Самое трудное — упростить сложное настолько, чтобы оно стало понятным!
Зачем?
Как ни странно, в нашей жизни вопрос «Зачем?» возникает не сразу, в то время как это самый главный вопрос. Ведь даже сама по себе проблема, по сути, не требует решения… ровно до тех пор, пока у нас нет хоть какого-то ответа на вопрос: зачем мне/нам ее решать?
Итак, зачем я пишу эту статью? Я не могу назвать себя руководителем со стажем. Но я уверен, что знаю про управление чуть больше, чем кажется по моему статусу. Мой командир на военной кафедре, полковник Неподкосов, часто повторял: «Чтобы научиться командовать, надо научиться подчиняться». Я долго учился, скажу я вам. Теперь я хочу, чтобы окружающие меня руководители, да и «просто» менеджеры, узнали хотя бы часть того, без чего их роль вовсе не менеджер и не руководитель.
Следующий вопрос: зачем делить решения на стратегические, тактические и операционные? Потому что менеджеру иначе нельзя. Начать с того, что менеджеру нужно знать свою зону ответственности. А знаете ли вы, за что отвечает менеджер? Настоящий менеджер отвечает за все, кроме того, за что ему отвечать запрещено. В контексте данной статьи уточним, что операционному менеджеру запрещено отвечать за стратегию и часть тактики, связанную со стратегией; менеджерам среднего звена запрещено отвечать за операционную деятельность и большую часть стратегии; а топ-менеджерам запрещено отвечать за всю операционную часть и часть тактики, не связанную со стратегией. Именно такая логика ограничений используется при распределении ответственности за принятие соответствующих решений менеджерами.
Определения
Итак, давайте определимся с тем, что считать стратегическими, тактическими и операционными решениями. Решение — это избранный путь действия после обдумывания или обсуждения. Принятое решение определяется ситуацией, требованиями к тому, какой именно выход из нее нам нужен, и ресурсами, которые мы используем. Именно эти параметры помогут провести границы между решениями разных уровней.
Начнем, пожалуй, с операционных решений. Когда ситуация известна, а ресурсы определены, все решения менеджера (операционного) будут направлены на поддержание требуемого уровня контроля и целевых значений операционных показателей. В случае отклонения от целевых показателей, решения будут направлены на то, чтобы вернуться к ним.
Тактическое решение — это решение, которое принимается, когда известна ситуация и очевидны требования к тому, какой именно выход из нее нам нужен. «Единственная проблема — найти оптимальный вариант использования ресурсов» (Питер Друкер). При условии, что у компании есть стратегия, именно она определяет требования к выходу из ситуации. Поэтому, тактическое решение может идти вразрез с операционными.
И наконец, стратегическое решение связано «либо с уяснением (или изменением) ситуации, либо с определением, какие ресурсы имеются (или должны иметься) в распоряжении» (также Питер Друкер). Стратегические решения задают операционные уровни, и как ранее было упомянуто, определяют требования по выходу из ситуаций при принятии тактических решений.
Полиморфизм
Это единственное сложное слово в этой статье. Однако оно заменяет собой много других слов, и достаточно емко описывает свойство контекста, в котором принимаются решения. Дело в том, что одна и та же проблема может иметь разные решения, и в зависимости от важности и срочности может требовать выполнения тактического маневра или проведения стратегического планирования.
Простой пример — тридцать шестое свидание с девушкой. Операционное решение — куда сходить, сколько потратить, чтобы было «как обычно», всегда же работало. Тактическое решение — когда-нибудь хочу на ней жениться, поэтому сейчас лучше как-то намекнуть на возможность совместного проживания. Как это сделать на свидании?
