельцы, профессиональные Менеджеры, играющие по правилам или, что тоже встречается, осознанно нарушающие. Их талант – максимально использовать все, что может дать рынок. Найти самую слабо удовлетворенную потребность и закрыть с извлечением выгоды. Скопировать удачную предпринимательскую идею, оптимизировать все аутентичные шероховатости. Извлечь наилучший результат наименьшей ценой, опираясь на ясный объем ресурсов. При этом личные усилия сводятся к минимуму, оптимальный результат – пассивный доход. И, если стержень предпринимательства – новаторство, то мантра бизнеса – оптимизация и рационализация. Творческому хаосу здесь не место.
Кем быть?
Так в чем же мораль? Кем быть? Куда податься – в Предприниматели или в Бизнесмены? Кто нужен сегодняшнему обществу? За кем будущее?
И вот тут не все так просто. Нужны оба. А двигаться можно лишь в одну сторону – только навстречу себе… Дело в том, что ведению бизнеса научиться доступно, а вот предпринимательство – скорее врожденное свойство. Его можно в себе вдруг обнаружить, приняв полюбить, взрастить раскрывая потенциал по максимуму. Но, пожалуй, не написан пока учебник, разворачивающий прагматичного вдумчивого логика на путь рушащего стереотипы творца и авантюриста. Их смелый дух прекрасен в своей красоте на старте, но так уязвим и не стоек в ежедневных буднях большого мира. Идея, не знающая границ, напитанная верой и любовью – вот что единственное способно улучшить мир. Но на таком адреналиновом уколе жить круглосуточно невозможно. Любая предпринимательская идея рано или поздно превращается в …бизнес. Выходя за рамки карманного региона и нарастив обороты, процессы компании, сотканные из талантов собственника и шитые на живую нитку энтузиазма неумолимо трещат по швам. Компания бухнет и ждет оптимизации со стороны прагматичного партнера Бизнесмена, умело отрезающего налипшее в творческом угаре и высвобождая Предпринимателя из круглосуточного плена любимого дитя.
Так что счастье компаний – в балансе, а персоналий – в осознании своих талантов. Просто будьте собой. Узнавайте себя каждый день. Раскрывайте разные грани, но не теряйте главного – того, что вы делаете лучше подавляющей массы людей на планете!
А для успеха своей компании не бойтесь сотрудничать с непохожими на себя людьми. Это весело, вдохновляюще и результативно для Бизнесменов и Предпринимателей!
в начале XX века происходила настоящая предпринимательская революция, сообщества передовых предпринимателей создавали новый мир вещей и им это казалось очень важным (пример Deutsche Werkbund)
в середине XX века предприниматели искали новейшие гуманистические концепции и воплощали их в жизнь (V.Papanek - IKEA)
где сейчас все эти "ищущие"? :)
За статью плюсик. Ясности мне не добавилось, но не такая простая тема. Быть может, тема и не может быть абсолютно ясной?
Скажем, возьмем такой пример:
Друкер вводит (или кто-то до него) понятие предпринимательское управление, наблюдаемое им, в частности, в компаниях в США.
А в нашей стране - практически в любой сфере - если поставить научный менеджмент в компании - будет очевидное предпринимательство, так как у коллег по цеху его пока нет.
Но менеджмент - это же оптимизация, координация и пр.
А мне кажется статья очень соционическая. Скажу по опыту общения с людьми, которые делают реальный бизнес, они такими словами точно не выражаются, они не думают о том, кто они предприниматели или бизнесмены. У них какие-то более реальные что-ли задачи, связанные с ответственностью руководителей, продажами, рентабельностью. Но в целом да, статья психологически на мой взгляд уравновешенная и симптоматическая для человека с псих образование, спасибо ) Читал не по диагонали ) Автор, пишите еще!
Действительно, не думают до поры до времени. Но, согласитесь, было бы неплохо, если бы думали. Сэкономили бы много времени, усилий и денег. К сожалению, катализатором самоанализа обычно становятся серьезные проблемы в бизнесе или даже его потеря.
Часто ведь наблюдаем, как пробивает стену вместо того, чтобы пройти через дверь. И говорить ему о двери (советовать, консультировать) бессмысленно - он же ее не видит и не понимает, как она открывается.
Хотелось бы какого-то прикладного решения проблемы, поднятой в статье. Вопрос-то действительно и актуальный, и критически важный.
Дополняя тему наглядных иллюстраций, предложил бы фильм "Вам письмо" как пример "Бизнесмена". Гл. герой в исполнении Тома Хэнкса - по-моему, неплохой портрет. Там же кстати наглядно показано на примере главной героини (Мэг Райан) что происходит с бизнесом, если у его лидера нет компетенций "Бизнесмена".
Цитата "предпринимательство – это сугубо новаторская деятельность. Ее главная цель – создание новых товаров."
Этим же занимается ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. И раньше этим занимался изобретательзанимался. А ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ это тот, кто что-либо предпринимает (см. правила словообразования в русском языке).
Я думаю - не следует вокруг простых истин пузырь сакральности раздувать.
Статья поднимает несколько надуманную проблему. Что важнее для человека - почки или сердце? Вопрос абсурдный - необходимо и то, и другое.
В любой компании необходимы как предпринимательство (креативная часть), так и менеджмент (систематизация бизнеса, оптимизация и стандартизация бизнес процессов). Вопрос только в одном - эти функции выполняет один человек или есть разделение этих функций между разными людьми.
Вопрос правильный, пусть и философский. Не определившись "по жизни" с самим собой, человек не будет эффективен сам и в коллективе. Проблема тут в базовом образовании, напрочь не дающем даже основ целеполагания и выявления способностей.
А вот нифига не очевидно, и встречается частенько. У нас есть под боком яркий тому пример - шикарное качественное развитие продуктовой линейки и тотальное просир...ние рынка при этом. Ну не интересно это ему, тянуть операционную лямку выпуска продукции! Нам их жаль, стараемся вправить мозги.
это важный этический вопрос вопрос, в странах первого мира возникали масштабные активности групп предпринимателей, которые считали необходимым создание новых товаров и нового товарного мира, для нового образа жизни
Тогда проблема совсем в другом - многие желают заниматься тем, что интересно (предпринимательством) и не желают заниматься рутинной скучной работой (менеджментом).
Это о целеполагании: одна цель - заниматься те, что нравится, а другая - получать больше прибыли. Владельцам нужно четко определиться - "ты с умными или с красивыми".
ну и где они? посмотрите вокруг на те предметы, которые вы купили и пользуетесь, в соседней ветке привел пример - занимаюсь как хобби музыкой, покупаю инструменты для хобби, это грубо говоря деревяшечки, которые хорошо склеены а не чипсеты для CG, которые живут к тому же в потреблении сезон не больше
а деревяшечки живут долго (есть вторичный рынок) за последние даже 10 лет появилось множество предпринимательских производств, которые склеивают это дерево во всех ценовых категориях - линейки очень широкие, качество везде пугающе высочайшее и все импорт
за 10 лет выросли новые бренды, а за 15-20 многие стали легендарными, все предприниматели, которые стоят за этими брэндами вот действительно увлеченные
где эти, которым интересно? в германии начала XX века они были в Deutsche Werkbund, во франции в Эсприт Нуво это все большие активности со стороны заметные если есть желающие заняться интересным предпринимательством