И, наконец, стратегическое решение — организовать девушке незабываемый вечер, чтобы сделать ей предложение. И тут, конечно, сложнее. Какая должна быть обстановка? Какая подача? Какое заведение? Какое кольцо, где купить, откуда взять деньги, которых нет, на кольцо? И так далее…
Пояснения
Давайте теперь проанализируем пример, приведенный выше. Мы встречались с этой девушкой 35 раз. Понятна ли нам ситуация в ее краткосрочном развитии? Да. Мы не стремимся сейчас переломить (то есть, изменить) эту ситуацию, поэтому у нас простое желание поддержать отношения и обменяться личными симпатиями. Единственное, что мы должны решить (куда пойти, сколько денег с собой взять, и что надеть), чаще всего не вызывает у нас сложностей. Ведь можно пойти в одно из тех мест, где вы уже были, денег, как обычно, взять «все что есть», одеть — то, от чего ее не воротит.
Итого, когда мы находимся на уровне операционного менеджмента, мы управляем довольно определенной ситуацией, и у нас скорее желание придерживаться контекстного сценария. Требования зачастую можно выразить как «не хуже, чем обычно/положено». И ресурсы в целом у нас имеются, и мы о них знаем и можем выбрать нужные.
Фактически, у вас стоит задача — сохранить свой статус-кво. Ваша личная стратегия — это стратегия выжидания. Вы делаете то, что и обычно, вкладываете столько, сколько обычно, и в итоге получаете то же, что и обычно. Параметры оптимальности использования имеющихся ресурсов у вас заранее определены.
Что касается тактических решений, то нам уже на этом уровне становится понятным, что если делать все «как обычно», то чего-то нового мы не получим. А мы уже определили, что мы хотим получить от ситуации. Поэтому надо решить, как именно и посредством чего в рамках данной ситуации мы сможем достичь желаемого.
Возможно, у нас не получится с первого раза. Но, начиная с 36 свидания мы начнем использовать одну и ту же тактику, как только ситуация будет складываться подходящим образом. Например, когда ей хочется вместе поужинать — кормить ее у себя дома (или готовить ей у нее). Так еще и деньги на ресторан и дорогу можно экономить, (чтобы постепенно откладывать на свадьбу).
И, наконец, стратегическое решение. Оно самое сложное. У вас должно быть желание и смелость, чтобы посмотреть на какую-то ситуацию «стратегическим» взглядом. Ставки высоки, желание сильное, поэтому и эмоциональный откат будет нехилый. Поэтому лучше, чтобы получилось. Требуется план, потому что одно дело сменить место для ужина, а другое изменить отношение к тебе другого человека — дать понять, что вы серьезны, готовы, но не давите.
Возможно, для реализации плана понадобится больше времени, и вы перенесете свидание на какое-то время. Вам потребуется понять, какие ресурсы нужны, какой должна быть обстановка, каким должны быть вы. По сути, для вас единственным известным вначале является только требования к выходу из ситуации, олицетворенное вашей целью — сделать предложение руки и сердца — предложение, от которого нельзя отказаться!
Заключение
Пример, приведенный в этой статье, является простым, и он напрямую к менеджменту отношения не имеет. Но жизнь многогранна, и успешные люди, то есть те, кто непрерывно вырабатывает привычку добиваться своих личных целей, понимают, сознательно или нет, что «все познается в сравнении».
Поэтому оставляю за вами право сравнить этот простой пример с управленческими ситуациями в вашей работе, а также понять, что в некоторых случаях решение, которое вы сами от себя ожидаете в этих ситуациях, может быть не того уровня, и оно не приблизит вас к достижению ваших целей.
Фото: Pixabay.com
Цитата - операционному менеджеру запрещено отвечать за стратегию и часть тактики
Раз уж автор начал с введения терминов, то было бы верным определить и термин ответственность.
все решения менеджера (операционного) будут направлены на поддержание требуемого уровня контроля и целевых значений операционных показателей. В случае отклонения от целевых показателей, решения будут направлены на то, чтобы вернуться к ним.
А что, если ситуация изменилась - и старые стандарты не работают? (пришло мясо с другим, чем обычно, содержанием воды, если делать по стандарту - все пельмени развалятся - из моего общения с даже не операционным менеджером, а специалистом - приготовителем фарша).
Как минимум, нужно сообщить об этом выше, чтобы вовремя их скорректировать для новой ситуации.
Пример с 35 свидания и спокойно можно переложить и на менеджмент.
35 отгрузок клиенту произошло. Всё успешно и ладно. Однако, я хочу большего, потому-что понимаю что я и мой клиент это осилит. 36 оторузка на носу. Отгрузить , как обычно? Или, поговорить о том, а не увеличить ли нам товарооборот за Счёт подключения ещё 20 ваших тт? Плюсы на лицо, всем выгодно. А, я ещё и вишенку на торте дам, типа бонус какой-нибудь.
И, тут вопрос. Вот вертя эти мысли в голове, это уже стратегия? Похоже, что стратегия. Менеджер занимается своим делом? Своим. Делая предложение о особенностях 36 отгрузки, это уже тактика? Похоже, что тактика. Так, и?!
Не морочте девушке голову, если собрались жениться! Делайте предложение и счастья вам! Нет? Отойдите и не портите товар. Дайте дорогу настоящим. Девичий век не долог.
Не надо показывать себя своим клиентам тем, кто не стремиться к улучшению и благополучному взаимовыгодному развитию отношений. Не заходя на 36 свидание, вы топчитесь на месте и клиента сподвигаете на то, чтобы он начал смотреть в другую сторону.
Ну, как-то так.
Если действительно собрались жениться :)
Если собрались расширять бизнес; если собрались подстраиваться под изменения качества продукции поставщика невзирая на издержки и другие такие "если" действительно требуют принятия решений не на операционном уровне, а выше.
Я не изолировал менеджера, и считаю, как и написал, что менкджер отвечает за все, кроме того, за что ему нельзя отвечать. Соответственно если он не отвечает, то эскалирует на уровень выше, если там есть уровни. А если нет (например бизнес маленький), то по аналогии с приемом со шляпами - надевает тактическую или стратегическую шляпу :)
Цитата - Тактическое решение — когда-нибудь хочу на ней жениться, поэтому сейчас лучше как-то намекнуть на возможность совместного проживания.
Джентельмен должен сначала сделать предложение выйти за него замуж, а уже потом совместное проживание (после свадьбы). Либо я здорово отстал от жизни и девушки категорически не хотят замуж за любимого человека?
Люди бывают разные :) Я поэтому указал большое число прошедших свиданий - если у мужика после 35-ти свиданий еще осталась свобода решать, как жить дальше, то его дама сердца возможно не проявляла настойчивость, либо мужик не задумывался о будущем или боится принимать стратегические решения.
Да, я ожидал такой вопрос. Не стал в статье описывать, так как эта тема может отвлечь и перегрузить статью.
По аналогии с RACI, ответственность в статье = accountable. По-русски я бы назвал ее Ответственность за результат по сравнению с Ответственностью за исполнение. Но это тоже требует расшифровки.
В самой статье важно то, что разграничение полномочий менеджера формируется не по перечню из ДИ, а по иному принципу. И это действительно важно.
Встретил инструмент впервые. По ссылке -
https://www.cfin.ru/management/people/instructions/RACI.shtml
нормальное пояснение, соответствует Вашему?
Да, в контексте приведенной по ссылке статьи, Ответственный = Утверждающий.
С одним небольшим уточнением - утверждающий отвечает за результат своих решений. В то время как Исполнитель отвечает за соответствие своих действий утвержденному решению.
И архи-важно, что Утверждающий - всегда один. Поэтому существует расширение этой матрицы дополнительными ролями (к примеру, роль Согласующий, которые в общем виде сидят в роли Консультантов).
Я тут подумал на счет нового для меня инструмента - матрицы отвественности. И вот к каким выводам пришел:
1. Пи делегировании - человек берет на себя ответственность за выполнение задачи.
2. Его руководитель берет на себя ответственнсть за выполнение всех задач, что он делегировал (он же их - кто будет делать - выбрал).
Странный вывод - матрица методологически не верна. Но клеточек много и потому завораживает воображение любого руководителя.
И напрасно. Считаю это ошибкой. Если речь идет - о том, кто что делает - то да, а вот с ответственностью так делать категорически нельзя, почему - написал выше.